Дидактическая игра — ряд обучающих действий, развивающих определенные навыки в игровой форме. Она не нагружает дошкольников, как обычный урок и способствует развитию интереса малышей к приобретению знаний.
Сконцентрировать внимание маленьких детей очень сложно. Занятие помогает им в непринужденной обстановке развивать речь, мышление и узнавать много нового. С помощью дидактических игр увеличивается усвоение информации.
Урок «Кто где живет» повышает интеллектуальный уровень дошкольников. Они черпают много новой информации, что способствует общему развитию.
Дидактическая игра «кто где живет»
Цель — подкрепить уже имеющиеся знания и дополнить их новой информацией. Если малыши имеют определенные базовые знания о животных, живущих дома и в лесу, то дети старшей группы должны иметь представление и о лесном, и о морском мирах. Так же им нужно без труда различать их и разделять на диких и домашних.
Занятие способствует улучшению визуального и слухового восприятия, так же развивает речь. По результату дети могут рассказать, что вынесли из данного урока.
Материал состоит из карточек с изображением животных и их дома. Изготовить все это можно своими руками.
Нужно распечатать картинки с различными зверьками и рисунки с миром их обитания. Все это можно нарисовать самим. Разработан материал для детей среднего возраста. Для долгого использования, рисунки с миром обитания можно выполнить на твердом картоне, а обитателей закрепить на старых дисках, либо на фотобумаге.
Занятие можно проводить как для команд из 4-6 человек, так и индивидуально.
Командное обучение проходит следующим образом:
- Группа разбивается на команды.
- Каждой из них выдается картинка с миром обитания и набор карточек с разными представителями.
- Озвучивается задача: «Необходимо выбрать обитателей данного мира».
- Проверяется результат.
- Воспитатель со всеми командами проговаривает ошибки и озвучивает правильные ответы.
- Выигрывает та, которая максимально правильно выбрала животных.
Возможен вариант урока со всей группой. В этом случае у каждого игрока своя карточка, а рисунки с миром обитания закреплены на стенде.
- Раздаются карточки.
- Педагог задает вопрос: «Кто где живет?».
- Участники по очереди называют животное с доставшейся картинки и проговаривают его место обитания.
- Ведущий задает наводящие вопросы и помогает воспитанникам правильно сделать выбор. По ходу урока рассказывает о всех представителях интересные факты.
Для каждого возраста преследуется своя цель.
- Для воспитанников младшей группы цель направлена на освоение названий и внешнего вида животных. Урок несет в себе познавательную функцию. Возможна упрощенная вариация. На картинках с местом обитания можно нарисовать теневые силуэты. Малыши смогут выставлять карточки в форме животных поверх силуэтов. Это способствует развитию мелкой моторики рук и логического мышления.
- Для воспитанников средней группы очень важно привить интерес к окружающему миру и научить ассоциировать зверя с местом его обитания. Дошколята должны уметь определять, что это за представитель и где живет. Командные задания хорошо подходят для данного возраста.
- Для воспитанников старшей группы необходимо делать упор на развитие речи. Игра обучает их рассказывать, что это за зверь, где он обитает и какие у него характеристики. Вариация — краткий рассказ о нем. Педагог помогает малышу правильно сформулировать свою мысль с помощью вопросов. Если дошкольник не справляется с задачей, он ему помогает.
Дидактический материал «Кто где живет», для лучшего усваивания, можно разбить на несколько уроков: «Кто живет в лесу», «Кто плавает в море», «Кто живет рядом с людьми» и другие.
Карточка №1
Карточка №3
Карточка №2
Конспект занятия (НОД) Средняя группа «Кто где живет?»
Конспект занятия (ННОД) Средняя группа
«Кто где живет?»
Образовательная область:
Познание
Раздел:
Экология
Тема:
«Кто где живет?»
Триединая задача:
(воспитание, обучение, развитие).
Задачи:
Учить сравнивать, сопоставлять, дать представления о том, что животным для жизни нужны еда, вода, воздух, тепло. Развивать познавательные способности. Воспитывать любовь к животному миру.
Оборудование:
Письмо, плакат с изображением диких и домашних животных, мяч.
Ожидаемый результат:
Знать:
О среде обитания, характерных особенностях, способах передвижения разных животных. Что животным для жизни нужно еда, вода, воздух, тепло.
Иметь
представления о жизни растений и животных, о взаимосвязи между поведением людей в природе и состоянием окружающей среды.
