Проект по здоровому образу жизни «Мы здоровыми растем»


Детско-родительский проект на тему:«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!!!»

Семья Огородниковых – мама Анна Владимировна и сын Ярослав (воспитанник подготовительной группы МБДОУ д/с №38)

2014г.

Тема проекта: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!!!»

Вид проекта: информационный, долгосрочный, развивающий.

Области проекта: здоровье и физическая культура.

Актуальность: В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей. Основная цель – снижение заболеваемости. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения ребенком всеми умениями и навыками, которые ему прививаются дома, в детском саду и которые ему необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо сформировать у ребенка разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации его физического развития, от уровня подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения).

Цель проекта:

  • Повышение теоретических знаний и практических навыков ребенка по формированию собственного здоровья;
  • Формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями;
  • Создание здоровьесберегающей среды, снижение частоты заболеваний в зимний и весенний период;

Достижение поставленных целей возможно, если решить следующие задачи:

  • Познакомить ребенка с основными факторами, влияющими на здоровье;
  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья;
  • Формировать понимание у ребенка необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
  • Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

Принципы проекта

— принцип разностороннего развития личности

активизация мыслительной деятельности, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения.

— принцип гуманизации

физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка.

— принцип индивидуальности

обеспечение здорового образа жизни ребенка с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки.

— принцип цикличности и систематичности

постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности.

— принцип оздоровительный

обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности.

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность: ребенок и родители.
  2. Индивидуальная исследовательская деятельность ребенка.

Формы работы с детьми:

— гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;

— утренняя гимнастика, гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе), самомассаж, зарядка для глаз;

— занятия по физической культуре в доме и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);

— оздоровительный бег, босохождение;

— бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);

— закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, солнечные ванны);

— чесночно-луковая ингаляция;

— массаж;

— рациональное питание;

— беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;

— рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте;

— заучивание пословиц, поговорок о здоровье;

— чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка», «Про девочку, которая плохо кушала», «Про мимозу», «Припп», «У меня опять 36,5», Г.Остер «Петька-микроб» и др.;

Ожидаемые результаты:

  • осознание ребенком необходимости ведения здорового образа жизни;
  • овладение навыками самооздоровления;
  • повышение ответственности за свое здоровье.

    снижение заболеваемости, повышение двигательной активности и физической подготовленности;

  • формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков.
Этапы работы над проектом
Этапы проекта Деятельность родителей Деятельность ребенка
1 этап
Подготовительный
1. Выявление уровня знаний родителей и их готовности для работы над проектом
2. Создание творческой группы (мама, папа, сын).

3. Определение критериев, этапов и продолжительности

4. Подбор материалов, литературы по данной теме

5. Составление плана работы

Вхождение в проблему
2 этап
Практический
1. Формы и методы работы родителей:
  • пополнению наглядного материала о ЗОЖ;
  • приобретение необходимых для реализации предметов и оборудования.

2. Формы и методы работы с ребенком:

  • чтение научной литературы по данной теме, беседы, чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка».
  • занятия по физической культуре в доме и на свежем воздухе
  • закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, растирание и др.
Участие ребенка в подготовке, формирование предпосылок в его самостоятельной поисковой деятельности, формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой.
3 этап
Итоговый
1. Отслеживание результатов работы.
2. Организация фотогалереи.
1. Приобретение новых знаний, умений, навыков.
2. Разрешение проблемы.

3. Получение кубка здоровья и медали долголетия.

Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться– На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты- Вот полезная еда, Витаминами полна!

На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе: Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось, Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить!

Начинай новую жизнь не с понедельника,

а с утренней зарядки.

«Ведем здоровый образ жизни!!»

Кто спортом занимается, тот силы набирается!

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.


И смекалка нужна, и закалка важна!
«Закаляй свое тело с пользой для дела. Холода не бойся, сам по пояс мойся!»

