Для детей детский сад становится вторым домом, потому что они фактически проводят в нем большую часть дня. Именно поэтому крайне важно, чтобы работающие с детьми представители педагогического состава имели значительный опыт в такой работе. Для этого им предстоит не просто получить соответствующее образование, но и накопить собственный практический опыт путем самообразования, повышения квалификации и использования личных и заимствованных прогрессивных педагогических наработок.
На работу впервые приходит воспитатель детского сада без опыта работы. Вчерашний выпускник, имеющий в качестве базы только теоретические знания и минимальное количество практических навыков, полученных во время прохождения практики, оказывается в реальной ситуации и перед настоящими детьми. Ему предстоит воплотить в жизнь те знания в теории, которые ему дали в среднем или высшем учебном заведении. В результате своей активной работы он сможет накопить уникальный, неповторимый опыт работы воспитателя в детском саду, который продемонстрирует его уровень как педагога и личности.
Опыт работы воспитателя
Методические материалы → Опыт работы → Опыт работы воспитателя
В данном разделе представлены документы, обобщающие опыт работы воспитателей различных детских садов. Документы в формате «опыт работы воспитателя» — это обобщение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны его коллегам. В одном документе в концентрированном формате описаны самые важные моменты деятельности педагога.
Количество материалов в категории: 704
- Из опыта работы
Опубликовано: 15:15:25 29-11-2021 - Опыт работы «Применение информационных технологий во взаимодействии воспитателей с родителями»
Опубликовано: 09:20:14 27-11-2021 - Статья «Методы ознакомления дошкольников с природой родного края («Природа родная — моя дорогая»)»
Опубликовано: 17:25:13 21-11-2021 - Отчёт о летнем оздоровительном периоде за 2022 год
Опубликовано: 10:11:53 08-11-2021 - Презентация
Опубликовано: 11:31:55 19-10-2021 - «Уголок психологической разгрузки как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольников»
Опубликовано: 11:08:50 19-10-2021 - Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к детскому саду
Опубликовано: 18:45:42 21-09-2021 - Презентация к проекту в рамках STEM- образования «Юные исследователи»
Опубликовано: 14:45:12 26-05-2021 - Комплексы упражнений для младшей группы
Опубликовано: 22:55:34 25-04-2021 - ГТО- первые шаги!!!
Опубликовано: 17:42:04 11-04-2021 - «Роль воспитателя и младшего воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Опубликовано: 19:52:45 10-04-2021 - Использование инноваций в работе с детьми (QR-кода, облако тегов, фотоколлажа )
Опубликовано: 20:48:09 07-04-2021 - Конспекты
Опубликовано: 10:43:33 15-03-2021 - Проект «Моя любимая сказка»
Опубликовано: 07:30:16 23-02-2021 - Проект «Профессии»
Опубликовано: 07:29:32 23-02-2021 - Проект «Моя семья»
Опубликовано: 07:28:11 23-02-2021 - Кружок в подготовительной группе: «Умные пальчики»
Опубликовано: 15:22:47 22-02-2021 - Методическая разработка с использованием инновационных технологий. Создание интерактивного задания при помощи сайта https://learningapps.org/
Опубликовано: 18:44:54 14-02-2021 - Кроссворд «Природные явления». Создан cовместно с Кроссгеном
Опубликовано: 18:32:17 14-02-2021 - Использование метода моделирования в различных видах деятельности
Опубликовано: 08:10:48 31-01-2021 - Педагогический проект на тему: «Воспитание начинается в семье»
Опубликовано: 11:15:43 28-01-2021 - Использование вариативного пособия в работе с дошкольниками
Опубликовано: 14:53:46 17-01-2021 - Схемы по легоконструированию на новогоднюю тематику
Опубликовано: 17:40:15 16-12-2020 - Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника
Опубликовано: 11:38:23 12-12-2020 - Отчет о реализации экологического мини – музея в подготовительной группе.
Опубликовано: 11:34:51 12-12-2020 - консультация для воспитателей-прогулки зимой
Опубликовано: 08:02:50 05-12-2020 - «Использование ИКТ в работе с родителями» (из опыта работы)
Опубликовано: 17:27:32 29-11-2020 - семинар «Использование виртуальных экскурсий в познавательном развитии дошкольников».
