Опыт работы по теме «Lego-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества


Роботы Образование Творчество

Подробности Опубликовано : 12.09.2018 10:50


Легоконструирование и основы робототехники сегодня наиболее популярное направление развития детей, причем абсолютно не важно, школьников или дошкольников. Педагоги ищут планы занятий на просторах интернета или создают собственные инновационные программы. С одной из таких программ мы сегодня вас хотим познакомить.

Прислала ее Нармина Азимовна Азиметова из Тюменской области, воспитатель, МБДОУ д/с «Сибирячок». Рассчитана программа на детей 3-4 лет.

Программа по кружковой деятельности

«ЛЕГО-конструирование»

С ЛЕГО легче всё уметь,

С ЛЕГО легче поумнеть.

ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю».Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
  • учета ведущего вида деятельности дошкольника-игры.

LEGO– одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно – игровую среду обучения и развития ребенка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет), ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Перспективность применения ЛЕГО технологии обуславливается высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, технологическими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. Парамонова Л.А. считает, что даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы, мир и жизнь.

Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские умения, воображение, навык предвидеть результат своих действий.

Дети начинают решать трудные задачи посредством увлекательной созидательной игры. У дошкольников развивается мелкая моторика, улучшается качество речи. ЛЕГО конструирование способствует сенсорному развитию дошкольника, т.к. яркие, функциональные детали способны воздействовать буквально на все органы чувств ребенка:

совершенствуется острота зрения, точность цветового восприятия, тактильные качества, восприятие формы, величины объекта, пространства и многое другое.

Конструирование из ЛЕГО помогает видеть ребенку мир во всех его красках. Чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут впечатления детей об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.

Задачи:

  • Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  • Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Закреплять знания детей об окружающем мире.
  • Выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.

LEGO конструирование включено в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», реализуемой ДОУ программы НОУ центра имени Л.А. Венгера «Развитие+». Содержание образовательной деятельности по LEGO конструированию базируется на методических разработках Комаровой Л.Г. «Строим из LEGO».

С помощью конструктора LEGO решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

  • Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  • Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
  • Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
  • Расширение своих представлений об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте.
  • Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
  • Обучение воображению, творческому мышлению.
  • Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  • Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

LEGO конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGODUPLO. Ребята знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором LEGODASTA. С ним проводятся четыре последних занятия. Преимущественная форма работы – это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается. Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми, соблюдены требования СанПин.

Конструктор LEGOпредоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.

ЛЕГО игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; пространственное и воображаемое; способность предвидеть результаты своих действий.

Большинство ЛЕГО игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью.

Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам.

Содержание программы

Средняя группа

  • Знакомство с новыми деталями конструктора Лего Дупло, закрепление знаний об уже известных детям.
  • Учить детей создавать сюжетную композицию на плате.
  • Продолжать учить выполнять постройку по собственному замыслу.
  • Учить планировать свою работу, уметь рассказать.
  • Продолдать знакомить детей с понятием устойчивости постройки, её прочности.
  • Учить детей анализировать постройку по картинке, выделять в ней основные конструктивные части.
  • Продолжать учить работать в коллективе, учить сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания.
  • Учить передавать форму объекта средствами конструктора лего, подбирать детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с содержанием.
  • Учить следовать инструкции педагога.
  • Дать понятие симметрия.
  • Продолжать учить детей работать по образцу.
  • Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (на плоскости), употреблять слова, обозначающие пространственные отношения.
  • Продолжать знакомить детей с различными способами скрепления деталей лего.
  • Продолжать знакомство детей с лего-мозаикой, учить различать геометрические формы, их цвет расположение в пространстве.
  • Учить различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, учить объединять фигуры по цвету и форме.
  • Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором лего.

Форма представления результата: Технология конструкторских умений , творческого мышления у дошкольников среднего возраста с помощью LEGOконструирования.

— методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;

— экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;

— деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста в данной программе большое место отводится проведению занятий в форме игры.

