Техники нетрадиционного рисования во 2 младшей группе ДОУ


Нетрадиционное рисование во второй младшей группе

Нетрадиционный способ рисования — это в первую очередь художественная эффектность и непредсказуемость результата. Техника включает необычные приемы при выполнении работы, не требующие особых умений. Такой вариант может напомнить увлекательное занятие, которое позволит малышам раскрыть творческий потенциал за минимальный срок времени. Этот метод предлагает начинающим художникам свободу творчества.

Нетрадиционный метод рисования для детей младшей группы

Например, если ребенок измажет палец в краске, и будет им рисовать, или оставит свой отпечаток ладони на рисунке, педагог его не накажет. Процесс завершается лишь дополнением элементов для получения желаемого результата. Рисование превращается в настоящее развлечение.

Что даёт использование нетрадиционных техник воспитанникам

Еще в раннем возрасте детям хочется отразить свои впечатления, изучить окружающий мир в изобразительной деятельности. В этом им помогает визуализация ощущений. Поэтому малыш стремится сделать рисунок одним пальцем на запотевшем стекле.

Обратите внимание! Некоторым малышам требуется палочка, чтобы изобразить рисунки на песке или мел для асфальта.

Существующие нетрадиционные техники рисования в детском саду во 2 или 3 младшей группе по методу ФГОС, которые позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности. Данная техника значительно упрощает процесс при решении некоторых задач педагога в методическом плане. Презентация рисунка способствует:

  • развитию творческих способностей;
  • формированию нетривиального взгляда на окружающий мир;
  • воспитанию самостоятельности.

Значение занятий

Еще в 3 года малышам сложно удержать в руках кисть. Не всем одинаково интересна изобразительная деятельность. Поэтому, чтобы представить ребенку художественное творчество во всей красе, необходимо подобрать соответствующую тему. Процесс рисования необходимо превратить в увлекательное развлечение. Педагоги рекомендуют проводить различные эксперименты, например, использовать необычный материал (листья, песок, соль).

Применение альтернативных нетрадиционных техник рисования для детей от 3-4 лет имеет следующее значение:

  • Полноценное психическое развитие ребенка, повышение самооценки, преодоление всех страхов.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Формирование целостного восприятия предмета.
  • Создание всевозможных условий, чтобы малыш смог раскрыть свой творческий потенциал и свободно выразить индивидуальность.
  • Знакомство малышей со свойствами различных материалов.
  • Развитие тактильных ощущений.

Техника рисования ватными палочками

Каждая изобразительная техника имеет нюансы, которые необходимо знать, чтобы рисунок получился красивым и правильным. Это касается и пуантилизма.

Какие нетрадиционные техники рисования ватными палочками выбрать, зависит от возраста детсадовцев. Малыши 1-3 лет либо рисуют одним цветом по шаблонам, либо делают точками завершающие штрихи на полноценном рисунке. Дети 3-5 лет рисуют по шаблонам несколькими цветами. А дошкольникам 5-7 лет наверняка удастся создать сложную многоцветную картину в технике пуантилизм.

Перед основным этапом занятия проведите вступительную беседу. Расскажите воспитанникам доступными словами о пуантилизме, продемонстрируйте работы известных художников, работавших в этой технике. Чтобы заинтересовать детей, объясните, что рассматриваемые картины созданы путем нанесения множества разноцветных точек.

В младшей группе

Для совсем маленьких воспитанников подготовьте примитивные шаблоны, для разукрашивания которых необходим один колер: апельсин (оранжевый), солнышко (желтый), листок (зеленый), дождик (синий). Помимо шаблонов, малышам можно предложить довести до конца полноценный рисунок: дорисовать глаза животному, сделать лепестки цветку, падающие на елку снежинки или ягодки на ветке рябины.

Дети 1-3 лет ловчее рисуют палочкой, чем кистью. Сначала покажите воспитаннику, как правильно ставить пятна и штрихи разных цветов. Малыши обычно быстро понимают технику, потому что аналогично рисовали пальчиками.

Для рисования ватными палочками в младшей группе предварительно придумайте тематику, выберите соответствующие загадки, стихи, чтобы вызвать заинтересованность ребенка. В середине занятия обязательно проведите пальчиковую гимнастику в игровой форме: она поможет малышу не заскучать.

