Внеклассное мероприятие в библиотеке «Рассказы Носова». Сценарий для школьников 1-3 классов


Внеклассное мероприятие в библиотеке «Рассказы Носова». Сценарий для школьников 1-3 классов

Сценарий литературно-игровой программы «Читаем рассказы Н. Носова» для детей 6-10 лет

Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый .
Материал будет полезен классным руководителям, библиотекарям. Мероприятие для учащихся 1-3 классов.
Направлено на актуализацию знаний о произведениях Н.Н. Носова, привлечение к чтению.

Сценарий литературно-игровой программы для детей 6-10 лет
Цель: привлечь детей к чтению классиков советской детской литературы, к изучению творчества Н.Н. Носова.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о жизни Николая Носова, познакомить с текстами рассказов «Живая шляпа», «Заплатка», «Мишкина каша». Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, старательность, аккуратность. Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.
Материал:

две шляпы, 2-4 картошины, бумажные «шнуровки» силуэты штанов и заплаток и шнуры по количеству детей, одноразовая посуда: две чашки, ложки по количеству детей, смесь для приготовления каши для малышей, соль, сахар.

Оформление:

книжная выставка «Герои Николая Носова».

Ход:
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Посмотрите на нашу книжную выставку. Сегодня на ней стоят книги замечательного детского писателя — Николая Носова (демонстрируем портрет). Возможно, вам знакомо это имя, попробуйте назвать книги этого автора, которые вы уже успели прочесть (дети называют). Для начала познакомимся с жизнью самого писателя. Он родился 23 ноября 1908 года, то есть более 100 лет назад. Был очень любознательным, фантазером. И конечно такой человек, прежде чем начать писать книги пережил много интересного. Я буду называть, кем пробовал стать Носов, а вы показывайте профессии жестами. (Дети стоят рядом со стульчиками и показывают.) Ведущий. Николай Носов сразу после окончания школы хотел быть скрипачом, потом химиком, художником, поработал землекопом, возчиком бревен, рабочим кирпичного завода, фотографом, электротехником, торговцем газетами, музыкантом, учителем, дрессировщиком, окончил институт кинематографии и стал кинорежиссером и детским писателем. Так же долго себя искал один из героев Носова. Может, назовете его? (Дети. Незнайка.) Можно показать куклу или фрагмент мультфильма.Ведущий. Это один из самых известных героев. Хотя у него и у других героев Цветочного города были прототипы, придуманные канадским писателем Палмером Коксом. В книгах о человечках «брауни» (домовых) около сорока персонажей, среди них есть персонаж по имени Незнайка. Наверно эта книга встретилась и Николаю Носову, а он придумал свои приключения для полюбившихся героев. Конкурс «Назови героев книги «Приключения Незнайки и его друзей». Делим детей на две команды и предлагаем по очереди называть имена персонажей. Побеждает команда, где дети назвали больше имен.Ведущий. Книги о Незнайке одни из самых известных в творчестве Носова. По мотивам «Приключений Незнайки и его друзей», « Незнайки в Солнечном городе» и «Незнайки на Луне» были созданы мультфильмы. Конкурс «Знатоков». Предлагаем к просмотру небольшие фрагменты из этих мультфильмов и просим определить, к какой книге относится фрагмент. Побеждает команда, где дети дали больше правильных ответов. Ведущий. Но до «Приключений Незнайки» появились на свет книги о таких же ребятах как вы: «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Подробнее мы остановимся на веселых рассказах из сборников «Фантазеры» и «Тук-тук-тук». Я предлагаю вам послушать рассказ «Живая шляпа». Читаем и обсуждаем содержание рассказа: кто герои, что с ними произошло, почему двигалась шляпа?Конкурс «Живая шляпа». Участники от каждой команды по очереди кидают картофелины в шляпы. Считаем количество попаданий. Выигрывает команда, в которой дети чаще попадали. Ведущий. Еще один рассказ, с которым мы сегодня познакомимся «Заплатка». Читаем вслух, можно попросить детей почитать по ролям.
После прочтения ведущий задает вопросы по содержанию рассказа: как звали героя, какого цвета были штаны, какой формы была заплатка? За правильные ответы можно давать командам дополнительные баллы.
Конкурс «Заплатка» — шнуровка. Раздаем детям картонные штаны с дырочками и картонную заплатку, с соответствующими отверстиями. Просим детей «зашить» дыру. Продев шнур через все отверстия. Победит команда, где все игроки справились быстрее. Ведущий. Последний рассказ, который мы прочтем сегодня — «Мишкина каша». Читаем и обсуждаем.Ведущий.Чем занимались дети весь день? Какую рыбу они поймали? Сколько? Конкурс-эстафета «Поймай рыбку». Команды стоят в колоннах. Перед ними два надувных бассейна с рыбками из игровых наборов «рыбалка». Игроки по очереди подбегают с удочкой к бассейнам, ловят рыбку, возвращаются в команды. Побеждает команда, в которой дети выполнили задание быстрее и поймали больше рыбок. Ведущий. Как назывался последний рассказ? Почему? Конкурс «Мишкина каша». Из команд выбираем считалкой по одному участнику. Он «варит» кашу (в одноразовой посуде готовит из детской смеси для приготовления каш, добавляя воду, сахар и соль). Все дети получают по две одноразовые ложечки и дегустируют оба образца каши (не зная, кто какую приготовил), голосуя за один из образцов. Победит команда, в которой каша вкуснее. Подводим итоги конкурсов, награждаем победителей, вспоминаем названия прочитанных произведений и биографию их автора. Даем детям возможность почитать книги с выставки. Прощаемся.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» для начальной школы Литературная игра для младших школьников 4 класса с презентацией Литературная игра с презентацией по книге Киплинга «Маугли» для 3 класса Внеклассное мероприятие в библиотеке «День согласия и примирения. Сто лет Великой Октябрьской социал

