ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(долгосрочный, практико-экспериментальный)
Автор проекта: воспитатель Шекунова О.В. МДОУ Детский сад №54 «Жар –птица» Московская обл., г. Подольск
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семенович Выготский
Описание проекта
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом опыт, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой и живой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно — экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая
- познавательно — исследовательская (опыты) и продуктивная
— коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Актуальность проекта
Детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес.
Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т.д.
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Объект проекта: формирование познавательно-исследовательского развития, социально-коммуникативного развития; речевого развития.
Время проведения проекта: ноябрь 2022 г. – июнь 2022 г.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Все опыты проходят с участием игровых персонажей
Цели проекта:
- Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, камня, древесины, пластмассы, металла и ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних предметов на свойствах других.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе; Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Этапы:
1. Подготовительный.
- Постановка цели и задач проекта
- Определение актуальности и значимости проекта
- Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)
- Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Подбор художественной литературы для детей
- Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.
2. Основной.
- Создание и обустройство экспериментирования для успешной реализации проекта
- Реализация опытно-экспериментальной деятельности с детьми по перспективному планированию
- Планирование занятий, приложения, работа с родителями.
3. Заключительный.
- Создать для детей предметно — развивающую среду для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
- Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми
дошкольного возраста по возрастным категориям
- Фото-коллаж для родителей
- Публикация на сайтах воспитателей.
: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Материалы и оборудование:
Лупы, ложка, посуда, игрушка, шкатулка с тканью разной фактуры, персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани, бумага, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы, пробки, пух и перья, разноцветные прищепки; камешки разного размера
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.д.), «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.д.), семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; вата, ватин, синтепон
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья и т.д.
Формы работы с детьми:
Дидактические игры:
- «Найди пару»
- «Узнай предмет»
- «Узнай на вкус»
- «Узнай на ощупь»
- «Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Лаборатория»
- «Ветер и листочки»
- Игра — эксперимент «Рисовальщики»
Настольно-печатные игры:
- «Времена года»
- «Природные явления»
- «Что происходит в природе»
- Разрезные картинки «Собери растения»
- «Что, где растет?»
- Лото «Цветы»
- «Признаки осени, зимы, весны, лета»
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»
- «Пузырь»
- «Мой веселый звонкий мяч»
- «Что спрятано?»
- «Шишки»
Пальчиковые игры
- «Дождик» (Русская народная потешка)
- Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка)
- «Снежок»
- «Солнышко»
- «Осенние листья»
- «Шарик»
- «Листопад»
- «Снежинки»
- «Что делать после дождика?»
- «Дождик»
- «УПРАЖНЕНИЕ С ПРОБКАМИ»
Стихи и загадки про живую и неживую природу
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию:
Привлечение родителей к пополнению атрибутами и материалом.
Консультация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментальная деятельность в детском саду. Экспериментируем играя». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятки для родителей:
«Детское экспериментирование», «Что можно, что нельзя», «Признаки познавательной активности», «По организации познавательно – исследовательской деятельности» «экспериментирование с водой» и консультация для родителей
Оформление картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.
Литература и источники
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
- О.В. Дыбина, Н.П. Разманова, В.В. Щетинина. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольноков». Москва, 2005 г.
- Интернет – ресурсы.
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 2022 г.
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2014 (методическое пособие)
- Опыты и эксперименты с веществами и материалами 3-4 года ФГОС ДО. Карточное планирование в ДОО.
Следующая > |
Цели:
- Беседа с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.
- Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Подборка литературы, игр, опытов, иллюстраций.
- Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
Итоги этапа: Была выявлена направленность интереса детей, и, как следствие, план дальнейших действий.
II этап. Содержательный.
1 день.
Беседа «Что такое снег».
Цель: Сформировать понятие о снеге, откуда он берется.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель: Продолжать формировать знания о временах года, их последовательности и изменениях в природе.
Рисование «Снеговик».
Цель: Развитие пространственного воображения детей через рисование предмета, состоящего из нескольких частей.
2 день.
НОД по развитию речи «Зимняя прогулка».
Цель: Учить детей составлять рассказ по картине.
- за снегопадом.
