Доклад на тему: «Содержание, виды и основные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений. «

Работа воспитателя детского сада исключительно важна для будущего всей страны, потому что ему доверено самое ценное, что есть в каждой семье – это дети. А сегодняшние дошкольники – это будущее государства, поэтому правительство и уделяет столь много внимания вопросам образования и обучения, начиная с самых «стартовых» уровней – яслей и детского сада. Для полноценного развития педагогики каждый сотрудник детского образовательного учреждения обязан знать основные направления воспитателя, непосредственно касающиеся его работы как специалиста по воспитанию детей раннего возраста.

Основные направление деятельности воспитателя ДОУ

В дошкольной деятельности выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последние годы все больше внимания уделяется экологическому и правовому воспитанию. Это связано с тем, что социально-экономическая и политическая ситуация в стране и во всем мире стремительно меняется, и современные дети в этих направлениях развиты намного лучше своих сверстников прошлых лет. К тому же требования к развитию полноценной личности предусматривают всестороннее развитие ребенка, поэтому игнорирование вопросов современного времени не принесет ничего хорошего. Педагогам ДОУ приходится использовать намного больше знаний и умений, чем в предыдущие годы, так как этого требует окружающая обстановка и изменившиеся правила оценки деятельности воспитателя, требований к ней.

В основные направления педагогической деятельности воспитателя входят следующие разделы:

  • Самообразование.
  • Организация проблемно-поисковой работы детского коллектива.
  • Расширение навыков и умений воспитанников путем внедрения в деятельность новых информационных технологий.
  • Расширение образовательного пространства воспитанников.
  • Использование специальных занятий по подготовке воспитанников к школе с использованием ИКТ.
  • Расширение собственного кругозора и образовательного пространства педагога с применением новейших информационных технологий.

Работа преподавателей и воспитателей ДОУ ведется в разных направлениях, но, по сути, направлена на одну важнейшую цель – формирование ребенка как цельной творческой личности. Поэтому одной из самых важных задач любого воспитателя является гармоничное объединение всех направлений своей деятельности для достижения своей цели.

В педагогической литературе часто встречаются 5 основных направлений деятельности воспитателя в ДОУ. Эти понятия перекликаются с должностными обязанностями воспитателя, но не копируют, а дополняют их.

Можно найти много различных определений основных направлений работы воспитателя, но все они, по сути своей, сводятся к следующим кратким и емким формулировкам:

1. Попечение.

2. Воспитание.

3. Надзор.

4. Организация учебной работы.

5. Проведение учебной работы.

Расшифровать это можно следующим образом:

  • Попечение представляет собой заботу, покровительство и оказание помощи воспитаннику. Оно касается как обучения и воспитания, так и чисто человеческих чувств, а также здоровья ребенка. Воспитатель создает психологически здоровую атмосферу в детском образовательном учреждении, благодаря чему ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, в безопасности.
  • Воспитание – широкое понятие, включающее в себя как привитие общечеловеческих норм, так и формирование свободной, полноценно и разносторонне развитой личности.
  • Надзор предусматривает контроль не только поведение и успеваемости, но и выявление разнообразных нарушений с целью последующего их исправления, коррекции.
  • Организация учебной работы – это планирование и подготовка всего процесса обучения в ДОУ. Она включает в себя многочисленные этапы – от самообразования до изготовления необходимого наглядного материала.
  • Проведение учебной работы – собственно процесс обучения, в котором задействованы все знания и умения, накопленные воспитателем.

Также направления работы воспитателя можно сформулировать следующим образом:

  1. Спортивно-оздоровительное.
  2. Духовно-просветительское.
  3. Общекультурное.
  4. Общеинтеллектуальное.
  5. Социальное.

Наличие нескольких формулировок не вносит различных толкований в определение направлений воспитательной деятельности, а только лишь объясняет, «расшифровывает» их.

Права

Права работника закреплены ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании». Среди тех, что работодатели перечисляют в должностной инструкции воспитателя детского сада, значатся такие возможности:

  • вносить предложения по улучшению образовательного процесса;
  • получать социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством РФ;
  • требовать улучшения условий труда;
  • иметь оплачиваемый отпуск;
  • при взаимном согласии обмениваться сменами со вторым работником;
  • требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.

Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Методист, или старший воспитатель, выступает в роли связующего звена между государственной системой образования, педагогической и психологической наукой, передовым профессиональным опытом и практической деятельностью педагогического и воспитательного коллектива детского образовательного учреждения. В результате основными направлениями методической работы воспитателя-методиста становится способствование становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ.

Согласно требованиям современного законодательства и профессионального педагогического стандарта, основными направлениями деятельности старшего воспитателя и всей методической службы являются следующие:

  • Воспитание и обучение дошкольников в детском саду в соответствии с требованиями современными стандартами педагогики и психологии.
  • Формирование образовательного стандарта ДОУ на базе общечеловеческих ценностей, свободного развития ребенка как полноценной личности, с соблюдением приоритетов здоровья и благополучия воспитанников. В работе ДОУ придерживаться принципов уважения к правам и свободам человека, любви к родной стране, природе и окружающей среде, формирования основ здорового образа жизни, отсутствия вредных привычек. Также требуется формирование принципов гражданственности, трудолюбия и социальной ответственности с учетом возраста воспитанников.
  • Адаптация деятельности детского сада к особенностям физиологии и психологии дошкольников, а также к социальному заказу.
  • Обеспечение светскости образовательного процесса.

В своей деятельности старший воспитатель детского дошкольного учреждения проводит методическую и учебно-воспитательную работу с целью выполнения следующих показателей:

  • Внесение предложений и изменений в план работы ДОУ.
  • Повышение квалификации педагогов и воспитателей.
  • Поддержка и помощь педагогическому коллективу в самообразовании и совершенствовании профессиональных знаний.
  • Составление сетки проведения занятий с учетом возрастных групп воспитанников.
  • Оказание методической помощи воспитателям, в первую очередь, молодым специалистам и новичкам в работе конкретного ДОУ.
  • Обмен опытом сотрудников.
  • Работа с родителями.
  • Комплектование групп необходимыми пособиями, книгами и игрушками.
  • Анализ состояния учебной, воспитательной и методической работы в ДОУ и принятие мер по ее улучшению и совершенствованию.
  • Аттестация воспитателей и педагогов детского образовательного учреждения.

Обеспечить выполнение всех этих сложных и многогранных задач возможно только при слаженной коллективной работе всех представителей образовательного и воспитательного процесса.

Чем занимается

В общих чертах воспитание, образование, уход, присмотр за малышами — это то, что делает воспитатель в детском саду, независимо от формы собственности ДОУ. Но для оформления всей документации работодателю понадобится профессиональный стандарт от Минтруда, где четко прописаны функциональные требований к работнику. В приказе Минтруда указано, в том числе, то, что входит в обязанности воспитателя детского сада, воспитателя при приеме детей в группу:

  • регулирование поведения малышей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Ответственность

В законодательстве определены не только обязанности, но и ответственность работников. В частности, воспитатель отвечает за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • превышение полномочий.

Нарушение возложенных обязанностей грозит дисциплинарным взысканием, а за «особо тяжкие» проступки воспитателя разрешено и уволить.

Классификация детских садов по направленности — какие они бывают

Классификация детских садов по направленности – какие они бывают

Детский сад – наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Детские сады отличаются разными образовательными программами.

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением какого-либо направления или направлений развития воспитанников – физического, интеллектуального, художественно-эстетического. Детский сад присмотра и оздоровления функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры.

Центр развития ребенка – детский сад. В таких центрах имеются игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.

Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных, а также в разном сочетании.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей. Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия – иногда диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах. В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.

Четыре типа детских садов

Помимо классификации по направленности, детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера.

Муниципальные детские сады – это наше собственное детство. Очень многое в них зависит от заведующей или директора – при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет. В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка. Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.

Плюсы муниципального детского сада:

    маленькая стоимость. Она установлена законом и составляет 150 рублей в месяц. Существуют категории льготников, например, мамы-одиночки, многодетные мамы, вдовы и т. д. близость к дому. Помимо того, что врачи не рекомендуют возить малыша в садик, если дорога занимает больше 20 минут, в близлежащем садике у ребенка появится возможность завести друзей, с которыми он сможет проводить свободное времяи в выходные.

Минусы муниципального детского сада:

    слишком большая наполненность групп. 25-30 человек для государственного детского сада – не редкость. В результате учить, допустим, чтению или письму все равно приходится дома, воспитательница не успевает объяснить непонятные моменты такому количеству подопечных. низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку вопрос не ставится. Отчасти это также вызвано проблемой «перенаселенности». отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок отказывается есть какие-либо блюда, ему придется оставаться голодным до следующей трапезы.

Выбираем лучший муниципальный детский сад

Во многих детских садах выстраиваются настоящие очереди. Чтобы отдать туда трехлетнего ребенка, очередь надо занимать сразу после рождения – и это, к сожалению, не преувеличение. Можно занять очередь сразу в нескольких детских садах, чтобы осталось время на окончательный выбор.

Узнайте, есть ли в детском саду так называемая «адаптационная группа». Она предназначена для маленьких детишек, которые никогда раньше не посещали садик.

Узнайте режим работы детского сада. Все государственные садики делятся на 12-часовые, 14-часовые и круглосуточные. Существует режим десяти — или пятичасового пребывания. Кстати, если воспитатели пытаются требовать от родителей, чтобы те забирали малышей раньше – это их личная инициатива, на которую они не имеют права. Так называемые «короткие дни» — тоже нарушение закона, детский сад должен работать одинаково во все рабочие дни.

Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей. В муниципальных детских садах случаются нарушения Типового положения о ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях), согласно которому в группе должно быть не больше 20 детей и 2 воспитателя – один в первую смену и один во вторую, вместе с ними работает помощник воспитателя (няня). Это штатные сотрудники. Но иногда из-за недостаточного финансирования такого помощника может не быть и все функции няни берет на себя воспитатель.

Ведомственные детские сады не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад. Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Плюсы ведомственного детского сада:

    сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе; лучшие условия пребывания детей (опять же по сравнению с муниципальными садами); продуманное меню.

Минусы ведомственного детского сада:

    довольно высокая оплата (до нескольких тысяч); иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».

Выбираем лучший ведомственный детский сад

При выборе следует учитывать два важных момента:

    Проверьте наличие у детского сада государственной аттестации и лицензии. Обратите внимание, насколько хорошо обеспечивается социальная база предприятия, в чьем ведомстве находится детский сад, насколько это богатая организация. Иначе вы рискуете платить за сомнительное качество.

Частные детские сады – идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений. Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно. В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Частные детские сады, как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону. Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Плюсы частного детского сада:

    маленькое количество детей в группе – около 10-12 человек, ребенок получает достаточно внимания; дети легче адаптируются к садику; разнообразное и вкусное питание, возможность угодить каждому малышу, индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть свои способности. В каждой группе работают несколько воспитателей, за развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники; родители имеют право влиять на учебный процесс – например, через попечительские советы. В частности, они могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях. многие частные детские сады работают по системе «детский сад – школа».

Единственный минус частного детского сада – его стоимость.

Выбираем лучший частный детский сад

Обратите внимание на близость садика к дому. Даже очень хороший детский садик не подойдет, если дорога отнимает больше получаса на машине. Кстати, в некоторых частных садиках предусмотрена доставка детей до учреждения и обратно.

Ознакомьтесь с лицензией на образовательную деятельность, Уставом учреждения и договором. Узнайте, есть ли у детского сада документ на ту площадь, которую он занимает в данный момент. В договоре должен содержаться комплекс предоставляемых услуг, условия оплаты и режим пребывания ребенка в детском саду. Все права и обязанности сторон должны быть детально оговорены и внесены в договор. А чтобы уберечь себя от неожиданных расходов, найдите в документах фразу «цена, уплаченная по договору, не может изменяться в течение срока пребывания ребенка в дошкольном учреждении».

Ознакомьтесь с меню. Осмотрите помещения, игрушки, территорию для прогулок, обратите внимание на поведение воспитательниц и их общение с детишками.

Узнайте о программе и о методиках, по которым работают в садике. Выясните, на какую школу ориентирован детский сад – частную или общеобразовательную.

Вы можете задать дополнительный вопрос об образовании того, кто руководит садиком и степени квалификации педагогов, врачей и воспитательниц – в хорошем садике вам предоставят подробную информацию. Поинтересуйтесь, кто будет вести специальные предметы.

Узнайте, в каком режиме работают медсестра и врач.

Обратите внимание на срок работы детского сада: пять лет для нашей страны – уже солидный срок.

Домашний детский сад (семейный детский сад) – еще один из видов частного сада. Обычно его содержит семейная пара в своей квартире, или основатели снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату. Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше – преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.

Плюсы домашнего детского сада

    максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи; маленькое количество детей – 3-5 человек; индивидуальный подход к питанию.

Минусы домашнего детского сада

    очень высокая оплата; возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения.

Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.

Ищем идеальный детский садик

Самый первый вариант – самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.

Обратите внимание на территорию детского сада – насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта – не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.

Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Если выбор детского сада сделан

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик – муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка?

Медицинская карта № 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей: ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).

Свидетельство о рождении;

Страховой полис;

«Мест нет!»

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места. Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально – сейчас в каждом детском саду существуют «Книги учета будущих воспитанников». Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди – это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Платить или не платить?

Еще одна распространенная проблема – это так называемая «спонсорская» помощь. В некоторых садах от родителей едва ли не каждую неделю требуют все новых и новых финансовых поступлений. На самом деле ни воспитатели, ни заведующая не имеют права брать с вас какие-то деньги помимо оплаты за сад, производимой по квитанции. Если вы не согласны с их требованиями – звоните в окружное управление.

Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:

    Узнайте режим работы ДОУ. Попросите показать вам лицензию и устав. Спросите о программах и методиках, с которыми работают воспитатели. Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей. Попросите рассказать вам о персонале. Поинтересуйтесь питанием. Узнайте, какие группы есть в саду. Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят. Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]