Образовательные области по ФГОС ДОконсультация по теме


Образовательные области по ФГОС ДОконсультация по теме

Образовательные области по ФГОС ДО

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).

1. Социально-коммуникативное развитие

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Речевое развитие

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5. Физическое развитие

  • приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
  • развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Образовательные стандарты и требования

Дошкольное образование на современном этапе регламентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования, и впервые в истории российского образования.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется нам как уникальное соглашение между семьей и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на достижение следующих целей

Повышение социального статуса дошкольного образования
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?

1.Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

В стандарте появляются требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет. С помощью мониторинговых исследований на разных этапах будет фиксироваться уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем нужно работать дальше.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в детском саду. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

2.Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.

3. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ту игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. Ту игру, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Кроме игровой, ведущими видами детской деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

4. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей

1) социально — коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности

2) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

3) речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи

4) художественно — эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру

5) физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

5. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано

Так им образом, повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Федеральные документы

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012https://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учрежденийhttps://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования РФ от 17.10.2013 № 1155https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»https://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1014.html
«О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03. 2010 № 209https://mon.gov.ru/dok/akt/7194/

Печать E-mail

Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС

Мариет Бжассо

Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Стандарт дошкольного образования не предъяет жесткие требования к результатам освоения программы.

Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.Это:

* совместная (партнерская)

деятельность педагога с детьми:

* образовательная деятельность в режимных моментах;

* организованная образовательная деятельность;

* самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:

* социально-коммуникативное развитие;

* познавательное развитие;

* речевое развитие;

* художественно-эстетическое развитие;

* физическое развитие.

Содержание образовательныхобластей может реализовываться в различных видах деятельности:

В раннем возрасте (1год – 3 года)

– предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет)

– ряд видов деятельности, таких как, игровая (включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями)
формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организациюсовместной деятельности педагога с детьми:

* с одним ребенком;

* с подгруппой детей;

* с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

* возрастных и индивидуальных особенностей детей;

* вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная)

* их интереса к данному занятию;

* сложности материала.

Необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процессэффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Эффективно использование календарно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например, «Наш детский сад»

,
«Наши любимые игрушки»
,
«Я и мои друзья»
,
«Домашние животные»
,
«Мама, папа и я — дружная семья»
, и интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой,
изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
Необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид деятельности.

Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий, уместно предложить детям сделать (слепить)

угощение для гостей,которые придут встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке – пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются
(исследуются)
способы лепки перечисленных продуктов.

После того, когда дети успешно освоили способы лепки и показали друг другу, как они это делают, воспитатель тоже определяется с тем, что и для кого, он будет лепить, и делает это вместе с детьми.

Продукты деятельности раскладываются по тарелочкам, ранее украшенным детьми методом аппликации и специально заготовленные, как праздничная посуда, которая ждала своего часа и стояла на полках игрушечной мебели. Далее воспитатель с детьми определяет место хранения приготовленного угощения (например, игрушечный холодильник, куда все и перемещается. (если нет персонажей, то вручаются то гостинцы Деду Морозу, для передачи своим помощникам – зайцам, медвежатам)

Все это нужно для того, чтобы каждый день мотивировать детей на предстающую деятельность.

Что будет лепиться, что конструироваться, что украшаться, и каким именно способом, что вначале, что позже педагог определяет сам в зависимости от возраста детей и задач развития.

А ведь еще нужно подумать об украшении комнаты, нарядах для мамы, кукол и для себя, выучить стихи («Речевое развитие»

, песни (
«Художественно-эстетическое развитие»
, приготовить пригласительные (рисование, отправить письма (с/р игра
«Почта»
,
«купить»
продукты (с/р игра
«Магазин»
…. Как много интереснейших дел ждет детей в предпраздничные дни! И как очень естественно решаются задачи различных
образовательных областей!
Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей — и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Роль педагога — быть путеводителем. Метод которым пользуется педагог- это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное вдохновить. Единственно приемлемый метод на занятиях — это поощрение, похвала.

Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.

Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.

Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства,помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы небольшой анкеты, посвященной введению новых стандартов основного образования.

1. Из каких источников Вы узнали о введении в ДОУ нового образовательного стандарта (ФГОС?

