Такой самостоятельный и большой: что умеет ребёнок в 5 лет?


Содержание:

  • Возрастные особенности в 5-6 лет Отличия девочек от мальчиков
  • Что должен знать и уметь пятилетний ребёнок?
      Математика
  • Ориентирование в пространстве
  • Развитие речи
  • Сообразительность и внимание
  • Физическое развитие
  • Моторика
  • Особенности речи
  • Когнитивное развитие
  • Эмоции и социальные навыки
  • Психология пятилетки или как воспитать счастливого дошкольника
  • Тест на определение уровня развития для 5-летних детей
  • Режим дня
  • Тревожные признаки для родителей
  • Как помочь ребёнку развиваться: идеи и советы
      Игры
  • Подготовка к школе: оценка уровня ближайшего развития

    Выдающийся отечественный ученый, занимающийся детской психологией, Л. С. Выготский ввел в науку понятие зоны ближайшего развития. Оно противопоставляется актуальному уровню развития ребенка и обрисовывает ближайшую перспективу, к которой нужно стремиться. Показателем актуального уровня является способность ребенка выполнять те или иные задания самостоятельно, а уровня ближайшего развития — способность выполнять более сложные задания с помощью взрослых или в команде со сверстниками.

    Порой родители, озабоченные скорейшим развитием своего чада, пытаются форсировать его обучение, предлагая ему сложные логические или математические задания. Такие эксперименты могут не только не дать желаемого результата, но и навредить детской психике, поэтому определение зоны ближайшего развития следует доверить профессиональным педагогам и психологам. Нежелательна и другая крайность, когда родители чрезмерно контролируют выполнение домашних заданий, подсказками добиваясь идеального результата — это может свести на нет самостоятельность ребенка в дальнейшем.

    В 5-6 лет развитие ребенка должно осуществляться по следующим базовым направлениям:

    • математика (счет в пределах 10, знание основных геометрических фигур, понятие о размерах и расстояниях);
    • окружающий мир (знание дней недели, времен года, представление о разнообразии животного мира и т. д.)
    • речь (способность давать полные ответы, описывать предложенные картинки, обобщать понятия в группы, читать по слогам).

    При желании с ребенком можно заниматься и музыкой, и живописью, и танцами, и иностранным языком — список развивающих занятий можно продолжать. Главное — чутко следить за психологическим состоянием малыша, соблюдая идеальный баланс между учебой, игрой и отдыхом.

    Возрастные особенности в 5-6 лет

    К 5-6 годам ребёнок, вероятно, уже совсем забыл о своём младенчестве и постоянно стремится узнать что-то новое.

    Дети в 5 лет становятся более ловкими, у них улучшается координация, а период забавной детской неуклюжести проходит навсегда. Активно растут мышцы, зрение становится как у взрослого человека.

    Основные особенности детей в 5 лет:

    • хорошо бегают, прыгают;
    • ловко пользуются столовыми приборами, могут самостоятельно нарезать продукты, например, сделать бутерброд;
    • определяют себя как личность;
    • ярко проявляют гендерную идентичность. Появляются свои стереотипы об игрушках только для определённого пола. Мальчики, например, демонстративно обходят стороной отдел с куклами в магазине;
    • одеваются/раздеваются сами, умеют обращаться с пуговицами и молниями, а также могут завязать шнурки на ботинках. Однако, если вы с младенчества покупали ребёнку только обувь на липучках, то навык завязывать шнурки появится позже.

    Отличия девочек от мальчиков

    В этот период заметно проявляются отличия мальчиков и девочек. В первую очередь, это видно по двигательной активности. Как правило, мальчикам необходимо больше движения, в то время как девочки более спокойны и усидчивы.

    По-разному в этом возрасте мальчики и девочки начинают говорить и мыслить. Более богатые грамматические конструкции с большей вероятностью вы встретите при общении с девочкой, чем с молодым человеком. В целом словарный запас девочек примерно на год опережает лексикон мальчиков. Также юным дамам больше важна невербальная окраска речи: тон и выражение лица. Поэтому мальчикам часто труднее выразить свои чувства и эмоции. Невысказанные обиды у них трансформируются в агрессивное поведение и драки со сверстниками.

    Самое главное, что родители могут сделать для ребёнка в этом возрасте – научить выражать свои чувства. Сейчас это гораздо важнее многочисленных кружков и секций.

    Когнитивное развитие у двух полов также отличается. Помимо того, что девочки более усидчивы, им ещё и легче параллельно решать несколько задач. Мальчикам же для достижения результата лучше концентрироваться на чём-то одном.

    Что касается обоих полов, то 5 лет – возраст удивительных вопросов. И часто запросы маленького «почемучки» могут заставить вас краснеть или вовсе загонять в тупик. Так, дочь или сын, находясь в общественном месте, могут весьма громко поинтересоваться, почему у тёти большой живот или от чего у дяди тёмная кожа.

