«Предшкольная пора»: год до школы. Подготовка руки к письму

Если Вы родитель ребенка-дошкольника, то наверняка уже задумывались о начале школьного обучения. Как помочь адаптироваться в новых условиях, освоить письмо, счет и чтение.

В данном материале мы поможем разобраться в основных аспектах формирования навыка письма, узнать возможные ошибки и как их избежать. Расскажем про упражнения и развивающие игры, которые помогут подготовить руку к письму.

Формирование навыка письма у детей

Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.

Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.

Формируется письменный навык в три этапа:

  • аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д.
  • синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
  • автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.

В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.

Зачем готовить руку

Многие родители и не подозревают, что готовить руку к письму необходимо. Чем лучше развита мелкая мускулатура ведущей руки ребёнка, тем проще ему будет в школе овладеть навыком письма. Иначе последствия будут печальны: первоклашка в школе станет сильно уставать, не успевать выполнять задания учителя, а видя успехи одноклассников и свои неудачи – расстраиваться. Поэтому подготовка нужна непременно.

Но при этом важно учесть одно обстоятельство: готовить руку к письму и учить писать – не одно и то же. Второе ребёнок освоит в школе, а вот наша, родительская, задача – заняться с ним первым. Не заставляйте своего дошкольника корпеть над прописями, а тренируйте мышцы руки.

А как раньше?

Не нужно думать, что подготовка руки к школе – это новомодная тенденция. На самом деле, развитием «ручной умелости» у своих учеников были озадачены лучшие педагоги и в XIX, и в XX веках. Под их руководством дети занимались складыванием из бумаги, конструированием с помощью палочек, спичек, гороха, пуговиц, лепкой и многим другим. Уделяла большое внимание ловкости ручек и знаменитая Мария Монтессори. Да и мы с вами в обычной нашей жизни делали много того, что готовило наши руки к письму: выстругивали палочки, вырезали фигурки из дерева, складывали бумажные самолётики, кораблики и лягушки, причудливым образом натягивали между пальцев рук нити…

Что важно для подготовки

Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.

Общее физическое развитие

Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.

Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.

Моторика

Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.

Моторика разделяется на:

  • крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
  • мелкую – точные движения пальцев рук.

Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.

Ориентация в пространстве

Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.

Графические навыки

В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.

«Умелые ручки»

Комплексный подход в развитии навыка, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.

Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты. Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся. Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 — 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Как проводить графические диктанты:

  1. Используем только простой карандаш или ручку. Работа с фломастерами имеет свои нюансы и не учит правильному нажиму.
  2. Читаем чётко, не повторяя, чтобы ребёнок привыкал внимательно слушать и запоминать задание.
  3. Постепенно увеличиваем темп.
  4. В первое время можно в углах листа писать буквы «Л» (лево) и «П» (право). Когда ребёнок станет уверенно ориентироваться на листе, откажитесь от этой подсказки.

Графический диктант «Первоклассница»

Внимание! Перед выполнением диктанта попросите ребёнка отступить по 4 клетки слева и сверху, поставьте в этом месте точку. Это начало и конец рисунка, который получится в результате выполнения графического диктанта. Из этой точки начинаем работу, и в эту же точку должны вернуться. Если этого не произошло, значит, где-то допущена ошибка.

3 кл. вправо, 1 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо вверх по диагорали, 2 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вниз, 2 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. влево вниз по диагонали.

В результате должна получиться фигурка первоклассницы с двумя бантиками и букетом цветов.

Получилась? Молодцы!

Вышло что-то непонятное, а контур замкнут не до конца? Не расстраивайтесь! Это просто повод потренироваться лишний раз. Вы можете придумывать графические диктанты сами или воспользоваться теми, что нетрудно найти в Интернете или магазинах.

Занятия для подготовки руки к письму

Существует множество интересных занятий для дошкольника, которые способствуют подготовки к письму:

  • рисование карандашами на бумаге;
  • разукрашивание;
  • обведение рисунков по контуру;
  • использование специальных тетрадей с прописями петель, крючков, фигур, линий;
  • заштриховывание фигур;
  • рисование разноцветными мелками;
  • разные виды мозаики;
  • игры в конструктор с деталями разного размера;
  • вырезание ножницами;
  • сортировка бусин, пуговиц по цвету или размеру;
  • продевание шнурков в отверстия;
  • плетение косичек из разноцветных веревочек;
  • сматывание в клубок веревочек, вязальных ниток;
  • раскручивание игрушки «волчок», юлы;
  • нанизывание бусин на нитку;
  • простые элементы вышивания;
  • застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молнии;
  • рисование пальчиками с помощью красок, сухих рассыпчатых круп мелкого помола, муки;
  • лепка из пластилина, теста;
  • игры в песочнице или с кинетическим песком;
  • приклеивание мелких деталей с использованием пинцета;
  • капельное рисование при помощи пипетки;
  • открывание-закрывание замка ключом;
  • откручивание-закручивание винтиков и гаек пальцами и с отверткой;
  • пришивание пуговицы;
  • изготовление аппликаций из цветной бумаги, макаронных изделий, природных материалов (фасоль, горох, листья, цветочки, палочки, соломины, спички и т.д.);
  • оригами;
  • рисование с использованием трафаретов;
  • игры в пальчиковый театр.