1. Ничего не знаю о введении ФГОС

2. Из материалов средств массовой информации

3. Был информирован на родительских собраниях в ДОУ

4. Узнал от детей

5. Увидел информацию на сайте ДОУ

6. Узнал из других источников

2. По каким из перечисленных ниже пунктов Вы достаточно хорошо осведомлены?

1. Сроки введения ФГОС

2. Отличия нового стандарта

3. Современное содержание образования

4. Основные цели воспитания

3. Насколько полно Вы информированы о содержании ФГОС в целом? *

1. Информирован достаточно полно

2. Информирован недостаточно

3. Вообще не информирован

5. Как, по Вашему мнению, изменится качество обучения в ДОУ и школе в результате введения ФГОС? *

1. Значительно улучшится

2. Улучшится, но не сильно

3. Скорее, не изменится

4. Незначительно ухудшится

5. Сильно ухудшится

6. Как отразится введение ФГОС в ДОУ на учебе детей в школе? *

1. Учиться станет легче

2. Ничего не изменится

3. Учиться будет сложнее

7. Как Вы думаете, изменится ли роль родителей в образовательном процессе в связи с введением ФГОС? *

1. Роль родителей усилится

2. Не изменится

3. Роль родителей уменьшится

8. Как Вы относитесь к введению ФГОС в целом? *

1. Положительно

2. Отрицательно

9. Планируете ли Вы продолжить знакомство с материалами ФГОС самостоятельно? *

1. Да

2. Нет

3. Не могу сказать определенно

Характеристика образовательных областейметодическая разработка

Характеристика образовательных областей и видов деятельности в содержании дошкольного образования

Актуальность. Результативность любого образования во многом зависит от его содержания. Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная совокупность социального опыта, которая подлежит освоению детьми. В связи с переходом на Федеральный государственный стандарт содержание дошкольного образования в России претерпело значительные изменения. Детский сад может стать первой ступенью для становления успешной и гармонично развитой личности. Специалисты ДО сегодня осуществляют взаимосвязь между образовательным учреждением и семьей, способствуют интеллектуальному и духовному развитию детей, их успешной социализации и подготовке к школе. ФГОС ДО предусматривает равные возможности для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [14, с. 6]. Процесс воспитания и обучения согласно ФГОС нацелен на формирование личностных качеств ребенка, его мотивации к познанию и творчеству. Реализация этих задач в ДО на современном этапе происходит в пяти образовательных областях. Глубокое изучение педагогами содержания образовательных областей, видов и форм организации детской деятельности может способствовать грамотному построению воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и решению многих педагогических задач. Эта тема является особенно актуальной для начинающих воспитателей.

Цель: изучение образовательных областей и видов деятельности в содержании дошкольного образования.

Задачи:

— рассмотреть цели, задачи и особенности реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;

— ознакомиться с принципом интеграции образовательных областей;

— дать характеристику каждому виду деятельности в ДО;

— проанализировать формы организации детской деятельности в детском саду;

Образовательная область – это структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей [17, с. 15]. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное — эстетическое развитие, физическое развитие. Для каждой из них составляется отдельная программа. Такое разделение считается достаточно условным, так как личностные качества детей, их знания, умения и навыки развиваются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей. Это способствует формированию у дошкольников целостной картины мира, создает условия для общения, развития творческих и интеллектуальных способностей. Принцип интеграции обеспечивает взаимодействие одной образовательной области с другой, что в значительной степени влияет на эффективность обучения и воспитания В основе интегрированного подхода к образовательной деятельности лежит соединение знаний из разных областей. Это позволяет педагогам решать сразу несколько задач, а детям осваивать новый материал в разных видах деятельности. Такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса влияет и на профессиональное становление личности педагога, активизируя его и побуждая к самореализации и повышению уровня компетенции.

Каждая из образовательных областей реализует определенные задачи:

  • Задачи по социально-коммуникативному развитию

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Задачи по познавательному развитию

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  • Задачи по речевому развитию

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  • Задачи по художественно-эстетическому развитию

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другие).

  • Физическое развитие

— приобретение опыта в двигательной деятельности детей;

— развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

— овладение подвижными играми с правилами;

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и другие).

