Удивительные зубы
Как устроены зубы и зачем они нужны? Зубы самые твёрдые части нашего организма. У новорожденных детей зубов нет. Только к 2-3 годам у ребенка вырастают первые 20 зубов. Их называют молочными, потому что после 6 лет их сменяют постоянные: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.
Зубы бывают разных видов: клыки, резцы, коренные и все зубы выполняют свои функции: резцы – откусывают, режут пищу, коренные пережевывают, а клыки помогают грызть твердую пищу. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо, так же мы используем их, когда произносим многие звуки (например “д”, “з”, “л”, “с”, “т”). Поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы.
Зуб — это живой орган, который состоит из трех основных частей — коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни – уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Любой зуб покрыт тонким слоем эмали, которая является главным защитником зуба. Эмаль состоит из кальция. Под эмалью находится дентин – вещество, похожее на кость, но более твердое. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба – пульпа – мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
Та часть, которую мы не видим, находится в десне и называется она — корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв. Корень зуба снаружи покрыт специальным защитным веществом — цементом. Основание зуба поддерживается десной – слизистой, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами.
От чего возникают болезни зубов и десен?
Выясняя причины возникновения болезней зубов и десен, я изучила литературу и узнала много полезной информации. Оказывается, одной из самых распространенных причин возникновения болезней зубов является плохая гигиена полости рта. После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в «зубной налет».
Зубной налёт — липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба и содержащая огромное количество бактерий. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. С течением времени — 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин и добирается до пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает болеть. Так начинается кариес.
Процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день — 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. В наше время ухаживать за полостью рта можно разными способами: при помощи зубной пасты и щетки, зубочистки, зубной нити, при помощи ополаскивателей и жевательной резинки.
Эксперимент №1 «Влияние кислоты на зубную эмаль»
Так же наши зубы могут испортить механические повреждения эмали и перепады температур. Зубы даны человеку для пережевывания еды, а не для открывания бутылок, разгрызания орехов, кусания предметов, не предназначенных в пищу, таких как карандаши и ручки. Многие ребята из нашего класса грызут ручки, карандаши, ногти. Все это приводит к трещинам зубной эмали и может привести к кариесу. Так же зубы могут портиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или съесть мороженое. Эмаль не выдерживает столь резких температурных перепадов, и трескается, оставляя зуб без защиты.
Эксперимент №2 «Негативное воздействие перепадов температур на зубы »
Ход опыта:
В 2 стакана налили простую воду, в один из стаканов насыпали лимонную кислоту и размешали её ложкой. Взяли 2 яйца, т. к. скорлупа яйца напоминает зубную эмаль, она такая же твёрдая, как эмаль. Одно яйцо положили в воду, а другое в воду с лимонной кислотой. И стали наблюдать. Яйцо, которое поместили в кислоту, сразу покрылось пузырьками, через 2 часа яйцо всплыло на поверхность. На следующий день мы посмотрели, что кислота разрушила скорлупу.
Вывод: кислота, которая образуется во рту после приёма пищи, разрушает зубную эмаль.
Опыт «Как нужно правильно чистить зубы»
Цель: узнать, как правильно чистить зубы.
Материалы: кусочки бумаги, зубная щетка.
Немного из истории о зубах
Оказывается, еще с древних времен люди старались ухаживать за своими зубами. Одними из самых древних гигиенических средств являются зубочистки. Археологи утверждают, что зубочистками пользовались еще неандертальцы. Они использовали веточки, заостренные палочки для удаления с поверхности зуба кусочков оставшейся пищи.
Еще до нашей эрызубочистки стали делать из золота и серебра. Немногие люди могли позволить себе зубочистки из драгоценных металлов, поэтому их стали делать из перьев, слоновой кости и из дерева. Например, в Мексике их делали из шипов кактуса. В 19 веке в качестве зубочистки на Диком Западе использовали длинный охотничий нож, а в Европе в ход шли столовые приборы. Согласно легенде, во Франции кардиналу Ришелье настолько опротивело, что его гости чистят зубы кончиком ножа, что он приказал затупить все ножи. С тех самых пор у столовых ножей появились округлые кончики.
