Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения


Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Библиографическое описание:

Мангазеева, Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения / Т. Н. Мангазеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11531/ (дата обращения: 29.01.2022).


Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая ситуация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т. д.

Мы не новички в сфере образовательных услуг, и работаем уже 30 лет. И всё же, в условиях жёсткой конкуренции, педагогическому коллективу «Почемучки», приходится постоянно развиваться и соответствовать требованиям времени. Решение проблемы качественного образования дошкольников в условиях ДОУ, заставило нас пересмотреть Программу развития, формы и методы работы с детьми и родителями.

Сегодня я хочу остановиться лишь на одном аспекте: социально-личностном развитии ребёнка.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Именно поэтому в соответствии с Концепцией модернизации содержания образования, Программа развития нашего ДОУ построена в русле личностно-ориентируемого подхода, помогающего ребёнку на ранней стадии развития формироваться, как успешная личность.

Учебный год мы начинаем с анкетирования родителей, задавая один простой вопрос: «Чего ждут родители от детского сада, что он должен дать их ребёнку»? Как правило, сегодняшние родители формируют свой заказ не только в области обучения конкретным дисциплинам, а и в области развития личных качеств ребёнка. То есть им требуется развить в ребёнке те качества, которые так необходимы в реальной жизни. При заказе на такое образование, мы понимаем, что учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств ребенка. При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребёнком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгори и «мне интересно, что ты думаешь о …». На занятиях приоритетными становится создание доброжелательного, доверительного общения педагога с детьми. Уважительное отношение к индивидуальности ребёнка, его миропониманию с учётом различных интересов и психологических типов детей. Всё это создаёт атмосферу диалога, побуждает к творчеству, активизирует фантазию, стремление к самовыражению.

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций — одно из актуальных средств социально–личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Педагоги ДОУ развивают умения широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, поощряют детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения конфликтов. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества.

В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа. Развлечения и праздники: «Масленица», «Рождественские посиделки», «Осенины на Руси», «Зимние забавы», «Пасха», «Пробуждение медведя», «Весёлая ярмарка», «Праздник русского валенка», «День семьи, любви и верности», «Край берёзовый, край Есенина» — стали в дошкольном учреждении традиционными. Но в последнее время в рамках работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, коллектив детского сада, не нарушая прав ребёнка на имя, семью и национальность, проводит работу по ознакомлению детей с культурами других народов.

Данная работа обеспечивает воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике.

Работа воспитателей и всех специалистов детского сада строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, уважении его как личности. Дети с удовольствием посещают кружки: «Здесь Родины моей начало», «Ладонь друга», «Островок безопасности», «Учимся общаться», «Здоровячек».

В своём детском саду мы постарались правильно организовать предметную среду, которая помогает педагогам обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию, одновременно включать всех детей в активную познавательно-творческую деятельность и в лёгкой непринуждённой форме получать и развивать навыки общения.

В ДОУ имеется: комната психологической разгрузки, музей декоративно-прикладного искусства с предметами народного быта и образцами народных промыслов, педагогическая гостиная, в группах уголки социально-личностного и эмоционального развития детей. В уголках сосредоточены следующие разделы:

  1. «Я — семья — группа» — рисунки, альбомы, эмоции, строение человеческого тела. В групповой комнате могут быть семейные фотографии в виде выставок, коллажей, весёлых рассказов, модели возрастных периодов, фото семей на отдыхе, в походах, экскурсиях, занятиях любимым, делом, творчеством и т. д.
  2. «Права ребёнка» — это могут быть шкатулки с секретами, сундучки-сокровищницы, коллекции, выставки, альбомы с рисунками, Конвенция о правах ребёнка, блокноты («Мои мечты, желания», «Что меня огорчает», «Что меня радует»), дидактические игры, групповые газеты.
  3. «Дом, где яживу» — коллажи на разную тематику, карты мира, России, Кемеровской области, города Юрги, флаги, гербы, гимн России, фотографии Президента, губернатора, мэра города. Карточки-схемы участка, города, парка.
  4. «Национальность, возраст, половые различия» — (альбомы, рисунки национальных костюмов). Профессии (дидактические игры, фото и др.).
  5. «Социальные навыки» — групповые правила, способы разрешения конфликтных ситуаций. Правила безопасного поведения дома и на улице, правила этикета, таблицы для приготовления пищи, какой-либо работы, карты — схемы выполнения работы.
  6. «Рукотворный мир» — изделия, выполненные своими руками и руками мастеров, уголок ручного труда по половым различиям.
  7. «Экспериментирование» — описание опытов, таблички наблюдений, схемы, природный материал, образцы бумаги, тканей и т. д.
  8. «Ящик спредметами заместителями» — катушки, прищепки, веревки разной длинны, выключатели, деревянные бруски, колечки, замки, пробки и прочее.
  9. «Сюжетно— ролевые игры» — атрибуты, ряжение, предметы-заместители.
  10. «Бытовой труд исамообслуживание»

