Формирование позитивного отношения к труду, интереса, основного на включение в различные виды полезной деятельности у учащихся


Трудовое воспитание

Многие исследователи рассматривают трудовое воспитание как ядро и высшую ступень в развитии педагогики. Швейцарский педагог Й. Г. Песталоцци (1747-1826) говорил, что детей нужно готовить к жизни в обществе уже в школе. В противном случае они попадут в рабство. Последнее звено в рассуждениях Песталоцци всегда имеет практическое значение. Он считал, что кульминацией знаний является практическая жизнь. Если нет, то теория безжизненна, изолирована от требований жизни. Именно в этом контексте профессиональное образование выходит на первый план. Песталоцци позволял детям в своей «богадельне» (1769 — 1774) летом работать в поле, а зимой учил их ткачеству.

В 1920-х годах в Германии и России наблюдался сильный всплеск интереса к трудовому воспитанию. Выдающиеся педагоги, особенно Г. Кершенштайнер в Германии и П. П. Блонский в России разработали проекты трудовой школы. Оба считали, что школа знаний не стимулирует активность учеников и не учитывает социальные условия. Теория не должна быть оторвана от практики, поэтому ее кульминацией является рабочая школа. Необходимо всегда помнить, что социальный прогресс напрямую связан с прогрессом в сфере труда.

Сторонники трудовой педагогики делают предположение о теории деятельности, но они дополняют его, ссылаясь на понятие труда. К сожалению, содержание обычно не объясняется. Проведя соответствующие исследования, мы пришли к выводу, что социальная работа — это только та деятельность, которая участвует в процессе социального обмена, то есть является полезной для других людей, в результате чего она вознаграждается или порицается. Педагогика труда в основном сосредоточена на социальной работе. Индивидуальная работа как целенаправленное усилие, как необходимое условие развития учащихся, не отрицается, но акцент делается на социальной (общественной) работе. Именно этот акцент преобладает в педагогической деятельности II. П. Блонский.

Концепция социальной работы и способы ее оценки изучаются экономическими науками. Поэтому трудовое воспитание — это вид экономического, а не политического или правового воспитания. По мнению Блонского, первые трудовые навыки школьник получает в школе и семье, затем круг его деятельности расширяется, он становится мелким фермером, мелким ремесленником, мелким гражданином. Система обучения школьников такова, что трудовая деятельность взрослых сначала изучается, а затем воспроизводится. Очевидно, что культивируются только те виды деятельности, которые доступны для студентов с той или иной формой инвалидности. Студентов поощряют проявлять инициативу и учитывают их интересы. Особое внимание уделяется безопасности при выполнении рабочих операций.

Особое внимание уделяется безопасности при выполнении рабочих операций, чтобы избежать ущерба для здоровья.

Работа рабочих школ выявила некоторые их недостатки. Энтузиасты трудового обучения явно переоценивали способность общего среднего образования подготовить учащихся к будущим профессиям. Современная система образования включает в себя среднее общее, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Фактически, сторонники рабочих школ пытались объединить среднее общее и среднее профессиональное образование в одном учебном заведении. Но для этого нет достаточного резерва учебного времени. Концептуальная база, изучаемая в средних школах, настолько обширна, что на качественное профессиональное образование просто не остается времени. Кроме того, средние специальные учебные заведения, такие как профессиональные училища и колледжи, избирательно подходят к обучению. Если деятельность средней школы будет строиться по образцу специализированной школы, то выбор высшего профессионального образования для выпускников будет ограничен, а школа должна обеспечивать максимально широкие перспективы будущей профессиональной деятельности.

Приучение к труду школьников


Наиболее активно любовь к труду начинают прививать в школе. Младшие ученики собирают гербарии, помогают на приусадебном участке и в живом уголке (если таковой имеется), поливают в классе цветы.

Благодаря трудовому воспитанию ребенок овладевает умениями и навыками, которые затем будут требоваться ему в течение всей жизни (бытовые, самообслуживания).

Труд развивает независимость от взрослых, повышает самооценку и желание развиваться далее.

Самостоятельно выполняя даже самую простую работу, малыш учится делать все аккуратно и красиво, что развивает чувство прекрасного. Он начинает ценить чужой труд, чувствуя, что для достижения результата необходимо приложить волевые усилия.