Упражнения для развития мелкой динамики внутри ладони

  1. Монетки. Дать ребенку в руку 3-4 монеты. Он должен, удерживая все монеты в ладони, выкладывать на стол ПО ОДНОЙ. При неразвитых манипуляциях монеты будут падать, так как ему будет сложно двигать одними пальцами, сжимая другие, и перекладывать монеты внутри ладони, не помогая другой рукой, телом и т.д.
  2. Фасоль — берется маленькая бутылка из-под колы. В нее набирается фасоль слоями — коричневая-белая. Получается очень красиво. Ребенок берет в руку по 3-4 фасолины, постепенно опускает их по одной в бутылку. Можно добавлять и третий слой — я добавила зерна хумуса (в России называется, по-моему, иранский горох или турецкий горох). Можно и просто горох, но лучше крупный. Ребенка поощрять опускать по одной, и чтобы фасоль не просыпалась.
  3. «Прогулки» по карандашу. Ребенок берет в руку карандаш (желательно длинный), берет его обычно, но за самый кончик, и старается одной рукой без помощи другой и, не кладя карандаш на стол, «дойти» до противоположного конца и обратно.

В общем, с любыми мелкими предметами можно играть по этому же принципу — несколько предметов на столе, ребенок собирает их по одному в ладонь, потом по одному же раскладывает. Начинать стоит с 3, иногда даже 2 предметов. Больше шести уже давать не стоит. Подойдут монеты, пуговицы, крупная фасоль, бусинки (не мелкий бисер).

Мы с дочкой занимаемся этим уже с месяц. Ежедневно по 5 минут по каждой «теме». Результаты уже есть — почерк заметно выправляется, в классе стала писать быстрее, больше успевает.

Александра (Ima),

Упражнения

Укрепить мышцы кисти и добавить уверенности в письме помогут регулярные упражнения:

  1. «Распустившийся цветок».

Кисти сжаты в кулачки и соединены вместе. Большие пальцы прямые, соприкасаются боковыми поверхностями. Затем пальцы выпрямляются, ладони слегка отводят друг от друга, запястья соединены. Напоминает нераспустившийся бутон. Цветок начинает раскрываться – не разъединяя запястий, кисти отводят в стороны, пальчики растопыривают.

  1. «Пальцы-утята».

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены. Указательный пальчик скручивают в ямку к основанию большого. Поочередно соприкасаются подушечки первого пальчика со средним, безымянным и мизинцем, как клюв уточки.

  1. «Крепкие объятия».

Пальцы обеих рук растопырены, упираются кончиками друг в друга с усилием в течение 5 секунд. Затем скрещиваются в замок, крепко прижимая ладони. Посчитать до 5. После упражнения кисти встряхнуть, чтобы расслабились мышцы.

  1. «Стул».

Соединяют ладони, пальцы вместе, смотрят вверх. Правая кисть скользит по левой вниз. Когда подушечки пальцев опустились до верха левой ладони, нужно остановиться. Надавливая у основания пальцев левой руки, кисть сгибается в лучезапястном суставе. При этом пальцы остаются в вертикальном положении. Изогнутая ладонь напоминает стул со спинкой.

  1. «Приветственное рукопожатие».

Указательный, средний и безымянный пальчики правой руки прижимаются к ладони. Большим и мизинцем приветствуют каждый пальчик левой руки, как будто пожимают двумя руками во время приветствия.

Как подготовить руку к рисованию и письму

Главная » Психологическая помощь » Как подготовить руку к рисованию и письму

21 08 2022 NVL Пока нет комментариев

Этот вопрос волнует родителей уже со второго года жизни ребёнка, а иногда и раньше. И неудивительно: рисование развивает и моторику, и творческое начало; а умение держать карандаш и ручку очень пригодится в школе. Советы можно услышать самые разные. От “надо сразу давать карандаш правильно” до “не трогайте ребёнка, подрастёт — сам научится”. Так кому же верить?

