Краткосрочная образовательная практика «В гостях у сказки»


Кратковременная образовательная практика как средство развития

Страницы: 1

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
  • 1.1 Сущность понятия «творческое воображение»
  • 1.2 Формы и методы развития творческого воображения в ДОО
  • 1.3 Психолого-педагогическая характеристика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
  • Глава 2. Методические аспекты организации кратковременной образовательной практики как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
  • 2.1 Кратковременная образовательная практика и ее характеристика в соответствии с ФГОС ДО
  • 2.2 Методика организации кратковременной образовательной практики с детьми старшего дошкольного возраста
  • 2.3 Опыт проведения кратковременных образовательных практик в ДОО №17 п. Песчанка г. Чита
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительских действий перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Итак, давайте поразмышляем, почему надо развивать воображение ребёнка? Может гораздо удобнее научить его определённым действиям, сформировать определённую базу знаний и хватит? Почему в ФГОС ДО одним из целевых ориентиров завершения дошкольного образования является «ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»?

Изучение творческого воображения дошкольников — это одно из приоритетных направлений современной педагогической науки. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются его представления об окружающем мире, осмысливаются качества предметов, запоминаются их характерные особенности и детали; происходит овладение изобразительными навыками и умениями, осознанное их использование.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности.

Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Исследования таких психологов как Л.С. Выготский [5], Я.В. Пономарев [15], Е.И. Игнатьев [9] и в работах таких педагогов как Н.П. Саккулин [16], Е.А. Флерина [22] иллюстрируют нам, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. Особое место у дошкольников занимает творческое воображение, как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме развития творческого воображения, доказывается, что оно успешно развивается в дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становиться выбор средств [16, 21]. Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя.

В связи с введением ФГОС, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года важным требованием к программе дошкольного образования было введение принципа интеграции. Стандарт требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В новом стандарте предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, а не одностороннее воздействие на ребёнка со стороны педагога. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».

Работая с детьми, мы замечаем, что дети не способны проявлять самостоятельность без указаний педагога, боятся неправильно нарисовать рисунок, рисунки как по шаблону все одинаковы, копируют рисунок взрослого, воображение скудное, беден замысел. Традиционное рисование карандашами, кистью требует от детей высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. И вот очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, потому что в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать образовательные технологии, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Для развития творческого воображения детей, мы заинтересовались возможностью применения кратковременных образовательных практик. Данная образовательная технология поможет детям почувствовать себя свободными и раскрепощёнными.

Проблема исследования: какие средства организации образовательной деятельности, можно эффективно применить при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: кратковременная образовательная практика как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: выявить степень эффективности использования кратковременных образовательных практик, как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Определить, в соответствии с психолого-педагогической характеристикой детей старшего дошкольного возраста, формы и методы развития творческого воображения;
  3. Изучить методические аспекты организации кратковременной образовательной практики как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Выявить уровень развития творческого воображения детей в условиях ДОУ;
  5. Апробировать и описать опыт проведения кратковременных образовательных практик в ДОО №17 п. Песчанка г. Чита.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» п. Песчанка г. Чита.

Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы по данной теме, проведение методики для определения уровня развития творческого воображения детей: методика Е.Торренса «Неполные фигуры», методика чернильных пятен Роршаха.

Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по данному исследованию.

Практическая значимость: сформирован пакет методических разработок для использования кратковременных образовательных практик, как альтернативы в дополнительном образовании. Основные положения, выводы и результаты данного исследования были представлены на методическом объединении для педагогов города Читы, в апреле 2022 года.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия «творческое воображение»

«Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении.» Эта мысль Л.С. Выготского и сейчас не утратила своего значения и сохраняет свой познавательный потенциал [6].

Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения [1].

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский A.Я. Дудецкого), с другой — функциональное развитие данного процесса.

Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.М. Матюшкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей.

