ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»проект (старшая группа)


Проект«Зимующие птицы»

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача — познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 6 — 7 лет.

Участники: педагог,дети и родители подготовительной группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

  • презентация проекта,
  • отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

Реализация проекта

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

2 этап

Основной (практический)

МероприятиеЗадачи
Формирование целостной картины мира«Знакомые незнакомцы»,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Наблюдение за воробьями.Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Беседа «Птичья столовая»Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Трудовая деятельность:подкармливание птиц.Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Работа в кружке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках»Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
Конструирование: «Голуби» (оригами)Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей»Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Рисование«Как мы кормили птиц»Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
Настольные игры:«Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Работа с родителями:

Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

3 этап — заключительный

— Оформление результатов проекта в виде презентации,

— представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, старший воспитатель Пузанова И.Н., воспитатель Соловьева Н.В., родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 30;
  • Снегири – 4;
  • Воробьи – 15;
  • Вороны – 11;
  • Голуби – 14;
  • Свиристели – 13;
  • Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • Как различить птиц по окраске;
  • Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 — 4, сороки, вороны – по одиночки;
  • Кормушку посетили 7 видов птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Фотоприложение

Ход проекта

Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в окно клювиком постучала птичка – сизый голубок. Я очень люблю птиц и изучаю их язык, поэтому я поняла, что сказал голубок.

Он попросил что-нибудь поклевать, ведь холодной зимой очень трудно найти корм. Я насыпала ему горсть семечек и голубь весело заворковал. Он сообщил мне, что на улице ещё немало птиц, которым очень холодно и голодно.

Вы готовы их подкормить? Но нужно помнить, что каждая птица предпочитает свою пищу.

Как вы думаете, сможем мы разобраться: как отличить одну птицу от другой, где они обитают, чем питаются, как и где их подкармливать?

Обсуждение проблемы принятия задачи.

Воспитатель: Что надо делать, чтобы больше узнать о зимующих птицах?

Дети: (варианты ответов) Читать книги, рассматривать: альбомы, открытки и журналы, рисовать зимующих птиц, мастерить поделки, собирать коллекции картинок и рисунков. Узнавать новое на занятиях, в походах и экскурсиях.

Совместная поисково – исследовательская деятельность.

С 24. 02. 2022. по 28. 04. 2022.

Тема: «Зимующие птицы»

Цитата по теме:

«Так и живут, бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э.Н. Голованова.

Девиз: «Пернатым друзьям надо помогать: кормить, изучать, оберегать».

Понедельник: Понятие «зимующие птицы»

«В жарких странах теплей, а на Родине, и в морозы милей»
Занятия

Речевое развитие:Пересказ рассказа Л.Н.Толстого: «Умная галка».

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Зимующие и перелётные птицы».
  2. «Чей хвост?» — части тела.
  3. «Что птица скажет о себе?» — характерные признаки птиц, отличие от других.

Настольные игры:

  1. «Обведи зимующих птиц».
  2. «Собери птичку» — части тела птиц.

Игра забава: «Прилетели птицы» — разделять названия птиц от других предметов.

Артикуляционная гимнастика: «Согреем птичку дыханием».

Физическая активность:

  1. Подвижная игра: «Птичьи стайки».
  2. Подвижная игра: «Коршун и наседка».

Терпенье и труд всё перетрут: Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».

Танцуем вместе:«Танец синичек».

Сундучок забав: Пословицы и поговорки о зимующих птицах.

Читальный зал: Чтение рассказов из сборника «Воробей в шляпе», «Разговоры животных и птиц». Николая Сладкова.

Музыкальная минутка: Пение песенки «Всем нужны друзья» — о воробьишке.

Картинная галерея: Показ серии картин Джона Слоуна: «Птицы и цветы».

Тили-бом — открывается альбом: Показ альбома: «Зимующие рядом с нами».

Краски, ножницы, бумага: Ручной труд: «Весёлые птички» — бросовый материал.