Об этом мы поговорим с экспертом — детским психологом Верой Шелеховой. Мы уже встречались с Верой на страницах сайта, когда рассказывали о тактильно-двигательных играх.

Сегодня займёмся развитием и укреплением пальчиков. Вас ждут

  • подробное описание этапов подготовки руки к письму и рисованию;
  • советы чем и когда рисовать, чтобы не отбить у ребенка желание;
  • игры (ссылка на странице) и упражнения (ссылка на странице) для подготовки руки к письму;
  • а также чек-лист: что должен уметь ребёнок от рождения до 3х лет делать руками.

Предоставляем слово эксперту.

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Чем рисовать: мелками, карандашами или фломастерами? Посмотрим на эти и другие вопросы с точки зрения сенсомоторного развития.

Сенсомоторным развитием называют сочетание двигательных и моторных навыков, тактильной чувствительности и умения соблюдать баланс и равновесие.

Оно является фундаментом всего психического развития ребенка. Чем больше способов рисования попробует и освоит ваш малыш, чем разнообразнее по форме и фактуре будут материалы, тем легче ему будет правильно держать ручку и карандаш, рисовать и писать.

Этапы подготовки руки к письму и рисованию

К правильному, эргономичному и эффективному держанию карандаша ребенок идет постепенно, с первых месяцев жизни. Шаг за шагом он учится точно и эффективно владеть своим телом, своей рукой.


Сначала он тянется к погремушке. Поверьте, малышу не так-то просто её держать, вертеть … и даже кидать. Затем наступает очередь мелких объектов.

К году ребенок уже может брать большим и указательным пальцами (пинцетный захват) мелкие предметы и произвольно ронять их из раскрытой ладони и из пальцев руки. Думаете он просто балуется, кидая игрушку? Нет, он тренируется!

К полутора годам ребенок хорошо освоил поворот руки ладонью вверх, осуществляет точный захват предметов с помощью противопоставленных большого и указательного пальцев.

К 2-м годам он может схватить карандаш ладонью, в кулачок и рисовать вертикальные линии.

А к 2.5 годам появляется пальцевой захват карандаша и возможность рисовать круги. Начинается эпоха каля-маля!

Вы можете скачать чек-лист “Развитие детской руки от года до трех”, нажав на кнопку

Правильное положение карандаша – между большим, указательным и средним пальцами руки (пальцевый захват). Такое положение ребенок может освоить ближе к 3 годам. До этого возраста, ребенок, обычно, держит карандаш всей ладонью (ладонный захват).

Правильный захват карандаша вырастает из захвата пальцами маленьких предметов, из захвата щепоткой. Когда рука хватает “лапой”, кулаком, всей ладонью, взять карандаш правильно не получится. Для правильного захвата нужна более точная дифференцировка пальцев.

Что предложить для рисования?

Задача ребенка в первые годы жизни — оставлять следы: кашей, соком, супом — чем получится.

“Я оставляю след — значит, я существую!”

Мой сын открыл для себя рисование в год и два месяца. Он раздавливал чернику и рисовал пальчиком по столу.

На этом этапе лучше предложить малышу что-то безопасное и легко смываемое, например, морковный и свекольный сок. Для тренировки сенсорной чувствительности “краска” должна быть разной по фактуре: кисель (теплый и скользкий), пена для бритья (плотная, липкая, пахнет), овощной сок.

Когда этот этап освоен, и ребенок хорошо владеет двумя пальчиками, предложите ему рисовать квадратными мелками. Это действительно хороший способ перехода от ладонного к пальчиковому захвату. Сначала ребенок держит мелок кулаком, как будто лапой. И только позже, к 2-2.5 годам переходит захвату пальцами.

Теперь очередь треугольных карандашей. Такой карандаш «сам» правильно ложится в руку. В первом классе из обязательных требований учительницы моего сына было наличие у детей треугольных ручек. Чтобы не думать, как держать.

Если ребенок не хочет рисовать

Некоторые дети не проявляют интереса к рисованию, так как слишком трудно нажимать на карандаш, результат незаметен, неинтересно. Да, жёсткими карандашами рисовать трудно и не так просто качественно наследить.

Предложите мягкие толстые карандаши, восковые мелки, фломастеры, которые дают сочный сильный цвет. Это подтолкнёт ребенка к оставлению следов и рисованию.

А чтобы пальцы были сильнее, а детки умнее, не забывайте о мелкой моторике.