«Олимпийские надежды!!!»

Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь!!!

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Готовимся к оздоровлению

Не секрет, что зимой дети очень часто болеют, что отрицательно сказывается на иммунитете, приходится укреплять иммунитет ребенка. В весенний период целесообразно начать его укрепление с помощью витаминных комплексов, сборов на основе лекарственных трав и капсул рыбьего жира. Назначение каждого из этих средств нуждается в предварительной педиатрической консультации, поскольку существует риск преувеличить дозу, что может губительно отразиться на детском здоровье. Как правило, витамины назначают детям после первого года жизни, часто болеющим, после длительной интоксикации, антибиотической терапии и т.д. Травяные сборы также очень эффективны для стимуляции иммунитета, особенно сильны иммуномодулирующие комплексы на основе такого лекарственного растения, как эхинацея. Только длительное систематическое применение в течение двух-трех недель гарантирует положительный результат.

Целительный сон

Сон благотворно влияет на организм, даруя отдых, а с ним и оздоровление в домашних условиях. Ученые доказали, что физиологическое укрепление иммунитета во сне происходит на порядок быстрее, чем в период бодрствования. Следовательно, очень важно соблюдать режим сна, рекомендованный ребенку в определенном возрасте. Младенцы до четырехмесячного возраста спят в среднем семь-восемь часов днем и семь-восемь ночью. Далее до достижения восьмимесячного возраста – максимум пять днем и приблизительно девять-десять ночью. С года количество часов дневного сна снижается до четырех, а ночной увеличивается до двенадцати. После двух лет ребенок переходит на одноразовый одно- или двухчасовой дневной и одиннадцатичасовой ночной сон.

Продукты для оздоровления организма ребенка

Весеннее меню обязано удовлетворять возросшие потребности малыша в витаминах и питательных веществах, что даст ребенку энергетический заряд и усилит здоровье.Овощные и фруктовые блюда должны быть в рационе непременно, пусть даже в виде детских консервов. Весной появляются первые свежие овощи, которые надо приобретать только в специально оборудованных магазинах, имеющих все необходимые сертификаты соответствия и качества. К тому же, можно вырастить свою зелень, что даст вам гарантию, что это экологически чистый продукт, который не только не принесет вреда вашему крохе, но и обеспечит его нужными витаминами и микроэлементами в домашних условиях.

Идеальный весенний рацион ребенка включает:

Мясные продукты

  • 50 г в день или через день, причем мясо должно быть разнообразным: говядина, свинина, птица (курица, индейка).

Рыбные блюда

  • Рыбные блюда включают в меню минимум один раз в неделю. В рационе малыша лучше использовать преимущественно морскую рыбу, богатую очень полезными омега кислотами.

Белок и желток яйца

  • Эти продукты допустимы в рационе ребенка до четырех раз в неделю.

Чтобы удовлетворить растущие энергозатраты ребенка и, следовательно, способствовать оздоровлению организма, питание должно быть по режиму и порционно сбалансировано (порция ребенка не должна быть равна порции взрослого человека).

Результат проекта:

Проект реализовал поставленные задачи. Ребенок получил новые и расширил уже имеющиеся знания, заинтересовался сбережением своего здоровья, повышением физподготовки. Частота заболеваний в данный зимне-весенний период снизилась, по сравнению с предыдущим сезоном.

Выводы:

  • У ребенка сформировались практические знания и навыки по формированию здорового образа жизни.
  • Ребенок демонстрирует умения использовать подвижные игры в самостоятельной деятельности.
  • Снизилась заболеваемость.
  • Глубокая личная включенность в проектную деятельность дала толчок творческому саморазвитию, повысила интерес ребенка к саморазвитию.
  • Повысилась моя грамотность в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольника.
  • Обогатился совместный эмоциональный опыт членов нашей семьи.
  • Деятельность данного проекта будет продолжена.

