Проект «Логика для детей 4-5 лет»
Пояснительная записка
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
Цель:
развитие логического мышления дошкольника с помощью игровой деятельности: обучать – играя.
Задачи:
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление детей.
- Развивать наглядно-образное мышление.
- Формировать навык рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
- Формировать умение находить и дополнять недостающие фрагменты изображений, опознавать объект по отдельным частям.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Проект разработан для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет).
Срок реализации проекта
— один год.
Ожидаемый результат
:
- Сформировано умение самостоятельно и настойчиво достигать цели.
- Дети проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
- У детей развито внимание, восприятие, логическое мышление.
- Дети успешно решают логические задачи.
- Дошкольники проявляют устойчивый интерес к развивающим играм.
- Развито умение анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
План совместной деятельности с детьми средней группы по развитию умственных способностей посредством дидактических игр и упражнений
месяц | задачи | логика деятельности | ||
Октябрь занятие 1 | 1.Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру. 2.Развивать умение находить недостающую фигуру. 3.Упражнять детей выкладывать машины по образцу. | 1.И/у «Найди и назови». 2.И/у «Дорисуй фигуру». 3. Конструирование машин из геометрических фигур | ||
занятие 2 | 1.Упражнять в нахождении геометрических фигур. 2.Развивать произвольное внимание. 3.Упражнять детей выкладывать рыбку по образцу. | 1.И/у «Найди и назови». 2.И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру). 3.Выкладывание рыбок по образцу. | ||
занятие 3 | 1.Упражнять детей в составлении геом.фигур на столе из сч. палочек и ниток 2.Упражнять детей выкладывать узор по образцу из палочек. | 1.И/у «Составь фигуру: квадрат и треугольник; маленький и большой квадрат; из ниток круг, овал, треугольник, квадрат. 2. Выкладывание узора по образцу. | ||
занятие 4 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур. 2.Развивать умение составлять фигуры по образцу. 3.Развивать логическое мышление, внимание. | 1.Составь: 2 равных треугольника из 5 палочек; Из 10 палочек 3 равных квадрата; Из 7 палочек 2 равных квадрата. И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру | ||
ноябрь занятие 1 | 1.Закрепить знания о геометрических фигурах. 2.Развивать умение располагать фигуры по заданию. 3.Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. | 1.Раскрась фигуры у которых 3 угла, лишнюю фигуру. 2.Расположи фигуры: красный круг, слева от него желтый треугольник, справа от круга зеленый треугольник; 3.Карточки (зашумленные)- нахождение предметов. | ||
занятие 2 | 1.Развивать логическое мышление. 2.Развивать произвольное внимание. | 1.И/у «Что снаружи что внутри» 2.И/у «Сделай по образцу». 3.И/у «Последовательность» Разложить карточки по образцу. | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в умении составлять новые геометрические фигуры 2.Развивать внимание, наблюдательность. | 1.Знакомство с игрой танграм. 2.И/у «Какая фигура лишняя». | ||
занятие 4 | 1.Развивать логическое мышление. 2.Развивать произвольное внимание | 1.И/у «Обводилки» 2.И/у «Сделай по образцу». 3. И/у «Найди отличия» | ||
декабрь занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление. 2.Развивать логическое мышление, произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди лишнюю пуговицу» а) лишняя по цвету б) лишняя по размеру в) лишняя по количеству отверстий г) лишняя по форме Д/и «Парные коврики» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 2 | 1.Развивать произвольное внимание. 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. | И/у «Контуры» Д/и «Резиночки» Карточки (зашумленные)- нахождение предметов | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур 2.Развивать произвольное внимание | И/у «Составь квадрат» И/у «Обводилки» | ||
январь занятие 1 | 1.Упражнять в составлении геометрической фигуры квадрата 2.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 3.Развивать логическое мышление. | И/у «Составь квадрат» И/у «Продолжи ряд пуговиц» а) красная и синяя пуговицы чередуются б) 2 красных и 2 синих пуговицы чередуются в) синяя, красная, оранжевая пуговицы чередуются г) чередуются пуговицы с разным количеством отверстий Д/и «Что не так» | ||
занятие 2 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди пуговицу по описанию»» а) Найди маленькую красную пуговицу б) Найди большую черную пуговицу с 4 отверстиями в) Найди маленькую белую пуговицу с 4 отверстиями г) Найди большую синюю пуговицу с 2 отверстиями И/У «Найди лишний предмет» 3 Д/и «Четвертый лишний» | ||
февраль занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Развивать произвольное внимание | И/У «Добавь пуговицы в ряды» Каких пуговиц не хватает в каждом ряду? Сделай так, чтобы пуговиц стало поровну во всех рядах. И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру) И/у «Сделай по образцу». | ||