Уметь:
Сравнивать, сопоставлять, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно-побудительный | Сюрпризный момент. Заношу в группу письмо, и зачитываю его. Предлагаю детям исполнить просьбу Незнайки и познакомить с животными и о их среде обитания. | Детям интересно, внимательно слушают. Дети соглашаются с воспитателем. |
Организационно-поисковый | Загадываю загадки про диких животных. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте кто это. Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней (Лиса). Серый и зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет (Волк). Кто в берлогу спать ложится волк, медведь или лисица? (Медведь). Вопросы детям про животных. Загадываю загадки про домашних животных. Словарная работа. Игра «Кто что делает» Я брошу мячик и назову животного, а вы ловите мячик и говорите, что делает это животное? -Корова. -Кошка -Лошадь -Собака. — Скажите, а можно таких домашних животных держать в городе у себя дома? Почему нет? -Скажите ребята, а кто ухаживает за дикими животными в лесу? А кто ухаживает за домашними животными? | Дети стараются дать правильно ответы на загадки. Внимательно слушают, сравнивают животных. Внимательно слушают, отвечают на вопросы. |
Рефлексивно-корригирующий | О ком мы сегодня на занятии беседовали? -Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? А что именно понравилось? Запомните ребята надо беречь животных и природу, потому что они взаимосвязаны. Теперь нам остается написать письмо Незнайке о сегодняшнем занятии, чтобы он мог побольше узнать о животных. | Ответы детей на вопросы воспитателя. Дети соглашаются с воспитателем. |
Анализ:
Дети всей группы правильно отвечали на все вопросы, отвечали на все загадки, знают каких животных нужно держать дома. Играя в игру, точно стараются изображать животных.
Кто живет в лесу
Данный урок посвящен лесным представителям. Картинки в этом случае должны быть с изображением зверей, обитающих в лесу.
В процессе урока педагог рассказывает, какие там проживают животные, показывает, как они выглядят, а в заключении дает небольшое задание.
Каждому участнику достается рисунок, на котором изображен лесной зверек. Нужно рассказать о нем все, что он знает. Таким образом, изученный материал хорошо закрепится.
Карточка №4
Карточка №5
Для такого занятия можно продумать звуковое сопровождение с голосами лесных зверей. На доску целесообразно разместить большой плакат, на котором изображен лес. С помощью стикеров на него можно прикреплять карточки с животными. Так будет развиваться не только слуховая, но и зрительная память.
Тема «Кто где живёт?» занятия в детском саду
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Никифоровского района Тамбовской области
Тема «Кто где живёт?»
подготовила — учитель — логопед Середина Нелли Александровна, р.п. Дмитриевка
Цели занятия: — Закрепить знания о диких животных, знакомить с их жилищами. — Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные», «Зима». — Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными. — Уточнять лексического значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка. — Развивать навыки связанного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество. — Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
Магнитофон, диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года»; предметы для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, ёж, лиса; фланелеграмы (доски) (один большой и два маленьких); картинный материал (дикие животные, их жилища, две-три ёлочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.), маски зайчиков.
Лексический материал:
— имена существительные: белка, медведь, лиса, ёжик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона; — имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый; — глаголы: поселяются, утепляются, выдолбить.
Организационный момент
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто? По деревьям скок-скок, Да орешки щёлк-щёлк. Дети. К нам пришла белка.
После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф (доску) картинку с изображением животного.
Логопед. А как вы догадались? Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает. Логопед. Ходит летом косолапо, А зимой сосёт он лапу. Дети. Медведь. Логопед. А как вы понимаете слово косолапо?
Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило неточны. Логопед поясняет: «Ходить косолапо – ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».
Логопед. Рыжая, хитрая, кур крадёт. Дети. Лиса. Логопед. А что значит хитрая? Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания). Логопед. Ползун ползёт, Иголки на себе везёт. Дети. Ёжик. Логопед. А что вы ещё можете сказать о еже? Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго. Логопед. Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. Дети. Заяц.
Логопед. А что ещё можно сказать о зайце? Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится. Логопед. Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? Дети. Волк.
Логопед. Почему этих животных называю дикими? Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.
Сообщение темы занятия Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, и их жилищах. Как вы понимаете слово жилище? Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Жилище – место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.
Основная часть
1. Проведение психогимнастического этюда
Звучит музыка
Логопед. Закройте глаза и представьте себе всё, о чем я буду вам рассказывать. На улице зима. Всё кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжёлыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начнёт осыпаться с веток. И это так красиво. А теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.