    Постарайтесь продумать свои ответы на некоторые вопросы, особенно касающиеся полового воспитания, заранее. Руководствуйтесь правилом: отвечать следует чётко на поставленный вопрос и без подробностей.

    Дети 5-6 лет впитывают знания как губка

    Переход ребенка на следующую ступень физического и психического развития обусловливает новую волну интереса к окружающему миру. Он начинает задавать вопросы глобального характера — об устройстве мира, например. Взрослый должен отвечать обстоятельно, но в то же время доступно, желательно с примерами. Если в данный момент отвечать некогда, следует запомнить вопрос и пообещать маленькому почемучке ответить потом (и обязательно выполнить обещание).

    Совет

    Не стесняйтесь признаться, если не знаете ответа на вопрос: найдите его вместе с ребенком в интернете или в книге.

    Вместе с возросшим интересом к окружающему миру у детей растет и интерес к чтению. Детские познавательные энциклопедии, посвященные различным разделам знаний, стимулируют развитие этого навыка: если 5-летний ребенок еще не умеет читать, у него возникнет желание поскорее научиться. Благодаря таким красочным энциклопедиям формируются первые представления о географии, истории, культуре, пополняются знания о животном мире и о явлениях природы.

    Именно этот возраст педагоги считают наиболее благоприятным для запоминания большого количества информации, а это значит, что развитие ребенка 5-6 лет окажет влияние на его способности к обучению в старшем возрасте. Даже из увлечения компьютерными играми можно извлечь пользу: дошкольники с удовольствием играют в «развивалки», направленные на обучение счету, чтению, иностранным языкам, тренировку памяти, внимания и логического мышления.

    Что должен знать и уметь пятилетний ребёнок?

    Все дети развиваются по-разному, однако существуют общепринятые нормы, которым ребёнок должен соответствовать в возрасте 5 лет. Проверьте своего подросшего малыша по списку, составленному ФГОС, и постарайтесь устранить пробелы, если они имеются. Итак, ребёнок в 5 лет должен:

    Математика

    1. Понимать значения «много» и «мало», сравнивать разные части множества, определять равенство и неравенство.
    2. Считать от 0 до 5 и обратно.
    3. Отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?».
    4. Сравнивать предметы по величине (длина, высота, ширина) и толщине (путём наложения).
    5. Знать название основных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) и называть их элементы (углы, стороны). Иметь представления о шаре и кубе. Уметь соотносить форму предметов с этими геометрическими фигурами.

    Ориентирование в пространстве

    1. Знать и понимать основные направления движения.
    2. Знать пространственные отношения: далеко и близко.
    3. Знать времена суток, их последовательность.
    4. Уметь объяснить значение слов: «вчера», «сегодня» и «завтра».

    Развитие речи

    1. В словарном запасе ребёнка должно быть около 1 тыс. слов, а фразы должны состоять из 6-8 слов.
    2. Понимать детскую речь должны даже незнакомые люди, а не только родители.
    3. Ребёнок должен знать, чем отличается тело человека от животного: правильно называть части тела (руки – лапы, волосы – шерсть).
    4. Правильно употреблять множественное число.
    5. Отгадывать предмет по его описанию и давать ему характеристику (яблоко: круглое, красное, сладкое).
    6. Знать классы/группы предметов и объединять их (например, стул и диван – мебель).
    7. Подбирать к словам антонимы.
    8. Уметь рассказать, как прошёл его день.
    9. Знать некоторые пословицы и понимать их значение.
    10. Составлять рассказ по картинкам.

    Сообразительность и внимание

    1. Находить 5-6 отличий между двумя картинками.
    2. Повторять узор или движение.
    3. Складывать пазл без помощи взрослых.
    4. Строить по образцу из конструктора.
    5. Уметь видеть на картинке неправильно изображённые предметы и объяснять, что не так и почему.

    Ребёнок в 5 лет стремится к самостоятельности. Он уже не отождествляет себя «я + мама/папа», а чувствует полноценной личностью. К тому же сейчас у него более ловко получаются многие вещи: он может сам умыться и почистить зубы, сделать себе бутерброд и одеться на прогулку.

    Направления развития

    Программа обучения дошкольников (как мальчиков, так и девочек) должна учитывать основные школьные требования первого года обучения. Не нужно стремиться сделать из малыша вундеркинда, но можно передать ему понимание того, что чем больше он будет знать, тем успешнее будет в школе.

    Речь, логика, память

    Первостепенное значение имеет развитое логическое мышление, когда ребенок может выделить из ряда предметов тот, что ему не соответствует, классифицировать предложенные данные и составить разумный рассказ по картинкам, порой не связанных друг с другом по явному признаку.