Социально-коммуникативное развитие

В эпоху приоритета материальных ценностей над духовными, снижения уровня нравственности в обществе, основной задачей, стоящей перед педагогами, является воспитание человека, способного любить свою Родину, уважать культуру других народов, бережного относиться к природе, заботиться о семье. Поэтому одним из важных направлений в работе с детьми является социально-коммуникативное развитие. В.А. Сухомлинский писал: «Детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Понятие «социально-коммуникативное развитие» отражает взаимосвязь двух составляющих: социального и коммуникативного развития ребёнка. Ш. Г. Алиева в своей статье «Социальное развитие дошкольников» дает следующее определение: «Социальное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социокультурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений» [1, с. 3]. Под коммуникативным развитием детей дошкольного возраста понимают целенаправленное обучение навыкам эффективного взаимодействия, совместной деятельности и общения. Таким образом социально-коммуникативное развитие детей в дошкольный период происходит под чутким руководством педагога, который постепенно знакомит его с миром социума. В процессе общения воспитанники усваивают важные нормы и правила поведения, учатся взаимодействовать с окружающими людьми.

Познавательное развитие

В дошкольном возрасте наиболее плодотворно формируется и развивается способность к познанию мира, предметов, явлений природы и многого другого. Основная задача педагога в этот благоприятный период жизни ребенка — поддерживать его стремление и интерес к познанию, поощрять любознательность и желание добыть информацию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что познавательный интерес ребенка – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека [17, с. 18]. Воспитатель должен создавать все условия для удовлетворения познавательных потребностей дошкольников и ни в коем случае не допускать их угасания. Существуют определенные негативные факторы, напрямую влияющие на ослабление познавательной активности воспитанников: авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком; угроза наказания за неуспешное действие; оценочный подход к действиям и личности ребенка; постоянная критика в адрес ребенка; эмоциональное отвержение ребенка; отсутствие творческой атмосферы. Вопросами развития познавательного интереса детей занимались такие известные ученые, педагоги-психологи как Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Запорожец, А.Г. Макаренко, Н.В. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин. Эта тема не исчерпала свои возможности и сегодня.

Речевое развитие

Во все времена большой популярностью пользовался человек, владеющий красивой и правильной речью. Это является актуальным и в настоящее время. Богатый словарный запас, живость и образность языка, гибкость и яркость интонаций, грамотное произношение – все это показатели высокой культуры человека [7, с. 10]. Д.С. Лихачев утверждал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума». С этим трудно не согласиться. Через общение человек реализуется как личность. Вот почему важно обращать внимание на то, как происходит речевое развитие в дошкольном детстве. В связи с глобальной компьютеризацией общества возникает проблема дефицита общения между людьми, в том числе между детьми и родителями. Поэтому основная работа по формированию навыков культуры речи ложится на плечи педагогов ДО. Начиная с младшего дошкольного возраста педагогам ДО необходимо учить детей внимательно слушать, анализировать и понимать речь других людей, внятно отвечать на вопросы, говорить с разной интонацией, обращать внимание на дыхание и т.д. Постоянно обогащать словарный запас ребенка новыми терминами, понятиями, предметами, явлениями живой и неживой природы. Обращать внимание на связи между предметами, их свойствами и действиями. В процессе совместной деятельности работать над формированием грамматически правильной речи и ее звуковой культурой. Знакомить с художественной литературой и воспитывать любовь к чтению.

Художественно-эстетическое развитие

Ни для кого не секрет, что с самого детства нужно воспитывать в маленьком человеке эстетические чувства и способность к творчеству. В дореволюционной России наряду с точными науками обязательными считались такие предметы как музицирование, занятие живописью и танцами. Многие исследования подтверждают благотворное влияние различных видов искусств на духовное и физическое развитие детей. Известный русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу». С этим трудно не согласиться. В настоящее время быть только образованным недостаточно, нужно еще уметь творчески мыслить и обладать широким кругозором. Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника. Развиваясь в этом направлении, ребенок учится познавать красоту природы и человека, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры [11, с. 35]. С самых первых лет жизни дети в дошкольном учреждении с удовольствием лепят, слушают сказки, эмоционально откликаются на музыкальные произведения, читают стихи, поют незамысловатые песенки. Становясь старше, ребята учатся анализировать художественные образы, давать им характеристику, высказывать свое мнение об услышанном или увиденном. Создавая что-то собственными руками, они учатся так же ценить творчество других людей.

