Основные задачи театрализованной деятельности в разных возрастных группах ДОУ


Основные задачи театрализованной деятельности в разных возрастных группах ДОУ

Основные задачи театрализованной деятельности в разных возрастных группах ДОУ

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр

, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для
изобразительного и технического творчества детей
. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности

, всем видам детского театра, потому что они помогают:

· сформировать правильную модель поведения в современном мире;

· повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

· познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

· совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

В процессе реализации комплекса занятий

по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

— совершенствование познавательных процессов.

Основой театрального занятия является театрализованная игра. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:

Ø Содержание и разнообразие тематики.

Ø Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Ø Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Ø Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

· освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

· самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Поэтому можно сказать, что театрализованная деятельность интегративна.

В процессе театрализованных игр:

    расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции; происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного; активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический стройречи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи; совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Раскроем задачи по работе с детьми разных возрастных групп.

2 младшая группа

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры

– настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Задачи:

Ø Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

Ø Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

Ø Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

Ø Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

Ø Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т. д.

Ø Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.

Ø Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

Ø Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

Ø Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Ø Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.

Ø Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.

Ø Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.

Ø Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.

Средняя группа

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет
освоения игры-драматизации.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Задачи

Ø Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Ø Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

Ø Расширять представления об окружающих их предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина). Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

Ø Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

Ø Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.

Ø Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.

Ø Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта

за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам », «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, , М. Зощенко, Н. Носова.

Задачи

Ø Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Ø Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Ø Расширять представления детей об окружающей действительности. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.

Ø Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть.

Ø Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

Ø Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.

Ø Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол.

Ø Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Ø Воспитывать желание играть с театральными куклами. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Ø Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Подготовительная группа

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инс­ценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.

Задачи

Ø Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Ø Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Ø Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.

Ø Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.

Ø Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.

Ø Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.

Ø Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Ø Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

Ø Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.

Ø Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Подготовила

воспитатель второй

квалификационной категории.

Получить текст

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире

Библиографическое описание:

Чеканова, О. Л. От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире / О. Л. Чеканова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1514/ (дата обращения: 29.01.2022).
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.

В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.

С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.

Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.

Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают» на себя разные модели социального поведения. Играя роль Волка или Медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль Зайчика – осторожность, играя роль Петушка – решимость и храбрость. Этот опыт позволяет ребёнку впоследствии в различных жизненных ситуациях проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

Для ребёнка персонаж кукольного театра – это, прежде всего, игрушка. Ребёнок видит, как с помощью кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту ребёнок сам уже без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьёзное испытание. Нередко от лица куклы ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.

В руках взрослого кукла — помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее эффективно в работе с детьми среднего и младшего дошкольного возраста.

В кукольном спектакле могут участвовать и взрослые и дети. Такая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, музыке, театральному искусству, формирует эстетический вкус. Это большая возможность для педагогов осуществлять различные воспитательные, образовательные, нравственные задачи не назидательным способом, а непосредственно, не заметно для детей, которые, как правило, увлечены театральным действом.

Музыка в кукольных спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, фортепиано, гармошке, свирели и др. Музыка вводится с целью создания определённого настроения, в качестве музыкального оформления. Однако в кукольном спектакле она не всегда носит вспомогательный характер. Зачастую музыка играет очень важную роль. На какое количество времени хватит внимания ребёнка – дошкольника, если он во время театрализованного действия неподвижно сидит на стуле? Не более чем на 10 минут. А если он принимает активное участие в спектакле, например, исполняя в роли зрителя какое-нибудь особо важное для успешного продолжения спектакля музыкальное произведение? Это количество возрастает в два (иногда и в три) раза! При этом формируются эмоциональная отзывчивость детей, навыки хорового пения и детского исполнительского мастерства (одно дело – петь для зрителей, и совсем другое – для самих артистов!).

Музыкальный репертуар для таких спектаклей готовится с детьми заранее на музыкальных занятиях, при этом детях необязательно знать, где он будет ими использован. Это поможет сохранить момент сюрпризности.