    Развивающие задания для детей 5−6 лет должны приблизить детскую речь ко взрослой по уровню согласования слов и умению делать умозаключения. Ребенок должен научиться:

    • четко объяснить, где и с кем он живет, назвать личные данные семьи и собственные, включая возраст, имена и фамилии, профессии членов семьи;
    • владеть интонацией (эмоциональной, вопросительным и восклицательным уровнем), правильным произношением звуков;
    • быстро менять формы слов, согласно числу, роду и падежу, грамотно вставлять предлоги;
    • уверенно рассуждать на интересные для него темы (как в монологе, так и в диалоге), спорить с оппонентом и приводить веские доказательства своих взглядов;
    • пересказывать большие рассказы, знать наизусть стихотворения и маленькие отрывки прозы, загадки и считалки;
    • уметь правильно составлять предложения, обладать большим словарным запасом и желанием его пополнять.

    Для достижения таких результатов недостаточно водить ребенка на развивашки 3 раза в неделю. Необходимо постоянно общаться с малышом, отвечать на вопросы, играть в занимательные игры с алфавитом и слоговыми карточками. Полезными и интересными будут такие занятия:

    • выкладывание карточек с буквами и словами в логические картинки и воспроизведение пазла со словом по памяти;
    • красочные прописи, лабиринты с дорожками, обводка букв и рисунков по пунктирному образцу;
    • тесты с картинками, когда нужно вставить пропущенную букву или записать часть предложения, представленную рисунком, словом;
    • придумывание рассказа по перемешанным в нелогичном порядке изображениям, что заодно тренирует и логическое мышление;
    • ежедневное заучивание стихов и чтение книг.

    Все занятия рекомендуется начинать с логопедической зарядки для языка, разработки речевого аппарата через скороговорки.

    Для развития логики есть много ярких иллюстрированных пособий, где предлагается поделить на группы разные предметы, исключить лишнее или продолжить аналогию. Удобно распечатать страницы книжки в нескольких экземплярах и периодически давать ребенку выполнить задание заново. Так можно проверить, насколько хорошо он его усвоил.

    Цифры и счет

    Мозг ребенка стремится упорядочить полученную информацию, поэтому математические занятия столь увлекательны для малышей. Дети в возрасте 5−7 лет вполне способны совершать такие простые арифметические действия, как сложение и вычитание, решать простые задачи и головоломки, а также уметь:

    • различать геометрические тела и фигуры, делить их на равные составляющие;
    • ориентироваться в пространстве по принципу — прямо, лево, право, назад, вперед;
    • считать от 1 до 10 и обратно, называть цифры выборочно;
    • владеть понятиями — больше, меньше, равно;
    • знать арифметические знаки сложения, вычитания, равенства.

    Для развития этих навыков необходимо приобрести рабочие тетради по математике для дошкольников, прописи, счетные палочки, раскраски с геометрическими фигурами и лабиринты-бродилки. Карточки с цифрами можно нарисовать самостоятельно или вместе с ребенком. Все это понадобится для увлекательных уроков или домашних заданий, которые дают на развивайках для детей. С помощью этих пособий можно:

    • научиться правильно писать цифры, соединяя точки по образцу;
    • последовательно соединять цифры, получая в итоге рисунок;
    • выстраивать по карточкам правильный порядок счета;
    • тренировать память, угадывая, какой карточки недостает;
    • определять количество предметов на картинке и соотносить их с цифрами;
    • выполнять простые счетные действия с помощью палочек;
    • классифицировать геометрические фигуры по форме и цвету;
    • определять направления право — лево.

    Обучать ребенка математике можно совершенно бесплатно — считать шишки и камешки на прогулке, рисовать цифры и фигуры на песке, выкладывать их из травинок и веточек. Психологи уверяют, что такое времяпрепровождение более полезно, чем официальная развивайка по программе.

    Мир вокруг и этикет

    Взрослый часто забывает, что окружающий мир для малыша — нечто новое и непознанное. Важно называть своими именами все, что встречается на прогулке или в магазине, рассказывая про свойства предметов, растений, животных. Обязательно нужно обсуждать с дошкольником следующие темы:

    • время года в настоящий момент, его продолжительность и отличительные признаки, какие изменения несет смена сезонов;
    • названия дней недели, месяцев;
    • часы, минуты, секунды, как определить который час;
    • отличия диких животных от домашних, перелетных птиц от зимующих;
    • виды насекомых и земноводных;
    • профессии людей и разнообразие их деятельности;
    • какие бывают фрукты и овощи, чем они отличаются.

    В качестве наглядных пособий подойдет ассортимент магазинов, где можно показывать разные виды одежды, обуви, мебели и бытовой техники, а дома закреплять материал, занимаясь по рабочим тетрадям.