Первые «зубные пасты» и зубные щетки появились в Египте. Щетки сделаны были из веточек деревьев с одним распушенным концом, а другим заостренным.В 1498 году в Китае придумали прикрепить к ручке из бамбука небольшое количество щетинок сибирского кабана. Щетинки выбирали самые твёрдые и прочные — с хребта животного и чистили зубы без какой-либо пасты или порошка. Вместо зубной пасты наши предки полоскали зубы соленой морской водой, способствующей укреплению десен, а так же использовали для чистки зубов древесный уголь, гипс, зерна какао, корни растений, смолу и др.
При Петре I зубы было принято чистить тряпочкой и щепотью толчёного мела. В деревнях же зубы натирали берёзовым углём, который отлично отбеливал их. Освежали полость рта, разжевывая листья мяты, хвою кедра, лиственницы, пихты, обладающих и приятным ароматом и антибактериальным свойством. В 1937 году изобрели нейлон и ворсинки для зубных щеток стали делать из него. Так зубная щетка приобрела свой современный вид.
Первый зубной порошок появился в 1850-е годы и состоял из мела, измельченных лекарственных трав, плодов или цветов для приятного вкуса. Первая зубная паста, очищающая зубы от налета, появилась в начале XX века, а первая советская паста в тюбике была выпущена в 1950 году.
В то время зубная паста была дефицитом, и все советские люди долгое время пользовались зубным порошком. В наше время существует большое разнообразие зубных паст, которые по своим свойствам делятся на детские, профилактические, лечебные, отбеливающие, пасты для чувствительных зубов. Но как оказалось, не только в правильном уходе за зубами скрыт секрет сохранения их здоровья.
Второй по распространенности причиной болезни и потери зубов по праву можно считать неправильное питание. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, что мы кушаем и как часто это делаем? А чистим ли зубы всегда после еды? Оказывается, привычка перекусывать между основными приемами пищи чем-то сладким, пить сладкие газированные лимонады очень плохо сказывается на здоровье зубов.
Эти продукты способствуют размножению бактерий и образованию зубного налета, а вот пользы организму приносят мало. Для того, чтобы эмаль была крепкой, а зубы здоровыми и блестящими, нужно употреблять в пищу молочные продукты, содержащие кальций, рыбу и овощи и кушать регулярно, не перекусывая между основными приемами пищи.
Заключение
В ходе моего исследования моя гипотеза нашла как подтверждение, так и дополнение. Как показывает мировой опыт, основным средством профилактики стоматологических заболеваний является тщательная личная гигиена полости рта и регулярность питания. Для того чтобы зубы не разрушались, их следует чистить и ухаживать за ними не реже двух раз в день, причем делать это правильно. Нужно удалять остатки пищи, которые задерживаются между зубами. И в этом нам помогает зубная щетка. Щетина ее «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов.
После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими. У каждого человека должна быть своя личная зубная щетка. Щетинка ее не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить десны и не поцарапать во рту. Щетку следует менять раз в 2-3 месяца и смазывать мылом после каждой чистки. Чистить зубы следует утром и вечером не менее 3 минут, вычищая зубы со всех сторон, а после каждого приема пищи нужно обязательно полоскать рот «средством для полоскания рта» или употреблять жевательную резинку с ксилитом.
Как минимум 2 раза в год следует посещать стоматолога для профилактического осмотра.
Необходимо снизить потребление продуктов, способствующих развитию кариеса. Ни в коем случае не есть их перед сном, при этом забывая почистить зубы. Есть продукты, которые любят не только дети, но и «вредные» бактерии, образующие зубной налет и вырабатывающие кислоту. Это — сладости, продукты, которые прилипают к зубам (например, ириски, бананы, чипсы), газированные напитки и особенно, энергетические напитки. Но это не единственные продукты опасные для зубов.