Трудовое воспитание школьников в старших классах связано с профориентацией учеников.

Для этого проводят лекции, на которых старшеклассникам представители разных профессий:

  • рассказывают о своей работе;
  • объясняют, куда нужно поступать учиться, чтобы получить профессию;
  • отвечают на вопросы детей.

Организуют экскурсии на предприятия, где наглядно показывают труд людей. В основном детей водят в градообразующее предприятие, которое нуждается в свежих кадрах. В результате школьники не понаслышке узнают о различных видах трудовой деятельности, что позволяет им сделать осознанный выбор профессии.

Труд – это основа гармоничного развития личности. Важно с раннего детства воспитывать у ребенка уважение к нему, продуктивно работать, повышая свой профессионализм. Именно это и является основной целью трудового воспитания.

Трудовое профессиональное и экономическое воспитание мероприятия

* Анализ регионального рынка труда; * Анкетирование работодателей с целью выявления их требований к выпускникам; * Беседы на темы: «Довольны ли вы выбором своей профессии»; «Учебная деятельность и преемственность профобразования»; * Благоустройство территории учебного заведение; * Знакомство с производством на рабочих местах; * Временные и постоянные домашние обязанности; * Включение студента в группу или коллектив совместно работающих; * Встречи с выпускниками разных лет; * Взаимодействие с предприятиями и организациями региона, региональными и местными администрациями; * Встречи с социальными партнерами; * Встречи с представителями трудовых династий, выпускниками, ветеранами труда, представителями бизнеса; * Встречи с работодателями; * Выполнение заказов по договорам в мастерских колледжа; * Встречи с работниками Центра занятости; * Встречи с практическими работниками; Встречи с руководителями и специалистами предприятий; * Выставка творческих работ студентов и преподавателей; * Дополнительное материальное стимулирование обучающихся, имеющих высокие показатели в учебе, научно-исследовательской работе, активистов; * Диспуты; * Деловые игры «Что я знаю о своей профессии?»; * Декады знаний; * Дежурство в учебных заведениях; * Знакомство с требованиями работодателей; * Знакомство с новыми технологиями; * Изучение рынка труда; * Игры: «Счастливый случай», «Турнир знатоков», «Своя игра»; * Изготовление наглядного и стендового материала в кабинетах и мастерских колледжа; * Круглые столы «Как найти работу»; * Конкурсы по профессиям «Лучший по профессии»; * Конкурсы стенной печати; * Конкурс на лучший сайт группы и личную страничку; * Классные часы: «Первые шаги при устройстве на работу», «Трудовые права молодежи», «Личное и общественное в выборе профессии…», «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни»;«Что такое профессиональная этика и личностно-профессиональный рост обучающегося»;«В чём секрет успеха»; * Мероприятия: «Специалист XXI века», «Посвящение в студенты», «Вечер встречи с выпускниками»; * Организация труда в кружках по интересам; * Обучение технологиям и приемам трудовой деятельности; * Определение конкретных трудовых обязанностей; * Обеспечение работы необходимыми материальными средствами; * Обеспечение временной занятости студентов; * Организация и проведение массовых субботников; * Оформление и оборудование мастерских, лабораторий; * Организация дополнительного профессионального образования на платной основе для обучающихся колледжа; * Организация производственного обучения в летний период на предприятиях; * Олимпиады, викторины; * Организация производственной практики обучающихся на предприятиях и в мастерских * учебного заведения; * Озеленение улиц в населённых пунктах; * Поддержание санитарного состояния учебных кабинетов; * Прохождение практики на предприятиях; * Посещение территориальных ярмарок учебных и рабочих мест; * Посещение конкурсов профессионального мастерства, тематических выставок по профессиям в музеях, выставочных залах; * Проведение мероприятий прославляющих семейные династии, семейные традиции; * Подготовка дидактического материала, наглядных пособий; * Проведение индивидуальных занятий со студентами, вовлечение их в творческую деятельность; * Представление своей профессии на конкурсе; * Ремонт учебно-наглядных пособий, книг в библиотеке, мебели и инвентаря; * Родительские собрания «Трудовое воспитание»; * Работа кружков технического творчества; * Работа Центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников; * Систематическое участие в общественно-полезном труде; * Сочинения; * Сбор информации о новинках в профессии, оформление стендов в мастерских и кабинетах; * Стенгазеты и оформление стенда к профессиональным праздникам; * Субботники, генеральные уборки, ремонт мебели; * Студенческие строительные отряды; * Студенческие научно-практические конференции; * Создание внешней обстановки, располагающей к труду; * Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и студентов данными о состоянии рынка труда; * Тематические классные часы; * Творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества; * Участие в открытых мероприятиях по подготовке к военной службе; * Участие во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества молодёжи; * Участие студентов в летнем трудовом семестре; * Укрепление материально – технической базы колледжа силами студентов; * Участие социальных партнёров в профессиональном становлении обучающихся; * Участие работодателей в итоговой аттестации; * Участие работодателей в работе конкурсах профессионального мастерства; * Формирование студенческих отрядов; * Экскурсии на предприятия; * Экскурсии на объекты сельскохозяйственных предприятий, на предприятия по профилю профессий и специальностей; * Экскурсии на предприятия; * Экскурсии на предприятия города и района; * Юридическое просвещение обучающихся.
Источник