    Интеллект ребенка характеризуется и успешно освоенными бытовыми навыками. Вежливое поведение, умение благодарить и извиняться, уважать старших не менее важны, чем приобретенные способности:

    • звонить по телефону и разговаривать с собеседником по правилам диалога;
    • пришивать пуговицу и заклеивать порванные страницы книги;
    • культурно вести себя за столом и в общественных местах;
    • застегивать пуговицы на одежде и шнуровать обувь;
    • соблюдать регулярность личной гигиены;
    • следить за чистотой и опрятностью внешнего вида.

    Эти навыки можно приобрести только дома, а не на развивалках, поэтому нужно обучать им ребенка как можно раньше.

    Есть специальные картонные приспособления для изучения принципа шнуровки и завязывания бантов и узелков. Можно самим соорудить бизи-борды, помогающие развивать бытовые навыки. Сказки и рассказы про вежливость и правила хорошего тона отложатся в подсознании малыша при постоянном личном примере всех членов семьи.

    Физическое развитие

    Первые несколько лет жизни ребёнка имеют решающее значение для его физического развития.

    Рост и вес в 5 лет

    Не стоит излишне переживать из-за отсутствия аппетита у ребёнка. Если сын или дочь развиваются нормально, а у врача вы бываете крайне редко, волноваться не о чём. Ребёнок может подрасти примерно на 5 см и набрать около 2 кг веса с момента 4-летия.

    Приведём примерные параметры, чтобы вы смогли оценить рост и вес своего ребёнка:

    Параметры/Пол ребёнкаМальчикиДевочки
    Весот 16 до 21 кгот 15,8 до 21,2 кг
    Ростот 105,3 до 114,6 смот 104,7 до 114,2 см

    ⠀ Обеспечьте своему ребёнку правильный режим дня, здоровое питание, больше гуляйте на свежем воздухе, и тогда у вас не будет повода волноваться за его рост или вес.

    Моторика

    5 лет – это время, когда детская моторика развивается больше всего. Обратите внимание на следующие этапы физического развития своего 5-летнего ребёнка:

    • ловко бегает, прыгает, лазает, пинает мяч, качается на качели, т.к. к этому возрасту улучшится координация и равновесие;
    • может самостоятельно и при этом аккуратно есть;
    • может стоять на одной ноге около 10 сек.;
    • легко ходит вперёд и назад;
    • хорошо катается на трёхколёсном велосипеде.

    5 лет – идеальный возраст, чтобы начать заниматься в спортивных секциях.

    Мелкая моторика

    Дети учатся и познают мир через игру. Если с мелкой моторикой нет проблем, ребёнок в 5 лет должен уметь:

    • складывать большие башни из блоков/кубиков;
    • хорошо держать ручку/карандаш;
    • уметь рисовать основные геометрические фигуры;
    • ловко пользоваться ложкой и вилкой;
    • одеваться/раздеваться, пользоваться туалетом, чистить зубы без посторонней помощи;
    • рисовать человека.

    Совет. В 5 лет ребёнок постоянно совершенствует свои навыки. Для их закрепления постепенно усложняйте ему задачу. Например, по мере того, как улучшается способность пользоваться посудой, начните обучать ребёнка хорошим манерам во время еды.

    Особенности речи

    Вместе с ребёнком растёт и его словарный запас, становится более совершенным мыслительный процесс. Мы не будем говорить о том, что отсутствие речи в 5 лет – тревожный признак. При имеющихся проблемах, как правило, в этом возрасте родители уже знают, с чем имеют дело и занимаются детским здоровьем.

    Развитие языка и общения

    Ваш любознательный «почемучка» уже хорошо умеет вести беседу, имеет навыки общения с людьми. Дети в возрасте 5 лет не только легко и логично отвечают на простые вопросы, но уже заметно лучше выражают свои чувства. Большинству детей в этом возрасте нравится петь, рифмовать и придумывать слова.

    Хорошие коммуникативные навыки помогут ребёнку в будущем, поэтому важно обеспечить его правильное языковое развитие.

    Обратите внимание на следующие этапы языкового развития вашего пятилетки:

    • говорит чётко, используя сложные предложения;
    • правильно называет основные цвета и формы;
    • знает хотя бы несколько букв, возможно, даже умеет писать несколько слов (например, «мама», «папа» и своё имя);
    • понимает режим дня: завтрак – утром, ужин – вечером и т.д.;
    • использует будущее время: «Мы скоро пойдём в парк»;
    • выполняет поручения, состоящие из двух или трёх частей. Например, «убери книгу, умойся и ложись спать»;
    • знает свой адрес, номер домашнего телефона, фамилии и имена родителей, бабушек, дедушек;
    • может рассказать, как прошёл его день.

    Возрастной период от 5 до 6 лет называется старшим дошкольным. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. В статье мы рассмотрим основные особенности развития детей данного возраста и дадим рекомендации родителям для того, чтобы это время жизни ребенка могло быть наиболее эффективно использовано.