Насыщенность спектаклей эмоциональными и занимательными моментами также повышает заинтересованность детей. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Спектакли с участием кукольного театра займут определённое место в системе работы детского сада при условии:

— наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

— овладения детьми правилами и приёмами театрализованной деятельности;

— серьёзного, искреннего, эмоционально – положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Постановка кукольного спектакля с участием детей – дело очень трудоёмкое, требует больших эмоциональных затрат и творческой энергии как руководителей, так и самих актёров – детей. При этом очень важно учитывать несколько психологических факторов. Процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребёнка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями. Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или ролевой игры и, наконец, активная позиция чутких, отзывчивых детей, которых всегда много в группе.

На первых порах педагогу очень трудно организовывать подобные представления, не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актёров и зрителей, чётко ориентироваться в затруднительных моментах и абсолютно незаметно направлять весь спектакль. Но, когда это умение приходит, работа над постановкой спектакля доставляет огромное удовольствие не только детям, но и участвующим в нём взрослым.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: кукольный театр, ребенок, детский сад, кукла, кукольный спектакль, лицо куклы, музыка, педагог, помощь кукол, эстетический вкус.

Использование элементов кукольного театра в театрализованных развлечениях старших дошкольников

Использование элементов кукольного театра

в театрализованных развлечениях старших дошкольников.

«Театр кукол! Как много значит он для детского

сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи

с ним! Куклы творят чудеса: веселят, обучают,

развивают творческие способности дошкольников…»

Театрализованные развлечения – одна из форм организации художественной деятельности дошкольников в детском саду, цель которых – показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Они позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед коллективом педагогов.

Кукольный театр никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый. Кукла в руках родителей и педагогов – незаменимый помощник в деле воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.

Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребёнок впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора.

Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Развитие творческой активности дошкольников посредством кукольного театра

Понимая значение кукольного театра, мы решили в своей работе использовать это необыкновенно действенное средство.

Прочитав методическую и популярную литературу о кукольном театре, и получив необходимые знания по изготовлению и управлению театральными куклами, мы приступили к работе.

Интерес к кукольному театру есть всегда. И у нас в детском саду в каждой возрастной группе (начиная с группы детей раннего возраста) организованы уголки театрализованной деятельности, где есть складная ширма и набор кукол-петрушек или актеры пальчикового театра. Воспитатели показывают малышам небольшие сценки, используют кукол для сюрпризных моментов на занятиях. Дети средней группы пытаются самостоятельно разыгрывать знакомые сказки. В старших и подготовительных группах дети активно участвуют в кукольных представлениях, показывают инсценировки и спектакли младшим дошкольникам, родителям. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

Модель: Взаимодействие кукольного театра с другими видами искусства

Большую помощь в изготовлении атрибутов и декораций к кукольным спектаклям и инсценировкам оказывает специалист по изобразительной деятельности, воспитатели, родители.

Дети с увлечением участвуют в спектаклях, сценках, где актёрами являются сами, кукольных спектаклях. Им нравятся куклы, и они с удовольствием играют, сочиняя небольшие истории и разыгрывая их самостоятельно.

В совместной творческой деятельности,

в общем спектакле воспитатели и родители лучше узнают друг друга, своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Мы привлекаем родителей к активному участию в спектаклях, театрализованных праздниках и развлечениях, тематических вечерах в качестве изготовителей декораций, костюмов и т. д. Разучивание текстов с детьми также можно поручить родителям ребенка.

Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду неограниченно рамками музыкальных занятий. В подгрупповой работе с детьми мы более углубленно занимаемся тем, что их влечет. Занимаясь с детьми, у меня появилась возможность больше приобщать их к конкретному виду деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. На таких занятиях я активно использую сказки-шумелки с красивой музыкой, выразительными детскими голосами и забавным шумовым оформлением. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками обучает детей способам и приёмам игры на различных шумовых инструментах, а также способствует развитию творческой фантазии. В процессе таких занятий развивается слух детей – они различают даже небольшие оттенки звучания; слуховая память – дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказки. Слушая такие сказки и участвуя в них, дети учатся ждать, пока начнёт играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Дети учатся слушать других, уступать, сопереживать – что способствует развитию навыков общения и взаимодействия.