Физическое развитие

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДО является охрана и укрепление здоровья детей, воспитание стремления к здоровому образу жизни. В.А. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте». Исследования ведущих ученых и педагогов свидетельствуют о том, что до семи лет закладывается фундамент психического и физического здоровья человека. В это время происходит интенсивное развитие всех функциональных систем организма [8, с. 24]. Вот почему важно, как можно раньше сформировать у ребенка привычку заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя следующие компоненты: приобретение детьми знаний о правильном питании, спорте, здоровом образе жизни; накопление и обогащение двигательного опыта, развитие физических качеств воспитанников, формирование полезных привычек и многое другое. Главная роль в физическом воспитании дошкольников принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Таким образом, физическая культура – не только средство развития физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.

  1. Основные виды деятельности ДО

Деятельность играет главную роль в жизни человека. Это то, без чего невозможно развитие его как личности. Деятельность можно определить, как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Под детской деятельностью понимают способы взаимодействия ребенка с миром [7, с. 44]. Согласно ФГОС ДО содержание образовательных областей реализуется в различных видах детской деятельности:

  • в младенческом возрасте (от 2 месяцев — до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
  • в раннем возрасте (от 1года — до 3 лет) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослыми, совместные игры со сверстниками под руководством педагога, самообслуживание и действие с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (от 3 лет — до 8 лет) – ряд видов деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр; коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями).

Игровая деятельность

Исследователи игровой деятельности отмечают, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, достижения общего комфортного психофизиологического состояния детей. Ю. Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем» [6, с. 54]. В игре проявляется творческая инициатива, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают действовать самостоятельно; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, расширяют свой кругозор.

Коммуникативная деятельность

С введением в действие ФГОС ДО изменилось представление об организации коммуникативной деятельности в дошкольном учреждении. Теперь она реализуется в совместной деятельности педагога и ребенка, которая осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов. Коммуникативная деятельность в ДО является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. В настоящее время разработаны инновационные формы работы с детьми, позволяющие обучать дошкольников иначе, чем это делалось раньше. Это происходит в форме сотрудничества, что в значительной мере способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса. Таким образом коммуникативная деятельность не только позволяет наладить общение между педагогом и воспитанником, но и удовлетворяет его потребность в эмоциональной близости и поддержке.

Познавательно — исследовательская деятельность

В педагогике под познавательно — исследовательской деятельностью подразумевают активность детей, которая направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. С первых лет жизни ребенок исследует окружающий мир, поэтому поисковая деятельность – это его естественное состояние. В раннем детстве процесс познания начинается с экспериментирования с предметами. В первые годы посещения детского сада он постепенно вплетается в игру и предметную деятельность. В старшем дошкольном возрасте познавательно — исследовательская деятельность происходит уже осознанно и направлена на самостоятельный поиск решений, подтверждение или опровержение собственных представлений о мире.

Предметная деятельность

До трех лет дети познают окружающий мир посредством манипуляций с различными предметами. Это происходит в процессе взаимодействия со взрослыми. Такая деятельность называется предметной. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как соучастник игры и предметной деятельности, как образец для подражания действий с предметами, как оценщик действий ребенка и эмоционально поддерживающий его успехи и достижения. Средством общения выступает обмен игрушками, привлечение внимания к предмету [4, с. 13]. Опыт показывает, что предметная деятельность детей в раннем возрасте существенно влияет на социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие детей. Изучением психического развития ребенка в рамках предметной деятельности занимались такие выдающие ученые как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и другие.

Изобразительная деятельность

Творчество является для ребенка действенным способом познания мира. Нет ни одного ребенка на свете, который бы не стремился что-то нарисовать или слепить. Изобразительное творчество — это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой развивается эстетическое восприятие, память, воображение, мышление, мелкая моторика рук, волевые качества характера. В детском саду существуют следующие виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Конструктивная деятельность