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Воображение, считает также С.Л. Рубинштейн, связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Деятельность воображения как психический процесс обеспечивает создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Основой воображения служат образы памяти [18].

«Основной признак процесса воображения, — пишет Е.И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления» [10].

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное и произвольное воображение.

В связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают:

  • воссоздающее;
  • творческое воображение;
  • мечты человека.

Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное, или активное, воображение представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

Воссоздающее воображение имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческое воображение — более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее, но четкой грани между ними нет [5].

В определении творческого воображения мы придерживаемся точки зрения Л.С. Выготского, который считает, что воображение — это «психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения» [6].

Проблема развития творческого воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.

В основе творчества, по мнению Давыдова, лежит воображение, которое развивается в процессе художественной деятельности. Давыдов специально подчеркивал, что лишь приобщение человека к миру искусства создает базу творческих проявлений во всех сферах жизни. Занятие науками может быть успешным при развитом воображении, которое является основой свободной творческой личности [11].

Таким образом, можно подвести итог по данному вопросу:

  • воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;
  • специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;
  • воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;
  • деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
  • деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;
  • воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью.

1.2 Формы и методы развития творческого воображения в ДОО

Рассмотрим педагогические методы и формы, которые способствуют продуктивному личностно — ориентированному творческому обучению.

Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами.

В процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы, обобщенные в трудах А.В. Хуторского [23].

  1. Метод эмпатии (вживания) означает «в чувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Вначале это может быть, как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята перестанут относиться к данному методу несерьезно, и примут его в разряд действительно учебных методов. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Это богатейший материал для новых сказок. Главное — это воспитание эмпатии, умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например, «Представьте себе, что вы та ромашка, которая растет перед вами, ваша голова — это цветок. Туловище — стебель, руки — листья, корни — ноги…».
  2. В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту — себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».
  3. Метод образного видения — эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается, глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.
  4. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода — научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение.
  5. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования — план работы — факты об объекте — опыты, рисунки опытов, новые факты — возникшие вопросы и проблемы — версии ответов, гипотезы — рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты — выводы. Подобная алгоритмизация нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт. Педагог помогает детям увеличивать объем и качество такого результата.

Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий.

Данный метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскивание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.

  1. Метод «Если бы…». Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
  2. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».
  3. Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.
  4. Педагогические формы развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

Характерными проблемами процесса приобщения дошкольников к творчеству является следующее: бедный словарный запас, отсутствие навыков грамотного и системного построения речи, незначительный личный опыт и недостаточно развитая наблюдательность. Между тем творчество предполагает именно развитую наблюдательность, богатое воображение, не говоря уже об умении правильно, логически и интересно для слушателей построить высказывание.

Ограниченность у ребенка его словарного запаса и жизненных наблюдений может даже погасить творческий порыв, если педагог не сумеет развить в нем недостающие качества и вселить в него веру в свои силы. Чтобы развить творческие способности важно использовать следующие формы развития творческой активности детей:

  1. Экскурсия на природу с последующим рассказом об их впечатлениях.
  2. Работа с текстами сказок: чтение, пересказ, творческая переработка сюжета.
  3. Театрализованные игры и детские спектакли.
  4. Литературные игры.

Рассмотрим более подробно содержание педагогических форм.

Экскурсии на природу.

Экскурсию мы рассматриваем как одну из форм организации обучения. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества детей: чувство прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу. В лесу, поле, саду дети находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту. А потом воспроизводить увиденное и почувствованное в рисунках, играх, стихах, рассказах, поделках, гербариях, аппликациях. Так как сами по себе дети не в состоянии воспринимать окружающую их природу осмысленно, одушевленно, аналитически, взрослый должен с помощью наводящих вопросов, рассказов, эмоциональных реплик, возможно, соответствующих случаю цитат из доступных и известных детям литературных произведений направлять восприятие в созидательное русло.

