Проект для детей младшей группы «Покормим птиц зимой»
Д/и с прищепками «Птичка».
Цель: закреплять знание частей тела птицы, активизировать слова «крылья»
,
«хвост»
,
«клюв»
, развивать мышление, координацию движений, моторику.
Стихотворение И. Токмаковой «Голуби»
Голуби, голуби, раз, два, три,
Прилетели голуби – сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Цель: учить понимать художественное слово, внимательно слушать.
Раскрашивание силуэтов птиц «Синичка»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление внешнего вида птицы.
4 неделя
Чтение Н.М.Грибачёва «Кормушка»
Цель: Продолжить знакомить с особенностями трудной жизни птиц зимой
Аппликация групповая «Птицы на кормушке».
В зимний день среди ветвей
Стол накрытый для гостей,
Дощечка новая- для птиц столовая
зовет обедать, крошек отведать!
Цель: создать условия для развития творческого интереса, закреплять навыки работы с бумагой и клеем, прививать аккуратность, чувство эстетического вкуса.
Прогулка: Наблюдение за птицами на кормушке.
Цель: развивать наблюдательность, формировать интерес к миру природы.
Труд: Готовим корм для птиц – крошим хлеб, оставшийся от обеда.
Цель: продолжать учить заботиться о птицах, напомнить о том, что люди должны помогать птицам.
П/и «Воробушки и кот».
Цель: упражнять в беге стайкой, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Рассматривание альбома «Как мы кормим птиц».
Цель: учить детей понимать, что изображено на фотографиях, осмысливать, отвечать на вопросы воспитателя.
Описательные загадки про зимующих птиц:
Спинкою зеленовата. Животиком желтовата. Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей, кто это? (Воробей)
Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под
корой, все ровно он будет мой. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым
снегом на рябине он появиться опять. (Снегирь).
Маленький мальчишка, в сером армячишке, по дворам шныряет,
крохи подбирает. (Воробей).
Чёрненькая бровка, рыженький бочок. Меж синиц и дятлов кружит как волчок. По стволам вниз головой- угадайте, кто такой? (Поползень)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В результате проделанной работы дети познакомились с птицами(воробьем, голубем, вороной, синицей, снегирем, поползнем) научились различать их по внешнему виду.
обогатился словарь детей, они научились употреблять в диалогической речи слова по данной теме;
познакомились с короткими литературными произведениями о птицах
, выучили наизусть стихотворение А. Барто
«Птичка»
, потешку
«Воробей, воробей»
;
упражнялись в пальчиковом рисовании, лепке из пластилина, приклеивании. Упражнялись в аккуратном исполнении творческих работ;
Социальный природоохранный проект «Покормите птиц зимой!»
- 5 мая 2021
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Юный исследователь: проектная деятельность младших школьников»
«Охранять природу – значит охранять Родину» М.М. Пришвин
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и основание выбора темы проектной работы.
Зима – чудесное время года. Но, в то же время, зима – это крепкие морозы, обильные снегопады и пронизывающий ветер. Зима – трудное время для всего живого.
В нашей местности зима наступает, как и положено, в начале ноября. Несмотря на непредсказуемость погоды, многие птицы всё же остаются на зимовку в родных местах. Однако, с наступлением холодов, пернатые жители леса слетаются ближе к жилью человека. Птицы ждут помощи от нас!
Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку. В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким?
Е. Благинина
Большое количество птиц гибнет в зимнее время.
- Как помочь птицам в зимнее время?
- Что нужно сделать, чтобы защитить их зимой?
Проблемные вопросы послужили в выборе темы проекта.
Гипотеза: можно предположить, что для птиц не так страшен холод, как голод.
Цель: организовать помощь птицам в зимний период года.
Задачи:
Теоретические:
- Провести опрос по теме проекта.
- Изучить разнообразие зимующих птиц нашей местности.
- Узнать правила изготовления и размещения кормушек.
- Узнать правила подкормки птиц и составом корма.
- Презентовать полученные результаты.
Практические:
- Вести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих на кормушки.
- Смастерить и разместить кормушки на пришкольной территории.
- Организовать регулярную подкормку птиц.
Перспективные:
- Смастерить и разместить кормушки около дома.
- Продолжить работу по подкормке птиц в зимний период.
Практическое значение.
Забота о братьях наших меньших, оказание им помощи воспитывает сострадание, милосердие, формирует нравственные качества, вызывает положительные эмоции, а также помогают развивать внимание, воображение, наблюдательность, терпение, трудолюбие, волю и др.
Работа в данном направлении ведется не с целью получения наград, а призвана находить отклик в сердце.
Предметные области: окружающий мир, краеведение, экология, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
Методы:
- Опрос (анкетирование).
- Сбор информации.
- Наблюдение.
- Практическая работа.