Трудовое и экономическое обучение и воспитание учащихся

Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

• подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

• сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;

• доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;

• разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Основная цель экономического воспитания — формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.

Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирования у воспитанников потребностей в экономических знаниях и экономической деятельности; усвоения | основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования I психологической готовности к возможным трудностям.

На необходимость экономического воспитания и образо-; вания указывали К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий. Многие авторы (А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин и др.) связывали экономическое воспитание с политехническим образованием.

Содержание экономического воспитания предполагает использование различных предметов для освоения учащимися экономических знаний; изучение специальных курсов по началам экономики как в учебное, так и во внеучебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров», «маркетинг-клуб» и т.д.); профессиональное обучение. Формы и методы экономического воспитания направлены на выработку потребностей и умений самостоятельно приобретать экономические [знания и использовать их в нестандартных ситуациях. Профессиональная ориентация — информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государства, общества и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивиду-167

альных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников проводились педагогами и психологами (Е.А. Климовым, П.П. Костенковым, А.Д. Сазоновым, В.Ф. Сахаровым, С.Н. Чистяковой, Л.П. Крившен-ко и др.).

Система профессиональной ориентации включает в себя:

профессиональное просвещение — сообщение воспитанникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий;

профессиональную диагностику — изучение особенностей высшей нервной деятельности человека, состояния его здоровья, интересов и мотивов, ценностных ориентации, установки в выборе профессии;

профессиональную консультацию — установление соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности;

• • профессиональный отбор — осуществляют учреждет ния, принимающие человека на работу;

• профессиональную адаптацию — процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, приспособле ние к системе производства, особенностям специальности.

Источник

Общественно полезный труд. Производственный труд

Задачи трудового воспитания и обучения решаются на уроках труда. В начальных классах дети занимаются вырезанием из бумаги, лепкой из глины и пластилина, уходом за растениями, работой с деревом, пластиком и проволокой, а также работой в школьном дворе. Работа на школьном опытном поле и в мастерских в средней школе, а также в мастерских по промышленному и сельскохозяйственному труду в старшей школе формирует у учащихся общие трудовые навыки и умения, расширяет их политехнические перспективы и способствует формированию их профессиональных намерений и жизненных планов.

Общественно полезный труд. Такая работа уже давно является хорошим стимулом для учебного процесса, настоящей школой общественного служения. Общественно полезный труд, который является не только источником материальных ценностей, с первых дней пребывания в школе вовлекает учащихся в сферу общественных отношений и приобщает их к делам страны.

Спектр общественно полезной деятельности, осуществляемой студентами, достаточно широк: от шефства над детскими садами и семьями рабочих и ветеранов войны до озеленения сел и городов, создания лесополос и парков, охраны природы и исторических памятников.

Участие в делах на благо района, города, благотворительные акции — лучшая школа воспитания.

Важное место в трудовом воспитании учащихся занимает школьное самоуправление. Он заботится о чистоте и красоте классов, лабораторий, мастерских, школьной территории, спортивной площадки и пришкольного участка, а также о ремонте книг и иллюстративных материалов библиотеки. Простейшей формой самообслуживания является школьное обслуживание.