В процессе деятельности с Лего-конструктором использовались разнообразные формы заданий:

  • по образцу;
  • по карточкам с моделями;
  • по собственному замыслу;
  • задание дает воспитатель, выполняют дети;
  • задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и воспитателем;
  • задания дают дети друг другу;
  • задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.

Для успешного проведения деятельности с Лего-конструктором были созданы определенные условия:

  • организован свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
  • осуществлено подробное знакомство детей с образцом;
  • специально подобранна музыка для сопровождения продуктивной деятельности;
  • обеспечена сохранность постройки на некоторое время.

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Воспи-

танник

должен

Базовая

программа

Компонент

ДОУ

Региональный компонент
Знать Иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются.

Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью.

Обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходн; здания: жилые, школы, театры

Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта)

Понимать, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках.

Нашу страну, её главный город Москву и с помощью конструктора лего передавать оборонительные сооружения русских городов (кремлёвские стены, деревянное и каменное древнерусское зодчество, церкви, колокольни и др объекты архитектуры)
Уметь Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта)

Может мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей.

Конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры.

Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, опредмечивание, убирание лишнего и др.)

Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных материалов.

Конструировать по заданной схеме и строить сам схему будущей конструкции.

Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта (мост через реку для пешеходов определенной ширины)

Уметь строить и осуществлять собственный замысел (отбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования)

Уметь работать в коллективе и паре.

Уметь размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

Уметь рассказать о своей постройке.

Уметь следовать инструкции педагога

Уметь создавать на плате сюжетную композицию.

Скреплять лего детали разнообразными способами.

Уметь различать геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве (мозаика)

Различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, уметь объединять фигуры по цвету и форме.

Уметь передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего дупло (дакта)

Уметь использовать лего постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.

Создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения.

Участвовать в разработке проектов по краеведческой тематике.

Передавать с помощью конструктора лего особенности внешнего вида животных и птиц московского региона.

Уметь моделировать фигуры людей, сказочных героев в различных русских костюмах.

Моделировать народные праздничные развлечения (карусели, качели, медвежьи потехи)

Работа с Лего-деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.

Ломая свою собственную постройку из Лего, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Таким образом, Лего–конструирование – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.

Вид конструктора Констатирующий этап
Строитель 12 групп
Конструктор ЛЕГО 11 групп
Механический конструктор 4 группы
Крупные модули 3 группы
Объемные пазлы 4 группы
Магнитная мозайка 4 группы
Бумажный конструктор 5 групп
Веселые горки 3 группы

Наблюдение за социально-ролевыми играми детей

Цель: Выявить использование разных конструкторов в игровой деятельности Констатирующий этап.

Поделки дети объединяют одним сюжетом. Конструируют по представлению, графических схем, образцов на картинках, фотографиях, технологических карт не используют. Поэтому конструкции предметов не достаточно соответствуют возрасту детей.

Заключительный этап

Все дети в свободной деятельности стали использовать конструктор.

Дети чаще конструируют по представлению, также используют образцы на картинках, фотографиях, технологические карты. Поделки детей стали более совершенны, выразительнее, что говорит о приобретенных конструкторских умениях.

Уровень усвоения знаний детьми можно определить, воспользовавшись разработанными мной критериями оценки овладения детьми лего-конструирования и развития их творчества.

Анализ производится два раза в год в начале учебного года и в конце по трём критериям:

● Знания усвоены

● Знания не конкретные, путается, ошибается

● Знания не усвоены

А также проводится оценка деятельности ребёнка на каждом занятии.

В результате первого года занятий в кружке дети хорошо научились:

  • узнавать детали конструктора ЛЕГО, изображенных с 3-х разных позиций (прямо, сверху, сбоку),
  • узнавать и правильно воспроизводить конструкции, используя схемы-развертки,
  • создавать графические модели конструкций на основе анализа конкретного образца,
  • повысился уровень развития воображения детей.

Хуже результат получен при выполнении задания «Конструирование предмета по замыслу». Не все дети в ходе конструирования смогли удержать замысел и осуществить конструкцию в соответствии с задуманным. Конструкции предметов не соответствовали возрасту (были просты в исполнении).

Занимаясь в кружке, дети приобретут навыки культуры труда: научатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, классификация).