Опубликовано: 19:39:23 23-11-2020 - Методическая разработка с использованием инновационных технологий
Опубликовано: 00:26:52 18-10-2020 - Проект «Муравьиной тропой»
Опубликовано: 15:15:57 13-10-2020 - Статья Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 07:38:15 13-10-2020 - презентация — «Видеогостинг — эффективная форма взаимодействия для успешной адаптации детей. «.
Опубликовано: 17:45:30 12-10-2020 - Консультация «Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему в соответствии с ФГОС ДО»
Опубликовано: 18:54:46 08-10-2020 - Презентация «Сторителлинг»
Опубликовано: 23:29:27 26-09-2020 - Консультация для педагогов «Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ»
Опубликовано: 06:07:25 31-08-2020 - Презентация на педагогическом совете проектной деятельности «Чтобы не было беды» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 09:44:16 18-08-2020 - Сообщение из опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15:19:53 17-08-2020 - Сообщение из опыта работы на методическом объединении для воспитателей старших и подготовительных групп Тема: «Формирование основ безопасного поведения в быту у детей группы компенсирующей направленности от 5-7 лет»
Опубликовано: 16:00:16 05-08-2020 - Сообщение на методическом объединении для воспитателей старших и подготовительных групп на тему «Развивающая предметно — пространственная среда по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 12:51:29 01-08-2020 - Сообщение из опыта работы на тему «Использование технологии моделирования при формировани у детей представлений о времени»
Опубликовано: 10:49:01 01-08-2020 - Мастер-класс для воспитателей районного методического объединения «Детское экспериментирование. Из опыта работы»
Опубликовано: 21:29:44 01-06-2020 - Проект «Дорога Памяти»
Опубликовано: 16:11:58 09-05-2020 - «Детский туристический поход, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Обобщение опыта работы.
Опубликовано: 11:57:55 24-04-2020 - Тематический уголок ко Дню Победы.
Опубликовано: 22:50:54 23-04-2020 - Конкурс «Читающая мама-читающая страна»
Опубликовано: 01:06:54 15-04-2020 - статья на тему: «НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОКЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.»
Опубликовано: 22:06:48 09-04-2020 - Опыт работы
Опубликовано: 14:12:05 30-03-2020 - Акция «Берегите воду!» в рамках Всемирного дня воды
Опубликовано: 19:53:03 28-03-2020 - Роль занимательного материала в реализации программы естественного математического развития дошкольников.
Опубликовано: 13:27:03 16-02-2020 - Театральная постановка сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Средняя группа
Опубликовано: 20:11:07 10-02-2020 - Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника (из опыта работы)
Опубликовано: 12:45:46 09-02-2020 - Формы физкультурно-оздоровительной работы с семей
Опубликовано: 12:43:12 09-02-2020 - Проект «Мыло пенится — смотрите!»
Опубликовано: 13:24:58 01-02-2020 - Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в быту
Опубликовано: 20:37:28 29-01-2020 - Культурная практика
Опубликовано: 14:33:03 29-01-2020 - Публикация статьи на сайте «Моя Югра» на тему «Добровольческая деятельность в патриотическом и духовно-нравственном воспитании граждан. Из опыта работы.
Опубликовано: 12:54:31 23-01-2020 - Педагогическая диагностика
Опубликовано: 22:14:26 22-01-2020 - Консультации для воспитателей.
Опубликовано: 08:19:31 22-01-2020 - Отчет по реализации педагогического проекта на тему: «Ознакомление старших дошкольников с традициями народов Поволжья «
Опубликовано: 00:03:17 22-01-2020 - Эссе
Опубликовано: 16:46:26 17-01-2020 - Семинар-практикум для педагогов «Практикуем, играем, познаем и развиваемся»
Опубликовано: 06:35:58 15-01-2020 - ЭССЕ Воспитателя
Опубликовано: 21:27:37 14-01-2020 - Слайд-шоу к Проекту «Овощи-фрукты…»
Опубликовано: 15:30:19 12-01-2020 - Доклад из опыта работы на тему: «Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке» (26.11.2019)
Опубликовано: 09:59:54 09-01-2020 - Развитие осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 07:28:55 24-12-2019 - Пальчиковые игры для малышей
Опубликовано: 17:06:31 19-12-2019 - Практикум для родителей с детьми
Опубликовано: 18:13:41 15-12-2019 - «Календарное планирование.»