В средней группе

Для дошкольников 3-5 лет подготовьте более сложные контурные шаблоны, для рисования которых требуется несколько колеров. Оптимальный вариант – раскраски, изображающие животных, рыбок, игрушки.

Не выбирайте слишком сложные изображения, содержащие больше 5 колеров. Иначе ребенок запутается в палитре.

Чтобы разнообразить рисование ватными палочками в средней группе, можно предложить детям заполнить шаблон цветными пятнами не полностью, а лишь обвести контур. А заливку сделать обычной, акварельной.

В старшей группе

Дети 5-7 лет не нуждаются в шаблонах, могут самостоятельно нарисовать изображение карандашом, забить его пятнами подходящих цветов. Объясните воспитанникам, что сначала необходимо вывести контур, затем заполнять середину рисунка. В старшем возрасте детсадовцы должны использовать несколько колеров.

Для рисования ватными палочками в старшей группе можно использовать две интересные методики:

  1. Короткие мазки. Палочку нужно не прижимать к бумажному листу, а делать легкие и короткие мазки. При этом штрихи можно располагать рядом, немного накладывать друг на друга. Так рисунок обретает интересную фактурность. Метод оптимален для рисования зверей, птиц, деревьев, водоемов. Создание живых существ начинается с глаз, дальше штрихи в правильном порядке идут по туловищу. При рисовании пейзажей мазки хаотичные, наложенные друг на друга.
  2. Ватный пучок. Если соединить несколько косметических палочек, закрепить скотчем или канцелярской резинкой, то можно изображать множественные мелкие детали: ягодные гроздья, крону деревьев и кустарников, цветущий луг, звездное небо. Сколько экземпляров использовать, зависит от требуемой частоты пятен на рисунке. Можно скрепить палочки в ряд, тогда получится изобразить забор, лавочку, грядки, радугу.

В подготовительной группе

Дети старшего детсадовского возраста уже способны самостоятельно создавать полноценные картины из точек, используя любое количество колеров. Когда дошкольники освоят пуантилизм, можно предложит сделать рисунок с использованием нескольких изученных изобразительных техник.

Усложните рисование ватными палочками в подготовительной группе: используйте мозаику. Пусть дети соберут картинку из частей, затем нарисуют ее на бумаге, сверяясь с оригинальным изображением.

Какие техники применяются

Современная методика способствует реализации образовательной задачи при выполнении работ.

Обратите внимание! Подобная техника рассматривается для малышей от 3 до 4 лет. Кроме этого, можно организовать дополнительные интересные занятия с минимальными финансовыми затратами.

Какая техника применяется на практике

Рисование ватными палочками

Необычная техника рисования развивает чувство ритма и цвета. Ватный предмет (палочка) — популярная техника рисования носит название «метод тычка». Создавая рисунок, невозможно обойтись без ватной палочки, емкости, влажных салфеток. При создании нового материала маленькие художники помещают палку в емкость с краской, а потом наносят отпечатки на рисунок.

Все о познавательном развитии в ДОУ

Важно! Юные художники могут изобразить реку, радугу, траву, дождь, снег, солнышко, дерево, небо или что-то другое.

При создании рисунка при помощи ватной палочки на тему «Деревья, когда наступает осень», педагог должен показать ребятам, как правильно удержать в руках данный предмет.

Инструкция: Дети получают заготовки стволов деревьев с веточками, ватные палочки, краски.

Важно! Чтобы облегчить ребятам занятие можно обозначить область рисунка, указывая точное расположение листвы.

Рисование пальчиками

Чтобы реализовать этот метод можно обойтись без определенного материала. Например, педагог заранее готовит краску с влажными салфетками.

Обратите внимание! Реализовать коллективную работу на основе данной техники — это отличная идея как для воспитателей, так и дошкольников.

Педагог учитывает умственные и физические особенности малышей и заранее готовит тему для рисования, например, «Листва осенних деревьев». Воспитатель предоставляет маленьким художникам шаблон — большое дерево.

Рассматриваются также другие темы, например «Зима» или «Наступило лето». В детских садах чаще всего создается рисунок пальчиками «Снежинка». Для его выполнения используются краски с карандашами.

Инструкция: Воспитатель раздает листы А4. Ребята должны нарисовать снежинку. Для выполнения работы понадобится синий, белый карандаш.