    Физическое развитие

    В пять лет движения малыша становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице, ловко управляется с мячом и может прыгать через скакалку, хорошо ориентируется в пространстве, прекрасно ходит по узкой доске, перешагивает и перепрыгивает через препятствия. А в конце пятого года многие дети умеют уже ездить на двухколесном велосипеде.

    Он должен уметь правильно использовать многообразные обозначения пространственных отношений: спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону и т.д. Пятилетние дети очень активные. Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают посещать спортивные секции.

    Купите домой несколько простых тренажеров — перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Желательно придумать к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажут многочисленные развивающее видео, которые можно скачать в интернете. Используйте для спортивных игр время прогулки: пусть ребенок играет в мяч и различные подвижные игры, бегает на площадке и наперегонки со сверстниками, преодолевает препятствия.

    Мелкая моторика и бытовые навыки

    Мелкая моторика рук к пяти годам активно совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге, пробуют делать из бумаги оригами, хорошо складывают пазлы из десятка деталей.

    Развитость тонкой моторики — основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию. Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой и т.д. Прекрасными средствами для развития тонкой моторики является искусство оригами (создание из бумаги разнообразных изделий), а также искусство завязывания узелков из веревочек.

    В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без необходимости. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

    Речевое развитие

    Словарный запас малыша в возрасте пяти – шести лет достаточно большой и составляет более 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. В случае возникновения любых трудностей в развитии речи ребенка в этом возрасте необходимо проконсультироваться с профессиональным логопедом, пройти диагностику, получить рекомендации для самостоятельных занятий дома или начать посещать регулярные занятия с логопедом в детском центре. Поэтому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали слишком громких звуков, так как ребенок копирует речь взрослых вместе с их ошибками.

    Предложения, которыми говорит дошкольник, обычно состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами, хотя и допускает иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы, пересказывать сказки, улавливая их основной смысл, самостоятельно декламировать стихи, активно используя разные интонации.

    По мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М — муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

    Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; «волшебные книжки» очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом. Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его содержание, научится вспоминать события, описанные в книге, следовательно, улучшится и его память.

    Развитию речи также способствует ручная умелость. Очень важно формировать и укреплять кисть руки, особенно ведущей. Даже интеллектуально развитый и подготовленный к школе ребенок не будет успешен в обучении, если у него не развита мелкая моторика. Все это будет создавать дальнейшие, уже вторичные сложности, влияя на самооценку и даже на отношение к учебе. Поэтому, очень важно в данный период заниматься всевозможной творческой деятельностью, учиться правильно и уверенно держать карандаш, вырезать ножницами, делать аппликации, конструировать и лепить. Заинтересуйте ребенка созданием чего-то нового и интересного. Как известно, любое творчество, это еще и терапия, которая позволяет снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями.

    Психическое развитие ребенка шестого года жизни (особенности познавательных процессов)

    Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

    Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности, столь необходимой ребенку в процессе школьного обучения. Это предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень интересного малышу.

    Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Более трудным для ребенка является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

    У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами. К пяти-шести годам ребенок использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

    Занятия с ребенком родителей, педагогов или специалистов-психологов могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза. Важно, чтобы поставленные задачи не превышали возможностей ребенка, а опирались, главным образом, на мотивацию к успеху. Сейчас существует множество ярких и увлекательных энциклопедий, настольных игр и развивающих игрушек, способных увлечь ребенка. Например, серия книг для чтения, имеющая 4 уровня сложности. Каждая книга — маленькая энциклопедия, где собраны факты на разные темы, начиная от бытовых и заканчивая научными. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д. Благодаря развитию словесно — логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

    У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе, то есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых — механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

    Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

    К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них уже неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Поэтому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь. С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно.

    Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение, поэтому не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, давайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

    Особенности игры

    Формированию произвольного поведения в период 5-6 лет способствует игра, которая все еще является для ребенка его ведущей деятельностью, главной составляющей его психического развития. Сейчас, сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета, а ее содержанием становятся отношения между людьми. Дети сами создают модели этих отношений, формируя устойчивые объединения из 3-4 человек и более. В такой игре много действий, которые помогают строить ребенку ролевые отношения с другими участниками. Так, дети становятся способны сознательно планировать и выполнять сложные последовательные действия. У детей этого возраста очень развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, врачами, героями сказок. Они иногда придумывают себе друзей и боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, что малыш обманывает. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью.

    Режим и питание ребенка в 5 лет

    Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время.

    Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложиться спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур, гимнастических упражнений и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то же время. Затем нужно уделить время различным занятиям с ребенком, которые должны проходить в форме игры, но в то же время следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий надо обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы, просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние — поиграйте в развивающие игры или почитайте сказку.