Похожие статьи:

Посвящение в читатели в библиотеке, 1 класс. Сценарий

Литературная игра в начальной школе по сказкам Андерсена

Оставьте свой комментарий

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

Валерий Фальков ответит на вопросы о приемной кампании в российских вузах

Время чтения: 0 минут

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

В Москве будут штрафовать за использование детских площадок на период ограничений

Время чтения: 1 минута

В Петербурге отменили бал медалистов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Цель:

знакомство с биографическими данными и творчеством писателя Е.Н. Носова, обогащение словарного запаса и развития связной речи, воспитания эстетической культуры и художественных способностей, любви к природе, закрепление читательского интереса.

Оформление библиотеки:

портрет писателя, карта Курской области, плакаты с высказываниями известных людей.

«Песнь моего друга, как цветок чабреца,

некорыстна с виду, но чист и высок ее тон»

В. Астафьев.

«Друзья! Давайте утверждать заранее: В любое время и в любом году — У всей планеты славные куряне Всегда и всюду будут на виду». М. Светлов.

Участники:

  • Зав. библиотекой
  • Зав. музеем
  • Воспитатель
  • Учитель
  • Ученики

Ход мероприятия

Звучит музыка «Мой край»

Зав. музеем:

На весь мир прославили Курскую землю книги замечательного писателя Е. Носова (1925-2002 г.). Может быть, лучше всех сказал о Носове другой русский писатель В. Астафьев: «Песнь моего друга, как цветок чабреца, не корыстна с виду, но чист и высок ее тон». Е.И. Носов был Мастером воистину во всем — он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи: Он рисовал полные тончащей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам. Не умел он только одного — жалеть себя: Поэтому и ушел от нас так рано: Но оставил Мастер свое наследие — в каждой строке живет его душа, в каждой живописной работе и фотографии — его любимые просторы, холмы, дерева, речки: Они были его настоящими друзьями, помогали ему жить, дарить радость. Также, как теперь всем, кто возьмет в руки вот этот альбом (показ альбома «Краски родной земли»), откроется удивительная радость общения с природой, с ее красками, с ее неброской, но милой красотой во все времена года:

Зав. библиотекой:

(Обращение к карте Курской области). Е.И. Носов родился 15 января 1925 года в д. Толмачево под Курском. Война прервала его учебу в школе, с 1943 г. он — на фронте, противотанковый артиллерист. В 1945 г. тяжело ранен под Кенигсбергом, лежал в госпитале — об этом рассказ «Красное вино победы». О войне — повесть «Усвятские шлемоносцы», по которой поставлен кинофильм «Родник», рассказы — «Шопен, соната номер два», «Хутор Белоглин», «Яблочный спас», «Синее перо Ватолина», «Памятная медаль», «Фагот». По его рассказам сняты фильмы «Объездчик» и «Цыганское счастье». За книгу повестей и рассказов «Шумит луговая овсяница..» писатель удостоен Государственной премии РСФСР им. Горького, за рассказы последних лет — международной премии М. Шолохова, премии «Москва-пение», «Умное сердце» /им. Платонова/, премии «Отечество», премии А. Солженицына.

Е.И. Носов был Героем Социалистического Труда, Почетным гражданином г. Курска, действительным членом Академии Российской Словесности; награжден двумя орденами Ленина, двумя — Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени. Очень большая теплота, сердечность в словах о Е.И. Носове его друзей, собратьев по перу. «Евгений Носов — художник в каждое мгновение, художник на всю жизнь, поэтому его колодец неисчерпаем», так сказал М. Обухов. В. Черкасов в одном из своих очерков приводит мысли Е.И. Носова о русских классиках — Толстом, Тургеневе, Гоголе, Чехове, Бунине — «: их творчество — пристанище для наших душ, как дубрава — приют для усталых путников: А дуб не гниет, железная у него сердцевина:»

Воспитатель:

А как говорит Мастер о поэзии!… Хорошая поэзия мне всегда представлялась: хорошо прожаренным ржаным сухарем. И пусть вас не пугает это сравнение. В отличие от сырой буханки хлеба из него выпарено все лишнее, оставлено лишь сухое концентрированное вещество. Да, о сухарь иногда ломают зубы и дерут рот. Но какая же это поэзия, которую, как размазню, заглатывают не жуя!? Зато не забыть аромата, когда разжуешь кусочек! И дымом, и домом, и полем, и Русью, и вольной волей повеет от каждой его крошки. И ты изумлен: из чего?… Один из моих друзей заметил, что если бы все небо было сплошь усыпано звездами, то мы не увидели бы самих звезд. Истинный талант редок и будет редкостью вовеки, и потому он имеет значимость всенародной ценности. Лес велик, а вот женьшеня может оказаться всего один корешок. Или вовсе не оказаться. Видимо, и здесь, в лесу, природа позаботилась о том, чтобы избежать пресыщения, не дать каждому лопуху мнить себя корнем жизни.

Ученик:

Стихи из архивов Мастера.

Год коня!.. Эх, дайте мне поводья! Грива — вьюга, снег из-под копыт: Пронесусь я звездным половодьем По Руси, которая не спит. Млеют огоньки среди сугробов, Колокольный слышен благовест. Месяц — ковш, налей вина на пробу, Угости всех путников окрест. Окропи коней моих на счастье, Чтоб впотьмах не потеряли путь. Эх, вы годы!.. Кони белой масти! Унесите прочь куда-нибудь: Иль туда, где за чертой далекой В окно морозное дыша, Свеча мерцает одиноко, Как без причастия душа:

Ученик:

В ожидании праздника. Голубо и весело: Солнце — целый день! Над оградой свесилась Майская сирень. Струи тонкой пряности В воздухе текут, Будто где-то пряники К празднику пекут:

Ученик:

Е.Носов о малой родине.