ЛЕГО-конструирование помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества будут организованы тематические выставки, где представим работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Занятия Количество

занятий

1. Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО-конструированию. 1
2. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО – игра детей, или знакомство с ЛЕГО продолжается. 1
3. Исследователи кирпичиков.

Игра «Разноцветные башни».

1
4. Волшебные формочки.

Игра «Что спрятано?»

1
5. Игры «Волшебный цвет», «Фантазёры». 1
6. Продолжаем знакомство с формой

ЛЕГО-кирпичиков.

1
7. Игра «Угадай мою модель» 1
8. Волшебные кирпичики.

Постройка общей ограды.

1
9. Строим волшебные лесенки. 1
10. Игра «Красивые дома». 1
11. Исследователи формочек.

Моделирование на плате. Цветок для мамы.

1
12. Домашние животные.

— собачка.

— кошечка.

2
13. Дикие животные жарких стран:

— жираф.

1
14. Конструирование разных деревьев. 1
15. Строительство транспорта:

— самолёт

— машина (по образцу)

— корабль

3
16. Мебель для куклы:

— стол

— стул

— диван

— кровать.

2
17. Строим птичку. 1
18. Проектная работа: «Детская площадка». 2

Годовое планирование занятий по конструированию в средней группе

месяц неделя № занятия Название занятия Программное содержание
сентябрь 3,4 Диагностика
октябрь 1 1 «Заборчики» I. Конструирование по образцу и преобразование его по условиям.

упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и правильном назывании основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления о деталях конструктора; учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

3 2 «Ворота и забор» Учить строить ворота для заборчика; аккуратно и крепко скреплять детали лего- конструктора «Дупло»;упражнять детей в сооружении построек по образцу и преобразовании их по заданным условиям; в различении и правильном назывании основных цветов, геометрических форм и знакомых деталей конструктора; уточнить представления детей об относительной величине предметов на примере ворот (ниже – выше, уже — шире); отрабатывать навык точного соединения строительных деталей, ставя их друг на друга и приставляя друг к другу; учить детей анализировать постройки; закреплять умение замыкать пространство, придавая ему определённую форму.
ноябрь 1 3 «Мебель для кукол» Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; продолжать знакомить детей с понятием конструирование; учить анализировать образец; учить детей работать с конструктором; конструировать различные предметы мебели; объединять свои постройки единым сюжетом; учить создавать постройку, соотнося её размеры с величиной игрушки; побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; формировать представление о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.
3 4 «Домик» Учить строить большой дом для фермера; развивать фантазию ,творчество; учить доводить начатое дело до конца; сформировать обобщенное представление о домах, что они бывают разные (одно- и многоэтажные); вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке; упражнять детей в огораживании небольших пространств кубиками, кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); упражнять в преобразовании построек в длину и ширину; развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы, взаимопонимание и взаимовыручку.
декабрь 1 5 «Гараж для машин» учить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости; сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек; упражнять в сравнении предметов по длине, высоте, ширине; учить детей работать совместно, согласовывая план работы.
3 6 «Многоэтажный дом» формировать обобщенные знания о зданиях; установить зависимость: чем больше этажей, тем выше дом; учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал; способствовать развитию поисковой деятельности, побуждать детей искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая подходящими деталями); упражнять в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в практическом усвоении соотнесения построек по величине (высоте, длине, ширине).
январь 1 7 «Грузовик» Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета;продолжать учить исследовать образец, выделять части, определять их пространственное расположение (за, перед, сверху, на и т.п.), развивать способность к целостному восприятию объекта; познакомить с новой деталью – цилиндром, дать представления о его свойствах (в сравнении с бруском); побуждать к преобразованию конструкции, внося в неё дополнительные детали.
3 8 «Поезд» Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда; развивать фантазию, воображение;уточнить представления детей о деталях конструктора и их свойствах; упражнять в конструировании, анализе образцов, в преобразовании конструкции по заданным условия; продолжать формировать умение соотносить элементы графической модели с частями конструкции, развивать умение отражать свои наблюдения и знания о предметах в постройках.
февраль 1 9 «Корабли и катера» Дать обобщенное представление о кораблях; учить способам конструирования; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек; продолжать знакомить детей с деталями конструктора, упражнять в замене одних деталей другими; учить детей обсуждать, анализировать конструкции, планировать свою постройку со своим напарником; побуждать к самостоятельному нахождению отдельных способов решения поставленной задачи, связанной с преобразованием постройки.
3 10 «Улицы нашего города» II. Конструировании по условиям.