    Таким образом, дошкольное обучение детей должно быть интересным и познавательным. Не следует все время уделять внимание лишь интеллектуальным занятиям. Не надо забывать, что физические упражнения не менее важны для ребенка. Подходите к воспитанию комплексно — гармоничное развитие поможет малышу успешно перейти к новому этапу жизни в школе и быть счастливым впоследствии.

    Когнитивное развитие

    Когнитивное развитие – показатель того, что у ребёнка развивается мышление, логика и память. Дети уже понимают разницу между «правильным» и «неправильным»,«хорошим» и «плохим». В этом возрасте они думают и выражают свои мысли на более высоком уровне.

    Знание основных правил поведения и способность им следовать – важный этап в развитии ребёнка.

    Когнитивные навыки ребёнка в 5 лет уже позволяют начать учить его читать и писать. Его память и внимательность становятся совершеннее, а значит, процесс обучения не вызовет затруднений.

    Помните, что в 5 лет все пробелы и недостатки воспитания начинают укореняться и превращаются в негативные черты характера ребёнка.

    Память

    Память играет важную роль в развитии детей, а также в будущей успеваемости в школе. Тренируйте этот навык у своего ребёнка: учите песенки и стишки, читайте ему больше – сейчас лучшее время пополнять его словарный запас.

    Мышление

    В 5 лет ваш ребёнок лучше понимает мнение и настрой других. Это помогает ему заводить друзей и знакомиться с новыми людьми.

    В это время активно проявляются детские страхи. Ребёнок отделяется от родителей и чувствует себя недостаточно защищённым в большом мире. Чтобы преодолеть это, он использует фантазию. Однако безудержность «магического» мышления может породить не только новые страхи, но и вымышленных друзей или защитников. Родителям необходимо уделять достаточно времени детям в этот период.

    Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

    Математика

    Чтение

    Окружающий мир

    Логика

    Английский язык

    3. Не беспокойтесь о длительности выполнения заданий. Может показаться, что всего одна-две минуты на выполнение — очень мало, и хочется дать ребенку дополнительную нагрузку. Пусть она не будет связана с тем заданием, которое вы выполняли только что.

    Если читали — начните считать, если решали задачи — отправляйтесь искать одинаковые предметы в квартире и т.п. На время вынужденных домашних каникул не ставьте цели тренировать выносливость и усидчивость, для этого есть другое, учебное время.

    4. Обязательно включайте творческие задания в расписание вашего дня. Когда ребенок рисует, вырезает, наклеивает или лепит, он живет текущим моментом. Это самое ценное, что можно придумать, чтобы скрасить скуку.

    5. Бережно относитесь к себе, ведь вы — основной ресурс, источник эмоций и информации для ребенка. Совершенно нормально желать минимального внимания со стороны детей, и сюжетно-ролевые игры для вас — кладезь возможностей. В этих играх всю основную ролевую нагрузку и фантазирование возьмет на себя ребенок. Вам остается только объяснить правила игры, поддерживать диалог и в процессе выполнения любых домашних дел кивать, поддакивать и иногда задавать вопросы.

    Пусть домашние занятия будут разнообразными и интересными! Надеемся, что наши идеи вам в этом помогут.

    Эмоции и социальные навыки

    5 лет – это период эмоциональных крайностей. То вы замечаете, что ваш ребёнок лучше контролирует себя, то, внезапно, он начинает «играть» в маленького и кажется совершенно беспомощным.

    В это время дети учатся сдерживать свои эмоции, хотя могут и разрыдаться из-за опрокинутого стакана с водой. Важно научить ребёнка понимать свои чувства и справляться с ними. При этом «справляться» совсем не означает подавлять негативные эмоции.

    Пятилетний ребёнок уже может осознанно посочувствовать другому или поделиться с кем-то своими проблемами.

    Проверьте, насколько эмоциональное и социальное развитие вашего сына или дочери соответствует общепринятым нормам:

    • периодически ребёнок старается нравиться людям;
    • может отличать реальность от фантазии;
    • может проявлять более независимый характер;
    • осознаёт, что в обществе есть свои правила, которым необходимо следовать;

    Ваш ребёнок может стать более общительным, если начнёт ходить в сад и будет встречаться с большим количеством детей.

    Психология пятилетки или как воспитать счастливого дошкольника

    В 5 лет дети понимают гораздо больше, чем нам кажется. Другое дело, как ребёнок реагирует: обсуждает увиденное с родителями или же делает свои собственные выводы. Важно иметь доверительные отношения со своим чадом.

    Детская психика не выносит физических и грубых наказаний. Не менее сильный вред нанесут оскорбления. В 5 лет ребёнок способен выслушать взрослого и совместно с ним проанализировать свою ошибку.

    Очень важно в этот период не читать детям долгие нотации и стараться поменьше запрещать. Предлагайте альтернативу. Например, бить мячом дома о стены нельзя, на улице – можно. Или: рисовать на обоях нельзя, на листе бумаги – можно.

