Члены предложения: с чего начать?
Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.
Вам будет интересно:Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Цели и задачи
Цель игры «Составь предложение» – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.
Задачи:
- расширение индивидуального словаря;
- обучение навыку составления простых и предложных предложений;
- формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
- обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
- развитие связной речи, умения строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно;
- обогащение лексики;
- развитие воображения.
Построение элементарных схем
Вам будет интересно:Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
- Ребята гуляют. I________.
- Мама моет посуду. I________.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
- На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
- Дети катаются на санках. I___ ____ __ ____.
- Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
- Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ.
ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. CОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например: НОВАЯ ПЛАТЬЕ ПРИШЛА ВРЕМЯ НОВЫЙ ГОД ПРИШЕЛ ДЕТИ НОВОЕ ИГРУШКИ ПРИШЛИ СЫН НОВЫЕ КВАРТИРА ПРИШЛО ДОЧКА Помните о «лишнем» варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово («новое», например) или добавьте слово («машина», например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово. КАКОЕ СЛОВО ПОТЕРЯЛОСЬ ? Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть» «маленькие словечки» на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например: ЧАЙ _ САХАРОМ КОШКА _ ДИВАНЕ КОСТЮМ _ ШКАФУ СОБАКА _ ЗАБОРОМ ПРИШЛА _ МАГАЗИНА КНИГА _ ЖИВОТНЫХ НА, В, С, ИЗ, ЗА, О, ОТ («лишний» вариант ответа). ПОДБЕРИ ОКОНЧАНИЕ. Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте «лишние» варианты ответов! ГРОМК_ ЗВУКИ ГРОМК_ ПЕСНЯ ГРОМК_ ПЕНИЕ ГРОМК_ ГОЛОС -ОЕ, -АЯ, -ИЕ, -АЯ, -ИЙ. ВРЕМЯ БЕЖАЛ_ МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ_ ВЕРА БЕЖАЛ_ -А, -О, -И. При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения («Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину»). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов. Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще. Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово .Предложение + картинка Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят. РАЗРЕЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например: Света из в рисовала альбоме рисовала Света тарелке альбоме в рисовала Света альбоме рисовал в Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного — понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий. Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста. На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком. НАЗВАНИЕ ДЛЯ РАССКАЗА. Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите 3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились. ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ. Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название для него. СОСТАВЬ РАССКАЗ. Цель: учиться составлять текст из предложений, развивать мышление. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы. Как играть? Подберите текст из З-6 предложений. В каждом предложении количество слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения. Получится аккуратнее, если для набора текста рассказа воспользоваться возможностями компьютера. Пример предложений для игры: СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР / ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ / НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/. Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке. Такой вид работы помогает формировать понимание причинно-следственных связей событий. ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ РАССКАЗА. Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа. РАССТАВЬ ТОЧКИ. Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать «странный» рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки. Например: ЛЕНЕ КУПИЛИ КУКЛУ НА КУКЛЕ БЫЛО БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ ДЕВОЧКЕ КУКЛА ПОНРАВИЛАСЬ ОНА ЕЁ КАТАЛА НА КОЛЯСКЕ ВЕЧЕРОМ ДЕВОЧКА БРАЛА КУКЛУ С СОБОЮ СПАТЬ Или другой пример: ЮРА С МАМОЙ БЫЛИ В РОЩЕ ТАМ КРУЖИЛСЯ ЦЕЛЫЙ РОЙ КОМАРОВ МАЛЬЧИК ЗАКРЫВАЛСЯ ОТ НИХ РУКАМИ МАМА РАЗОЖГЛА КОСТЁР КОМАРЫ БОЯТСЯ ДЫМА ЭТО БЫЛО СПАСЕНИЕ ОТ НИХ ПРЕДЛОЖЕНИЕ + КАРТИНКА. Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят. ЗАПИСОЧКИ. Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: небольшой «сюрприз» (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер. Как играть? Напишите в первой записке: «Посмотри под книгой». Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: «Посмотри под подушкой». В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: «Загляни в холодильник» и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть — найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное — удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска. Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: «Проверь почтовый ящик», «Подойди к двери», «Встань к ней спиной», «Сделай 5 шагов прямо». Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: «Присядь и посмотри вправо», а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: «Посмотри в верхнем ящике комода», «Вытащи записку из левого кармана куртки». Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать. Варианты: В игры такого рода очень хорошо играть на природе — в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: «На ветке березы», «Смотри на пеньке», «Ищи под елкой», «Прочитай, что написано на песке» и т. д. Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: «Три шага вправо от качелей», «Спрятано под горкой», «Смотри на карусели», «Копайте посередине песочницы» и т. д. ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Цель: учиться читать простые предложения, пополнять словарный запас, развивать речь. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы. Как играть? На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например: КОРОВА ЖУЁТ ___________ . СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ . НАСТЯ ЕСТ __________ . Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться «забавные» предложения, порадуйтесь вместе с ребенком! Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные. СОБАКА СПИТ В ________ . САША ЛЁГ В _________ . ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ . (БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ) ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ . УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ . ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ . (МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ) СНЕГ ИДЁТ _________ . КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ . ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ . ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ . (ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ) ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ . ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ . ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ . ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ . (САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД) ЗАГАДКИ. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами. К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка. Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему. На тему «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» можно загадать следующие загадки: Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА) Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА) Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА) С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА) Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК) Для темы «ТРАНСПОРТ» подготовьте такие загадки: Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ) Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ) Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА) Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ) Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО) Для темы «ДЕРЕВЬЯ» можете использовать эти загадки: Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА) Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды — жёлуди. (ДУБ) Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА) Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА) Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ) Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему. ДОГАДАЙСЯ, ЧТО ДАЛЬШЕ? Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь, развивать мышление. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа. Используйте эти и подобные предложения: В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ. ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ. НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО. ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ. АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ. ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ. ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ. МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД. ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА. МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ. Вариант: Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях. СНЕЖНЫЙ КОМ. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения. Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ. Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАССЫПАЛОСЬ. Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы. Как играть? Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке. Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например: КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО. СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА. НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ. ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ. ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ. КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ. КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ. УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками. Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения. Например: КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ. Вариант: Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом. ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВА. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, учиться запоминать прочитанное. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: «Подними руки вверх», «Хлопни три раза», «Присядь пять раз», «Сделай два наклона вперед», «Попрыгай на правой ноге», «Сделай четыре шага назад», «Опусти левую руку», «Пробеги до двери», «Повернись к окну», «Пройди как медведь», «Постой на левой ноге», «Повернись вокруг себя» и т. д. Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок. Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами. ВЫСТАВКА КАРТИН. Цель: учиться читать предложения, формировать навык осмысленного чтения предложений. Возраст: с 5 лет. Что вам понадобится: сюжетные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Например: «В магазине», «На детской площадке», «День рождения», «Помогаю маме», «Семья» и т. д. Придумайте и запишите на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), пусть ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят. Предложения можно приклеивать к картинкам, постепенно пополняя список предложений, составленных по теме картинки. СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ. Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, пополнять словарный запас, развивать мышление. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: белый или цветн ой картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка. Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл. Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Мал муравей телом, да велик делом. Мал золотник, да дорог. Как аукнется, так и откликнется. Добрый пример лучше ста слов. Поспешишь-людей насмешишь. Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Любишь кататься, люби и саночки возить. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему «Дружба»: Дружба — не гриб, в лесу не найдешь. Нет друга — ищи, а нашел — береги. Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой. Верную дружбу и топором не разрубишь. Или на тему «Учеба»: Делу — время, а потехе — час. Тяжело в учении — легко в бою. Хочешь больше знать — надо меньше спать. Кто много читает, тот много знает. Возьми книгу в руки — не будет скуки. Красна птица пером, а человек умом. Век живи — век учись. Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения. Вариант: Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например: Любишь кататься — не сиди на печи. Век живи — не суйся в воду. Поспешишь, тогда и друзья с тобой. Добрый пример не утаишь. Слово не воробей, в лесу не найдешь. ВСТАВЬ ОКОНЧАНИЯ. Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Возраст: с 6 лет. Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие: РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_. СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_. СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ . НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ . ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_. ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ . БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_. На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ. Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний. Вариант: Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями. Напишите на карточках слова: М0КР_ ДОРОГА, МОКР_ БЕЛЬЕ, МОКР_ РУКИ, МОКР_ ЗОНТ или НОВ_ ДОМ, НОВ_ КНИГА, НОВ_ ДРУЗЬЯ, НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ. Используйте те же карточки с окончаниями.
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
- Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
- Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
- Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
- Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
— Дети! — I___!
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Алгоритм построения схемы
«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.
Учащиеся следуют такому алгоритму:
- Читают предложение.
- Устанавливают смысл.
- Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
- Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
- Если есть диалог, ставят тире.
- Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Схема простого предложения
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом
; - простые – Даниил плавал
; - составные глагольные – Даниил хотел плавать
.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Как составить схему сложного предложения
Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
Бессоюзное сложное предложение на графической схеме
Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.