Продолжать знакомить со светофором; учить правила дорожного движения; строить проезжую часть и надземный переход ;активизировать знания детей, умение творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки; учить размещать свои постройки на определенном участке; воспитывать умение трудиться в коллективе.

март 1 11 «Мост для пешеходов» Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; дать представление о мостах, их назначении, познакомить с разными видами мостов (пешеходный, транспортный), с элементами их конструкций (спуски, ступени, опоры, перекрытия); учить детей строить мосты несложной конструкции; развивать умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, упражнять в сравнении предметов по величине (длинный — короткий); стимулировать творчество и самостоятельность детей, способствовать их речевому и игровому общению.
3 12 «Мосты для транспорта» закрепить представлениео различных видах мостов, их назначении, строении; продолжать знакомить с элементами их конструкций (спуски, опоры, перекрытия); упражнять в строительстве мостов; развивать умение создавать конструкции по заданным условиям; развивать умение анализировать образцы построек, иллюстрации; упражнять в сравнении предметов по величине (широкий – узкий); развивать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.
апрель 1 13 III. Конструирование по замыслу.

закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности; научить детей заранее обдумывать тему будущей постройки (создавать замысел) и реализовывать её, добиваясь поставленной цели. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной.

3 14 закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности; научить детей заранее обдумывать тему будущей постройки (создавать замысел) и реализовывать её, добиваясь поставленной цели. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной.
май 1,2 Диагностика
  1. Телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
  2. Плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, фотографии, игрушки, мячи и т. д.
Автор Название книги, издательство,

год издания

1. Комарова Л.Г. «Строим из лего» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
2. ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего»

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003

3. Институт новых технологий Игровые пособия LOGO-Verlag Москва Институт новых технологий
4. Фешина Е.В. ЛЕГО-конструирование в детском саду.
5. Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп.- обр. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Издательство Аркти Москва 2004
6. им. А.В. Запорожца Базисная прогамма развития ребёнка-дошкольника

Издательский дом «Карапуз» Москва 1997

7. А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
8. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой

Программа воспитания и обучения в детском саду

Москва Мозаика-Синтез 2005

9. З.В. Лиштван Конструирование

Москва «Просвещение» 1981

10. Л.А. Парамонова Детское творческое конструирование

Издательский дом «Карапуз»

Москва 1999

11. А.Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества

Москва «Просвещение» 1976

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сообщение из опыта работы «Лего-конструирование, как средство развития технических способностей».

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МДОУ общеразвивающего вида №28 «Аистенок» Мороз Елена Евгеньевна. Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию

В майском Указе № 204 от 07. 05. 2022г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации В.В. Путин обратил наше внимание на то, что стране нужны специалисты в области инженерных технологий. И уже несколько лет мы с нашими воспитанниками работаем над этой темой.

Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, к взаимодействию со сверстниками (работа парами или командой), к изобретательности и самостоятельности, инициативности и стремлению к поиску нового и оригинального, а, значит, и способствует развитию одарённости. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Почему я стала чаще обращаться к ЛЕГО-конструированию в образовательном процессе? Важнейшей задачей ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Также важная задача ФГОС ДО — интеграция между образовательными областями. Интеграцию можно легко осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс ЛЕГО-технологии.

На занятиях по ЛЕГО-конструированию ставлю ряд воспитательных, развивающих и обучающих задач, (согласно ФГОС ДО):

  • воспитывать личность, способную самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое и познавательное развитие, умственные способности;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.