    Обязательно уделяйте время ребёнку ежедневно. Пусть всего лишь 15 минут после работы вечером, но это только ваше время без гаджетов и остальных домочадцев.

    Тест на определение уровня развития для 5-летних детей

    Чтобы узнать уровень развития вашего ребёнка, предлагаем самый простой и быстрый тест. Попросите сына или дочь выполнить 5 заданий:

    1. Назвать времена года и дни недели (идеально будет, если ребёнок назовёт их по порядку).
    2. «Зачем люди чистят зубы каждый день?». Считается, что ребёнок дал ответ, если он подкрепит его хорошим объяснением или фактами.
    3. Назовите вслух чётко 5 простых любых слов. Попросите ребёнка их повторить по памяти.
    4. Попросите объяснить для чего нужен какой-либо предмет (чайник, краски для рисования и т.д.). Зачёт за вопрос получит ребёнок получит за ответ в 3-4 развёрнутых предложения.
    5. Нарисуйте на бумаге 3-4 ломаные линии. Покажите их ребёнку, а затем уберите лист и попросите сына или дочь нарисовать такие же линии. Для детей в 5 лет это не должно составить труда.

    Если ребёнок выполнил правильно только 3 задания и меньше, старайтесь больше заниматься им и развивать его. Обратите внимание на его память и особенности мышления.

    4 правильных ответа – хороший результат. Можете попробовать протестировать ребёнка ещё раз позже, возможно, его что-то отвлекло или беспокоило.

    Если ребёнок быстро и без ошибок прошёл весь тест, беспокоиться вам не о чем!

    Развитие детей 4-5 лет

    Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет

    В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

    Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

    Логическое мышление

    Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

    • Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
    • Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
    • Собирать пирамидку без посторонней помощи.
    • Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
    • Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан — фрукты; стол, стул, диван — мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
    • Складывать по образцу постройки из конструктора.
    • Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
    • Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
    • Находить сходства и различия предметов.

    Математика

    Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

    • Различать и называть части суток, времена года
    • Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
    • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
    • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
    • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
    • Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
    • Понимать значение: больше — меньше, поровну.
    • Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
    • Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
    • Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).

    Развитие Речи

    Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

    • Понимать речь окружающих.
    • Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
    • Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
    • Находить предмет по описанию. Описать предмет.
    • Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
    • Понимать, употреблять, составлять слова — антонимы (теплый — холодный, низкий — высокий и т.д.).
    • Называть существительные в единственном и множественном числе (груша — груши).
    • Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
    • Выделять первый звук в слове.
    • Читать наизусть небольшие стихотворения.
    • Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
    • Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.

    Окружающий мир

    Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

    • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
    • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
    • Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
    • Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
    • Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
    • Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
    • Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
    • Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

    Навыки мелкой моторики и самообслуживания

    Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

    • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
    • Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
    • Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
    • Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
    • Правильно удерживать в руке карандаш.
    • Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
    • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

    Изобразительная деятельность

    Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

    • Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
    • Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
    • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
    • Создавать узор на круге, квадрате.
    • Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
    • Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
    • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
    • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
    • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
    • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

    Режим дня

    Режим дня ребёнка в 5 лет мало отличается от расписания в 4 года, особенно у тех, кто посещает детский сад.

    Самое неожиданное, с чем могут столкнуться родители, это отказ от дневного сна. С этим ничего не поделаешь. Взамен необходимо организовать в обеденные часы сыну или дочери спокойное времяпрепровождение. Главное – дать отдохнуть детскому организму, чтобы вечером не случилось перенапряжения.

    Не стоит следовать жёстким графикам и составлять расписание. Важно придерживаться следующим правилам:

    1. В будни и в выходные режим дня не должен сильно меняться. Приём пищи должен быть всегда в одно и то же время.
    2. Дошкольникам рекомендуется ложиться спать не позднее 21:00.
    3. Спорт, активные игры, а также развивающие занятия проводите в первой половине дня.
    4. Прогулки на свежем воздухе – обязательная программа в любую погоду (конечно, речь не идёт о морозах выше -25°С).
    5. Не допускайте перенапряжения, усталости или ярких эмоций перед сном.

    Ребёнок в 5 лет становится очень активным и всё больше времени проводит на расстоянии от родителей: в детском саду, на площадке с детьми и так далее. Чтобы обеспечить ему полную безопасность, купите малышу детские GPS-часы. С ними вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.

    Тревожные признаки для родителей

    Каждый ребёнок индивидуален и уникален, развивается в собственном темпе. Не стоит сравнивать сына или дочь с другими детьми. Однако могут быть ситуации, которые не являются нормой. Ниже перечислены некоторые тревожные моменты. Если вы столкнулись с ними (или с одним из них), стоит обратиться к врачу.

