Колобок. Занятие по художественной литературе русская народная сказка
Дата:__________________________ Художественная литература. Тема: «Колобок» русская народная сказка. Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать мышление, память, воображение. 3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам. 4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично. 5. Формирование навыка координации движения руки при письме. 6. Развивать глазомер, мелкую моторику. Оборудование: Иллюстрации к сказкам — «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч; игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка; Ход занятия 1. Организационный момент, объявление темы: — Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»: О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка … Игра: «Ты мне – я тебе». (Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка — Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… Молодцы!- Тихо садимся за стол. 2. Основная часть: — Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. — Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. — Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). Игра: «Узнай сказку по загадке» — Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку. ** Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка) **Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) **Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит). Игра: «Узнай сказку по картинке» — Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»). 1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) — Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.) — Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки». — Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.) 2) — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».) — А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) Игра: «Узнай сказку по героям» — Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют. 1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка») 2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба») 3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка») 4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка») Отгадайте загадку: Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? (КОЛОБОК)
. — Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок. Вопросы: — Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок) — Как можно назвать остальных героев? (дикие животные) — Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха) — Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок») . Физминутка Мы по сказкам походили и о них поговорили Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали Будут в сказках помнить нас наклонялись мы на «раз», На «два» поднимались, всем мы улыбались И опять потопали, и ручками похлопали. Вот какие молодцы, вот какие удальцы!
Чтение сказки «Колобок»—
Каким был Колобок? — Чему учит сказка? -Из чего сделан был Колобок? -Что ещё можно сделать из муки? — Как нужно относиться к хлебу?
Работа в тетради.
-стр.35 -Обведите простым карандашом продукты питания сделанные из муки.(взаимопроверка) — Ребята, жалко вам Колобка? Почему? Давайте придумаем другой конец сказки. — Нарисуйте домик для Колобка в котором он смог бы спрятаться от хитрой лисы.
. Подведение итогов:
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. Назовите её.
Цель: Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, закреплению математических знаний. Задачи: — совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах пяти, правильно использовать количественные и порядковые числительные, учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», — совершенствовать умение конструировать фигуры их палочек; — развивать мелкую моторику рук; — воспитывать желание делать добрые поступки, навыки сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», Оборудование: игрушки зайца, волка, лисы, медведя, грибы разной высоты, огурцы, лабиринты, счётные палочки, солёное тесто. Раздаточный материал: счетные палочки. Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», лепка колобка, рисование колобка. Ход. В: Дети. Вы любите сказки? Д: Да! В: А какие сказки вы знаете? (Показываю схемы) В: Послушайте загадку. У него нет рук и ног, но сбежал он за порог. По тропинке прыг да скок укатился… Д: Колобок! В: От кого укатился колобок? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с колобком. Физминутка По маленькой дорожке Шагают наши ножки (Шагают) Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.) А устали ножки, Хлопают ладошки: (Хлопают в ладоши.) Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. Пора в путь! 1.Встреча с зайчиком. Дидактическая игра «Разложи грибы в корзинки». Массаж рук. По тропинке покатился, в лесу густом он очутился. Чтобы в этот раз колобок не попал в беду, давайте отправимся вместе с ним. Катится колобок по дорожке и видит: сидит зайка, плачет, лапкой слезы вытирает. Колобок: Я – колобок, румяный бок, а ты кто? Заяц: Колобок, ты не поможешь мне разложить грибы в корзиночки? Колобок: Я тебе помогу, как смогу, но могу ошибиться. Ребята, помогите правильно разложить! Массаж рук огурцами. 2. Встреча с волком. Упражнение «Построй дом из палочек». В. Покатился дальше веселый колобок. Вдруг ему навстречу кто – то серый — скок. И говорит: — Помоги мне колобок! Кто же это? (Показ игрушки волка) Д.: Волк. Волк: Я – зубастый серый волк. Я зубами щелк, да щелк! Я хотел построить дом. Чтобы жить с друзьями в нем. А построить не могу! У-у-у!!1 Колобок: Я – румяный колобок, я тебе помочь бы мог. Я ребят попрошу! Ребята, сможете построить волку дом? (Да) Упражнение «Построй дом из палочек». В: Ребята, возьмите из контейнера 5 палочек и еще одну. Сложите из них домик. (Дети строят домики) Молодцы! Пальчиковая гимнастика «Строим дом». Тук, тук молотком Будем строить новый дом. Есть работа для пилы. Застучали топоры. Крыша очень хороша. Тук, тук молотком Получился новый дом! Колобок: Какие красивые дома получились! Тебе нравиться, волк? Волк. Спасибо, ребята, спасибо колобок! И покатился наш колобок дальше. 3.Встреча с медведем. Упражнение «Лабиринт» Вдруг раздался шум и треск, то медведь по лесу лез. (Показ игрушки медведя) Колобок: Что – то грустный ты, медведь. Медведь: Я – медведь, я мед люблю, но никак вот не найду. Пчелы мимо все летят, мед давать мне не хотят. Колобок: Я – веселый колобок, я тебе помочь бы мог. Медведь: Помоги мне, колобок найти тропинку к мёду. Колобок: Я, конечно, помогу, нужную тропинку найду. Какая же правильная помогут дети. Дыхательное упражнение. «Угости медведя вареньем». Чтобы медведь не заснул, сделаем с ним зарядку «Колобок» Медведь: Спасибо, ребята, спасибо, колобок, вот теперь найду я мед! В: Молодцы, ребята! Помогли медведю. И покатился колобок дальше во лесок, а на встречу ему — печальная лиса. Идет, вздыхает. Лиса: Вот и я – сама лиса, на весь лес одна краса. Целый день я все хожу, а колобка не нахожу. Колобок: Я веселый колобок, я тебе помочь бы мог. Лисичка оказалась хитрая, не хочет отпускать колобка. Она говорит, что ей нечем гостей угощать. Но колобок не хочет, чтобы его лиса съела, что же делать? В: Ребята, поможем колобку, сделаем для лисы пирожки? Возьмите тесто, раскатаем его, лепим. Лиса: Ой! Как много пирожков! Какая красота! Колобок: Какие красивые пирожки у вас получились! Угощение лисёнка маленькими пирожками. В: Молодцы, ребята! Лиса: Вот спасибо, ребята, спасибо, колобок! Давай дружить. Пойдём к нам чай пить. Колобок: Спасибо за приглашение! Хорошо, что про чай напомнила! Много я друзей нашел, а про бабушку с дедушкой забыл! Пора домой возвращаться, чай пить! В: И покатился колобок домой через лесок. Исполнилась его мечта. Сколько друзей нашел веселый колобок! И кого в лесу встречал, всем старался, помогал. Вот и закончилось наше путешествие с колобком. Скажите, кого встретил колобок? Какие добрые дела вы сделали вместе с колобком? (Ответы детей). Молодцы! Я горжусь вами! Физминутка. По маленькой дорожке Шагают наши ножки (Шагают) Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.) А устали ножки, Хлопают ладошки: (Хлопают в ладоши.) Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. В: Возвращение в детский сад!