Правила и виды проведения педсоветов в детских садах


Виды педсоветов

В советские времена процессы образования, воспитания и развития дошкольников проходили по стандартным программам. Сегодня же у воспитателей есть право выбора. Обсуждается он на специальных собраниях, которые проводятся с участием всего педагогического коллектива.

Согласно ФЗ «Об образовании» принято проводить не менее 4 сборов. При этом все обсуждения протоколируются. Согласно всем требованиям, нормам, проводится несколько видов педсоветов в детских садах. К ним можно отнести:

  • установочное собрание – оно же является первым. Проводится, соответственно, в начале осени. Главными задачами и целями мероприятия является подведение итогов за прошедший летний период – каникулы и утверждение нового плана, режима работы дошкольного учреждения. К нему подготавливаются особенно тщательно старшие воспитатели и воспитатели. Во время подготовки педагоги разрабатывают новые программы по развитию малышей, создают все условия для реализации поставленных целей, а заодно собирают, оформляют всю документацию. Задача старшего воспитателя в рамках проведения установочного совета – дать рекомендации другим педагогам по составлению программ, а заодно подобрать методическую литературу;

  • текущий педсовет в детских садах – обязан проходить дважды за год. Задача проведения – обсуждения работы педагога. К проведению события работники ДОУ готовятся тщательно, подготавливают открытые доклады о своей деятельности. Данные доклады содержат темы, которые отвечают всем поставленным целям и задачам на установочном собрании. Во время выступления воспитателей, он делится опытом, результатом проведенной работы, докладывает об эффективности своей деятельности. Тема педсоветов оговаривается заранее. Как правило, из года в год они схожи между собой. Чаще всего поднимаются вопросы на следующие темы:
  1. Развитие детей разного возраста посредством игры.
  2. Индивидуальный подход к развитию, образованию воспитанников.
  3. Экологическое, трудовое, эстетическое или гуманное воспитание у дошкольников.
  4. Гендерный подход воспитательного процесса;

  • итоговое собрание – проходит мероприятие в конце учебного года – в мае или июне. Цель события – подвести итоги прошедшего периода, сделать выводы и задел на предстоящий год. Перед проведением совета, работники сада проводят разные виды работ: совершают опрос родителей, заполняют карты развития воспитанников. Такие специалисты, как психологи, логопеды, медработники, музруководители подготавливают отчет по каждому ребенку. С учетом всех выступлений составляется план работы на летний период, а также прогнозируется деятельность на следующий учебный год.

Виды и формы проведения педагогических советов в ДОУ.

Виды педсоветов

  1. Установочный педсовет

Название происходит от слова «установка» введенного в психологию Д.Н.Узнадзе, и означает готовность к определенной активности в зависимости от наличия потребности и объективной ситуации, ее удовлетворения.

Миссия установочного педсовета создать условия для переоценки ценностей, попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и представления педагога о детях, пробудить желание научиться новому, создавать условия для развития личности ребенка.

Условность названия «установочный» очевидна, так как любой педсовет призван работать на изменение установок педагога. Этот педсовет дает установку на новый учебный год.

  1. Тематический педсовет

Такой педсовет посвящен определенной тематике. Тема определяется годовой задачей ДОУ или возникшей проблемой, которую необходимо решить.

Формулировка темы является центральным механизмом для концентрации внимания и вдохновения всех участников педсовета.

Название темы не должно быть длинным, сухим, с перечислением целей и задач.

  1. Итоговый педсовет

Назначение такого педсовета –анализировать итоги учебного года, выявить и определить стратегические и развивающие проблемы.

Важно серьезное внимание уделить подготовке такого педсовета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за учебный год, определить свои успехи и неудачи.

Условное разделение

педагогических советов

по форме организации

  1. Традиционный

    – это педсовет с подробной повесткой дня, проведенный с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним.

  2. Педсовет с использованием отдельных методов активизации

    педагогов.

В его ходе председатель может предложить участникам решить кроссворд, ситуативную задачу, либо применить метод «игрового моделирования».

  1. Нетрадиционный педсовет

    . Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.

ВАЖНО: итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Формы проведения

тематических педсоветов

  1. Педсовет – деловая игра

Может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.

  1. Педсовет-конференция

Может состоять из нескольких составных частей. Например, основное сообщение и диалог, которое организует старший воспитатель совместно с группой специалистов. Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех участников задавать вопросы, дискутировать, развивать тему, высказывать свое мнение.

  1. Педсовет «Круглый стол»

Для его подготовки необходимо собрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Для этого некоторые вопросы можно заранее дать группе педагогов. Они смогут ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения по данному вопросу (теме). Важно выбрать ведущего, способного быстро ориентироваться в вопросах и направлять обсуждение.