: Нам, курянам, досталось по наследию Курская земля: Бунин назвал эту местность сдержанным, но все-таки удивительным словом: подстепье:

: Закрываю глаза, и — трепетно обмирает сердце — вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх — вниз, вниз — вверх: Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи: Тут мы и живем, между этими вздохами. Здесь, в заветрии, промеж холмов, приютились наши тихие ракитовые деревушки, с мычащими телятами на приколе:

Ученик:

Е. Носов о малой родине.

Вот пишут: малая родина: Но что это такое? Где ее границы, откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать? По-моему, малая Родина — это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно обнять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле. И где впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

Ученик:

«На тысячу верст кругом Россия — родной край:» — эти тургеневские слова не могут не прийти на память, когда читаешь книги Е. Носова, талантливо наследующего в своем творчестве художественные принципы Тургенева, его глубокую, действенную любовь к природе и человеку. Мастер воспринимал природу не просто зрением и слухом, а и своим щедрым, мудрым сердцем. «Какое празднество красок!..»

: Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем: Всем этим можно только любоваться. Тронул — и все испортил:

Ученик:

музыкальная пауза. Песня. Сл. В. Дюкова, муз. В. Добрынина. «Живи родник».

Ученик:

Стихи о Мастере.

В. Корнеев. «Не многим, знаю я, дано..!» Нас в напряженной тишине слова, казалось, били током. Вы говорили о войне — явленьи страшном и жестоком. И он вставал так зримо — миг, миг жизни перед амбразурой: И это были стопки книг, в упор расстрелянных цензурой. Вы говорили о «вожде», о тех, кричавших: «Малой кровью:» Вы говорили о нужде — крестьянской, многодетной, вдовьей. Вы говорили обо всем, покой собравшихся нарушив, — О том, что рухнул чернозем, что рушатся, крушатся души. И откровения глоток тогда взрывался в нас, тревожа, И правды колкий холодок мурашками бежал по коже. Не многим, знаю я, дано так говорить, так жить — всем сердцем! И протрезвляет сладкопевцев «Победы красное вино»

Ученик:

Е.Носову

Чтоб о России рассказать с любовью,

Ее, родную, мало обожать.

А нужно жить ее бездонной болью

И светлой ее радостью дышать

Печаль и гордость русского солдата,

И зоркий взгляд, и ум глубокий зрились

В алмазе первородного таланта

И в сердце, словно в фокусе, светились.

Библиотекарь:

Велика скорбь Курской земли по ее славному сыну — писателю Е.И. Носову, ушедшему из жизни 12 июня 2002 г.: Е. Носов был сыном не только Курской земли, но и России. Его знают в Германии, Италии, Канаде и многих других странах. Прочтите «Книгу о Мастере», посвященную писателю, и вы убедитесь, что время не властно над настоящим талантом, что оно только приумножает его достижения:

Умер Е.И. Носов:
Потеря невосполнимая:
ушел из жизни последний Патриарх русской словесности, без которого немыслима национальная культура. А для нас, курян, потеря эта — из горьких самая горькая. Однажды Евгений Иванович сказал о Л.Н. Толстом, что тот голой пяткой чувствовал всю Россию. В полной мере сказанное относится и к самому Носову. «Протрава», «Домой за матерью», «Храм Афродиты», «Не имей десять рублей», «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два», «Усвятские шлемоносцы», «Алюминиевое солнце» — да и все остальное его творчество — сокровенные горести и беды народа, самый оголенный нерв России.

Е. Носов писал не повести и рассказы, он создавая поэмы, был современным Бояном, чья грустная, омытая слезами, но возвышающая песня была слышна во всех пределах, где только обитала славянская душа, ибо все написанное им было Сказанием о Земле Русской.

Учитель:

В день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с уходом своего особо доверенного выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не ушел, он будет с нами, пока мы сами живы. И пусть навсегда останутся вещие творения Мастера.

«Усилим энергию наших добрых намерений»

А мысли — это семена, Желания — уже побеги, Поступки — ветви, где судьба Нам плод готовит свой отведать:
<:>

Благословляю вас — летите, За вас молился и молюсь. Благословляю — берегите Любовь, детей, Святую Русь!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]