В процессе самообслуживания у учащихся воспитываются коллективизм, бережливость, аккуратность, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Они — хозяева класса и школы, организаторы общего труда, быта и досуга.

Производственные работы. Это та сфера педагогической действительности, где наиболее полно и последовательно реализуется принцип сочетания образования и производительного труда.

В разном возрасте формы организации производительного труда и методы его осуществления различны. Для младших школьников продуктивная работа ассоциируется с игрой. В этом случае используются инструменты и оборудование, специально изготовленные для детей. Подростки и старшеклассники работают вместе со взрослыми, используют те же инструменты, то же оборудование, работают в тех же условиях, получают собственный рабочий заказ, планируют последовательность работы, контролируют ее выполнение и оценивают результаты. Работа никогда не будет желанной и привлекательной для ребенка, если она не приносит опыта успеха и внутреннего удовлетворения.

Поэтому имеет педагогический смысл организовать рабочие задания таким образом, чтобы их выполнение приводило к ощутимым результатам, способствовало развитию ловкости, обогащало эмоции. Также выяснилось, что трудовое обучение студентов само по себе предполагает значительную концептуальную базу из многих учебных предметов. Они не могут преподаваться в полном объеме в общеобразовательной школе. Однако очевидно, что школы не могут дистанцироваться от профессионального образования. Выходом из затруднительного положения является введение предмета «Технология», который преподается в 1-9 классах и в 10-11 классах в профильных предметах.

«Технология» позволяет последовательно формировать у учащихся концептуальное понимание трудовой деятельности и ее реализацию в виде упражнений, лабораторно-практических, школьных практических, творческих и проектных работ. Учителя общеобразовательных школ, решая проблемы трудового воспитания, должны обратиться к курсу «Технология». Конечно, для профессиональной ориентации учащихся полезны ознакомительные экскурсии на предприятия различного профиля. Вполне возможно, что некоторые из этих профилей слабо представлены в курсе технологии.

Однако было бы ошибкой думать, что эффективное трудовое воспитание не нуждается в прочной концептуальной основе. В среднем общем образовании он представлен только предметом «Технология». Конечно, ему следует уделять должное внимание, не меньше, чем другим предметам, и при преподавании любой дисциплины полезно учитывать ее междисциплинарные связи с технологией.

Роль семьи


Воспитание ребенка и приучение его к труду начинается в семье. С ранних лет, когда малыш только начинает социализироваться, он наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родственниками, которые постоянно находятся рядом, и перенимает их отношение к труду.

Не всегда домашние хлопоты доставляют ребенку радость, приходится пересиливать себя. Это формирует характер, развивает силу воли, а если родители не скупятся на похвалу, то еще и повышает самооценку.

Трудовое воспитание в семье является важнейшим этапом формирования личности, ведь там ребенок находится большую часть своей повседневной жизни и с удовольствием выполняет сначала легкие домашние поручения мамы, папы или бабушки (убирает игрушки), а затем приучается к более серьезному труду (моет посуду, выносит мусор).

Если родители прививают ребенку любовь к труду с детства, разрешая ему принимать участие в интересующих его делах (пусть даже он будет сначала только мешать), то по мере его подрастания, они получат полноценного помощника в домашнем хозяйстве. И, наоборот, запрещая малышу помочь маме или папе, не стоит удивляться, что он затем категорически отказывается трудиться на благо семьи, а потом и общества.

Не нужно отталкивать ребенка, если он хочет помочь испечь пирог или отремонтировать машину. Можно дать выполнить несложную работу, которая ему по силам и объяснить, как все сделать правильно. Так ребенок приучается к труду и одновременно у него повышается уверенность в себе, ведь он делает «взрослую работу».

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на трудовое воспитание дошкольника, должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают). В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим о трудолюбии»

Нина Александровна Волкова

Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим о трудолюбии»

Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми. «Поговорим о трудолюбии».

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

Сентябрь

Разговор «Урожай».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Доброму урожаю и добрая уборка?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, чтобы добрый, богатый урожай сохранить, добрая, быстрая уборка нужна. Доброму урожаю и добрая уборка.

Разговор «Каков мастер, такова и работа».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях ответственное отношение к полученному заданию.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Каков мастер, такова и работа?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, мастер хорош, и работа хороша. А у плохого мастера и работа плохо сделана. Трудиться дети не забывайте, работу хорошо выполняйте.