Есть продукты, которые уже содержат кислоту и представляют опасность для зубной эмали: фруктовые чайные смеси, лимон и черная смородина, кислые яблоки, киви, ананасы. Но это вовсе не означает, что данные продукты есть нельзя, нужно просто хотя бы полоскать рот после их употребления или жевать жевательную резинку с ксилитом не дольше чем 5 минут и, конечно, не открывать зубами бутылок, банок или пакетов с чипсами и молоком.
Лед, попкорн, леденцы и орехи — все это может легко повредить ваши зубы. Для того, чтобы вытащить остатки пищи из промежутка между зубов, нужно использовать зубную нить или деревянные зубочистки, а не булавки и другие железные предметы.
Список литературы
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Строение моего тела. Зубы.
- Купец Т.В., Матело С.К. //Детская стоматология. – 1998. – № 1. – С. 31–34.
- Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2001. – Том 18. – С. 131 — 134.
- Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям.
- Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М. «Махаон» 2003 г.
- Студеникин М. Хорошие зубы – залог здоровья. Книга о здоровье детей. с.184-189
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М.:Аванта,2004.
- Интернет-ресурсы
Приложение 1. Анкетирование
1. Мама с папой ушли на работу, ты позавтракал, пойдешь ли ты чистить зубы?
- Нет, конечно!
- Да обязательно!
- Не знаю, как зубы?
2. Доктор сказал, что тебе нужно чистить зубы два раза в день ежедневно, или вырывать зуб. Что ты выберешь? Ничего страшного потерплю это же всего лишь один зуб!
- Конечно, как сказал врач!
- И не то и не другое
3. А теперь просто ответьте вы любите чистить зубы? Нет, не люблю!
- Да, обожаю !
- Нет конечно ! Ни чем не заставишь!
4. Вы любите ходить к стоматологу? Нет!
- Да!
- Если пообещают потом мороженое, я подумаю.
5. Что вам важнее? Выпить еще пару бутылок кока-колы, или здоровье ваших зубов?
- Первое без вопросов
- Конечно зубы!
Исследовательская работа «Для чего необходимо чистить зубы»
Содержание
Глава I. Чистота зубов – залог здоровья ………………………………………………1-2
Глава 2. Методы и результаты исследований………………………………………….. 2-6
2.1. Практическая работа №1 «Социологический опрос»……………………………………3
2.2.Практическая работа №2 «Социологическое исследование»……………………… 4-5
2.3.Практическая работа №3 «Эксперимент по оценке качества чистки зубов с
помощью специальных красящих растворов» ……………………………………….6
Глава 3. Общие выводы по работе и рекомендации……………………………………. 7
Литература…………………………………………………………………………………… 8
Приложения
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ?
Авилкина Валерия Викторовна
Россия, Тюменская область, ХМАО – Югра, Сургутский район, г. Лянтор,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4», 4 класс
Аннотация
Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам.
Гипотеза: Мы предположили, что человек рождается с залогом здоровых зубов и они должны оставаться такими всю жизнь.
Цель моей работы: выяснить, действительно ли чистота зубов является залогом здоровья; сформировать гигиенические навыки для предупреждения возникновения и развития кариеса.
Задачи:
- Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены?
- Какие продукты влияют на здоровье зубов?
- Как относятся дети к сохранению своих зубов?
Предмет исследования: зубы человека
Методы исследования: теоретический (анализ фактов из литературы, Интернет – источников); эмпирический (сравнение, сопоставление, проведение социального опроса); математический (статистическая обработка); исследовательский (эксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов).
Практическая значимость работы: исследовав состояние здоровья зубов и общий уход за ними, можно с уверенностью сделать вывод о необходимости и важности в целях предупреждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормального сна, правильного и полноценного питания, закаливания организма, выполнение определенных гигиенических требований.
Глава I. Чистота зубов – залог здоровья
Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам. Мой папа работает врачом-стоматологом, он рекомендуют чистить зубы минимум два раза в день после еды. Периодически папа покупает нам ополаскиватель с фтором, которым мы полоcкаем рот. «Это необходимо для профилактики возникновения кариеса» — объясняет он нам. Возникают вопросы: что такое кариес и что нужно делать, чтобы его не было?
У взрослого человека 32 зуба, разных по строению и функции. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо ослепительной улыбкой, но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи.
