Как провести консультацию для родителей?
В статье представлен примерный вариант тезисов к консультации с родителями. Как выстроить общение с родителями, чтобы они были вашими союзниками в воспитании? Как стать для них доверенным и уважаемым, при этом «своим» человеком и как оживить консультацию небольшой игрой.
Как подготовиться и провести консультацию для родителей? Составьте небольшой план общения с родителями и подберите интересную информацию, которую вы бы хотели им сообщить. Никогда не читайте по бумажке и не старайтесь точно следовать плану. Важно, чтобы между вами сложилось общение, и родители могли свободно задать интересующие их вопросы, а не находится в роли пассивного слушателя. Консультация для родителей должна быть интересна и соответствовать современным запросам. Проводя консультации не перегружайте свою речь умными цитатами и не затягивайте встречу. Не дистанцируйтесь от родителей. Не стоит фамильярничать и переходить на «ты», они должны чувствовать в вас профессиональную поддержку и опору. Сделайте ваше общение с родителями позитивным. Подготовьте небольшие бумажки для бейджиков, на которых попросите родителей написать своё имя, чтобы было удобно обращаться к ним. Сообщите родителям информацию об их ребёнке – это вызовет отклик и, скорее всего,
простимулирует родителя из роли «слушатель» перейти в роль «собеседник». Не забывайте, что родители видят педагогов очень мало и часто не предполагают, сколько всего интересного происходит с детьми после их ухода. Приоткройте немного мир детского сада для родителей.
«Научить ребёнка читать. Как?» Примерные тезисы к выступлению
- Чтение даёт мощный толчок для развития интеллекта, позволяя маленькому человеку открыть для себя законы превращения устной речи в письменную и наоборот. В период, когда родители читают своему малышу, ребёнок учится у взрослого читательскому мастерству. Слушая всевозможные сказки и истории в мамином исполнении, ребёнок узнаёт новое, переживает в процессе чтения самые разные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Кроме того, у крохи лучше развивается речь, он запоминает новые слова и их значение. Хорошие сказки и стихи развивают малыша не только умственно, но и эмоционально.
- Будьте эмоциональны. Если мама сама заинтересована сюжетом, читает с выражением и увлечённо, ребёнок сразу откликается на такую реакцию.
- Если малыш сам принёс вам книгу и просит почитать, отложите ненадолго свои дела и выполните его просьбу. Для чтения малышу понадобиться всего несколько минут. После нескольких отказов он может потерять к книжкам всякий интерес.
- Помните! У дошкольников образное мышление развито слабо. Для того чтобы лучше понять смысл сказки или стишка, им непременно нужно увидеть иллюстрацию. Выбирая книги для своего крохи, отдавайте предпочтение тем, где картинки занимают не менее 50% от текста. В идеале – 70%.
- Стихи и проза должны быть простыми, но при этом содержательными, со смыслом, с короткими строчками, чётким, одинаковым ритмом и хорошими, легко угадываемыми рифмами.
- Читая крохе, не удерживайте его возле себя насильно. Не затевайте чтение, когда ребёнок занят каким-то другим интересным делом. Для ребёнка ещё не существует слово «Надо!». Важно, чтобы книги ассоциировались у ребёнка с чем-то хорошим.
- Создавайте вместе с крохой свои собственные «книжные» ритуалы. Может, вы будете всегда читать перед сном или станете брать книжку на прогулку. Вместе со своим малышом вы сможете выбрать время в течение дня, чтобы посвятить его чтению. Для малыша это будет ещё и время, посвящённое только ему. Время мамы без домашних забот.
- Постарайтесь, чтобы ребёнок видел книгу у вас в руках. Если мама читает, то маленькая «повторюшка» никогда не останется в стороне и обязательно будет подражать маме. Откажитесь на время от электронных книг и планшетов, если вы привыкли читать с
помощью современных гаджетов.
В заключение встречи проведите небольшое упражнение «Читаем сказку». Предложите родителям по очереди прочитать небольшую яркую книжку или стишок, передавая по кругу сказочного героя, зайку или колобка. И раздайте им на память о вашей встрече небольшие памятки.
Памятка для родителей
- Дайте возможность ребёнку самому выбирать книги для чтения. Для кого-то это будут книжки о машинках, кого-то заинтересуют животные, а кто-то полюбит книги о принцессах.
- Старайтесь вырабатывать у малыша уважительное отношение к книгам с самого раннего возраста. Не разбрасывайте их по комнате, не бросайте в одну кучу с игрушками, даже если это книжки-картонки. Выделите для детских книжек специальную полочку и складывайте туда книги всякий раз после чтения. Приучайте кроху делать это самостоятельно.
- Любые книги лучше приобретать в картонном исполнении. И «проживут» дольше, и маленьким непослушным пальчикам будет легче самостоятельно переворачивать толстые странички. Малыша заинтересуют и книжки-забавы: книги-пищалки, музыкальные книги и книги с секретами.
- Обратите внимание на картинки. Яркие, понятные и, главное, соответствующие сюжету. На картинке должен быть щенок, если это стишок про щенка. Для детей помладше персонажи на картинках должны быть крупные, а постарше, напротив, необходимы картинки, которые будет интересно рассматривать, с большим количеством мелких деталей.
- Не забывайте читать ребёнку вслух, даже если он уже умеет читать самостоятельно.
Что дать почитать ребёнку 1–2-х лет
- Народные сказки «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка»
- Народные потешки
- А.Барто. «Игрушки», «Ути-ути», «Про Машеньку»
- З.Александрова. «Мой мишка»
- В.Берестов. Стихи
- С.Маршак. «Детки в клетке»
- И.Токмакова. Стихи
- Л.Толстой. «Три медведя»
- Б.Заходер. «Мишка-Топтыжка»
Ольга Антоненкова, педагог-психолог высшей кв.категории, г.Москва