Дети вместе с логопедом идут в другую комнату, где создан «зимний лес».
Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите? Дети. Тут тихо. Стоят зелёные ёлочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.
Музыка смолкает Логопед. Где? Покажите мне её. Как называется её дом? Дети. Её дом называется дуплом. Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда берётся это дупло? Как вы думаете? Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом. Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остаётся после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает её, орехи и маленькие сосновые шишечки раскатываются по «снегу».) Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это? Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала. Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.
2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике нарушения зрения
Логопед. Давайте поиграем с орехами (шишками). Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влево), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.
Логопед. У вас очень хорошо получилось. Положите орехи и шишки в корзиночку и оставьте их белке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку.) Логопед. Ребята, посмотрите, что это? Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы. Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы. Дети хором и индивидуально произносят предложение. Логопед. А как называется жилище медведя? Дети. Берлога. Логопед. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу? Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки. Логопед. Я принимаю ваши ответы и во многом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, по вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?
Дети показывают на большой «сугроб». Логопед. Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто ещё спит зимой? Дети. Ёж. Логопед. А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях. Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? (Выставляет картинку.) Дети. Это следы лисы, зайца. Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.
3. Динамическая пауза Дети надевают шапочки с ушками и прыгают по заячьим следам. Логопед. Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своём жилище? Дети. Заяц убежал. Он всех боится. У него нет дома. Логопед. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдём от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал. Дети-«зайчики» прыгают к другому «дереву», снимают шапочки. Логопед. Жилище какого зверя мы с вами не назвали? Дети. Мы не назвали жилище волка. Логопед. Жилище волка называется логово – небольшая яма, в нём много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?
Дети отвечают хором и индивидуально. Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем «лесу», в нашем путешествии? Дети. Дупло, в котором живёт белка. Как мы превращались в зайчиков. Дети прощаются с «лесом» и идут в другую комнату. Логопед. Дети, подойдите к столу, возьмите нарисованные жилища диких животных и прикрепите к доске дом каждого животного. Теперь нужно поочерёдно ответить полным предложением на мои вопросы. Где живёт лиса? Дети. Лиса живёт в норе. Логопед. Значит это чья нора? Дети. Это лисья нора. Логопед. Где живёт белка? Дети. Белка живёт в дупле. Логопед. Дупло чьё? Дети. Это беличье дупло. Логопед. Где живёт медведь? Дети. Медведь живёт в берлоге. Логопед. Это чья берлога? Дети. Это медвежья берлога. Логопед. Где живёт заяц? Дети. У зайца нет дома. Он живёт под кустиком. Логопед. Где живёт ёжик? Дети. Ёжик прячется на зиму в сухой листве и траве. Логопед. Ребята, я предлагаю создать сказочный лес на доске. Дети берут картинный материал (ёлочки, снежинки, облака и др.) и прикрепляют его. Логопед. Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем название нашей картине. Дети. Нам тоже нравится. В лесу. Сказочный лес. Лес – дом для животных. Итог занятия Логопед. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
Логопед. А как люди должны вести себя в лесу? Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять. Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличается: Полина, Вика много знают о животных; интересными были ответы на вопросы у Саши, Егора; Дима очень интересно рассказывал о жилище медведя. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.
Сюжет на доске остаётся в группе 2-3 дня. Воспитатель закрепляет изученный материал, проводит работу по формированию психологической базы речи.
Кто плавает в море
На этом занятии ведущему необходимо рассказать, что помимо жителей суши, существуют водные жители. Если позволяет оборудование, показать небольшой видеоролик о подводном мире. Картинки в данном случае должны быть с морскими обитателями, а плакат с морским дном. Для того, чтобы развивать мышление, рисунки с водными жителями можно перемешать с изображениями обитателей суши. Чтобы было интереснее, позволить участникам доставать изображения из коробки с закрытыми глазами.
Далее ведущий задает вопрос каждому: «Твое животное плавает в море? Почему ты так решил?». На что участник должен рассказать, кто ему попался и какие отличительные особенности ему подсказали, что житель морской.
В процессе урока педагог дает время на формулировку рассказа и помогает наводящими вопросами.
Кто живет рядом с людьми
Ведущий знакомит участников с домашними животными и рассказывает, какую пользу они приносят человеку. Так же показывает, где живут и как люди за ними ухаживают.