Зубы самые твёрдые части нашего организма. [4] Сверху зуб покрыт эмалью — твердым, гладким блестящим веществом. Под эмалью скрывается дентин- основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже пульпа — мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. [5-6] У всех зубов есть корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной.
Глава 2. Результаты исследования
Во все времена ослепительно белые зубы считались признаком прекрасного здоровья и красоты. С медицинской же точки зрения, гигиена полости рта является огромным эстетическим фактором и показателем культурности человека. Мы решили провести социологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка» и выяснить, как они соблюдают гигиену полости рта. (Приложение 1, видеоматериал). [7]
2.1 Практическая работа №1 «Социологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка»»
Оборудование: видеокамера, книга «Уроки Айболита».
Ход работы:
В тематическом опросе приняли участие 15 дошкольников. Им было предложено ответить на несколько вопросов.
Результаты исследования:
По результатам опроса мы выяснили:
а) в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом;
б) знают азы ухода за полостью рта;
в) знают отрицательное влияние сладкого на зубы;
Вывод: Результаты опроса показали, что дошкольники знают об уходе за зубами, стремятся соблюдать гигиену полости рта, имеют представление о пище, которая полезна или вредна для зубов.
2.2 Практическая работа № 2 « Социологическое исследование»
Оборудование: анкеты.
Ход работы: Мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы № 4. Всего было распространено 40 анкет, из них возращено было 40.
Анкета содержала вопросы, направленные на определение уровня санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии, отношения старшеклассников к стоматологическому лечению.
Результаты исследования:
а) изучение данных интервьюирования школьников позволило установить, что знания и навыки по уходу за полостью рта у старшеклассников находятся на достаточно высоком уровне (Таблица 1). Так, среди школьников регулярно чистили зубы 93,5%, нерегулярно — 6,5%.
б) среди подростков, регулярно ухаживавших за полостью рта, однократную чистку зубов использовали 34,7%, двукратную — 58,8%. Причём правильно, после завтрака и перед сном, чистили зубы 51,1% школьников.
в) дети применяли для чистки зубов зубную щетку. Почти все подростки (93,0%) использовали зубную пасту, лишь некоторые — зубной порошок (0,3%).
г) большинство (81,0%) старшеклассников знали о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, применения зубочисток и ополаскивателей), а 59,7% применяли их на практике. Жевательную резинку употребляли 95% школьников, но после приёма пищи ею пользовались только 41,0% подростков. Более половины старшеклассников применяли жевательную резинку «когда захочется». [8]
д) о культуре правильного питания старшеклассники отвечали правильно, полезные и вредные для зубов продукты и напитки не путали. Однако большинство подростков не применяли на практике свои знания и употребляли легкоусвояемые углеводы в избыточном количестве. Почти все школьники (97,6%) употребляли углеводсодержащие продукты (чипсы, пирожные, кексы и др.) и напитки (различные колы и подобные) между основными приёмами пищи, причём считали, что после этого нет необходимости в полоскании рта, чистке зубов или употреблении жевательной резинки. Каждый второй подросток (49,9%) сообщил, что добавляет в чай более трёх ложек сахара.
Так как рациональное питание необходимое условие для того, чтобы зубы оставались крепкими и здоровыми, я в течение полугода вела наблюдение за питанием в школьной столовой (Таблица 2).
Мои наблюдения показали, что питание в школьной столовой разнообразное. Но по таблице 2 видно, что, содержащие основные источники кальция — молоко, молочные продукты, яйца, сырые овощи, в столовой не дают вообще или дают редко.
е) изучение ответов старшеклассников на вопросы, касающиеся отношения к стоматологическому лечению, выявило достоверные данные (Таблица 3). О страхе перед посещением врача-стоматолога сообщили 36,6% старшеклассников, об отсутствии страха – 63,4%. Негативное отношение к врачу-стоматологу высказали 32,4% школьников, позитивное – 67,6%. [9]
По-видимому, отношение детей к стоматологическому лечению влияло на причину обращений к стоматологу. Школьники чаще всего наносили визит к врачу для проведения профилактических процедур (65,7%), реже – для лечения зубов (59,9%).