занятие 2 | 1.Развивать внимание, наблюдательность 2Упражнять детей находить лишний предмет 3.Развивать внимание, наблюдательность | Д/и «Найди отличия» Д/и «Четвертый лишний» Д/и «Резиночки (2вариант) | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур из палочек по образцу 2.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 3.Развивать внимание, наблюдательность | И/у «Сделай по образцу». И/у «Логическая операция » а) разложи пуговицы: красные в один круг, маленькие в другой; б) разложи пуговицы: с 4 отверстиями в один круг, маленькие в другой. Д/И «Что перепутал художник» | ||
март занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать произвольное внимание 3.Развивать логическое мышление. | И/у «Разложи пуговицы по мешочкам» а) разложи пуговицы по цвету б) разложи пуговицы по размеру в) разложи пуговицы по количеству отверстий И/у «Лабиринты» Д/и «Что не так | ||
занятие 2 | 1Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. 2.Развивать логическое мышление. 3.Развивать произвольное внимание | Карточки (зашумленные)- нахождение предметов Д/и «Последовательность» И/у «Сделай по образцу». | ||
занятие 3 | 1.Развивать умение располагать фигуры по заданию. 2.Развивать произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Сделай по образцу». И/у «Найди отличия» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 4 | 1.Упражнять в составлении геометрической фигуры квадрата 2.Развивать логическое мышление, внимание 3.Развивать произвольное внимание | И/у «Составь квадрат» (2 вариант) И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру И/у «Сделай по образцу» | ||
апрель занятие 1 | 1.Упражнять в умении составлять фигуры по образцу 2.Развивать логическое мышление, внимание 3Упражнять детей в составлении фигур на столе из сч. палочек по образцу | Д/и «Танграм» И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру И/у «Составь фигуру | ||
занятие 2 | 1.Развивать произвольное внимание 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Развивать внимание, наблюдательность | И/у «Лабиринты» Д/И «Что перепутал художник» И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру) | ||
занятие 3 | 1.Развивать внимание, наблюдательность 2.Развивать произвольное внимание 3Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди предмет который не подходит к остальным» Д/и «Силуэты» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 4 | 1Развивать умение согласовывать местоимение с сущ. 2Развивать внимание, наблюдательность 3Упражнять в умении составлять фигуры по образцу | Речевая игра «Рассели по домикам» Д/и «Что есть что» Д/и «Танграм» |
Итоговое мероприятие:
игра – викторина «Умники и умницы»
Список литературы:
З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва «Просвещение» 2009г. В.П. Новикова «Математика в детском саду», Москва Мозаика- Синтез 2009г. «500 задач и заданий для детей», Творческий Центр Сфера 2009г. Э.Н. Петлякова «Развиваем память и внимание», Феникс Ростов-на-Дону 2012г.
https://psi-school.ru/logicheskie-igry-s-pugovicami/
https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/3169149
https://mirdetstva5.ru/obschii-zanyatiya-s-rebyonkom/razvivayuschaya-igra-chto-pereputal-khudozhnik#
https://ot2do6.ru/77-volshebnaya-obvodilka.html
https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post213452433/
https://mirdetstva5.ru/obschii-zanyatiya-s-rebyonkom/razvivayuschaya-igra-chego-ne-khvataet
https://prodetstvo.ru/games/log/log4/
https://vk.com/smart_children
Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.
Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.
Занятия с малышом учит его мыслить логически
Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:
«Разложи по порядку»
Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.
Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.
Игра на подбор понятий
«Закончи цепочку»
Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.
Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.
«Чей предмет?»
В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:
- предметы, которыми пользуются представители различных профессий;
- детали тех или иных машин, либо устройств;
- части тела человека, зверей, птиц;
- элементы домов.
Онлайн игра Найди точно такую кошку – малыш может играть в интернете
«Убери лишнее»
Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.
Игра Выбери самый маленький предмет
Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.
Общие правила развития логики у ребенка
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
Геометрические фигуры – развитие логики в игровой форме
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.
Совместные игры развивают логику у старших дошкольников
Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.
Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.
«Ранжирование»
Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.
Игра Найди отличия – одна из разновидностей игр на ранжирование
«Общее и частное»
К старшему дошкольному возрасту в понятийном аппарате ребенка уже в полной мере сформированы представления об общем и частном. Поэтому ему уже можно предлагать выполнять задания на эту тему.
Логический лабиринт – любимое развлечение дошкольников
Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.
Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.
Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.
Оставить комментарий