Мир раскрасок: Раскрашивание раскраски «Зимующие птицы».

Вторник: Многообразие видов зимующих птиц

«Птицу узнают по оперению и по полёту»
Занятия

Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».

Математическое развитие: «Весёлый птичий счёт»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Четвёртый лишний».
  2. «Сравнилки» — сходство и различие птиц.
  3. «Назови особенность зимующих птиц» — внешний вид и повадки.

Настольные игры:

  1. Лего «Разные птицы».
  2. «Разрезные картинки птиц» — собрать целую картинку из частей.

Физическая активность:

  1. «Птицелов».
  2. «Куропатки и охотники».

Творческая игра: «Птичья школа танцев».

Картинная галерея: Показ серии картин Е. А. Ткачёвой «Дети и птицы».

Хороводная игра: «Чёрный ворон на дубу».

Читальный зал: Чтение стихотворения Юлиана Тувима: «Птичье радио».

Физкультминутка: «Воробьиная аэробика».

Терпение и труд всё перетрут: Сортировка и пополнение запаса корма для зимующих птиц.

Музыкальная минутка: Индивидуальная работа по пению «Чижик — пыжик».

Тили-бом открывается альбом: Показ альбома с фигурками зимующих птиц: «Фарфоровые птички».

Краски, ножницы, бумага: Поделки оригами «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».

Игра-инсценировка: По сценке «Дятел – строитель».

Экскурсия в зимний парк: Наблюдение за зимующими птицами в естественной среде обитания.

Психогимнастика: «Вороны и воробьи» — имитировать движения птиц.

Беседа: «Почему птицы остаются с нами зимовать?».

Среда. Классификация зимующих птиц по месту обитания

«Каждая птица в своём гнезде хозяйка»
Занятия

ОБЖ: «Когда птицы бывают опасны?».

Рисование: «Портреты зимующих птиц».

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Кто где живёт?».
  2. «Каждую птицу на своё место» — место обитания.
  3. «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь».

Настольные игры:

  1. «Найди тень птицы».
  2. «Птичьи истории».

Физическая активность:

  1. «Совушка».
  2. «Воробушки и автомобили».

Игра инсценировка: По стихотворению: «Птичья столовая».

Спортивные аттракционы:

  1. «Развесь ягоды на деревья для птиц».
  2. «Подкорми птенцов клестов семенами шишек».

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

Терпенье и труд всё перетрут: Добавление корма для птиц в кормушки.

Нравственная беседа: «Что сделать, чтобы зимующие птицы не пожалели, что остались снами зимовать?».

Говорилки: Составление рассказа – рассуждения «Придумай название зимующей птице, учитывая её внешние признаки».

Читальный зал: Чтение рассказов о зимующих птицах из сборника «Русский лес» Ивана Соколова-Микитова.

Сундучок забав:

  1. Кукольный театр: «Глупый птенец орла».
  2. Загадки о зимующих птицах».

Музыкальная минутка: Слушание песенок: «Ворона – каркарулья», «Ты, синичка, где была?».

Картинная галерея: Показ серии картин Маржолин Бастин: «Портреты птиц».

Тили-бом открывается альбом: «Как мы зимой подкармливаем птиц».

Краски, ножницы, бумага: Аппликация: «Снегири и синички».

Развлечение с игрушками: «Набор мягких игрушек в образе зимующих птиц»».

Четверг: Классификация зимующих птиц по способу питания

«Будет в кормушке корм, птицы и слетятся»
Занятия

Художественная литература: Чтение рассказа Максима Горького: «Воробьишка».

Краеведение: «Птицы из Красной книги, обитающие в нашем крае».

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Кто что ест».
  2. «Найди и покорми зимующих птиц».
  3. «Птичье меню».

Настольные игры:

  1. Домино «Птицы».
  2. Пазлы «Птицы».

Игра – забава: «Кто как голос подаёт?» — выбрать роль птицы и имитировать её голос.