Опубликовано: 14:23:28 28-11-2019 - Игровой самомассаж в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 17:12:58 22-11-2019 - Обобщение опыта работы «Игры – головоломки как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
Опубликовано: 18:38:41 17-11-2019 - Педагогический проект по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Изучение родного края через все виды детской деятельности»
Опубликовано: 09:23:59 22-10-2019 - опыт нравственное воспитание
Опубликовано: 19:37:11 20-10-2019 - Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 20:50:42 14-10-2019 - Методический материал:презентации, доклады,сообщения из опыта работы
Опубликовано: 16:23:55 07-10-2019 - Мастер-класс для педагогов «Использование ТРИЗ для развития речи детей»
Опубликовано: 12:33:25 21-09-2019 - Методические рекомендации «Создание условий для речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 08:15:08 21-09-2019 - Педагогическая листовка Тема: «Игровые технологии в изучении дорожной азбуки»
Опубликовано: 18:52:53 16-09-2019 - Выступление «Интеграция как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха» на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Педагогики и психология детства: дети третьего тысячелетия», г. Красноярск, 2022 г.
Опубликовано: 05:34:04 02-09-2019 - Годовой отчет воспитателя
Опубликовано: 20:38:25 15-07-2019 - Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
Опубликовано: 17:39:08 30-06-2019 - 01.09.20г. Формы взаимодействия ДОУ с родителями
Опубликовано: 15:42:46 17-06-2019 - Доклад «Детское речевое творчество, как условие полноценного общения».
Опубликовано: 16:42:43 16-06-2019 - Консультация для педагогов «Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15:35:35 13-06-2019 - «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» в соответствии с ФГОС».
Опубликовано: 20:00:16 11-06-2019 - Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 19:40:29 11-06-2019 - танк из «Lego Eduction» Простые механизмы
Опубликовано: 13:38:28 03-05-2019 - Выступление на методическом совете по теме: «ФГОС ДО и совершенствование качества дошкольного образования»
Опубликовано: 14:37:58 02-05-2019 - Методический совет в ДОУ по теме «Создание условий для спортивно-оздоровительной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 14:36:24 02-05-2019 - Выступление на методическом совете в ДОУ «Формирование связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 14:35:34 02-05-2019 - Эссе «Я — воспитатель»
Опубликовано: 14:34:23 02-05-2019 - Исследовательская работа в рамках конкурса «Я-Исследователь»
Опубликовано: 14:06:42 26-04-2019 - ОО Познавательное развитие.Проект «Малыши и детёныши»
Опубликовано: 13:54:07 26-04-2019 - Опубликовала статью в Центр Научных Инвестиций «Детский сад как среда развития ребёнка»
Опубликовано: 12:54:41 25-04-2019 - Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18:21:13 14-04-2019 - Опыт работы
Опубликовано: 11:59:25 14-04-2019 - Акция «Елочка-зеленая иголочка». 2016год.
Опубликовано: 19:43:26 08-04-2019 - Из опыта работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Опубликовано: 19:42:32 26-03-2019 - Спорт становится средством воспитания тогда, когда он- любимое занятие каждого
Опубликовано: 16:52:13 23-03-2019 - Лук от семи недуг
Опубликовано: 16:39:56 23-03-2019 - Проект «Космическое путешествие»
Опубликовано: 00:50:28 24-02-2019
← предыдущая
следующая →
1
Описание опыта работы педагога-наставника в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Степновский детский сад» комбинированного вида
654241 Кемеровская область, Новокузнецкий р-н, п. Степной, ул. Старцева, 15
тел.
Описание системы работы педагога – наставника
по сопровождению молодых специалистов ДОУ
с применением «Кейс – материалов»
Автор-составитель: Воробьева Ирина Михайловна , старший воспитатель |
Новокузнецкий муниципальный район, 2020
Работа воспитателя наставника с молодым специалистом
Опыт работы по организации наставничества воспитателя ДОУ
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
Я, Воробьева Ирина Михайловна, работаю в детском саду более 10 лет. За эти годы выпустила изстен детского сада во взрослую жизнь более 90 детей.
