Дидактическая игра «Узоры» предназначена для самостоятельных и совместных с педагогом занятий дошкольников младшей и средней группы. Она развивает концентрацию внимания, наблюдательность, воображение, моторику пальцев, зрительное восприятие. Цель игры «Узоры» – формирование представлений о разных орнаментах, обучение навыку составлять композиции, подбирать элементы по форме и цвету.
Дидактическая игра «Сложи узор»
Существуют несколько занятий на указанную тематику. Все они выполняют следующие задачи:
- обучают складывать целое из нескольких частей;
- знакомят с цветами и формами, их названиями;
- обучают навыку составлять изображения по образцу;
- развивают фантазию, творческое мышление, способность видеть образы реального мира в абстрактных формах и линиях;
- тренируют способность анализировать, составлять, комбинировать;
- улучшают концентрацию внимания, пространственно-временную ориентацию, мыслительную способность, зрительную память, моторику пальцев рук;
- учат сотрудничать, продуктивно взаимодействовать, эмоционально откликаться.
Для игры необходимо подготовить ламинированное изображение национального орнамента, разрезать его произвольно на несколько частей.
На предварительном этапе дети рассматривают книжные картинки, изображающие национальные узоры. Затем педагог предлагает сложить орнамент из частей. Чтобы дошкольникам было проще, перед глазами должен лежать образец.
Что представляет собой дидактическая игра “Сложи узор”
В данном направлении проводят несколько типов занятий, но все они выполняют определенные задачи:
- научить собирать целое из частей ( пазлов);
- познакомить детей с разнообразием цветов, форм и их названий;
- обучить составлять композиции по образцу;
- развить фантазию, воображение и творческие мышление. Научить ребенка видеть реальные образы в абстракциях;
- научить анализу, комбинированию и составление собственных композиций;
- улучшить концентрацию внимания, развить способность ориентироваться в пространстве и времени, развить мыслительные способности, зрительную память и моторику рук;
- научить сотрудничеству и продуктивному взаимодействую и контролю эмоций.
Для таких игр нужно подготовить ламинированные карточки с узорами и национальными орнаментами, разрезать их на произвольное количество частей.
Во время подготовительного этапа дайте рассмотреть детям картинки с узорами, а потом попросите сложить их из разрозненных частей. Чтобы детям было проще, положите образец того, что должно получится в итоге.
Дидактическая игра «Собери узор»
Для занятия нужно нарисовать силуэты дымковских фигурок – петушка и лошадки. Отдельно вырезать детали дымковского узора: круги разных цветов и размеров, цветочки, листочки, прямые и извилистые полоски. Также в качестве образца необходимо сделать картинки игрушек с орнаментом на них.
Воспитатель кладет перед детьми полные картинки игрушек и пустые силуэты, раскладывает на столе вырезанные детали. Просит воспитанников внимательно посмотреть, как выглядят лошадка и петушок, аналогичным образом украсить силуэты.
Задание можно усложнить: убрать полный рисунок, чтобы дети по памяти украсили силуэты, либо предложить им придумать из деталей собственный орнамент.
Картотека дидактических игр по рисованию для старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по рисованию для детей старшего дошкольного возраста.
«Собери пейзаж и натюрморт»
«На примере пейзаж и натюрморта удобно развивать и чувство композиции»
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания понятия «пейзаж» и «натюрморт», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора картинок составить пейзаж и натюрморт подобрать предметы, построить правильную композицию.
3. «Придумай пейзаж»
В игре могут принимать участие от 3-6 детей.
Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Ход игры: ребенку предлагается из набора картинок составить пейзаж определенного сезона зима, весна, осень или зима, ребенок должен соответствующие именно этому времени года, построить правильную композицию.
СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ
Воспитатель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из деталей. Дети создают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить другую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.
2. Дидактическая игра «На что это похоже?»
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
Игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.
Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.
3. Дидактическая игра «Найди предмет по силуэту»
Цель: Дать детям представление о тени. Формировать умение находить силуэты путем наложения.
Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает тень на цветное изображение.
Составь букет
Цель:
1. Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия 2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) — и поупражнять в употреблении этих слов Игровой материал: 1. 2 картинки. На каждой нарисовала цветочная ваза. В вазах зелёные стебли. На концах стеблей наклеить кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой — холодного. 2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); жёлтые, оранжевые, красные (тёплые тона). С обратной стороны цветки подклеить бархатной бумагой или фланелью.
Ход игры
Воспитатель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один из цветков тёплого цвета, который напоминает цвет огня. А другой — холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин. Педагог ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикрепляет головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырёх детей. Дети находят нужные цветки и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и жёлтых цветков, Мой букет из цветков тёплых тонов» Или «Мой букет из цветков холодных тонов — голубых, синих и фиолетовых»
«Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.
Дидактическая игра «Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом
Дидактическая игра « Смешай цвета»
Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.
Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.
Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».
«Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны. Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
«Собери матрешку»
Цель: Развивать чувства формы.
Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, и назвать из каких фигур состоит изображенный на картинке замок. Раскрасить картинку.
«Дорисуй предметы»
Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.
Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.
« Придумай узор»
Цель: формировать умение составлять узор по образцу, принимая во внимание пространственные отношения между элементами.
Игровая задача: разместить нужные элементы на салфетке (коврике, шарфе, сверяясь с образцом (по своему замыслу, по указанию воспитателя). Количество играющих: 2-3
«Разрезные картинки»
Цель: Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в дымковской росписи, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал: Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы) . Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого, играющие собирают из частей изображение какого либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
«Третий лишний»
Цель: учить детей выделять из трёх игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.
Ход игры: детям предлагается поочерёдно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна хохломская ложка; две городецкие доски и одна дымковская игрушка; две дымковские игрушки и одна гжельская тарелка. Ребёнок должен сказать, какие два предмета принадлежат одному промыслу, а какой предмет лишний. Попросите ребёнка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки — дымковская, гжельская и городецкая.
«Продолжи узор»
Цель: Закрепить умение детей рисовать дымковский узор по мотивам дымковской росписи.
Материал: Элементы дымковской росписи из бумаги.
Ход игры: Игроки выбирают карточки с рисунком. Продолжают рисование, используя начатые элементы росписи, подбирая цветовую гамму и заданный элемент.
«Городецкие узоры»
Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др., набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
«Дымковская мозаика»
Цель: Уточнить и закрепить представление об элементах дымковской росписи, развивать память, композиционные умения. Воспитывать желание создавать оригинальные дымковские игрушки.
Материал: плоскостные изображения различных дымковских игрушек, набор мелких плоскостных элементов дымковских узоров.
Ход игры: Предложить детям создать свою собственную дымковскую игрушку.
«Найди элемент композиции»
Цель:
уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, фигуры. Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, которых есть свободные окошки.
Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи или фигуры .
Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
Дидактическая игра «Подбери узор»
Для занятия подготовьте игровой материал:
- возьмите светлый картон А4 и белые пластиковые крышки от напитков;
- картонный лист разделите на равные по размеру квадраты;
- на каждый сектор должно приходиться по одной крышечке;
- нарисуйте черным маркером на каждом квадрате рисунок, на соответствующей крышке аналогичный (он не должен повторяться на других квадратах и крышках);
- ламинируйте картон прозрачной клейкой лентой для продления эксплуатационного срока.
Задача игроков – найти для каждого квадрата подходящую крышечку. Занятие увлекательное, дошкольники играют охотно, тем самым развивают память, концентрацию внимания и усидчивость.