Карточка №5
Карточка №7
Карточка №7
Рисунки раздаются участникам, и они рассказывают, кто там изображен. Закрепляют материал.
Чем занять дошкольника дома и в детском саду
В детских садах дидактические игры пользуются широкой популярностью, потому что дети любят играть и в этой обстановке хорошо устраивают материал.
Находясь дома, малыш может так же развиваться с помощью дидактических игр для младшей группы. «Кто где живет» — самый простой вариант. Занимаясь уже знакомым развлечением со своими родителями, может показать, как много узнал. Родители в свою очередь закрепляют знания и обучают новым видам животных.
Для домашних игр множество вариантов. Сделать их можно своими руками, привлекая к творческому процессу своего малыша. Вырезать напечатанные картинки не сложно, главное — контроль со стороны родителей. Когда материал готов, мама может себя попробовать в роли педагога, рассказав об обитателях той или иной территории. Затем предложить разложить всех представителей по своим домам.
Если допускаются ошибки, необходимо внести поправки. Через некоторое время можно поиграть еще раз.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»
Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных, которые живут в Арктике, пустыне, в лесу.
Задачи:
- закреплять умение детей соотносить изображение животного с определённым макетом природной зоны,
- упражнять детей в умении объединять изображения животных по месту их обитания,
- развивать речь, сообразительность, внимание, память, находчивость,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа. Наблюдения на экскурсиях и прогулках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материал. Макеты природных зон : Арктики, пустыни, лесной полосы; изображения животных, обитающих в этих природных зонах.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуйте, ребята! А что это за животные здесь у вас и где они живут?
Воспитатель. Буратино, это животные разных природных зон .
Буратино. А, я всё уже понял, можете не продолжать! Сейчас я их быстренько расставлю по местам.
Буратино неправильно располагает животных по макетам.
Воспитатель. Буратино, ты поторопился и всё перепутал. Давай вместе с ребятами разберёмся, каких мы видим здесь животных и в каких природных зонах они обитают. Дети назовите животных, которых вы здесь видите?
Дети называют животных.
Воспитатель. А изображение, каких природных зон вы здесь видите?
Ответы детей.
Воспитатель. А как вы думаете, может ли, например, верблюд жить в Арктике?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему?
Дети. Потому что в Арктике холодно, верблюду там нечем питаться.
Воспитатель. Правильно, ребята, для каждого животного нужна своя среда обитания. Есть несколько природных зон. У нас с вами есть макеты следующих природных зон: Арктики, пустыни и леса и для каждой природной зоны соответствуют свои природные условия.
В Арктике очень холодно, здесь царство льда и снега. Даже над океаном свирепствуют морозы, бушуют метели. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. И всё равно в этих суровых условиях существует жизнь. Здесь прекрасно чувствуют себя белые медведи, песцы, тюлени, моржи.
Воспитатель. А это макет, какой природной зоны?
Дети. Это – пустыня.
Воспитатель. Правильно, это пустыня. В пустыне очень сильная жара, выпадает очень мало осадков. Пустыня обычно покрыта песком. Среди раскалённых песков, очень редко встречаются тенистые пальмы и немного чистой прохладной воды. Среди животных здесь встречаются верблюд, ушастый ёж, тушканчик, варан, сайгак.
Воспитатель. Макет, какой природной зоны вы здесь ещё видите?
Дети. Леса.
Воспитатель. В лесу растут хвойные и лиственные деревья, кустарники. Здесь благоприятные условия для жизни многих животных, птиц, насекомых. В лесу живут медведи, волки, лисы, зайцы, белки и другие животные.
Воспитатель. Вот, ребята, давайте покажем Буратино, где какие животные живут.
Дети выбирают животных, живущих в Арктике, и помещают их в макет. Затем выбирают животных, живущих в пустыне, и помещают их в соответствующий макет, выбирают животных, живущих в лесу, помещают их в макет леса.
Воспитатель. Вот, Буратино, посмотри, как ребята распределили животных по макетам. Запомни, где какие животные живут.
Буратино. Теперь я понял, как нужно выполнять это задание и больше не перепутаю природные зоны для животных.
Воспитатель. Но самое главное, о чём нам нужно помнить, Буратино, что природу нужно беречь и охранять.
Буратино. Конечно, запомню. Спасибо вам, ребята, до свидания.
Буратино уходит.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Эту игру мы поместим в наш уголок природы. Вы всегда можете в неё поиграть.