Цель: Формировать представления детей о сезонном явлении – снегопаде.
Опыт №1 «Снег и его свойства»
Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.
3 день.
Подвижная игра «Снежинки кружатся».
Цель: Согласовывание движения с текстом стихотворения.
Опыт №2 «Куда спрятался снег».
Цель: Показать детям, что снег в тепле тает и превращается в воду.
Опыт №3. «Определение чистоты снега».
Цель: Показать детям, что снег бывает грязным и есть его нельзя.
Чтение художественной литературы «Снегурочка»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
4 день.
Беседа «Почему нельзя есть снег».
Цель: формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни.
- по лепке «Снеговик».
Цель: учить детей называть основные приметы зимнего периода, закрепить умение лепить снеговика из пластилина; делить пластилин на три разные части, скатывать три шара (большой, средний и маленький); развивать самостоятельность.
- №4 «Разноцветный снег».
Цель: Показать детям, что снег можно раскрашивать.
5 день.
Оформление фотовыставки об этапах проведения проекта.
Развлечение «Зима-много снега принесла».
III этап. Итогово-аналитический (обобщающий)
Итогом мероприятия стало проведение развлечения «Зима-много снега принесла», в котором дети закрепили знания о свойствах снега. В приёмной оформили фото-отчёт участников проекта, коллективную работу «Город в снегу».
Итог этапа:
У детей сформировались элементарные навыки исследовательской деятельности, знаний о свойствах снега.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и опытов.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Исследовательская деятельность в детском саду
Исследовательская деятельность в детском саду — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; — это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др.
Основой исследовательской деятельности являются: Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности.
В разделе сайта исследовательская деятельность в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:
- Познавательно-исследовательский проект в детском саду
- Познавательно — исследовательский проект
- Исследовательский проект для детей старшего возраста в детском саду
- Исследовательская работа с детьми II младшей группы
- Конспект познавательно-исследовательского занятия с детьми старшей группы
- Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
- Краткосрочный творческо — исследовательский проект по экологическому воспитанию для младшей группы детского сада
- Развитие кругозора у детей в познавательно – исследовательской деятельности в природе сентябрь, октябрь, ноябрь
- Исследовательский проект воспитателя
- Исследовательско творческий проект 2 младшая группа
- Детское исследование в ДОУ как метод обучения
- Индивидуальный исследовательский проект в детском саду
- Поисково – исследовательская деятельность во второй младшей группе
- Исследовательско-творческий проект
- Конспект открытого занятия в детском саду по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников
- Исследовательская деятельность в детском саду
- Исследовательский проект в детском саду
- Исследовательски-творческий проект в средней группе
- Исследование влияния музейной педагогики на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
- Исследование в детском саду по работе с дошкольниками
- Развитие познавательной активности у детей через поисково-исследовательскую деятельность
Опытно-исследовательская деятельность в детском саду по ФГОС. Опытно-исследовательская деятельность в детском саду. Педагогическая технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам. Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребёнка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребёнка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремлённость. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.
Познавательный проект. Вторая младшая группа
Познавательный проект во второй младшей группе по теме «Ежик-ежик колкий»
Автор
Филина Кира Николаевна, воспитатель ГБДОУ центр развития ребенка — детский сад № 49 Колпинского района Санкт-Петербурга
Описание материала
Предлагаю вам познавательный проект для детей второй младшей группы(3-4 года) по теме: « Ежик-ежик колкий». Этот материал будет полезен воспитателям младших групп для поддержания интереса у младших дошкольников к проектной деятельности. Особенностью проекта является то, что проводился он в адаптационный период.
Информационная карта проекта
Продолжительность проекта: 1-16 ноября (две недели) Тип проекта:познавательный Участники проекта: педагоги ДОУ, дети второй младшей группы, родители Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: «Зачем ежу иголки?» Цель проекта: формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей младшего дошкольного возраста Результат проекта: музыкальный досуг «Маленький ежик, четверо ножек…».
