Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.


Состояние игровой деятельности современных дошкольников

Особенности игры современных дошкольников были изучены в работе Е. О. Смирновой и О. В. Гударева «Игра и добровольность у современных дошкольников». Опираясь на уровни, выделенные Д.Б. Элькониным, авторы попытались оценить содержание игры современных детей трех возрастных групп: средней (с 4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной (с 6-7 лет). В специально отведенное время небольшой группе детей (четыре-пять человек) предлагалось сыграть в любую игру в знакомой комнате детского сада. Тип игровой деятельности каждого ребенка был соотнесен с одним из уровней игры и квалифицирован как роль в действии, роль в рассказе и роль в отношениях.

Результаты наблюдений показали, что большинство современных детей в возрасте 4-6 лет сводили игру к простым, незамысловатым действиям и отдельным репликам, обращенным к партнеру. Высшая стадия развития игры, когда ролевые отношения четко выражены и поведение ребенка связано с партнерами (игровые отношения), наступает только у некоторых детей после 5 лет.

Следующий вопрос, который исследовался в данной работе: как влияет снижение уровня игры на формирование одного из важнейших новообразований дошкольного возраста — произвольности.

В качестве доказательства ведущей роли игры в формировании произвольности часто приводят работу 3. Мануйленко (1948) [2]. В данной работе показателем волевого поведения являлось время сохранения позы неподвижности, демонстрируемой в игре (при выполнении роли охранника) и вне игры (по просьбе взрослого). Результаты показали, что в период расцвета ролевых игр (возраст 4-5 лет) время на поддержание позы в игре более чем в три раза превышало тот же показатель в неигровой ситуации. В возрасте 6-7 лет эти показатели сближаются из-за быстрого роста неигровых волевых качеств, а время поддержания позы в игровой и неигровой ситуациях практически сопоставимо.

В данном произведении игровая роль выступает как внешнее средство, устанавливающее зону следующего развития, которая затем «вращается», интернализируется. Таким образом, произвольность трансформируется в личную способность, не зависящую от текущей ситуации.

Описанные выше эксперименты проводились в середине прошлого века, когда количество и качество игровой деятельности было гораздо выше. Существуют ли эти модели и сегодня? Чтобы ответить на эти вопросы, был проведен эксперимент, в котором использовалась методика 3. В. Мануйленко. Для того чтобы приблизить сюжет игры к современным условиям, детям предлагалась не роль охранника, а роль «охранника, защищающего банк от мошенников». Суть ролевой игры не изменилась, а содержание роли стало более понятным. В остальном ситуация эксперимента, исследуемые возрасты, наблюдаемые показатели и их обработка в точности повторяли исследования Мануйленко.

Однако данные дошкольников 21 века кардинально отличались от результатов детей середины прошлого века. На рис. 1.3 показана динамика волевого поведения в игре и вне игры у дошкольников двух поколений. Представленный график наглядно демонстрирует ряд существенных различий в стадии развития и динамике волевого поведения.

Во-первых, у современных дошкольников значительно ниже абсолютные показатели волевого поведения. Даже в подготовительной группе наши дети не могут удерживать позу более 3 мин, в то время как их сверстники прошлого поколения могли удерживать позу неподвижности в среднем 12 мин. Эти различия явно указывают на снижение способности к самоконтролю и управлению собственным поведением.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]