Октябрь

Разговор «Без труда добра не бывает».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Без труда добра не бывает?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, без труда добра не бывает. Не зря в народе говорят, доброму урожаю и добрая уборка, без труда нет плода, чтоб в почёте быть, надо труд любить.

Разговор «Скучен день до вечера».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Дети, как вы думаете, почему так в народе говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто любит трудиться, тому не скучно. Не сидите, дети, сложа руки, так и не будет скуки.

Ноябрь

Разговор «Умелые руки – не знают скуки».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Умелые руки – не знают скуки?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, умелые руки – руки, которые всё умеют делать. Умелые руки – не знают скуки. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не сидите, дети, сложа руки, так и не будет скуки.

Разговор «Труд человека кормит».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Труд человека кормит, а лень портит?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, труд человека кормит, а лень портит. Кто не работает, тот не ест. Без труда добра не бывает.

Декабрь

Разговор «Делу – время, а потехе – час».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях ответственное отношение к полученному заданию.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Делу – время, а потехе – час?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, сначала дела нужные, полезные выполняйте, а затем играйте.

Разговор «Кто любит трудиться».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Не зря в народе говорят, рукам работа – душе праздник.

Январь

Разговор «Без труда и отдых не сладок».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Без труда и отдых не сладок?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, без труда и отдых не сладок. Труд здоровье укрепляет, жизненную силу повышает. Трудитесь дети, не ленитесь, а затем отдыхом наслаждайтесь.

Февраль

Разговор «Надо труд любить».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Чтоб в почёте быть, надо труд любить?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, почёт – это уважение. Чтобы вас уважали, чтоб в почёте быть, надо, дети, труд любить.

Разговор с мальчиками «Богатство млодца – труд».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так в народе говорят: «Богатство млодца – труд?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, если млодец трудолюбив, не ленив, его все уважают, в гости приглашают. Богатство млодца – труд. Трудолюбивый млодец – молодц!

Март

Разговор с девочками «Не учись безделью, а учись рукоделью».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Девочки, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Не учись безделью, а учись рукоделью?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Рукодельница, значить умеет всё руками делать: шить, вязать, вышивать. Девочки, рукодельницу, не бездельницу, все любили да хвалили.

Разговор «Старание и труд к счастью ведут».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Старание и труд к счастью ведут?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, старание и труд к счастью ведут. Без труда добра не бывает. Рукам работа – душе праздник. От лени – болезни, от работы – здоровье.

Апрель

Разговор «От лени – болезни».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «От лени – болезни, от работы – здоровье?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, от лени – болезни, от работы – здоровье. Лень нас ослабляет, болезни вызывает. Труд здоровье укрепляет, жизненную силу повышает. Трудитесь дети, не ленитесь.

Разговор «Птицу узнают в полёте».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Птицу узнают в полёте, а человека в работе?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, человека ценят по его трудолюбию. Трудолюбивого человека все уважают, а ленивого презирают.

Май

Разговор «Урожай сам не придёт».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Урожай сам не придёт: за посевами нужен уход?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, урожай сам не придёт: за посевами нужен уход. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Разговор «Маленькое дело лучше большого безделья».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Маленькое дело лучше большого безделья?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, от лени – болезни, от работы – здоровье. Лень нас ослабляет, болезни вызывает. Труд здоровье укрепляет, жизненную силу повышает. Трудитесь дети, не бездельничайте.

Июнь

Разговор «Землю солнце красит».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Землю солнце красит, а человека труд?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, человека ценят по его трудолюбию. Трудолюбивого человека все уважают, а ленивого презирают.

Июль

Разговор «Пчёлка маленькая, да и та работает»

.

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Пчёлка маленькая, да и та работает?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, трудитесь, не ленитесь. Кто любит труд, того люди чтут, уважают.

Разговор «Кто урожай без потерь собирает».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает, на зиму еду запасает. Доброму урожаю и добрая уборка.

Август

Разговор «День прозевал – урожай потерял».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «День прозевал – урожай потерял?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, день прозевал – урожай потерял, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Доброму урожаю и добрая уборка.

Разговор «Без труда нет плода».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так в народе говорят: «Без труда нет плода?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, урожай сам не придёт: за растениями нужен уход, день прозевал – урожай потерял, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Без труда нет плода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]