Готовимся правильно держать карандаш. Полезные упражнения

  1. Берём фасолинки и изюминки с ровной поверхности (например, со стола), с открытой ладони (при этом приходится подстраиваться под форму поверхности).
  2. Перебираем фасоль в банке двумя руками и каждой по очереди. Для этого банку с широким горлом на ⅔ заполняем фасолью.
  3. Находим в банке с фасолью похожие по размеру предметы. Можно начинать с более крупных: желудей, маленьких конфеток, стеклянных шариков, монеток, потом ищем и более мелкие – изюминки. Для тренировки захвата хороши спички, зубочистки или маленькие палочки (кусочки палочек для барбекю). Сначала ищем с открытыми глазами — смотрим, что и как достаем. Затем можно усложнить задачу и искать, не подглядывая.
  4. Солим еду (настоящую или игрушечную) крупной солью. Пальцы в щепотке чувствуют размер крупинок. Усиливает ощущение круговое движение пальцев при «солении».
  5. Перекладываем маленькие камушки, изюминки из одной емкости в другую.

  6. Играем в больницу. Больному нужно намазать рану мазью. Аккуратно выдавливаем крем из тюбика, ватной палочкой берем его и намазываем на рану. Тренируется сила напряжения, взаимодействие глаз-рука, тонкие, дифференцированные движения пальцев рук. Это одно из лучших упражнений для подготовки руки к письму!

Подражание – главная движущая сила в развитии ребенка до школы. Детям интересно, что и как делает взрослый. Давай вместе! Существует прием «Рука в руке». Он может помочь правильно держать карандаш и освоить приемы рисования и письма.

Прием «Рука в руке»

Рисовать вместе удобней всего за столом, посадив ребенка на колени. Дети постарше работают сами рядом со взрослым. Кисти рук должны быть расслаблены. Перед занятием можно поиграть в одну из расслабляющих пальчиковых игр.

Вложите в руку ребенка карандаш (кисточку, ручку) правильным способом в пальчиковом захвате. Своей рукой обнимите руку ребенка с карандашом. Для вас карандашом становится рука ребенка. Теперь рисуйте привычным для вас способом. Рука ребенка будет следовать за вами. Ребенок может вырывать руку – я сам! Конечно сам! Вот как у тебя получается, ты сам держишь карандаш ровно и правильно!

Можно прием «рука в руку» использовать и в обратную сторону. Когда вы берете карандаш в руку, чтобы писать или рисовать, а ребенок свою руку кладет на вашу сверху. Вы пишите, а его рука следует за вашими движениями. Ребенок через руку считывает, сканирует ритм и скорость движения, улавливает моторику письма.

Такое рисование и писание дает очень интересное совместное проживание деятельности. Я и сам, и вместе с мамой! Разделенная радость удваивается!

“Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…”

Даже немножко порисовать с непривычки бывает сложно, руки устают, желание пропадает. Удержание карандаша требует достаточно высокого напряжения мышц. Трудности с правильным удержанием могут быть связаны с недостаточным тонусом руки. Можно встретить “кисти–тряпочки”, трудно удерживающие, плохо манипулирующие предметами. Тогда требуется особенно много сил, чтобы удержать руку в напряжении. От этого легко устать и истощиться. Поможем нашим малышам стать сильнее… поиграем!

А в игре потренируем расслабление и напряжение кистей рук. Такие игры будут полезны и школьникам. Не зря в первом классе наша старенькая учительница по нескольку раз за урок заставляла весь класс оставлять ручки и играть, как я теперь понимаю, в пальчиковые игры.

Игра от старенькой учительницы

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали (энергично сжимаем и разжимаем кулаки).

Мы немножко отдохнем

и опять писать начнем (расслабленное потрясывание раскрытыми кистями рук).

Игры на укрепление руки и пальцев

Игра «Гром, туча, дождик»

Тук-тук, сткукатук, раздается громкий звук. (стучим кулачок о кулачок)
Туча налетела, дождиком запела (раскрываем ладони, пальцы напряжены, растопырены)
Дождик, дождик, кап-кап-кап, Ты не капай сильно так (трясем расслабленными ладонями). Дождик, дождик льется,
В руки не дается (хлопаем в ладоши). Хвать! Поймали дождик!

Игра «Волк идет»

Волк идет, волк идет (стучим по столу кулачками)
Лисичка бежит, лисичка бежит (скользящие движения по столу, как гладим),
Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка серый бок (хлопаем по столу раскрытой ладонью)
Паучок ползет, ползет, в гости в Саше приползет (стучим пальчиками по столу).

Игра с фасолью

В банке (коробке) с широким горлом перебираем фасоль. Набираем полные горсти фасоли, раскрываем ладонь и высыпаем. Взял – отдал, напряг – расслабил.