    Литература:

Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./

«Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько

Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой – М: ТС «Сфера», 2002

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Прививать привычку к здоровому образу жизни необходимо с детства. Огромную роль в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни играет дошкольное образование. Зачастую правильная организация воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями более эффективна, чем система медико-гигиенических мероприятий.

В связи с этим, детский сад и семья призваны еще в дошкольном возрасте заложить основы здорового образа жизни, помочь понять ценность здоровья, побудить детей самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Поэтому мной была разработан проект «Мы выбираем здоровье!»

Проект основан:

— на создании единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения детей к здоровому образу жизни с целью создания вокруг них атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни;

— на систематичности и комплексности деятельности оздоровительно-педагогического характера;

— на учете возрастных, психофизических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

— на основных принципах психологии и дошкольной педагогики.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Существует большое количество исследований, подтверждающих необходимость использования здровьесберегающих технологий. Так, согласно данным здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, который он ведет. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни». Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В работах , и отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т. е. здоровой.

В основу проекта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Безопасность» авторы , , где рассматриваются проблемы безопасного существования, от которых зависит здоровье детей. Основными общеобразовательными программами являются: Основная образовательная программа МБДОУ Сявского детского сада «Колокольчик», «Примерная общеобразователная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией , , . Кроме основных комплексных программ при организации проекта за основу была взята методика формирования здорового образа жизни детей, изложенная в методическом пособии «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» (, , ), использовалось методическое пособие «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Основополагающей идеей данного проекта является положение о том, что воспитание и образование должно строиться на активности самого ребенка. Подход основан на применении принципа осознанности в работе с дошкольниками, т. е. понимания детьми самостоятельности сохранения своего здоровья, самостоятельного выбора здорового образа жизни.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

1. Принцип научности

использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2. Принцип индивидуального подхода и преемственности

поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья воспитанников.

3. Принцип доступности

– использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Принцип систематичности

– реализация оздоровительных и профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип активности

– участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

6. Принцип связи теории с практикой

формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Проект является среднесрочным. Длительность работы над проектом охватывает учебный год и включает этапы:

Первый этап – подготовительный (июнь-август)

.

Цель: Выявить уровень сформированности первичных знаний у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, спланировать работу с учетом результатов первичной диагностики, собрать необходимую информацию, подготовить оборудование.

Второй этап – основной (сентябрь-апрель)

.

Цель: работа с детьми, работа с родителями, персоналом ДОУ, оснащение предметно-развивающей среды.

Третий этап –
итоговый (май).
Цель: Выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни, эффективности использования полученных знаний в повседневной практике, уровень физического развития и готовности к школьному обучению; систематизация материала.

На заключительном этапе организуется выставка плакатов и детского творчества «Мы выбираем здоровье!».

АКТУАЛЬНОСТЬ

С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. Новый стандарт определяет здоровье в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Таким образом, проект разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья.

Проект исходит из принципов здоровьесберегающих образовательных технологий, которые можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей; формирование необходимых знаний и умений здорового образа жизни; использование полученных знаний в повседневной практике.

Проект отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов приобщения детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ в МБДОУ; определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение учебного года.

Новизна

проекта заключается в:

— разработке системы непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основными правилами организации ЗОЖ, формирования навыков и привычек здорового образа жизни,

— систематизации игр, игровых заданий, развлечений,

— разработке системы работы с родителями и персоналом ДОУ.

Задачи воспитания, обучения и оздоровления взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом состояния его здоровья и уровня развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После завершения проекта дошкольники смогут:

1. Назвать правила здорового образа жизни;

2. Знать правила сохранения и укрепления здоровья;

3. Объяснить значимость здоровья для человека;

4. Применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности;

5. Аргументировать своё отношение к собственным действиям и действиям сверстников;

6. Поддерживать благоприятное эмоциональное состояние, конструктивно общаться;

7. Преодолевать негативные эмоциональные состояния (страхи, гнев, тревогу).

8.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]