Рисование ладошками

Подобный способ не самый аккуратный, так как дети должны рисовать своими ладонями. Прежде чем создать рисунок воспитатель должен подготовить неглубокую емкость с краской. Внутрь следует залить немного воды и накапать гуашь.

Обратите внимание! Этим методом можно с легкостью создавать коллективные рисунки, например, «Рыбки в аквариуме», «Наш аквариум», «Веселая матрешка», «Жар птица», «Наступила зима».

Инструкция: Воспитатель показывает детям готовую подложку. Рисунок создается на листе с голубым фоном. Ребята должны полностью окунуть ладонь в емкость с краской. Затем педагог призывает малышей подойти к столу, где располагается аквариум, встать в кружок и оставить там свой отпечаток большим пальчиком вверх или вбок.

Не нужно ставить отпечаток на тот, что уже поставил первый товарищ. Педагог также предупреждает, что рыбки должны быть расположены друг от друга на определенном расстоянии. Потом сделать своей рыбке глазик, с применением краски белого цвета. Указательный пальчик нужно окунуть в черную краску, сделать зрачок и аккуратно провести линию около рта.

Рисование мыльными пузырями

Эта техника является самой сложной. Здесь детям придется проявить свою фантазию (открытый разум). Прежде чем приступить к рисованию мыльными пузырями по методу ДОУ, педагог готовит материал в виде жидкого мыла, детского шампуня, воды, акварели (пищевых красителей), трубочек для коктейля, ложки.

Занятия с дошколятами по подготовке к школе

Изначально воспитатель готовит смесь, а затем поровну разливает массу в маленькие стаканы. Приготовить краску можно разбавив мыло с водой (соотношение должно составлять 10:1). После получения массы требуется добавка красителя и немного желатина или глицерина. Благодаря этим компонентам пузыри сохраняют свою форму на длительный срок времени. Готовую смесь придется поместить в прохладное место (далеко от солнца) и продержать на протяжении 2 суток.

Важно! Рекомендовано процеживание массы через марлю. Готовую смесь следует отправить в холодильник на 10 часов. Получив материал можно изготовить очерченные и правильные формы отпечаток.

Инструкция: Воспитатель предлагает ребятам взять лист бумаги, емкость с мыльным раствором, трубочки и одноразовые чайные ложки. Дети должны подуть в трубочки, чтобы образовалась пена. Далее набирается масса одного цвета и выкладывается на лист. Шары следует расположить далеко друг друга. Когда форма каждого отпечатка подсохнет, дети могут дорисовать ниточку к каждому шарику.

Рисование при помощи штампов

Рисование штампом может раскрыть возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Такой способ способствует психическому развитию ребенка.

Обратите внимание! При рисовании штампом у ребенка появляется интерес к изобретательному искусству, что приводит к повышению самооценки, развитию координации движений.

Оттиск поролоном

Основная цель данного метода — это познакомить учащихся с нетрадиционным способом рисования в технике «оттиск поролоном», формировать умения компоновать элементы рисунка на листе бумаги.

Воспитательные качества: воспитывает любовь к изобразительному творчеству, природе.

Развивающие качества: развивать эстетическое восприятие, творческое отношение к работе, внимание, память, пространственное мышление, мелкую моторику рук, чувство композиции, колорита, цветовосприятия, формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №9

Конспект занятия в младшей группе

по художественно-эстетическому развитию.

Тема: Рисование поролоном «Колобки»

Пахорукова Елена Геннадьевна

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе.

Рисование поролоном «Колобки».

Тема: Рисование поролоном «Колобки»

Цель: помочь детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам

Развивающие: создавать условия для развития творческих способностей, развивать мелкую моторику; развивать творческое воображение детей

Оборудование: 1/2 альбомного листа, набор гуашевых красок, кусочек поролоновой губки, тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетка

Воспитатель : Жили- были старик со старухой. Захотелось им чего-нибудь вкусненького. Испекла старуха колобок и поставила его остудить у окошка. А колобок оттуда прыгнул и покатился. А почему он покатился? ( Ответы детей )

Воспитатель : Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел. Кого Колобок встретил в лесу?

Воспитатель : А ещё кого?

Воспитатель : А ещё кого?