Играйте, упражняйтесь, творите и… стимулируйте сенсомоторное развитие вашего ребенка.

Радости и удовольствия вам от творчества!

Вера Шелехова, детский психолог

Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Как подготовить детей к рождению следующего малыша
  • У психолога на кухне — группа поддержки для родителей
  • Дети и искусство. Беседы с художником и педагогом Михаилом Лейкиным
  • Диагноз дислексия: что это такое?
  • Наш опыт с детским садиком
  • Мальчики не плачут? Техника работы с навязанными убеждениями

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Важно, чтобы малыш до поступления в школу учился правильному удержанию ручки и карандаша. Исправлять ошибки, переучивать захват сложно. Неправильное положение пальцев, наклон ручки и поворот кисти делают почерк неровным и неразборчивым, вызывают быструю усталость руки, влияют на осанку.

Как выглядит правильный захват:

  • ручка лежит между большим и средним пальцами, сверху прижимается указательным;
  • расстояние до пишущего стержня около двух сантиметров;
  • через кисть, лучезапястный и локтевой суставы можно условно провести прямую линию;
  • верхушка ручки или карандаша указывает на плечо ребенка.

Самые распространенные ошибки

Дети дошкольного возраста, когда начинают осваивать работу с канцелярскими предметами допускают следующие ошибки:

  1. Ребенок держит карандаш или фломастер всей рукой, зажимая в кулак.
  2. При трехпальцевом захвате большой палец согнут и направлен перпендикулярно указательному к его средней фаланги.
  3. Ручка лежит на безымянном пальце и удерживается средним, указательным и большим.
  4. Кисть изгибается внутрь, при этом верхний край предмета направлен от себя.
  5. Ребенок удерживает ручку всеми пальчиками (по типу щепотки).
  6. Пальцы располагаются у самого грифеля, или далеко так, что рука нависает над столом.
  7. При движении давит на бумагу сильно, оставляя разрывы, или слишком слабо.

Методы, как избежать ошибок

Следующие методы помогут избежать ошибок в обучении удерживания письменных предметов:

  • Правильно захватить карандаш будет легче, если безымянным пальцем и мизинцем держать небольшой кусочек бумаги.
  • На среднем пальце нарисовать точку, которая будет указывать место размещения ручки.
  • Сориентирует на трехпальцевом держании пальчиковая игра «строим дом»: ручка зажата средним и большим пальцами; указательный свободно поднимается и может стучать по ручке, как молоток.
  • Обязательно акцентировать внимание на направлении верхушки карандаша на плечо ребенка.
  • Для вырабатывания умеренной силы надавливания использовать мягкие карандаши или фломастеры.
  • Для оптимального удаления пальцев от грифеля на пишущем предмете нанести черточку, где держать.

Готов ли ребенок к школе?

Как определить, готов ли ребёнок к письму? Для этого педагогами составлено немало тестов. Например, тест «Школьная зрелость» Керна-Йорасика (его легко найти в Интернете) направлен в том числе и на выяснение того, должным ли образом подготовлена ли рука будущего школьника.

Можно предложить ребёнку выполнить и такие задания:

  1. Покажите дошкольнику нарисованный круг диаметром 3 – 3,5 см. Попросите его нарисовать точно такой же. При оценке выполнения задания учитывайте следующее:
  • Ребёнок должен нарисовать фигуру, близкую по размерам к исходной.
  • Круг должен походить на круг (пусть и не идеально ровный), не на какую-нибудь другую геометрическую фигуру.
  • Линия должна быть сплошной (непрерывной), плавной, достаточно уверенно проведённой.
  • Нажим не должен быть слишком слабым.
  • Движения ребёнка при выполнении задания должны быть свободными и уверенными.
  1. Попросите дошкольника заштриховать любой несложный силуэт (облако, мячик, грушу). Если ребёнок раньше не занимался штриховкой, покажите ему образец. Направление штриховки (горизонтально, вертикально, по диагонали) ребёнок может выбрать сам. При оценке результатов учитывайте:
  • Ровность и параллельность линий. Аккуратность выполнения.
  • Точность движений.
  • Сохранение примерно одинакового интервала между линиями.

Обратите внимание! Если мелкая мускулатура руки развита недостаточно хорошо, то ребёнок будет переворачивать лист, на котором он работает, ведь сделать это ему будет проще, чем произвольно поменять направление движения руки.
Даже если вашему ребёнку в школу не в этом году, проведите такие тесты, и вы увидите, нужно ли готовить руку малыша более тщательно и целенаправленно. Если да, то используйте способы, предложенные в статье, или придумывайте свои. И всё у вас получится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]