    Итак, следует проявить настороженность, если ребёнок в 5 лет:

    • чересчур замкнут, избегает контактов с другими или не реагирует на людей;
    • излишне агрессивен с другими людьми;
    • легко отвлекается, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности более 5 минут;
    • утратил навыки, которыми ранее обладал;
    • испытывает трудности, выполняя простые ежедневные дела (например, вытирание рук после мытья, чистка зубов, переодевание);
    • неправильно использует времена и множественное число в речи;
    • не может назвать/вспомнить своё имя;
    • не интересуется различными занятиями или играми;
    • не умеет различать реальные и нереальные ситуации;
    • не проявляет разнообразных эмоций или постоянно находится в страхе, беспокоится, грустит.

    Как помочь ребёнку развиваться: идеи и советы

    В этот период дети постоянно учатся, поэтому важно познакомить их с новыми видами спорта, ремёслами и социальными ситуациями.

    Вот несколько советов, которые помогут родителям развить необходимые навыки у ребёнка:

    • предлагайте ему чаще играть, развивая такие навыки, как забота, отзывчивость, умение поделиться с другим чем-то и пр.;
    • пойте песни читайте рассказы, развивающие эмпатию;
    • привлекайте ребёнка к домашним делам: приготовлению пищи, уборке, стирке и т. д. Эти ежедневные обязанности помогут ему развить моторику и ответственность;
    • больше рисуйте вместе, делайте поделки. Это не только поможет в развитии мелкой моторики, но и многое расскажет о вашем ребёнке;
    • активно проводите время на свежем воздухе: катайтесь на велосипеде/самокате, плавайте, играйте с мячом и пр.

    Как быстро и легко научить ребёнка кататься на велосипеде?

    Игры

    В мире гаджетов даже популярные детские игры утратили свою актуальность. А зря! Предлагаем вспомнить некоторые из них и сыграть вместе с детьми.

    Активные игры на улице

    1. Вышибалы

    Вам понадобится минимум 3 человека и мяч. Двое вышибал кидают друг другу мяч, стараясь выбить того, кто в центре.

    Попробуйте сыграть в вышибалы в своём дворе или в парке и вы увидите, как другие дети незамедлительно захотят присоединиться к вам.

    2. Классики

    Игра не только весёлая, но и развивает координацию. Да и сыграть в неё можно где угодно: и на земле, и на асфальте.

    Игры для компании детей

    Шумной детворе можно предложить игру-эстафету – это поможет направить активность детей в правильное русло.

    Задания для эстафеты:

    • ходьба на цыпочках;
    • прогулка с воздушным шаром или мячом, не касаясь его руками;
    • ходьба с книгой на голове;
    • пройти под препятствием (например, натяните ленту между двумя стульями).

    Нарисуй историю

    Выдумывайте историю и рисуйте её на бумаге.

    Продумайте детали до мелочей, например: «На лесной опушке стоял дом с красной крышей и кирпичной трубой. Стены у дома…». Добавьте героев и вы удивитесь фантазии вашего ребёнка.

    Игры с коробками

    Если в доме есть хотя бы одна картонная коробка, занятный вечер вам обеспечен. Девочкам из больших коробок (или нескольких маленьких) можно соорудить дом для кукол: наклеить обои, сделать окна, расставить мебель. Мальчикам можно сделать рыцарский замок, гараж со спуском или СТО.

    Создай сказку

    В эту игру хорошо играть всей семьей. Её суть – сочинить сказку, когда каждый участник говорит по одному предложению. Весёлая небылица и приятное времяпрепровождение вам обеспечены.

    5 лет – удивительный возраст, когда рядом с собой вы можете внезапно обнаружить не малыша, а вполне взрослого человека, со своим вкусом и мнением. И если к 3-4 годам вам стало легче в плане ухода за ребёнком, то к этому возрасту становится заметно проще в общении с сыном или дочерью.

    Вы уже лучше понимаете ребёнка, можете вместе ходить в кино или в музеи, путешествовать, обсуждать увиденное и просто веселиться. Наслаждайтесь моментом и обществом друг другапока не начались школьные будни и не появились новые заботы!

    Увлекательные онлайн задания для детей 2—11 лет ждут вас!

    Перейти к занятиям

    Не знаете, чем занять ребенка дома с пользой для развития? Команда педагогов Айкьюши подготовила план занятий по ключевым 10 сферам развития, который вы можете использовать для развития и обучения ребенка.

    Скачивайте распечатки, выполняйте оффлайн-упражнения и занимайтесь с Айкьюшей.

    Планы помогут структурировать и разнообразить занятия дома, дадут альтернативу мультфильмам и видео, а следование этим планам безусловно поспособствует гармоничному развитию ребёнка. Занять ребёнка, чтобы вы могли сделать домашние дела и посвятить время себе, с нашими готовыми идеями стало проще!

    Делитесь отзывами и предложениями, что добавить в план занятий в комментариях, делитесь им с друзьями и, конечно же, оставляйте свои идеи домашних игр и упражнений для увлекательного обучения для других читателей!

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]