При совместной деятельности с детьми старшего возраста по ЛЕГО-конструированию прослеживаю индивидуальность развития каждого ребенка, его творческий потенциал. Организованную образовательную деятельность основываю на принципах сотрудничества и сотворчества детей друг с другом. Тему ООД беру в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Освоение ЛЕГО-конструктора провожу последовательно от простого к сложному.

На занятиях с детьми использую основные виды конструирования, такие как:

  1. Конструирование по образцу, — где дан чёткий образец постройки;
  2. Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу
  3. Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – где, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать;
  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
  5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

  • Создание совместных построек.
  • Беседы.
  • Разнообразные игры
  • Изготовление предметов для игр. Создание макетов.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Экспериментирование.
  • Оформление выставок.
  • Продуктивная деятельность.

Для обучения детей ЛЕГО-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога

Организуя занятия ЛЕГО-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:

  1. Приветствие. Создание проблемной ситуации — вхождение в игру (например, что будет, если не будет машин).
  2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
  3. Наблюдение натуральных объектов (рассматривание транспорта на прогулке).
  4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями (закрепление название деталей).
  5. Демонстрация вариативных соединений деталей (личный показ или показ детей).
  6. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
  7. Детальное изучение (при необходимости) схем и чертежей.
  8. Рассматривание готовых построек.
  9. Анализ и оценка.
  10. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности с использованием дополнительного материала. (фигурки животных, людей, деревьев и т. д.)

Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а также физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.

Мы моделируем предметы для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы, дети создают свой спонтанный игровой сюжет. ( «Гараж для машин», «Аэропорт», «Замок Феи») и др.

Созданные постройки из ЛЕГО, наши ребята также используют в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Мои наблюдения показали, что на данный момент дети проявляют высокую работоспособность в течение всего занятия, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

Систематические использование конструкторов в самостоятельной деятельности даёт детям свободу творчества и позволяет изображать любые предметы окружающей среды, используя только ЛЕГО-конструктор. Ребята свободно ориентируются в схемах, умеют крепко соединять детали и т.д..

Анализируя свою работу с позиции ФГОС ДО, можно сказать, что данная технология способствует эффективному обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

С детьми мы не стоим на месте. Дошкольники так увлеклись конструированием, что мы решили принять участия в конкурсах.

Результаты говорят сами за себя.

  • Всероссийский детский конкурс по конструированию «Лего-страна» (победители);
  • Международного конкурса по ЛЕГО-конструированию и робототехнике «Легоград — 2019» (победители);
  • Центр роста талантливых детей и педагогов «ЭЙНШТЕЙН» Всероссийский творческий конкурс по ЛЕГО-конструированию (Победитель).

Наши труды были не зря! Мы вошли в проект «Наука в Подмосковье». Мы стали членами клуба «Наустим». Принимали участие в фестивале «Техностарт» И НА ЭТОМ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕМСЯ!

Таким образом, я считаю, что данная инновационная ЛЕГО-технология может успешно применяться во всех возрастных группах общеразвивающей направленности, а при правильном подходе и организации даст положительный результат в работе педагога.

В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать лего-технологии с учетом современных требований. Ведь мы понимаем, что инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Перед нами стоит задача сделать так, чтобы дети оставались детьми, проживали свою жизнь ярко, интересно, содержательно и при этом все же готовились к «настоящей» взрослой жизни.

Я продолжаю работать с Лего конструктором и в подготовительной группе, но уже занимаюсь робототехникой.

Список используемой литературы:

  1. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
  2. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
  3. М. С. Ишмаковой — ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
  4. Л. В., Куцакова / Творческий , 2005 г.
  5. «Лего — конструирование в детском саду» Е. В. Фешина — М.: Творческий , 2012 г.
  6. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http: //festival. 1september. ru /
  7. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  8. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
  9. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий , 2002 г.
  10. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
  11. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
  12. Лиштван З. В. Конструирование. — М.: Владос, 2011. – 217 с.
  13. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — М.: Академия, 2010. — 80 с.
  14. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
  15. http: //nsportal. ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
  16. Сайт http: //nsportal. ru/ Развитие ребенка через Лего.
  17. Сайт https:// maam. ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija. html
< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]