Структура написания НОД с учетом ФГОС
Синарик Мкртчян
Структура написания НОД с учетом ФГОС
Структура написания НОД с учетом ФГОС
Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД».
Отличительные особенности НОД прежде всего в-
-формах ее организации
-в изменении позиции педагога по отношению к детям
-в обновлении структуры НОД.
Первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается НОД.
Мотивация бывает разная-практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом,то после чего дети захотят «этим»заниматься.
И так структура НОД
Вводная часть.
1) Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2)проектирование решений проблемной ситуации, выполнение действий. Детям даются новые знания,необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путем исследований, поиска, открытий.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ,
3)Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.
Вводная часть НОД
, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст
— вы сообщаете детям, что у каких- то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом,согласны
ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои
варианты выхода из сложившейся ситуации….
Средняя группа
– можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли,ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать, а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа- главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо, СМС, звонок). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе НОД может
Использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся
Роли.
В подготовительной группе
— потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это спланированное,специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря,проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш. Дать возможность каждому ребенку побывать в си-
туации выигрыша и проигрыша.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он»задает» развивающее содержание, предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Ответы детей не оценивать –принимать любые. В процессе деятельности в-ль всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь, чтобы ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итоги и рефлексия, до 5 минут.
Прежде всего,данную часть характеризует «открытый конец «; каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: то есть что хотел сделать –что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Надо спросить «зачем вы это делали? Чтобы понять осознал ли ребенок цель. Или «А для чего вам это нужно было? «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»
Найти,кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы. Оценка должна быть дифференцирована.
При организации НОД профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Нужно нам заранее подумать как обсуждать детские версии, не в жестко – оценочной форме
Карта анализа и наблюдения НОД продуктивных видов деятельности в разных возрастных группах
Карта анализа и наблюдения НОД продуктивных видов деятельности в разных возрастных группах
Анализ организации ОД – лепка
возрастная группа (Разновозрастная) | 2 младшая | старшая |
воспитатель | Шередкина О.С | Шередкина О.С |
тема | «Цветок для мамы» | «Ваза с цветком» |
Вопросы | Оценочно-аналитические суждения | |
Определить и сформулировать задачи, решаемые на занятии. | Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Формировать умение детей передавать особенности цветка (стебель, листья, лепесток). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию. Формировать умение лепить предметы конструктивным способом. Аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. | Закреплять умение лепить предметы скульптурным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой (прожилки листьев, узоры на вазе и т. д.) Закреплять навыки аккуратной лепки. |
Определить длительность занятия в целом и каждой его части. | Длительность занятия 15 минут. 1 часть – подготовительная (3-4 минуты), 2 часть – основная (8-9 мин), 3 часть – заключительная (3 минуты). | Длительность занятия 25 минут. 1 часть – подготовительная (5 минут),2 часть – основная (15 мин), 3 часть – заключительная (5 минут). |
Оценить качество наглядности, ее расположение и целесообразность использования. | Все предоставленные материалы, используемые на занятии, имели внешне, яркий, эстетичный вид. Расположены были на уровне глаз детей. Воспитатель использовала наглядный метод так, чтобы каждый ребенок мог видеть. | Все предоставленные материалы, используемые на занятии, имели внешне, яркий, эстетичный вид. Расположены были на уровне глаз детей. Воспитатель использовала наглядный метод так, чтобы каждый ребенок мог видеть. |
Перечислить приемы, используемые педагогом на занятии, оценить методическую грамотность их использования. | Художественное слово, рассматривание образца, показ и объяснение, игровые приемы, анализ работ детей. | Художественное слово, образец воспитателя, объяснение, показ, вопросы, индивидуальные и групповые ответы, анализ работ детей. |
Выделить и перечислить игровые приемы, используемые на занятии. | Игровые приемы: «цветы на поляне», «бабочки и цветы». | Игровые приемы: «цветик – семицветик», «пчелки собирают нектар». |
Определить уровень сформированности технических умений детей работать с материалом. | Уровень технических умений при работе с пластилином – средний. Не у всех детей получалось правильно прижимать детали друг к другу, в результате чего, композиция разваливалась. | Уровень сформированности – высокий. Дети хорошо умеют пользоваться данным материалом (пластилином), сглаживать, примазывать, пользоваться стекой и т.д. |
Дать оценку взаимоотношениям между педагогом и детьми, между детьми. | Взаимоотношения педагога с детьми на протяжении всего занятия, положительные. Воспитатель старался уделить внимание каждому ребенку, (помогала, если нужно, подсказывала). Между детьми конфликтных ситуаций не возникало. | Дети, в течение занятия советовались с педагогом, проявляли инициативу в творчестве. Если какой – то ребенок делал интересный узор, воспитатель обращала внимание на это всех детей. Ребята помогали друг другу, если у кого – то не получалось или не успевал. Между детьми так же, конфликтных ситуаций не возникало. |
Определить и назвать интегративные области. | «Познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие». | «Познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие». «Социально – коммуникативное развитие» |
Оценка занятия (от 1 до 5 баллов) | 3 | 4 |
Ваши предложения по организации и проведению занятия. | Сюрпризный момент вначале занятия и поощрения по окончании занятия (в виде сладких призов, или мини подарков). | Сюрпризный момент или проблемная ситуация, (замотивировать детей в эмоциональном плане). |
Выводы:
во второй младшей группе анализ детских работ проводился воспитателем, направлен на общий результат, акцентировалось внимание на эстетичности выполненных работ.
Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их собственная оценка. К сожалению не всем детям старшего возраста удалось передать правильные пропорции. Но в целом данное занятие показало, что успешность обучения и развития навыков лепки у детей в большей степени обусловлена созданием в ней игровых моментов (ведь игра – это ведущий вид деятельности). Использование системы игровых приемов осуществлялись с учетом ряда факторов: характера, места и роли игровых проявлений в детском изобразительном творчестве, возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые приемы обучения повышали активность и инициативу детей, их отклик на создаваемые в лепке образы, формировали способность чувствовать и определять их выразительность, вызывали желание улучшить изображение, исправить неточности.
Анализ организации ОД – рисование
Воспитатель | Рогачева О.Е |
Возрастная группа | средняя |
Тема | |
Вопросы | Оценочно-аналитические суждения |
Соответствие содержания занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей | Данное занятие полностью соответствует возрастным особенностям детей, времени года и изобразительным умениям. |
Сочетание нового и знакомого детям | На этом занятии воспитатель использовала игровые приемы, добавила новые оттенки знакомых детям цветов, показала, как их смешивать, чтобы получить нужный. |
Правильность и доступность объяснений воспитателя, умение показывать приемы работы | Педагог поэтапно показывала приемы работы, использовала обрисовывающий жест, сопровождая его словесным пояснением, (правильное расположение рисунка на листе бумаги, правильное положение кисти в руке, образец своего рисунка). Иллюстрации для примера, были доступны, понятны детям и расположены на уровне глаз детей. |
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место | Занятие длилось 20 минут, 1,2 и 3 части были распределены грамотно. Практической части было уделено большее внимание, но, к сожалению не все дети успели закончить вовремя, по причине индивидуальных особенностей. |
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы | Поскольку воспитатель ввела игровой прием в занятие, дети были заинтересованы и дисциплинированы. Темп работы был от умеренного, к медленному. |
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия | Занятие было интересным, грамотно разработанным. Сюрпризный момент, игровой прием, детям было интересно и познавательно. Не вижу необходимости вносить изменения в данное занятие. |
Выводы:
у детей для данной возрастной группы хорошо развиты изобразительные умения, но плохо развито чувство времени, поэтому не всем удалось закончить вовремя. Но в целом занятие очень интересное, познавательное, добавились новые элементы. Воспитатель на протяжении всего занятия поддерживала интерес детей, подбадривала, поощряла.
Анализ организации ОД – аппликация
Воспитатель | Копкова Ю.Д. |
Возрастная группа | подготовительная |
Тема | «чайный сервиз» |
Вопросы | Оценочно-аналитические суждения |
Соответствие содержания занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей | В занятии отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей и их изобразительным навыкам. Тема занятия вполне может соответствовать любому времени года. |
Сочетание нового и знакомого детям | Новым являлось контурное (силуэтное) вырезание предмета более сложной фактуры, детям знакомы менее сложные (овощи, фрукты). |
Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием | Помощь в подготовке к занятию (раздача ковриков, ножниц, клея, кисточек и др.), каждому ребенку, включая себя. После занятия помощь в уборке со столов, мытье кистей. |
Правильность и доступность объяснений воспитателя, умение показывать приемы работы | Наряду с наглядными приемами педагог использовала точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом, и в какой последовательности следует выполнять работу. Применяла метод силуэтного вырезания, обводя предмет по контуру, начиная с той части предмета, с которой следует начать вырезать. |
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место | Длительность занятия 30 минут. 1 этап – подготовительный (организационный момент – 6 минут),2 этап – основной (практическая часть – 15 — 18 мин), 3 этап – заключительный (анализ работ, выставка – 6-7 минут). |
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы | Дети работали в умеренном темпе, были заинтересованы и дисциплинированы. Некоторые проявляли творческую самостоятельность в том, что хотели придумать «свой узор». Но некоторым все же, потребовалась помощь воспитателя. |
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия | В целом занятие прошло хорошо, дети были заинтересованы и настроены положительно. Воспитатель грамотно распределила структурные части занятий, (мотивация, пальчиковая гимнастика, анализ работ). Считаю, что изменения в данном занятии, излишни. |
Выводы:
подводя итоги данного занятия, я сделала вывод, что уровень сформированности изобразительных умений у основной части ребят — высокий, но у 2-3 детей наблюдается средний уровень, это связано, скорее всего, с индивидуальными особенностями детей, а не уровнем их подготовки и практических навыков.
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС | Конспект урока |
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. | Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. |
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. | Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. |
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. | Указываются только общие цели всего урока. |