Для успешных занятий в этом направлении я составила план-программу. В планировании отразила основные задачи в этом направлении:

— развитие творческих способностей детей;

— развитие воображения, умения импровизировать;

— развитие памяти, внимания, выражения основных эмоций;

— формирование выразительности жеста и речи, умения строить диалоги;

— прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.

Начала работу по составлению картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений с учетом возраста детей.

На подгрупповых занятиях в качестве разминки, для театральных игр, инсценировок, этюдов и настольных мини-спектаклей (упражнений) я использую забавных «пальчиковых актеров», сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением.

Для того чтобы дети получали удовольствие от общения с театральной куклой, обучаю их элементарным приёмам кукловождения. В этом нам помогают упражнения, театральные игры и этюдный тренаж на театральной ширме, необходимые для формирования выразительности речи, умения строить диалоги. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить». Этюдный тренаж необходим для развития внимания, памяти, воображения, мышления, выразительности речи и жеста, выражения различных эмоций.

На занятиях я создаю ситуации, при которых ребенок находит фразы, слова для выражения эмоций, содержания определенной сцены, в которой действует его персонаж.

Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, музыкальном фрагменте приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа.

Работа над спектаклем ведется поэтапно:

· Чтение и разбор пьесы: мораль, главная мысль, характеристика героев и их поступков.

· Распределение ролей между детьми и взрослыми.

· Определение и запоминание места куклы на ширме, последовательности её действий.

· Обыгрывание отдельных эпизодов близко к тексту.

· Индивидуальное разучивание текстов с куклой на руке, соединяя слова с действиями куклы.

· Общие репетиции всей пьесы.

Старшие дошкольники с увлечением участвуют в кукольных спектаклях, которые показывают детям младшего дошкольного возраста. Такие выступления воспитывают ласковые, теплые чувства к малышам. Ребята подготовительной и старшей групп выступали перед малышами с музыкальными сказками. Творческая группа педагогов для всех детей нашего детского сада готовят интересные спектакли по мотивам русских народных сказок.

Кукольные спектакли, фрагменты постановок я включаю в течение года в утренники, досуги и развлечения. Танцевальные импровизации детей, не принимающих участие непосредственно в сценках, служат прекрасными заставками во время смены декораций и являются иллюстрациями сценок. На утренниках были показаны сценки из сказок, и спектакли: «Золушка», «Под грибом», «Стрекоза и муравей», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Вовка в тридевятом царстве», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль» и др.

Яркие, полные импровизации и детской непосредственности кукольные сценки, отдельные, непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре я включаю в сценарии праздников. Развлечения, на которых присутствуют забавные и добрые куклы, приобретают своеобразную окраску: они не только развлекают, но и заставляют зрителей переживать, волноваться, сочувствовать героям. Куклы способны вызвать волнение у любого человека: будь то ребенок или взрослый. Дети охотно вступают в диалог с кукольными персонажами, искренне сочувствуют им, бурно выражают свои эмоции, реагируя на проблемы сказочных героев, охотно подпевают куклам.

Спектакль для детей – это возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемые впечатления. Именно поэтому в развлечениях я так активно использую элементы кукольного театра, который, по моему мнению, помогает детям раскрыть свои таланты, понять самих себя и окружающий мир, обогатиться положительными эмоциями, стать смелее, добрее, увереннее, умнее.

Литература:

1. Щеткин деятельность в детском саду.

2. , , Мосягина праздники для детей.

3.Доронова в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

4. Кукловедение для малышей: Основы кукловождения в детском саду.

5.Картушина для малышей.

6.Григорьева «Маленький актёр».

7.Зацепина ребёнка в театрализованной деятельности.

8. Губанова деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.