Одной из ведущих сфер деятельности в этом направлении является конструирование. Конструктивная деятельность в дошкольном учреждении влияет на развитие у детей творческого воображения, формирование сложных мыслительных действий, механизмы управления собственным поведением. Конструирование в переводе с латинского языка означает расположение разнообразных предметов и отдельных частей в строго определенном порядке. Детское конструирование включает в себя сборку миниатюрных конструкций и построек из различных деталей. Сюда же относится изготовление всевозможных поделок и аппликаций. Чтобы ребенок мог самостоятельно заниматься конструированием, педагоги должны его этому научить. Конструктивная деятельность носит терапевтический характер. Она благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, избавляет его от страхов, помогает расслабиться и снять напряжение.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Восприятие художественной литературы и фольклора – это деятельность, при которой ребенок сопереживает героям литературных произведений, соотносит себя с ними, мысленно участвует в воображаемых событиях, дает им объективную оценку. На протяжении нескольких лет в детском саду дошкольники знакомятся с многообразием литературных жанров, учатся их различать. Педагог раскрывает им мудрость и красоту народного творчества – загадок, пословиц, сказок, сказаний и былин. Дети узнают о произведениях отечественных и зарубежных поэтов и писателей, анализируют их, обогащают свой читательский опыт. В этом процессе активно формируется литературно-художественный вкус воспитанников.

Музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность – это процесс ознакомления детей с музыкальным искусством. Виды музыкальной деятельности включают в себя: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность [5, с. 4]. К восприятию музыки относится слушание и анализ музыкальных произведений. Исполнительство и творчество реализуется в пении и музыкально-ритмической деятельности. Музыкально-образовательная деятельность направлена на ознакомление дошкольников с музыкальными терминами, творчеством известных композиторов и исполнителей.

Двигательная деятельность

Движение – это естественная потребность любого живого организма. Удовлетворение этой потребности – не только залог здоровья, но и одно из важнейших условий благополучного развития ребенка. Педагогами замечено, что от двигательной активности во многом зависит работа всех функций организма. Движение повышает работоспособность ребенка, способствует успешному усвоению им учебного материала, поднимает настроение. Основная задача воспитателя и инструктора по физической культуре в детском саду – обеспечивать удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, посредством организации утренней зарядки, занятий физкультурой, гимнастики в режимных моментах, игр — эстафет и т.д.

Трудовая деятельность

Трудолюбие – это одно из самых ценных качеств, присущих человеку. В пословице «Терпение и труд дивные всходы дают» говорится о том, что если приложить усилия и терпение, то обязательно получишь хороший результат. В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. В современном дошкольном учреждении оно осуществляется через такие виды деятельности как: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе, ручной труд и умственный труд [3, с. 34]. Чтобы привить детям привычку к труду, сформировать нужные умения и навыки, успешно мотивировать их на участие в трудовой деятельности, педагог должен сам

владеть мастерством и культурой труда.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду организуется в нескольких направлениях:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей;
  4. Взаимодействие с родителями воспитанников.

На выбор педагога формы работы с детьми влияют следующие факторы: возрастные особенности дошкольников, сложность контингента воспитанников, материально — техническая база дошкольного учреждения, требования к образовательной программе, специфика дошкольного учреждения; профессиональный уровень педагога.

Основные формы организации детской деятельности:

  • В игровой деятельности:

— сюжетно-отобразительные игры, сюжетно-ролевые игры (бытовые, производственные, общественные);

— театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, игры-драматизации, игры-инсценировки, игры-импровизации;

— режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами-заместителями;

— игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.);

— игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом;

— игры — экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и другие;

— дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки);

— настольно-печатные, словесные игры (в том числе народные) и интеллектуально — развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки;

— подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.); спортивные игры;

— досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

  • В коммуникативной деятельности:

— просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

— чтение и обсуждение художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

— создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

— инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

— рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

  • В познавательно — исследовательская деятельности:

— Опыты, исследования: игры-экспериментирования с разными материалами, рассматривание, обследование, наблюдение;

— решение занимательных задач, проблемных ситуаций;

— создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории);

— просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением;

— рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;

— создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет;

— оформление тематических выставок, уголка природы;

— создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)

— дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры;

— познавательно — исследовательские проекты;

  • В предметной деятельности:

— манипуляции с предметами (игрушками, музыкальными инструментами);

— режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами-заместителями;

— театрализованные игры;

  • В изобразительной деятельности:

— рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

— лепка (глина, пластилин, пластика);

— аппликация (бумага, ткань, природные материалы)

— конструирование;

— организация выставки творческих работ;

  • В конструктивной деятельности:

— работа с конструктором;

— изготовление поделок;

— конструирование из строительного материала;

-конструирование из бумаги;

— организация выставки творческих работ;

  • Восприятие художественной литературы и фольклора

— беседа о художественной литературе, народном творчестве;

— литературные игры и викторины;

— художественно — речевая деятельность;

— литературное творчество (сочинение сказок, отгадывание загадок, словотворчество);

— проектная деятельность;

  • В музыкальной деятельности

— музыкальные занятия;

— беседы о народной, классической, детской музыки,

— дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

— пение народных и детских песен, распевание, инсценировка песен;

— постановка танцев;

— игра на музыкально-шумовых инструментах;

— тематические праздники, музыкально-литературные вечера, развлечения;

  • В двигательная деятельности

— физкультурные занятия;

— физкультминутки;

— утренняя гимнастика;

— логопедическая ритмика;

— спортивные праздники;

— игры на свежем воздухе;

  • В трудовой деятельности

— самообслуживание;

— дежурство в группе, в столовой, в уголке природы;

— хозяйственно-бытовой труд;

— труд на свежем воздухе (сбор материала для поделок, сбор урожая, полив растений и т.д.)

— ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.);

— изготовление атрибутов для игры, для праздника;

Формирование основных личностных качеств ребенка происходит на этапе дошкольного детства. Важность этого периода жизни человека отмечают в своих исследованиях многие известные ученые. Франсуа Рабле однажды сказал: «Ребенок — это не ваза, которую нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь» [13, с. 2]. Эти слова выражают главный смысл современного дошкольного образования. Основная задача педагога в детском саду — «зажечь» в ребенке огонь творчества и познания, тогда в школе он так же будет стремиться к знаниям, ставить перед собой цель и успешно достигать ее. Воспитатель должен построить свою работу с детьми таким образом, чтобы жажда исследования и интерес к жизни, которые проявляются в человеке с рождения, не угасли. Интеграция образовательных областей, многообразие видов деятельности, инновационные педагогические технологии в процессе воспитания и обучения позволяют педагогам творчески подходить к своему делу, постоянно совершенствоваться, не «насаждать» знания, а в сотрудничестве с детьми постигать разные науки. Успешная реализация образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Каждая из них направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности дошкольников, социальную адаптацию, формирование духовно-нравственных ценностей и другое. Различные виды и формы организации деятельности позволяют раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников, способствуют сохранению и укреплению их психического и физического здоровья. Воспитание и обучение в детском саду должно проходить ненавязчиво и для самих детей незаметно. Это возможно лишь при постоянном совершенствовании воспитательно-образовательного процесса ДО и повышении уровня профессиональной компетентности педагогов.

Список информационных источников

  1. Алиева, Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — 711 с.
  2. Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание/ Альсира Легаспи де Арисменди. — М.: Прогресс, 2016. — 176 c.
  3. Библиотечка педагога дошкольного образования (комплект из 27 книг). — М.: АРКТИ, Сфера, Педагогическое общество России, Учитель, НЦ ЭНАС, Издательство Института психотерапии, Паритет, 2022. — 126 c.
  4. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 747 c.
  5. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2016. — 160 c.
  6. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Детство-Пресс, 2022. — 938 c.
  7. Детский сад. Дебют в России. Книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание. — М.: Образовательные проекты, Линка-Пресс, 2022. — 208 c.
  8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Коллектив авторов. — М.: Питер, 2022. — 926 c.
  9. Журнал «Современное дошкольное образование». №5/2015. IV Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». -М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 846 c
  10. Кудрявцев, В. Т. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования / В.Т. Кудрявцев. — М.: Вентана-Граф, 2022. — 144 c.
  11. Майер, А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования / А.А. Майер. — М.: Сфера, 2013. — 128 c.
  12. Микляева, Наталья Викторовна Дошкольная педагогика. Теория воспитания. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Микляева Наталья Викторовна. — М.: Академия (Academia), 2016. — 690 c.
  13. Нечаев, М. П. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования / М.П. Нечаев, Г.А. Романова. — М.: Перспектива, 2014. — 196 c.
  14. Перэ, Б. Нравственное воспитание, начиная с колыбели / Б. Перэ. — М.: Москва, 2022. — 336 c.
  15. Скоролупова, О. А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ / О.А. Скоролупова. — М.: Скрипторий 2003, 2014. — 172 c.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования-М.: Центр педагогического образования, 2014. -32 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]