Вывод: Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показал, что у подростков достаточно хорошо сформированы навыки ухода за полостью рта: они регулярно чистят зубы с помощью зубной щетки и пасты, правильно применяют двукратную чистку зубов (после завтрака и перед сном).
В то же время у подростков не сохранились навыки правильного питания и регулярного применения дополнительных методов ухода за полостью рта.
У школьников было выявлено позитивное отношение к стоматологу, отсутствие страха перед лечением зубов, профилактическая направленность визитов к врачу. Клиническое стоматологическое обследование полости рта было проведено у третьей части респондентов.
Как не тверды наши зубы, они могут разрушаться. В норме во рту человека живёт большое количество микробов, некоторые из них при поступлении в полость рта сахара могут образовывать клейкие вещества, которые фиксируются на поверхности зуба (так называемый зубной налёт). Но с течением времени — 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. [10] Так начинается кариес. [11]. Итак, процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день- 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. [12]
Оказывается, о гигиене полости рта заботились ещё древние люди. Они использовали различные предметы- палочки – зубочистки, для удаления с поверхности зуба кусочков оставшейся пищи. [13] Несколько тысяч лет назад жители Египта использовали щётки, сделанные из веточек деревьев с распушенными концами. [14] Но изобретателем современных щёток считается китайский император, сделавший первую зубную щётку 500 лет назад. [15] Щетина китайских зубных щёток была сделана из волос загривка сибирского дикого кабана, а ручки из дерева, или кости животного. В 1937 году изобрели нейлон и ворсинки стали делать из него. В наших магазинах и аптеках тоже очень большой ассортимент зубных паст, ополаскивателей флоссингов и зубочисток. [16]
Для того, чтобы выявить взаимосвязь между появлением мягкого налёта, приводящего в дальнейшем к кариесу и качеством чистки зубов, мы решили провести эксперимент. Основным условием опыта было то, что я должна прийти с нечищеными зубами.
2.3 Практическая работа № 3 «Эксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов»
Оборудование: зубоврачебное кресло, кариес-маркер зубная щётка, паста.
Ход работы:
Вначале я ознакомилась с оборудованием стоматологического кабинета. [17] Затем врач-стоматолог провёл осмотр моей полости рта. [18] Далее доктор с помощью аппликатора нанёс на мои зубы специальное красящее вещество-кариес-маркер, которое затем смыл водой. [19-20] Участки эмали, покрытые мягким налётом, оставались окрашенными. [21] Это говорит о высоком риске возникновения кариеса. Следующим этапом было тщательное полоскание полости рта антисептиком хлоргекседином и повторная оценка присутствия на эмали зубов мягкого налёта. [22] На последнем этапе опыта я провела чистку зубов с помощью зубной щётки и пасты. [23] После чего стоматолог опять нанёс мне на эмаль зубов кариес-маркер, смыл водой и оценил результат.[24-25]
Вывод: На нечищеных зубах скапливается большое количество мягкого налёта, что значительно повышает риск развития кариеса; тщательное полоскание полости рта антисептиком несколько улучшает ситуацию, но полностью налёт не убирает и лишь добросовестная чистка зубов не менее 3-4 минут полностью убирает мягкий налёт с зубов.
3. Выводы:
1.Зуб – не камешек, а живой орган, очень важный для человека.
2.Кариес – это разрушение зуба под действием различных факторов.
3.Уже несколько тысяч лет назад люди начали чистить зубы.
4. Личная гигиена полости рта является простым и наиболее доступным методом предупреждения заболеваний зубов и фактором оздоровления всего организма.
Глава 3. Рекомендации:
1.Существуют определенные правила ухода за зубами, которые позволяют избежать болезней зуба.
2.Проведя исследовательскую работу я узнала, что большинство респондентов знают эти правила, но не всегда их выполняют.
3.Я постараюсь всегда правильно ухаживать за зубами, потому что поняла – это очень важно.
«ЗАБУДЬ ПРО ЛЕНЬ – ЧИСТИ ЗУБЫ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ»
Литература
- Авраамова О.Г. Использование фторосодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность). – Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2005. – 45 с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Строение моего тела. Зубы.
- Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2001. – C. 115-122.
- Купец Т.В., Матело С.К. //Детская стоматология. – 1998. – № 1. – С. 31–34.
- Леонтьев В.К., Аврамова О.Г. //Стоматология для всех. – 2000. – № 1. – С. 14–16.
- Лунёва Н.А., Маслак Е.Е. //Стоматология детского возраста. – 2002. – № 3-4. – С. 42-44.
- Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2001. – Том 18. – С. 131 — 134.
- Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям.
Приложение1.
Памятка 1.
Несколько nрактuческuх советов по уходу за полостью рта
- У каждого члена семьи должна быть своя отдельная зубная щетка.
- Чистить зубы необходимо утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот водой.
- После чистки зубов щетку намылить и оставить в таком виде в чистом стакане до следующей чистки зубов. Перед тем как чистить зубы, щетку надо промыть водой из-под крана.
- Ни в коем случае не пользоваться чужой зубной щеткой!
- Зубная щетка является средством личной гигиены.
- Желательно каждые три месяца менять свою зубную щетку.
- Средства ухода за полостью рта делятся на лечебные, профилактические и лечебно-профилактические. Какое средство вам необходимо — подскажет врач-стоматолог. Поэтому необходимо хотя бы один раз в год посещать стоматологическую клинику.
- Чистить зубы следует со всех поверхностей в течение 1,5-3 минут. Число движений зубной щеткой при этом составляет 150-300.
- Необходимы и полезны для всего организма в целях предупреждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормальный сон, правильное и полноценное питание, закаливание организма, выполнение определенных гигиенических требований.
Приложение 2
Памятка 2.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
- Зубы покрыты эмалью.
- Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.
- Если за зубами неправильно ухаживать — появляется дырочка (кариес).
- Дырка в зубе — всегда больно.
- А ещё больные зубы вредят другим органам — сердцу, почкам.
ВРЕДНО!
- Грызть орехи.
- Есть очень холодную или очень горячую пищу.
- Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
РЕКОМЕНДУЕМ!
- Ешьте фрукты и овощи.
- НЕ злоупотребляйте сахаром и сладостями!
- Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.
- Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
- Дважды в год посещайте стоматолога.
И у вас будет ослепительная улыбка!
Приложение 3
Таблица 1 — Результаты анкетирования старшеклассников по вопросам ухода за полостью рта.
Варианты ответов | Частота ответов |
% | |
Чищу зубы: ежедневно | 93,5 |
1 раз в день | 34,7 |
2 раза в день | 58,8 |
иногда | 6,5 |
не чищу | 0,0 |
Чистка зубов: после завтрака и перед сном | 51,1 |
до завтрака и перед сном | 7,7 |
Использую: зубную щетку и зубную пасту | 93,0 |
зубную щетку и зубной порошок | 0,4 |
Знаю о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, зубочистка, ополаскиватель.) | 81,0 |
Применяю флоссинг, зубочистку, ополаскиватель | 59,8 |
Пользуюсь жевательной резинкой: | 95,8 |
после еды | 41,1 |
когда захочется | 54,7 |
Приложение 4
Таблица 2 – Перечень продуктов, способствующих укреплению структуры эмали зубов.
Наименование продукта | часто (1 раза в неделю) | редко (1-2 раза в месяц) | вообще не дают |
Молоко | + | ||
Творог (запеканки) | + | ||
Сыр | + | ||
Каши | + | ||
Яйца | + | ||
Овощные салаты | + |
Приложение 5
Таблица 3 — Отношение и причины обращений старшеклассников к стоматологу.
Варианты ответов | Частота ответов, | |
% | ||
Испытываю страх перед посещением стоматолога | 36,6 | |
Нет страха перед посещением стоматолога | 63,4 | |
Испытываю неприязнь к врачу-стоматологу | 32,4 | |
Положительно отношусь к врачу-стоматологу | 67,6 | |
Причина обращений к стоматологу: лечение зубов | 59,9 | |
профилактика | 65,7 |