Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения


Опыт работы ПДД

В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях и прогулках воспитатели закрепляли представления детей о проезжей части. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на играх- занятиях, прогулках и экскурсиях, а также на собственной площадке.

В группе много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с воспитателем. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей этой группы проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время художественной литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения мы организовываем так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Весь материал для работы с детьми воспитатели поделили на группы.

В первую группу вошли дидактические игры «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто

используем словесные методы, проводим словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке».

Вторая группа — игры на развитие логического мышления: кроссворды, лабиринты, ребусы, которые способствуют формированию интеллектуальной активности детей.

Третья группа- настольно-печатные игры «Кто отличник- пешеход», «Светофор», «Как Буратино учился ходить», «Лото», «Домино» и др. Их мы используем для уточнения и закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Четвертая группа объединила материалы по современным нестандартным играм «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай».

В пятой группе собраны знаки и серии плакатов: «Обучайте предвидеть опасность», «Дорожная грамота» и др.

В шестой группе мы объединили материалы в помощь воспитателям и родителям. Это конспекты занятий, развлечений, консультаций, доклады, папки-передвижки.

Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для закрепления полученных знаний на занятиях, в играх мы организуем экскурсии и прогулки к светофору, в комнату безопасности ГИБДД. Здесь дети непосредственно на практике знакомятся, как переходить улицу, как работает светофор и на какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу, закрепляют знания правил пешеходов и пассажиров. Старшие дошкольники активно участвуют в работе агитбригады «Юные инспектора движения» («ЮИД»): показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Информационная справка

Детский сад открылся после капитального ремонта 14.02.2008г., функционируют 7 групп: 4 – общеразвивающих, 2 – компенсирующих, 1- группа кратковременного пребывания.

В учреждении работают 15 педагогов, из них: 5 имеет высшее образование, 10 имеют среднее специальное образование, 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 6 имеют первую квалификационную категорию.

Для осуществления педагогического процесса в ДОУ функционируют: музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, зимний сад, комната кубанского быта, комната сказок, изостудия, логопедический кабинет, методический кабинет, медицинский кабинет, экологическая тропа, метеоплощадка, тропа здоровья, оборудована дорожно-транспортная площадка. Работает кружок ритмической гимнастики «Обруч» для детей старшего дошкольного возраста, кружок по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Радуга». Собственными силами пошиты кубанские и другие костюмы для детей и взрослых.

Педагоги и воспитанники детского сада участвует во всех мероприятиях и акциях, проводимых в муниципальном образовании: «Правила поведения и охрана жизни людей на водных объектах», «Профилактика детского дорожного травматизма», «Ребёнок – главный пассажир», «Международный день семьи», «Антинарко», «Безопасная Кубань», «Парковка», «Внимание, Дети!».

Педагоги и воспитанники детского сада ежегодно участвуют в краевом конкурсе «Служба спасения 01»:

  • 2011 год — диплом за победу в краевом конкурсе в номинации «Работа педагога»;
  • 2012 год — воспитанница старшей группы Демчук Татьяна победитель муниципального этапа в номинации «Живопись»;
  • 2013 год – диплом за победу в краевом конкурсе в номинации «Работа педагога».

Силами коллектива ДОУ на территории посажен огород и фруктовый сад, оформлены клумбы и цветники. Оборудованы игровые площадки и теневые навесы для детей.

Руководитель:

Берестова Евгения Алексеевна, имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж -23 года, из них руководителем – 9 лет, руководителем в данном учреждении — 7 лет.

Старший воспитатель:

Щербина Лариса Александровна
,
имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж -19 лет, стаж в данном учреждении – 19 лет, стаж в данной должности – 6 лет.

1.2. Программы, реализуемые в ДОУ:

  • ООП на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева,
  • «Ладушки» И.М. Каплунова,
  • «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина,
  • «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

В ДОУ используются авторские технологии:

  • «Школа дорожных наук» О.Ю. Старцева,
  • «Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т.А. Шорыгина,
  • «Я и моя безопасность» К.Ю. Белая,
  • «Правила дорожного движения дошкольникам» С.Н. Черепанова,
  • «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина,
  • «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н.А. Извекова,
  • «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я. Степаненкова,
  • «Правила дорожного движения» Т.Г. Кобзева,
  • «Мои друзья – дорожные знаки» Г.П. Шалаева,
  • «Изучаем дорожную азбуку» Ф.С. Майорова,
  • «ОБЖ для старших дошкольников» Н.С. Голицына.

Журналы и газеты:

  • «Путешествие на зелёный свет»
  • «Добрая Дорога Детства»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проект реализован на базе МБДОУ ДС КВ № 28 станицы Новодонецкой муниципального образования Выселковский район.

Сроки реализации проекта

: 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы.

Результаты реализации проекта

:

  • созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;
  • проведен цикл занятий по темам: «Знаете ли вы правила безопасности?», «Школа пешеходных наук», «Помни правила дорожного движения!», «Дорожные знаки – наши друзья!», «В гостях у светофора».
  • разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

В ходе работы мы убедились, что такая система обучения детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Основные проблемы:

  • незнание дошкольниками элементарных правил;
  • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей.

В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В нашем крае ситуация с ДТП имеет место также и с участием детей дошкольного возраста.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о правилах дорожного движения, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по соблюдению правил безопасности.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является обучение дошкольников правилам дорожного движения. Забота о сохранности детской жизни — важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Большинство детей не знают, как вести себя на проезжей части, чтобы уцелеть.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасного поведения на дороге.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители

:

  • осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги

:

  • сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]