Мелкая моторика
У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:
- правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
- обводить простые рисунки по точкам;
- рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
- писать знакомые печатные буквы;
- ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
- заштриховывать рисунок в разных направлениях;
- намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
- лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.
Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.
Интеллектуальное развитие
В этом возрасте наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше кроха познавал мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.
В три года ребенок должен уметь следующее:
- понимать простые причинно-следственные связи;
- проявлять первые навыки планирования действий;
- сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
- складывать простые пазлы из четырех крупных частей;
- знать основные цвета и уметь их назвать;
- знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных;
- знать названия основных геометрических фигур.
Важной особенностью этого возраста является то, что подросший малыш может думать и рассуждать о предметах, не находящихся в поле зрения. Это важный шаг на пути к дальнейшему развитию мышления.
Логическое мышление
В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:
- объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
- исключать из группы предметов лишний;
- понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
- выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
- понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
- различать противоположности (большой – маленький);
- понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).
Нервно-психическое развитие
В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.
У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.
В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.
Особенности развития детей 3 лет
Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?
Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.
Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:
- Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
- Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
- Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
- Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
- Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.
Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.
Развитие речи
Речь трехлетки сильно отличается от речи двухлетнего крохи. В этом возрасте у ребенка уже довольно большой словарный запас – от 1000 слов. Малыш может рассуждать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.
Дети активно запоминают новые слова, играют с ними (меняют произношение, рифмуют, придумывают звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышам еще трудно произносить, поэтому они их коверкают.
Ребенок 3 лет должен уметь:
- рассказать, как прошел его день;
- использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
- описать картинку;
- запоминать стихи и песни;
- называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).
У трехлеток еще не очень хорошо развита речь. Они плохо произносят шипящие и сонорные звуки. Неверно строят предложения, теряют окончания слов. Все это является нормой развития. С возрастом проблемы будут устраняться.
Математические умения
В 3 годика детки уже имеют некоторые математические навыки. Они должны знать и уметь следующее:
- считать до пяти в прямом и обратном порядке;
- показывать называемое число на пальцах;
- знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
- сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10 и умеют их писать. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.
Физическое развитие
Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:
- прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
- стоять на одной ноге, не падая;
- перепрыгивать через препятствия;
- быстро и уверенно бегать;
- лазить по шведской стенке;
- кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
- кататься с горки;
- пинать мяч ногой.
Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности.
Навыки самообслуживания
Детки в 3 года уже многое умеют делать сами, без помощи старших. Например:
- одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
- обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
- уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
- умываться и мыть руки, чистить зубы;
- убирать игрушки на место;
- выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).
Чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.
Развитие внимания
Трехлетки должны обладать следующими умениями:
- концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
- удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
- запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.
Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.