Получить текст

Театрально-игровая деятельность

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

В.Сухомлинский

Актуальность театрально-игровой деятельности на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, мы уяснили для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов развитие, творчество, игра. Мы поддерживаем те педагогические идеи и суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личности биографии. А помочь ему должны взрослые — педагоги в данном случае — Мы, музыкальные руководители, связанные с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В своей деятельности мы опираемся на труды таких авторов, как Выготский А. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М., Просвещение, 1991., Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» — М., Просвещение, 1971., Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» — Просвещение, 1990., Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» — М., Просвещение, 1985., Синицына К. С. «Умные сказки» — М., Просвещение, 1997., программа «Музыкальные шедевры» Радынова О., «Музыкальное развитие детей» Радынова О., Антипина А. Е. «Театральная деятельность в детском саду», Буренина А, «Театр всевозможного».

Суммарно педагогические идеи этих авторов используем в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пойти придется немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не «кормить» ребенка прожёванной «духовной пищей». Всем известна истина: «Принуждение — враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая\ основывается на базовых потребностей детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно как взрослый.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное — главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Прежде всего в нашем детском саду педагоги создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, сделали ширму с занавесом для смены декораций во время спектакля.

Постоянно пополняем набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, арф, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе совместно с детьми подготовительной к школе группы поставили музыкальный спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов, мальчики — танец зайцев). Дети артисты на протяжении всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами-зрителями. Например, Лиса спрашивает у детей: «Чья была избушка?». Зрители отвечают: «Заюшкин». И т. п.

В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачный получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети средней и подготовительной к школе групп. Ребята пятого года жизни самостоятельно играли в оркестре, более свободно вели себя в зале. В сценарии утренников и вечеров развлечений для старшей группы включаем короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи дети. Например, в сценарий новогоднего утренника вошла инсценировка «Волшебный сапожок», а в сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта, — инсценировка «Подснежники». Такая творческая деятельность детей на вечерах развлечений и утренниках подводит их к тому, что в подготовительной к школе группе они ставят детские оперы.

Надолго запоминается старшим дошкольникам посещение театра. После просмотра спектакля с детьми беседовали артисты, показывали им приемы работы с куклами, отвечали на многочисленные вопросы ребят: «Как делают куклы для театра?», «Кто может стать артистом?» и т. п.

После таких экскурсий в театр игры детей заметно оживляются, становятся более разнообразными и эмоциональными.

Для постановки детских опер большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу либретто. Литературное произведение выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей.

Заранее продумываем с воспитателями, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки предлагаем прослушать ее в аудиозаписи. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей.

Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем воспитатель разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

Кроме того, малышам даем небольшие задания. Например, при подготовке к опере

«Репка» предлагаем пробежать, как Жучка или Кошка; произнести слова тоненьким голоском, как Мышка, или веселым, звонким, как Внучка. Многие движения индивидуальных и групповых танцев, например пляска Мухи и Комара в опере «Муха-Цокотуха», танец подснежников в «Двенадцати месяцах», придуманы ребятами.

При распределении ролей учитываем индивидуальные способности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие могут получить роль? Решили на каждую роль назначить дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадают с нашим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учили детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные способности литературных персонажей в инсценировках.

Игры-драматизации у старших дошкольников часто становятся спектаклями, а зрителями бывают дети из других групп.

Большую работу детский сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей с цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в художественной деятельности. Проводим консультации для родителей на темы «Развитие театрально-игровой деятельности у детей», «Создание условий для самостоятельного художественного творчества», «Влияние театра на формирование художественного вкуса у детей» и т. д.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощенными, а если умело поставить вопросы — учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Наша задача педагога — практика побуждать ребенка «увидеть, удивляться, рассказывать».

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Мы считаем, что театрализованная деятельность детей помогает нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Нам как педагогам, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Необходимость контакта и систематизирования ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Пальчиковый театр

Автор:

Рукан Наталья Валерьевна,

воспитатель

второй квалификационной категории

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени

Пальчиковый театр — это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель:развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи:Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;

Описание: вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук, декорации.

Подготовка:Установить декорации, распределить роли.

Вариативность использования:

-Разучивание потешек;

-Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;

-Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»…;

-Придумай свою сказку;

-Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание);

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);

-«Назови какого цвета герой ?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая).

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>

С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества «Грант» по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,

9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Поделиться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]