Экскурсия на природу — эффективная форма обучения, требующая систематического применения. На данном этапе происходит заметное обогащение внутреннего мира ребенка, развивается наблюдательность, память, эмоциональность восприятия, обогащается словарный запас, увеличивается образность и метафоричность речи.

Работа с текстами сказок

При работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста целесообразно использовать тексты сказок. Сказка — самый доступный для этого возраста жанр литературного творчества. Она предполагает простоту изложения, выразительный язык, однозначные нравственные характеристики героев, позитивную направленность сюжета.

Работа над сказками должна осуществляться по двум направлениям: над содержанием и над языком. После прочтения сказки с детьми необходимо провести беседу по осмыслению содержания. С помощью педагога ребята вспоминают сказочные места, где происходили волшебные события, рассказывают о героях сказки (положительные и отрицательные качества, присущие персонажам сказки, связь характера героя с последовательностью его поступков), говорят о волшебных предметах, называют последовательность всех этапов сказки.

Важным этапом являются творческие задания. Детям дошкольного возраста предлагаются такие творческие задания:

  • продолжить сказку;
  • переработать сюжет;
  • придумать другой конец сказки.

Данные задания творческого характера у дошкольников находят продолжение в детских рисунках, аппликациях и поделках.

Театрализованные игры и детские спектакли.

Театрализованные игры и детские спектакли, берущие свое начало в системе дошкольного образования. Однако здесь можно не ограничиваться в качестве материала сказочными сюжетами, а выходить на несложные, в том числе предусмотренные программой, рассказы, стихотворения. Целесообразно использовать такие виды игр:

  • разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх драматизациях сюжетов литературных произведений, внесение в них и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий;
  • разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток. Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения, фантастические герои). Выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времени года, волшебные картины).

Дошкольники очень любят театрализованные постановки детских сказок. Важно, чтобы подготовка к детскому спектаклю велась по следующим направлениям: знакомство со сказкой, беседы о театре, распределение ролей, репетиции, изготовление пригласительных билетов, афиши, подготовка выставки детского рисунка по сюжету сказки.

Основное достоинство данной формы приобщения детей к творчеству — развитие способности духовного перевоплощения, наблюдательности и умения в объекте наблюдения отметить и изобразить существеннейшие, знаковые особенности.

Литературные игры.

Всякое искусство питает душу ребенка, одно из первых, с которым встречается дошкольник, — это поэзия. Прибаутки, потешки, игровые песенки наполнены ароматом родного языка, тепла, домашнего уюта.

Большое значение для творческого развития ребенка имеют литературные игры в словосложение, метафору, ударение, игры — фантазии.

Таким образом, мы определили для себя формы развития творческой активности детей. Также очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил своё продолжение дальше нам необходимо расширять круг участников образовательного процесса, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.

Страницы: 1

«Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»

«Зарождающиеся культурные практики в раннем возрасте»

МБДОУ № 31 «Колокольчик», воспитатель

Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» ( – кандидат философских наук).

Для того чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.

Согласно ФГОС ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (ФГОС ДО, п.2.11.2 –а).

Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка. Такие умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

    Содержание, качество и направленность его действий и поступков; Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий; Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения (Образовательная программа дошкольного образованияМБДОУ № 31 “Колокольчик”, п.2.3.).

Культурные практики в дошкольном образовании – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Выделяют следующие виды культурных практик в дошкольном образовании: исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка.

Ранний возраст это период психического развития ребенка от 1 года до 3 лет. В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления пред­метов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

    во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; во-вторых он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия; в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Согласно ФГОС ДО выделяют следующие виды деятельности для детей раннего возраста (ФГОС ДО п.2.7.):

    Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; Двигательная активность.

В раннем возрасте доступны следующие культурные практики:

Исследовательские (Экспериментирование с материалами и веществами)

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

1.1.

Сенсорные бутылочки. Цель: стимулировать умение наблюдать, сравнивать, искать и находить, а так же развивать восприятия на слух звуков, которые издают различные наполнители, спрятанные в емкостях.