2010 г. — 2022 г.
Нашему детскому саду в 2022г. исполнилось 50 лет. Коллектив у нас большой и дружный, но, соответственно, уже «не молодой». К сожалению, число сотрудников со стажем работы 20 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?
Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
К моему большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных учреждений стремительно «стареет».
Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Ни для кого не секрет, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны.
Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью — испытывают шок.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе, как и почему становятся наставниками и пойдет речь в моей самопрезентации!
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Но, хочется отметить, что молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы воспитателя, увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Чтобы этого не происходило в нашем коллективе, в ДОУ создаются все условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив.
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
14 лет педагогического стажа, 9 лет в должности воспитателя в нашем ДОУ и 2 года в должности старшего воспитателя. Практически в нашем детском саду работает сформированный за эти годы коллектив.
Через, действующую в ДОУ, систему наставничества за последние 3 года прошло 4 педагога (не имеющих опыта работы в детском саду) и 1 педагог — имеющий педагогическое образование и в прошлом небольшой опыт работы в ДОО. 1 из них имел статус молодого специалиста, а 2 педагога уже вышли на ступень самосовершенствования и саморазвития, 1 педагог — (молодой специалист) уволился.
Цель
моей работы в качестве наставника:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства (Кейс метод), обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
4. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
В результате осознания важности сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей, появилась необходимость создания в нашем ДОУ системы работы с молодыми специалистами.
В своём профессиональном становлении, начинающий педагог в нашем ДОУ проходит несколько ступеней.
I ступень
– 1-й год работы (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
ІІ ступень
– 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я своим молодым педагогам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно. А так же они активно привлекаются демонстрации занятий на уровне детского сада (ООД, проведение детских праздников и развлечений, презентация личного опыта работы и т.п.).
ІІІ ступень
– 4-ый-5-ый годы работы, когда у начинающего педагога складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
ІV
ступень
– 6-й год работы. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. ……………….
Из опыта своей работы, хочется отметить, что прохождение определенного ступеней сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.
Таким образом, наша система работы с молодыми кадрами включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности:
· Обучение на рабочем месте «Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников».
· Осуществление практики наставничества.
· Участие в работе методических объединений ДОУ и района. · Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы и современных технологий.
· Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях.
· Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов (Кейс метод).
Роль педагога-наставника в этой системе работы неоценима.
Следует подробнее разобраться кто же такой наставник и каким он должен быть.
Наставник
– это прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией — воспитателя, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.
Наставник должен обладать:
— высокими профессиональными и нравственными качествами;
— знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
— богатым опытом организации работы с родителями детей.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –
деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Даная форма работы с кадрами оказывает положительное влияние на всех участник отношений, а также самой образовательной организации.
Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает.
Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.
Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.
Предметом наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка, а главное знакомство со спецификой работы с детьми дошкольного возраста.
Работа с молодыми и начинающими воспитателями – это довольно кропотливый труд, который проходит в нашем ДОУ в несколько этапов:
Этапы становления молодого специалиста включают:
• Адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
Направления деятельности наставника и наставляемого:
1. Проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц).
2. Вхождение в профессию. (Формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год).
3. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (Освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 5 лет).
4. Промежуточный анализ работы (примерно через год).
1 направление.
Стажировка.
Стажировка самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться наставнику.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Работа включает в себя:
· Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
· Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
· Создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ;
· Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
· Диагностика изучения методических потребностей педагогов (Приложение 1);
· Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника; демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.;
· Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
· Заполнение информационной карты педагога;
Учитывая итоги анкетирования, мы намечаю план совместной индивидуальной работы на учебный год, куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др. (Приложении 2).
2 направление.
Вхождение в профессию.
Вхождение в профессию – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Все интересные идеи, методы и приемы фиксирует в «Творческой тетради». Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, я непременно отмечаю их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу!
Но для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания необходимо создание условий, позволяющие обеспечивать вариативность в отборе содержания.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Один из методов, который поможет начинающему педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод.
Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)
в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, т. ч. в России.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. В нашем ДОУ разработаны комплекты материалов по сопровождению молодого специалиста от диагностических методик по определению профессиональной компетентности начинающих педагогов до степени удовлетворенности условиями работы в ДОУ.
Таким образом, с помощью кейс-метода наставник может выявить актуальные интересы и мотивы молодого педагога и обеспечить тем самым гибкость и пластичность плана работыс ним. К тому же, применения Кейс-метода в деятельности педагога-наставника позволяет выявить актуальные интересы молодого специалиста, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с детьми и коллегами, получать необходимую информацию. А главное, он помогает ему самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и процесс своего становления, как педагога в целом.
Но, по-моему, мнению, укейс-метода имеется только один недостаток – это сложностьразработки кейса, так как отсутствуют методики по составлению кейсов. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого начинающего педагога.
Так же, на этапе «Вхождения в профессию»,мы постепенно привлекаем молодых воспитателейк посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.
Мои наставляемые стали участниками педагогических советов с выступлениями по темам: «Внедрение элементов экономического воспитания в образовательный процесс ДОУ», «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО», «Эффективное внедрений современных тенденций в создании в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды»; поучаствовали в родительских собраниях, где стали участниками мастер-класса на тему «Речь на кончиках пальцев», «Занимательные игры дома с мамой»;создали для родителей воспитанников фильм «Как весело мы жили!», презентацию «Достижения наших детей».
3 направление.
Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (на протяжении 5 лет).
В этот период происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Начинающий педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.
На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отмечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда (Приложение 3).
4 Направление.
Анализ результатов работы.
Работа включает в себя:
1. Оценка деятельности воспитателя с детьми, родителями;
2.Выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности».
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по ДОУ.
3. Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;
4. Подведение итогов, выводы.
(Бланки для анкеты представлены в приложении 4)
Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:
*Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
*Качественное изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
*Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.
Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется Положением, приказом заведующего о назначении наставника, утвержденным планом работы с наставляемым.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны:педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
Новизна моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
В работе освещаются подходы к эффективной методической поддержке начинающих педагогов в условиях дошкольной организации, к их непрерывному образованию, описывается опыт использования в этой работе Кейс-метода в ДОУ.
Таким образом, хочется отметить, что 100 % начинающих педагогов успешно прошли адаптацию в ДОУ. Этому способствовали:
— Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ.
— Грамотное применение кейс-метода в работе педагога-наставника.
— Построение успешной стратегии профессионального становления.
Профессиональное становление молодых специалистов, выражается в реализации Основной образовательной и Основной адаптированной образовательной программ, «Рабочих программ воспитателей» (всех возрастных групп), проектов: «Бережливый детский сад», «О профессиях нужных и важных», методических рекомендаций: «Финансовая грамотность для дошкольников», «Театр физического развития», «Маленькие патриоты России».
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах и проектах: участие в муниципальном этапе областного конкурса «Лесенка успеха- 2020», участие и победа в международных и Всероссийских конкурсах педагогического мастерства».
Что касается уровня профессионального мастерства то, 2 молодых педагога досрочно аттестованы на 1 квалификационную категорию.
В нашем ДОУ молодые педагоги приобретаютнавыки работы с использованием интернет-ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.
Молодые специалисты осуществляют практико-ориентированную деятельность по своему направлению, подводя итоги на разных уровнях: Районные методические объединения, конференции и педагогические советы в ДОУ.
Они регулярные публикуют свои педагогические материалы:
2017г. публикация методической разработки презентация «Влияние предметно-пространственной среды на познавательно-речевое развитие дошкольников в логопедической группе».
2018г. публикация статьи во всероссийском издании «Портал образования» на тему «Организация итогового родительского собрания в ДОУ»
2020г. публикация статьи во всероссийском издании «Портал образования» на тему «конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ».
Среди конкретных результатов функционирования наставничества и организации работы с начинающими воспитателями можно обозначить следующие:
· Все молодые педагоги и начинающие воспитатели закрепились на рабочих местах.
· Два педагога, досрочно аттестованных на первую квалификационную категорию.
· Двое еще не подлежат аттестации, т.к. не проработали двух лет.
Итак, подводя итоги
, можно отметить, что работа с молодыми воспитателями помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои, начинающие работать в системе ДОУ, коллеги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно?