Что такое мышление?
Существует много определений этого понятия, но, по сути, все они сводятся к одному: мышление — процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности. То есть это знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса.
Можно привести простой пример: мы смотрим на кипящий чайник и точно знаем, что вода в нем очень горячая. Нам не нужно измерять ее температуру с помощью специальных приборов, не нужно пробовать воду рукой. Мы помним, как выглядит кипящая вода, и, обобщив свои знания и распространив их на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.
Рассмотрим основные мыслительные операции, которые помогают процессу познания.
- Анализ — это мыслительная операция разложения изучаемого объекта на составные части, свойства или характеристики. Анализ помогает выделить определенные свойства предмета, необходимые нам в том или ином случае. Их может быть сколько угодно. К примеру, как можно описать яблоко? Оно круглое, красное, съедобное.
- Синтез — противоположная анализу операция, когда на основе общих черт предметы или явления объединяются в группы. В нашем примере: нечто красное, круглое и съедобное — что это может быть? Яблоко? Да, но не только — очевидно, под описание попадут и помидор, и слива, и конфета соответствующей формы.
- Обобщение — это объединение различных предметов или явлений в одну группу на основе общего признака. К примеру: несколько предметов разной формы — яблоко, банан и груша — можно объединить в группу «Съедобные». А яблоко, красный бант и пожарная машина — в группу «Красные предметы».
- Сравнение. Тут все просто: предметы или явления, имеющие общий признак, сопоставляются друг с другом. Яблоко такое же красное, как и пожарная машина, но значительно меньше. Общий признак — цвет, отличие — размер.
- Конкретизация. На основе общих признаков можно определить конкретные предметы. В нашем случае: красные предметы — яблоко, пожарная машина, бант. Съедобные продукты: банан, яблоко, груша, помидор.
- Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения). Зная характеристики одного яблока, можно сделать вывод обо всех яблоках в корзине.
К операциям мышления также относят:
- Абстрагирование — когда, изучая предмет, необходимо сконцентрироваться на одном его свойстве, игнорируя остальные. К примеру, мяч и апельсин — круглые предметы, на этом их сходство заканчивается. Но если нам нужно назвать именно предметы, имеющие форму шара, от остальных свойств апельсина и мяча можно абстрагироваться.
- Классификацию — это распределение предметов по каким-то признакам. Например, мы можем распределить предметы по форме (круглые и нет); цвету (красные и нет), признаку «съедобное или несъедобное». Мысленная классификация помогает упорядочить знания о предмете.
- Систематизацию — расположение объектов в определенном порядке. Например, все красные предметы можно выстроить по размеру: пожарная машина — яблоко — бант.
Процесс обучения, получения любых новых знаний, как правило, включает в себя совершение человеком одновременно нескольких таких мыслительных операций.
Характеристика мышления ↑
Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:
- поиск и открытие нового знания;
- обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;
- анализ событий или объектов;
- восприятие предметов.
По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.
Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.
Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:
- обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
- наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
- абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
- понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.
Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.
Особенности мышления дошкольников
Психологи выделяют три вида мышления, характерного для детей дошкольного возраста:
1. Наглядно-действенное. Предполагает изучение предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Оно развивается у ребенка самым первым, уже к 2-3 годам. Мышление в этом возрасте строится по принципу: «действие — наблюдение за результатами — попытка понять, что происходит». Малыш еще не размышляет и практически не обращается к предыдущему опыту.
2. Наглядно-образное. Проявляется с 3-6 лет. Здесь уже важную роль играет приобретенный ранее опыт. В этом возрасте ребенку необязательно совершать определенные действия, если он знает их результат. Он может представить себе знакомый предмет (его образ) и даже совершать с ним мысленно определенные действия с помощью воспоминаний и воображения.
К примеру, малышу 2 лет, чтобы «покормить» куклу, нужны и кукла, и ложка, а в 5 лет ребенок спокойно оперирует невидимой ложкой, ведя активный диалог с куклой, которая тоже порой существует только в его воображении.
3. Словесно-логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Это наиболее развитый этап мышления. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия и образы — ребенок задействует мыслительные операции, рассуждает. На этой стадии мышления активно используется речь.
Безусловно, и в этом возрасте наглядный материал имеет большое значение, но ребенок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать ее развитие на основе прежнего опыта, обобщать, делать выводы. Говорят, что в возрасте 5-7 лет у ребенка «включается логика».
«Логика» в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению». То есть для того, чтобы развить логического мышление у дошкольника, нужно научить его правильно думать, рассуждать.
При этом необходимо помнить, что логическое мышление у ребенка должно опираться на определённый уровень знаний. Поэтому важно не только развивать мыслительный аппарат ребенка, но и обеспечить его информацией об окружающем мире.
Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.
Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.
У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
Формы логического мышления
Выделяют три формы логического мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это обобщенная характеристика какого-то явления или предмета, а точнее, группы предметов или явлений, сходных по какому-либо признаку.
Например, «снег — вид атмосферных осадков кристаллической формы». В данном случае понятие «снег» выделяет именно этот вид атмосферных осадков на основе признака «кристаллическая форма».
Суждение — это отражение связей между предметами или явлениями. Оно необязательно истинно — может быть и ложным, и частным, и единичным.
Примером истинного и общего суждения в нашем случае может быть выражение «снег всегда выпадает при низкой температуре», частного — «бывают бесснежные зимы», единичного — «этой зимой снега не было».
Умозаключение — установление таких связей между понятиями (или суждениями), при которых из одного или нескольких исходных суждений получается новое — вывод.
Очевидно, что именно умение делать выводы (умозаключения) из имеющейся у человека информации говорит о его способности мыслить логически.
Развитие логического мышления у дошкольников
Ребенок 5-7 лет уже в состоянии пользоваться мыслительными операциями: анализировать предметы и явления, выделять их характерные особенности, устанавливать причинно-следственные связи, выдавать умозаключения. То есть логическое мышление детям старшего дошкольного возраста вполне доступно.
При этом детские психологи предостерегают родителей от попыток быстро «перевести» ребенка из стадии образного мышления в более развитую стадию логического. Мешать ребенку «думать образами» не стоит хотя бы потому, что такое умение формирует креативность, творческое начало у детей, а следовательно, облегчает поиск решения нестандартных задач. Отсутствие же развитого воображения может вылиться в неспособность ребенка к абстрактному мышлению, которое развивается позже, к 10 годам.
Главная роль родителей в том, чтобы обеспечить детям максимально эффективный процесс познания. Малышам до 3 лет, «думающим руками», нужно предоставить как можно больше возможностей тактильно изучать предметы и их трансформации. Ребенок обязательно должен собрать башню из кубиков, слепить куличик из песка, искупать уточку в воде и так далее. Материал для исследований может быть ограничен только соображениями безопасности.
Для развития образного мышления необходимо, чтобы ребенок умел рисовать или лепить из пластилина предметы по памяти, наблюдал за природой, связно описывал картинки, мог рассказать о том, какого результата он хочет добиться, собирая конструктор.
Не стоит ожидать, что, достигнув определенного возраста, ребенок сразу перескочит от одного типа мышления к другому. У него формируется способность перейти на новый уровень, а реализовать ее он сможет только с помощью взрослого. На первом этапе участие взрослого в занятиях детей необходимо. При этом он не просто занимается тем же, что и ребенок, но и вовлекает его в обсуждение: «Как ты думаешь, если эту деталь поставить сюда, что получится?» (собирая конструктор), «Я забыл, как выглядит мухомор» (рисуя лес).
В более позднем возрасте ребенка нужно вовлекать в поиск причинно-следственных связей между явлениями и предметами. Например, не сразу отвечать на его вопросы, а порассуждать вместе с ним или попросить его предложить свои варианты. Главное в данном случае не правильный ответ, а поиск решения.
В возрасте 5-6 лет детям можно предлагать несложные логические задачи для дошкольников. Главное — не перегружайте малыша: в этом возрасте будет достаточно 10-15 минут занятий в день. А для поддержания интереса ребенка старайтесь выбирать задачи с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями.
Основные мыслительные операции и их развитие ↑
Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.
С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:
- цвет;
- величина;
- форма;
- пол;
- температура.
Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.
Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.
Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.
Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности
Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:
- вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
- познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
- эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.
В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.
Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.
Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.
Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.
Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.
Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.
Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.
Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников
В любом возрасте будут полезны детские игры на развитие логики. Вот несколько примеров таких игр и упражнений.
«Игра наоборот»
Взрослый говорит фразу, в которой содержится заведомо неверный посыл. Ребенок должен быстро его поправить. В зависимости от возраста можно усложнять исходные фразы. Например, самым маленьким понятно, что на фразу «Снег горячий» нужно сразу ответить: «Холодный»; «Помидор синий» — «Красный». А дети постарше уже могут сравнивать и на фразу «Слон меньше комара» ответят: «Больше».
Эта игра хороша тем, что в нее могут играть неограниченное количество детей. Кроме того, малыши всегда очень весело и с готовностью «исправляют» взрослых.
«Лишний предмет»
Игра «Найди лишнее» — также подходящее для любого возраста веселое занятие.
Картинки или предметы собираются в одном месте (коробке, шляпе) по какому-то принципу, и туда же подбрасывается один лишний предмет. Его и нужно выявить и назвать.
Задания могут быть совсем простыми и более сложными. К примеру, малышам можно в коробку с фруктами подкинуть мячик, а для старших детей в те же фрукты положить овощ.
В данном случае в игровой форме ребенок учится анализировать предметы, выделять общие и разные черты, приобретает навыки классификации.
«На что похоже?»
Поиграйте с ребенком в ассоциации. Пусть он скажет, что ему напоминает тот или иной предмет. Начинать можно с самого простого (апельсин — мячик, картофелина — камешек) и постепенно переходить к более сложным ассоциациям: на что похоже дождливое небо, пушистый котенок, варежка, стол?.. Чем удивительнее выйдет ассоциация, тем лучше.
Не пытайтесь подсказать ребенку тривиальный ответ: даже если вам не кажется, что мороженое похоже на воздушный шарик, — не страшно, важно, чтобы у ребенка рождались свои образы.
Эта игра больше подходит средним «дошколятам».
«Что это значит?»
Облегченный вариант полноценной логической игры.
Предложите ребенку продолжить фразу, причем как можно большим количеством способов: «Я взял со стола конфету. Что это значит?» Вариантами, например, могут быть: «На столе больше нет конфеты», «Конфета теперь у меня в руке (кармане)», «Конфет на столе стало меньше», «Я испачкал шоколадом руку»…
Чем больше рождается вариантов, тем они удивительнее. Эта игра не для самых маленьких, но в 4-5 лет дети играют в нее уже с удовольствием.
«Дорисуй рисунок»
Самая простая творческая задача. Вы можете нарисовать на листе любую фигуру (закорючку) и предложить ребенку дорисовать, так, чтобы эта фигура обязательно была задействована. Для детей помладше можно изобразить что-то вполне узнаваемое, но не дорисованное, а для детей постарше — не ограничивать свою фантазию.
«Найди пару»
Составьте пары из картинок, логически связанных между собой. Разложите на две кучки. Пусть ребенок найдет для каждого предмета его пару.
Детям помладше можно подбирать простые варианты: дерево — листик, рыбка — аквариум. Дети постарше могут справиться и с более сложным заданием — например, «подберут» доктору шприц.
«Описание предмета»
Вы называете предмет, а ребенок должен подобрать как можно больше эпитетов к нему. К примеру, елка: колючая, высокая, красивая, нарядная, зеленая.
Интересен и обратный вариант. Что может быть колючим? Та же елка, ежик, иголка, снег, шарф… Чем больше ассоциаций, тем лучше.
Игра, конечно, не для самых маленьких.
«Найди последовательность»
Для детей, которые умеют считать хотя бы до 10, можно составить элементарную числовую последовательность, где каждое последующее число больше/меньше предыдущего (на определенное число).
2 — 4 — 6 — …Что дальше?
9 — 7 — 5 — …Что дальше?
Старшим дошкольникам понравятся игры на поиск закономерностей не только с числами, но и с картинками.
«Самые нужные предметы»
Предложите ребенку собраться на дачу / необитаемый остров / в кругосветное путешествие, взяв с собой только вещи, например, на букву «к» или зеленого цвета, причем не больше 10 штук. Пусть объяснит, зачем ему та или иная вещь.
Помимо того, что это весело, это еще и хороший способ проверить, как ребенок прогнозирует варианты развития событий.
Видов развивающих занятий очень много. Какой из них выбрать — зависит только от фантазии взрослых и склонностей детей. Некоторые дети лучше воспринимают информацию в словесной форме, другие — через иллюстрации. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он включился в процесс поиска решения, начал думать: «Почему это так?» и «Что будет, если?»
Логика и математика для детей
Развиваем логическое мышление, учим работать с информацией и принимать верные решения в интерактивном игровом формате
узнать подробнее