Воспитатель : А почему он ушел от них? ( Ответы детей : они все съесть его хотели )

Воспитатель : Да, ребята, они все хотели его съесть. Так и говорили ему: «Колобок, колобок, я тебя съем! ». Колобку грустно и скучно одному. Ему хочется с кем-нибудь поиграть или хотя бы поговорить. Колобок очень хочет найти себя друга. Ребята, давайте скатаем из пластилина Колобка. Сделаем глазки, чтобы Колобок мог видеть, а ротик, чтобы мог говорить. И поиграем с нашими друзьями – Колобками.

Музыкальная физкуль

1.Рассмотреть колобка, определить форму, относительную величину, расположение, цвет.

2.Объяснение воспитателем нового способа изображения-рисование губкой.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на нашего колобка. Сегодня мы постараемся изобразить его на бумаге необычным способом: будем рисовать кусочком поролоновой губки. Если губку обмакнуть в краску нужного цвета (желтого), а затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной поверхности, то получится отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следующий отпечаток следует прикладывать рядом, не оставляя свободного пространства между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить отпечатками и пространство внутри.

3.Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот колобку.

4.По желанию сделать яркий фон вокруг колобка тем же способом, используя другой, чистый, кусочек поролона.

В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети: напоминает о том, чтобы не набирали много краски на поролон, а лишь слегка касались поверхности краски, чтобы отпечаток имел воздушно-окрашенную поверхность.

Работы вывешиваются на выставку и дети вместе с воспитателем любуются выполненной работой.

Источник

Пример конспекта занятия по нетрадиционному рисованию в младшей группе

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники в первой младшей группе: «Цветы небывалой красоты». План данного конспекта составляется педагогом. Юных художников знакомят с новой техникой нетрадиционного рисования — «Рисование ладошкой и губкой».

Пример конспекта по рисованию нетрадиционной техникой

Педагог рассказывает, что когда наступает весна, вся природа просыпается после зимы. В этот период все деревья и кустарники начинают зеленеть. Самый первый весенний праздник — это день мам и бабушек. Далее ребятам показывают иллюстрации, где изображены цветы. Кроме этого, воспитатель учит передавать образ цветов, строение и форму, используя губку.

Проект направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Данные техники позволяют ребенку с интересом выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем мире. Нетрадиционный подход к выполнению изображения — это самообразование и развитие детского интеллекта, он подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Схема составления конспекта занятия

Начинать эту работу нужно с формулировки целей и задач изобразительной деятельностью. Что касается целей, то к тем, что были обозначены в контексте нетрадиционных техник рисования в целом, можно добавить некоторые частные:

  • отрабатывать умение узнавать и называть цвета;
  • знакомить детей с разными видами материала для рисования (гуашь, акварель и пр.);
  • воспитывать аккуратность, доброжелательность в групповой и индивидуальной работе.

На занятиях рисунком в нетрадиционных техниках решаются следующие образовательные задачи:

  • дети учатся работать с печатками, мыльными пузырями, ватными палочками, а также обучаются рисовать с помощью своих пальцев или ладошек;
  • формируется представление о концентрации краски, элементарные навыки создания оттенков;
  • создаются выразительные образы, при этом сохраняется живость и непосредственность детского мировосприятия;
  • воспитывается радость от получения продукта собственного творчества.

Успех занятия также зависит и от того, насколько тщательно воспитатель распределит время между всеми этапами работы. Как известно, занятие в детском саду длится 30 минут, в течение которых необходимо пройти 3 этапа работы:

  • введение (около 5 минут) – реализация мотивационных приёмов (беседа на тему, обыгрывание наглядности, ролевая игра, чтение стихотворений, прослушивание песен и т.д.);
  • основная часть (около 20 минут) – выполнение рисунка;
  • заключение (около 5 минут) – подведение итогов, похвала воспитателя, рефлексия малышей (в форме ответов на вопросы – «Тебе понравилось рисовать таким необычным способом?», «Ты думаешь, у тебя всё получилось?», «Чью работу ты считаешь самой красивой?» и пр.).

Какую бы технику вы не выбрали, детям нужно обязательно помогать реализовать задуманное изображение

Обратите внимание, что некоторые техники (например, рисунок печаткой) не требуют много времени на выполнение. В этом случае можно увеличить хронометраж вводной части, используя инсценировку, ролевую игру, то есть приёмы, предполагающие большие временные затраты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]