Педагогический замысел проекта:
Образовательная область Познавательное развитие
Задачи: — содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; — способствовать развитию креативного мышления путем решения проблемной ситуации, воображения, тактильного восприятия детей 3 лет; — создавать условия для формирования у детей мотива познавательной деятельности; — закреплять у дошкольников знания о приспособленности ежей к окружающей среде.
Образовательная область Речевое развитие
Задачи: — содействовать расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста; — создавать условия для развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие
Задачи: — совершенствовать навыки игрового взаимодействия; — формировать у детей гуманное отношение к живой природе; — воспитывать у младших дошкольников коммуникативную культуру; — создавать условия для развития эмоциональной сферы каждого ребенка.
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
Задачи: — способствовать созданию предпосылок для развития детского словотворчества; — создавать условия для музыкально-двигательного развития детей.
Образовательная область Физическое развитие
Задачи: — содействовать развитию словесно-двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.
Содержание проекта
Подготовительный этап
(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)
Задачи. Выявить уровень знаний детей о жизни ежей. Создать условия для расширения и активизации словаря младших дошкольников. Вызвать у участников проекта интерес к решению поставленной проблемы. Действия педагогов Демонстрируют изображения ежей; побуждают детей к сравнению с другими лесными животными. Организуют обсуждения проблемного вопроса. Предлагают детям пофантазировать о том, если бы у ежей не было иголок. Дают рекомендации родителям. Действия детей Рассматривают иллюстрации с изображениями разных ежей. Задают вопрос: «Зачем ежику иголки?». Обсуждают, высказывают свою точку зрения. Под руководством педагога принимают решение проверить правильность своих ответов. Действия членов семьи Вместе со своими детьми родители рассматривают иллюстративный материал с изображением ежей.
Деятельностный этап
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)
Задачи. Уточнить и расширить представления детей о ежах. Содействовать развитию связной речи дошкольников. Создать условия для развития мыслительных операций, памяти, воображения, восприятия. Действия педагогов При обсуждении побуждают детей к выбору наиболее верного ответа. Обсуждают с детьми, где можно проверить правильность ответа на вопрос. Совместно с детьми рассматривают книги о лесных животных поиске информации о ежах. Привлекают родителей к помощи детям в поиске правильного ответа. Помогают детям в составлении описательного рассказа. Действия детей Дети дают свои ответы на вопрос: «Зачем ежику иголки?». Дети, которые затрудняются ответить, по просьбе педагога из ответов других детей выбирают с их точки зрения правильный ответ. Обсуждают, в каких источниках можно проверить правильность ответа. Под руководством педагога ищут в имеющихся в книжном уголке книгах информацию о ежах. С родителями ищут дома. Действия членов семьи Родители помогают детям ответить на вопрос, находя доступную информацию.
Завершающий этап
(презентация продуктов проекта и рефлексия — размышление над новым знанием или опытом)
Задачи. Содействовать развитию творческих способностей у дошкольников. Поддерживать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности. Действия педагогов Организуют презентацию детских работ для родителей. После презентации помещают детскую работы в развивающую среду группы Организуют обсуждение новых знаний; беседу об опасных «колючих» предметах. Действия детей Показывают свои работы родителям; рассказывают о том, как их выполняли. Закрепляют под руководством педагога новые знания о ежах; о правилах поведения в лесу. Действия членов семьи Родители знакомятся с продуктами детской деятельности.
Взаимодействие с родителями
— Объявление о начале проекта, регулярное ознакомление о ходе проекта. — Рекомендации по ознакомлению детей с жизнью ежей — Индивидуальные тематические консультации — Выставка совместных работ « Ежики такие разные…» — Информационные материалы для родителей: «Семейные прогулки»,« Мы идем в музей», «Рукотворные ежики». — Оказание помощи воспитателям в подборе материалов для успешного проведения проекта (картотека стихов, загадок, песенок…,тематическая подборка книг и игрушек, организация «Полочки колючих предметов»)
Итоговое мероприятие: музыкальный досуг «Маленький ежик, четверо ножек».
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ Исследовательский проект в подготовительной группе Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Занятия со старшими дошкольниками 5 — 7 лет. Проект одного дня
Похожие статьи:
Развитие коммуникативных навыков в проектно — исследовательской деятельности у дошкольников
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»