Пальчиковая гимнастика: «Снегири».

Двигательная активность:

  1. «Клесты и птенчики».
  2. «Вороны».

Терпение и труд всё перетрут: Чистка и уборка в кормушках у птиц.

Читальный зал: Виталия Бианки: «Синичкин календарь».

Нравственная беседа: «Что будет, если не заботится и не подкармливать зимующих птиц?».

Сундучок забав:

  1. «Весёлые стихи о зимующих птицах».
  2. Показ народных тканевых игрушек «Птички».

Музыкальная минутка: Пение песни – шутки: «Филькины именины».

Картинная галерея: Показ картин: Т. Н. Яблонской «Снегири», И. В. Решетникова «Синичкины думы».

Тили – бом открывается альбом: Показ иллюстраций альбома «Покорители воздуха».

Конкурс художников: «Нарисуй самую необычную зимующую птицу».

Пятница: Зимняя подкормка и охрана птиц

«Птицы наши друзья – обижать их нельзя!»
Занятия

Природный мир: «Зимующие птицы» — комплексное занятие.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры:

  1. «Какую пользу приносят птицы».
  2. «Что перепутал художник».
  3. «Кто кому нужен» — логические цепочки экосистемы.

Настольные игры:

  1. Лабиринт «Зимующие птицы».
  2. «Птичье лото».

Беседа: «Что для птиц страшней зимой: голод или холод?».

Творческая игра: «Показ птичьих мод».

Развлечение с игрушками: «Заводная птичка».

Танцуем вместе: «Танец белых голубков».

Психогимнастика: «Птицы пугаются кошки»

Двигательная активность:

  1. «Дятел».
  2. «Зимняя охота ястреба».

Терпение и труд всё перетрут: Ремонт и замена кормушек для птиц.

Говорилки: «Составь описание задуманной птицы так, чтобы мы догадались, как она называется».

Читальный зал: Чтение рассказа о птицах Георгия Скребицкого: «Здравствуй, солнце красное»

Музыкальная минутка: Пение песенки – игры: «Две тетери».

Краски, ножницы, бумага:

  1. Конструирование из природного материала «Маленькая птичка — крапивник».
  2. Создание книжки – самоделки «Зимующие птицы».

Мир раскрасок: Рисование и раскрашивание зимующих птиц по трафаретам.

Картинная галерея: Показ картин художников: Аникеева, Балабушкина, Тимма: «Глухари и тетерева».

Хороводная игра: «В тёмном лесе вор — воробей».

Кроссвордия: Отгадывание кроссворда «Зимующие птицы» по картинкам.

Тили-бом открывается альбом: Показ набора открыток «Хищные птицы».

Взаимодействие с родителями:Доклад на родительском собрании на тему: «Изготовление кормушек для зимующих птиц. Мастер – класс».

Анкетирование: «Что вы знаете о зимующих птицах?».

Консультации для родителей:

  1. «Народные приметы и птичий календарь зимующих птиц».
  2. «Покормите птиц зимой».
  3. «Дети и голуби. Безопасность в природе».

Выставка фотографий:

  1. «Экскурсия в зимний парк».
  2. «Птичий маскарад».
  3. Фоторепортаж с «Птичьего праздника».
  4. «Кормление птиц в кормушке на участке».

Выставка семейной поделки: «Пернатые друзья».

Выставка детских работ:

  1. Оригами: «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».
  2. Конструирование из бросового материала: «Весёлые птички».
  3. Рисование: «Портреты зимующих птиц».
  4. Ручной труд: «О чём поют воробушки?».
  5. Аппликация: «Снегири и синички».
  6. Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».

Подготовка костюмов, декораций и атрибутов к «Птичьему празднику».

Выставка:

  • книг;
  • журналов;
  • наборов открыток;
  • альбомов;
  • картин о зимующих птицах в книжном и природном уголках.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]