Кроме того, с целью создания предметно-развивающей среды, способствующей формированию дружелюбных взаимоотношений дошкольников со сверстниками, в группах созданы условия для сюжетно-ролевой игры, «Экран настроения», «Гора успеха», которые позволяют детям определять эмоциональное состояние каждого ребёнка и выделять тех, кому необходима поддержка.

В театральных уголках групп размещаются различные виды театров. С их помощью дети и взрослые устраивают театрализованные представления с использованием сцен русского быта, различные варианты русских посиделок.

В уголке изо деятельности дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России, с творчеством русских художников.

В экологической зоне дети учатся осознанно и бережно относиться к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними; получают знание о природе, её явлениях.

В музыкальной зоне, с помощью элементарных музыкальных инструментов, дети всех возрастов поют русские народные песни, водят хороводы, играют в музыкальные игры.

В игровых зонах групп сосредоточены разнообразные народные игры.

С целью развития у детей чувства любви, ответственности и гордости за достижения страны, закрепления знаний о своей малой и большой Родине, формированию, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств и этнокультурных традиций в группах детского сада созданы уголки «Я — россиянин», «Моя любимая Юрга», «Мой родной Кузбасс».

В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Поэтому у педагогов и детей старшего возраста возникло желание организовать в группе мини-музей боевой славы «Эхо войны». В нём представлены боевое обмундирование, экипировки разных родов войск, вещи принадлежавшие участниками ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, подлинные письмами солдат с фронта и извещение — похоронка 1943г., вырезки из фронтовых газет военных лет, почетные грамоты за боевые заслуги. Кроме разделов «Боевое сражение» и «Военные раритеты» есть в музее разделы: «Моя родословная», «Герои Юрги», «Открытки и книги», «Коллекция песен о войне», «Фотоальбомы «Техника и оружие ВОВ», «Символы Победы», «Дети- герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города — герои». Дети с удовольствием и неподдельным интересом посещают музей, размещают там свои рисунки, поделки, изготовленные совместно с родителями и педагогами дидактические игры. Ко Дню Победы в учреждении проводятся тематические недели, где воспитанники с родителями имеют возможность поучаствовать в выставках, конкурсах, проектах, открытых мероприятиях. С целью сохранения в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, наши дети присоединились к всероссийской акции «Бессмертный полк».

Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, что позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать активным его преобразователем.

Новой формой работы с детьми в ДОУ стал проект «Календарь интересных дат», главной целью которого является развитие чувство сопричастности к всенародным торжествам. Так у нас появились новые праздники: «День детских изобретений», «День детской книги», «День мира», «День животных», «День ребенка», «День приветствий», «День объятий», «День доброты», «День Земли», «День птиц», «День друзей» и др.

Низкий уровень компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Следствием этого является не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность. Поэтому мы постарались сделать семью не только нашими неизменными помощниками в социально-личностном развитии детей, но и организовать с ними просветительную работу в этом направлении.

С гордостью можем сказать, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, но и активно обсуждают вопросы социально-личностного воспитания на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах, курсах для родителей. Вместе с детьми родители участвуют в выставках, познавательных проектах, конкурсах.

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам!!!

Поиск новых форм методической работы привел к организации на базе детского сада городской творческой группы «Формирование социальных навыков и коммуникативной компетентности у дошкольников». На протяжении 10 лет творческая группа педагогов города разработала множество материала по данной теме.

Анализируя работу детского сада, приходим к выводу: реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Литература:

  1. Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Технологии педагогического общения с родителями. // Справочник старшего воспитателя. 2010. № -С.- 12–13.
  2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Иванова Н. В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2005. № 7.- С. 24.
  4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, — М.: Педагогика, 1988.
  5. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. -2004. — № 5. — С.8–26.
  6. Левшина Н. И. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — С. 102–105.
  7. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
  8. Смирнова Н. В. Игровое сообщество дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 35.
  9. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. — М.: Педагогика, 2003.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, ребенок, День, дошкольный возраст, родитель, группа, игра, окружающий мир, педагог, Программа развития.

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]