- Анализ результатов.
Этапы работы:
- Подготовительный (постановка проблемы, определение цели и задач, планирование работы).
- Основной (работа по реализации плана, поиск и отбор материалов, изготовление кормушек, подкормка птиц, наблюдение).
- Заключительный (защита проекта, выводы, подведение итогов, рефлексия).
Проект «Покормите птиц зимой!»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Подготовительный этап.
Важно оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям. К сожалению, не все задумаются о живых существах, которые живут рядом с нами. Мне хотелось донести эту информацию до одноклассников и постараться заинтересовать их проблемой зимующих птиц нашего посёлка. Поставленные задачи стали уточнением цели проекта.
Был проведён опрос одноклассников с целью выяснения имеющихся знаний:
- знают ли они, какие птицы зимую в нашей местности;
- знают ли они, чем питаются зимующие птицы;
- знают ли они, как помочь птицам в зимнюю пору.
Основной этап.
Воспользовавшись рекомендациями Воронежского заповедника, мы составили памятку о том, как правильно изготовить кормушку и где лучше её разместить.
Что за домики-избушки Закачались над землёй? Это новые кормушки Смастерили мы с тобой. Птиц согреем, угостим, Не дадим погибнуть им! И пускай грозит зима – Не страшна теперь она!
Е. Груданов
Вместе с одноклассниками мы смастерила самые разные кормушки из различных материалов: из пластиковых бутылок, коробок из-под сока, молока, были и деревянные кормушки.
Развешивать кормушки нам помогали родители. Нужно было помнить, что прибивать кормушки к деревьям гвоздями нельзя. Иначе, можно повредить дерево. Поэтому родители прикрепляли кормушки к деревьям с помощью проволоки и верёвок. Ещё нужно было учесть, чтобы кормушки должны размещаться в доступных местах. Должна иметься возможность пополнять их кормом.
С папиной помощью, я смастерила кормушку из дерева. Папа взял дощечку, обработал её и распилил на части. Потом эти детали я скрепила шурупами. Крышу сделали из пластика. Вот и готова наша кормушка! (Приложение 1).
Трудно птицам после сильных снегопадов. Не найти корма под снегом. Наступило время серьёзных испытаний!
Иногда, после оттепели, наступают морозы и деревья и кустарники покрываются ледяной корочкой, то и тут птицам приходится туго. Не помогут им ни цепкие коготки на лапках, ни острый клюв: лёд прочно сковал трещинки и щели, в которых прячутся насекомые.
Зимний день короткий – времени совсем мало, чтобы набраться сил!
Всё короче зимний день. Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки – Всюду только снег да снег…
Ю.Синицын
С помощью дополнительной литературы и наблюдений мы узнали какие птицы зимуют в нашей местности. Это – воробьи, синицы, дятлы, поползни, сороки, вороны и другие.
Мы выяснили, чем питаются зимующий птицы и составили памятку «Меню птичьей столовой».
Мы не забывали ежедневно оставлять угощенье в кормушках для наших пернатых друзей.
Перспективы на будущее.
Мы надеемся продолжить оказывать помощь птицам и в будущем году. Хотелось бы, чтобы оказание помощи братьям нашим меньшим стало доброй традицией в нашем классе.
У нас такой обычай; чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий повесим на сучок. Ни зёрен, ни травинок – голодная пора Блестят иголки льдинок, исчезла мошкара. Но здесь, в саду, за школой, среди седых ветвей, Готов обед весёлый для птичек у детей. Над домиком дощатым с утра немолчный гам, Как весело крылатым, порхающим гостям! Пшена и крошек хлебных отведать каждый рад От песенок хвалебных милей наш школьный сад. М. Пожарова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдения помогли выяснить, что рядом с жильём человека зимуют воробьи, синицы, из леса на подкормку прилетают поползни, дятлы.
Мы научились мастерить кормушки с помощью родителей. Узнали, каким кормом можно и каким нельзя кормить птиц.
После размещения кормушек на территории школы и организации регулярной подкормки птиц, увеличилось количество птиц, посещающих места прикорма.
Мы выяснили, что в холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, поэтому важно не забывать подкармливать птиц. Чем холоднее, тем больше птиц было на наших кормушках. Значит, гипотеза подтвердилась: «Для птиц страшен не холод, а голод!»
Своей работой хотелось бы привлечь внимание учеников школы и жителей посёлка к проблеме зимующих птиц в нашей местности. Если организовать подкормку, то мы поможем птицам пережить холодный период и сохранить численность. Ведь именно от птиц зависит, зазеленеют ли наши сады весной. Каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым друзьям!
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
А. Яшин
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Птицы. Полная энциклопедия/ Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2006
- Энциклопедия для детей. Птицы и звери/ под ред. В. Володина. –М.: Аванта, 2004