  1. Ситуативный педсовет

Рассматривается одна или несколько педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педагогического совета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на камеру, сюжету.

  1. Педсовет-дискуссия

Педагоги заранее делятся на группы и готовят свою концепцию обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

  1. Педсовет «Научно-практическая конференция»

Этот педсовет можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ. Важно составить повестку дня так, чтобы каждое ДОУ на одинаковых условиях могло участвовать на равных в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений.

  1. Педсовет «Аукцион»

На такой педагогический совет педагоги приходят уже с готовыми идеями, со своими решениями, которые они предлагают окружающим. Эти идеи, решения педагог обосновывает, раскрывает («расхваливает»), использует разные приемы (наглядные, словесные, практические). В конце педсовета творческая группа отбирает («покупает») самые интересные, инновационные к исполнению.

  1. Педсовет экскурсии, путешествия.

Данная форма педсовета предполагает использование нескольких помещений, а может быть и зданий. Например, педсовет на тему оздоровительной работы можно провести, используя помещения

  • Методического кабинета
  • Физкультурного зала, бассейна
  • Медицинского кабинета
  1. Педсовет — процесс.

Педсовет такой формы строится по типу судебного процесса, в котором есть обвинители, обвиняемые, защита, присяжные заседатели. Во время проведения такого педсовета обычно выявляются какие-то проблемы ДОУ. В тоже время определяются как положительные, так и отрицательные стороны какого-либо вопроса, явления.

  1. Педсовет — мозговой штурм

Метод мозгового штурма выдвинул в 40-х годах ХХ века американский морской офицер Алекс Осборн. Этот метод предполагает выдвижение различных гипотез, проблем, идей. Каждый говорит, что он думает по данному вопросу. При этом критика высказываний запрещена.

Выделяются два вида мозгового штурма

:

прямой

– выдвижение достоинств, задач для решения положительных факторов:

обратный

– выявление максимального числа недостатков и поиск их устранения.

Правила проведения педагогических обсуждений

Провести мероприятие не так уж просто. Нужно знать ключевые правила. Педсоветы в детском саду должны проходить следующим образом:

  • должен присутствовать весь педагогический состав дошкольного учреждения;

  • на протяжении всего года обязано пройти не менее 4 советов;
  • регламентируется график проведения собраний на законодательном уровне;
  • должно выступать несколько докладчиков;

  • на каждом событии должен вестись протокол. Он будет выглядеть как прошитый журнал. Все записи будут писаться вручную, а страницы будут пронумерованы. При заполнении указываются все выступающие с докладом педагоги, темы их выступлений, обсуждения и решения. На самом мероприятии секретарь педсоветов ведет черновик, а через 5 дней представляет готовый протокол;
  • результат педсоветов обязан вестись должным образом. В протоколе указывается дата, номер мероприятия, число всех присутствующих воспитателей и отсутствующих педагогов, тема события, повестка дня, цели собрания, достигнутые результаты обсуждения;
  • тематика всех советов регламентируется годовым планом ДОУ в начале каждого учебного года.

Выступления на педсоветах МАДОУ детского сада № 32консультация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

«Утверждено» Старший воспитатель

Г.Н.Иванова

Доклад на тему: «Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ».

Подготовила воспитатель 1 кв. категории

Воспитатель: Чоловская Светлана Витальевна

29.11.2017

г.о. Химки, 2022г.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Как уже отмечалось, в настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

  • познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
  • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
  • предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
  • оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  • формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы РПС Функциональная роль Формы и методы работы
Экологическая комната (класс) Обучающая, релаксационная Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы
Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения
Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам Наблюдение, уход за растениями, животными
Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения
Библиотека Познавательная, Чтение, рассматривание
формирование интереса к чтению иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов
Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников
Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ
Изостудия (художественная студия), дизайн- студия Эколого-эстетическая, эмоциональная Интегрированные (эколого- эстетические) занятия,

изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации

к художественным произведениям и детским сказкам
Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в

экологических постановках

Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала
Музыкальный зал Эколого-эстетическая Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы
Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого- оздоровительные прогулки
Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная Занятия (преимущественно по блоку «Вода», «Животные»), экологические праздники
Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей,

фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п.

Компьютерный класс (или

отдельные компьютеры)

Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на

компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач

Компьютерные игры экологического содержания для дошкольников, прослушивание записей звуков природы
Кабинет труда (ручного,

художественного)

Воспитание трудолюбия, развитие фантазии Изготовление поделок из природного и бросового материала, оборудования для занятий, спектаклей
Уголки в группах (экспериментальные, Познавательная, эстетическая, Самостоятельные исследования, игры, общение
природные, выставочные) эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ
Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур

Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль — повышают эффективность экологического образования. Рассмотрим отдельные элементы экологического комплекса.

Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) — относительно новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными. Иногда возникает вопрос: можно ли употреблять слово «класс» в дошкольном учреждении? Нам кажется, что важно не само название, а содержание и формы работы, для которой он предназначен. Если слово «класс» не влечет за собой механического переноса в детский сад школьного варианта обучения (что недопустимо), то и оно может употребляться. В данном случае для ребенка «класс» — обозначение особого, отличающегося от групповой комнаты, помещения. Более того, как показывает опыт, положительное отношение детей к экологическому классу переносится ими и на отношение к школе («там тоже есть классы»). К тому же целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду, в отличие от школьного, не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.

Другой вопрос, который иногда дискутируется: а нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Может быть, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний

вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. Некоторые детские сады отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка. Они с большим желанием идут в детский сад, «посмотреть экологическую комнату» (как объясняют свое желание дети постарше). Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, как это сделали, например, в некоторых ДОУ, преобразив некоторые подсобные помещения.

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Наш опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать, прежде всего, образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, — камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.

Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.

Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето ряд заданий: собрать коллекции цветущих растений луга, леса, листьев разных видов деревьев, коллекции насекомых. При этом в качестве оправдания выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного, уважительного, эмоционального отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, то есть на обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Кроме того, сухие образцы гербария, как правило, не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Опыт работы автора показал, что даже ученики начальной и средней школы (не говоря о дошкольниках), прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть и состояние гербария в некоторых детских садах (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску), то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы. В одном из детских садов во время изучения темы «Живая и неживая природа» дети не согласились с педагогом, который в качестве объектов живой природы показывал коллекции насекомых, не захотели опознавать в мертвых жуках «живую

природу». В то же время, наблюдая за живыми бабочками и жуками в парке, они безошибочно ответили на вопрос.

Таким образом, на наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.

Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка — желания иметь коллекцию красивых бабочек зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах.

В ряде некоторых экологически ориентированных дошкольных учреждений стремятся создать целые ландшафты из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. Опыт показывает, что дети сами чувствуют искусственность такой ситуации, задают вопросы: «А что, эту птичку убили, чтобы нам показать?» (высказывание 6-летней девочки по поводу чучела тетерева в одном из детских садов). При таком подходе ребенок имеет возможность более детально познакомиться с представителями местной фауны и флоры, однако с точки зрения экологического воспитания педагог получает отрицательный результат. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях, предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.

Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете.

В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).

На стенах экологической комнаты вывешиваются физико- географическая (не политическая!) карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В последнее время социологи отмечают, что телевидение, многие книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно занимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Так, американские специалисты в результате опросов выяснили, что большинство людей (детей в том числе) представляют себе ученого как чудаковатого человека в очках, с взъерошенными волосами (вариант — лысого), в белом халате, с пакетом молока и буханкой хлеба в сумке. Его окружение — столы с огромным количеством различных пробирок, колб с веществами, которые периодически взрываются (что-то вроде «рабочего места» колдуна). Да и в нашей стране, в отличие от предыдущих лет, образ ученого стал мало отличаться от образа, созданного в тех же фильмах. Специалисты бьют тревогу: полученные из фильмов представления об ученых делают эту профессию малопривлекательной для детей, а наука рассматривается ими в одном ряду с магией, колдовством, причем далеко небезвредным. Поэтому крайне важно уже с детства формировать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных работников (независимо от того, станут ли они сами учеными в будущем). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини- лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Оформление лаборатории. Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в порядок столы, оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями.

Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

Оборудование. Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы — в доходы!»). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Достаточно иметь пять микроскопов на подгруппу. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Материалы для работы

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Особенность проведения занятий в лаборатории

Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время

проведения опытов они надевают белые халаты, например, из старых мужских рубашек, и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).

Традиционно в группах дошкольных учреждений создают живые уголки, содержащие комнатные растения и один-два вида животных. В экспериментальных дошкольных учреждениях, работающих по программе «Наш дом — природа», созданы небольшие комплексы из трех уголков.

  1. Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина, камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в экологическом классе, строить из камней дома и города и т.д. Таким образом, воспитатель совместно с родителями собирает разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещается в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия в экологической комнате ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.
  2. Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.
  3. Выставочный уголок. Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.

Материалы к установочному педсовету в ДОУ

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Принципы

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности — создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов;

принцип деятельности — новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;

принцип вариативности — формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества — ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: Интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства

Эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью

Творческие — воображение, создание новых моделей, образов

Регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений

Главное достоинство метода экспериментирования – реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]