    бутылка с мыльной желтой водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав бутылку. мутная бутылка: вода становится мутной, когда бутылку трясут, а затем земля оседает на дно, и вода снова становится чистой. бутылка с медузой: наверное, самая необычная и интересная. Когда ее переворачиваешь, медуза начинает «со дна» медленно подниматься, «внутренность» медузы закрашена красной краской.
    бутылка электростатическая, потерев которую об волосы или ковер, можно понаблюдать, как будут вести себя кусочки пенопласта. медитативная бутылка или «сенсорная вьюга»: просто сидишь и смотришь, как кусочки фольги плавно летят. Детки кричат: «Рыбки, рыбки!».
    бутылка морская или «сенсорное море»: очень красивая, буквально завораживающая бутылка. При встряхивании на поверхности образуются волны.
    таинственная бутылка: задача этой бутылки — стимулировать умение наблюдать, искать и находить. В наполненной рисом бутылке находятся интересные объекты небольшого размера (игрушки, машинки). Пусть малыш попытается отыскать, что спрятано в бутылке? бутылка притяжения: внутри разнообразные мелкие предметы, среди которых металлические. Берем магнит и начинаем двигать по всей бутылке металлические предметы.
    шумная бутылка: самый простой вариант бутылки, который порадует ребенка любого возраста — звучащая. Просто пошумим.

Контейнеры от киндеров наполнены разными наполнителями (манка, гречка, монетки, ячневая крупа), задача детей попытаться на слух определить, в каком из контейнеров что находится. Кроме того, можно сравнивать звуки, издаваемые различными контейнерами, чтобы закрепить понятия «звонко» — «глухо», «громко» — «тихо», постараться подобрать свои эпитеты и наименования для звуков, которые услышали. Так же чтобы играть в игру «найди пару» имеются по паре контейнеров с одинаковым наполнителем. При этом можно тренировать не только слух, но и память.

Музыкальные яички лежат до поры до времени в гнездышке, а при необходимости можно взять и прогреметь.

Коммунитивные (Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого). Например:

«Пальчиковая гимнастика» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Примеры: «Сорока – белобока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста» и другие.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Социально-ориентированные (Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).

3.1.Игры с бытовыми предметами и действия с бытовыми предметами-орудиями. Например:

Игры с баночками разных размеров. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

Игры с прищепками — развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук, творческое воображение, память и мышление, а также усидчивость. Чтобы игра была интересной детям можно предложить прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п.).

Игры с крупами и сыпучим материалом. Например:

    «Бассейн для пальчиков» или «Найди сюрприз». Цель: учить находить игрушку (предмет), спрятанную в контейнер с манкой на ощупь руками, либо просеивать через сито.
    «Пересыпь крупу». Цель: учить пересыпать/перекладывать сыпучие вещества из одной емкости в другую, ложкой или руками.
    Выкладывание «Узор из красной фасоли». Цель: развивать умение детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
    «Просеивание крупы». Цель: учить зачерпывать и пересыпать ложкой, просеивать через сито, потряхивая его; разделять крупы (фасоль и манка;горох и манка)и другие.

3.2.Игры с составными и динамическими игрушками. К ним можно отнести: картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки, коробка форм, бусы, шнуровки, крупные пазлы, тематические кубики, составные разрезные картинки и др.

«Пирамидки» — многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

Игры — нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, мелкие игрушки, рожки и макароны, сушки и т. п. Игры – нанизывание помогут скоординировать движения обеих рук, отлично развивая руку, а также способствуют совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки — крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки («Забавные шнурки») — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Паровозик», «Черепашка», «Мишка», «Домик», «Пуговица», «Машинка» и другие.

Конструирование – ребенок не воспроизводит образец, а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно ему, что соответствует его реализации замыслов/запросов.

Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия со взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования).

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]