Проект «Животные нашего края» для детей средней группы ДОУ
- 19 июля 2016
Данный экологический проект поможет дошкольникам расширить знания о диких животных лесов Калининградской области. В итоге реализации проекта планируется создание книги «Дикие животные наших лесов».
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные нашего края».
Задачи проекта:
1. Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
2. Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
3. Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
4. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
Актуальность темы
Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.
Основополагающий вопрос: Может ли быть наша планета без животных?
Проблемный вопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире?
Участники проекта: воспитатели, родители и дети средней группы, эколог, музыкальный руководитель, руководитель физкультуры.
Характер деятельности по проекту: познавательно-творческий.
Предполагаемый результат для детей:
В процессе реализации проекта дети научатся:
- Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
- Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
- Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
- Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.
- Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
- Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
В итоге реализации проекта будет создана книга «Дикие животные».
Предполагаемый результат для воспитателя:
Презентация проекта «Животные нашего края», оформление книги « Дикие животные».
Перспективный план проекта «Животные нашего края»
Направления работы | Совместная деятельность педагога с детьми |
Игровая деятельность | 1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке». 2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи детки?», «Где чья мама?» 3. Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей» |
Коммуникативная деятельность | 1. Составление рассказов о животных и создание книги рассказов. 2. Обогащение словаря детей.
|
Чтение художественной литературы | Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» И. Новикова. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
|
Продуктивная деятельность |
|
Театрализованная деятельность | 1. Настольный театр «Зоопарк». 2. Импровизация «Заюшкина избушка». |
Двигательная деятельность |
|
Творческая деятельность |
|
Содержание проекта «Животные нашего края»
Этапы проекта | Деятельность педагога | Взаимодействие с семьей | Деятельность с детьми |
Вводный | Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире? | Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных нашего края | Принимают участие в обсуждении |
Планирование деятельности | Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные». | Консультативная работа с родителями. | Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями. |
Реализация проекта | Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон. | Просмотр дома телепередач о животных. | Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану. |
Презентация проекта | Создание книги «Дикие животные» | Оказывают помощь в сборе бросового материала. | Активные участники. |
Подведение итогов | Организует презентацию и представление созданной книги «Дикие животные». | Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных. | Создание книги о диких животных. Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение». |
Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Животные нашего края»
Направление по повышению компетентности родителей | Совместная деятельность педагога с родителями | Совместная деятельность родителей с детьми | Результат |
Информационно-аналитическое | Познакомить родителей с предполагаемым проектом | Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др. | Получение родителями информации о предстоящей работе |
Познавательное | Консультация: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными» | Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа». | Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе Пополнение предметно-развивающей среды:
|
Наглядно-информационное | Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных» Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе | Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме | Развитие грамматического строя речи у ребёнка:
|
Приложение
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом) Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая) За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках) За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд) За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку) За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку) За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах) Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках) Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку) Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пустое место» «Узнай по голосу»
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём, К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём, — Тук-тук! Пусть глаза не открывает, — Кто там? Нас по голосу узнает. — ……..(Саша) — Зачем пришёл? — Побежали вперегонки, как ……. (зайцы, медведи, лисы и т.д.)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)
Медведь. Белка.
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки- Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке — Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.
Кабан. Лось.
Опускается туман, Лось – рога ветвистые Просыпается кабан. Да копыта быстрые. Роет землю у реки, Головой качая, он Точит острые клыки. Задевает небосклон.
Ёж. Барсук.
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук, Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг. Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз — Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.
Автор: Коркунова Е.С. воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Колокольчик» Пионерского городского округа Калининградской области.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Дикие и домашние животные»
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Дикие и домашние животные»
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Дикие и домашние животные»
Цель: Формирование познавательно-речевой активности у детей.
Задачи:
— закреплять знание детей об отличительных особенностях домашних и диких животных
;
— закреплять знания детей в назывании детенышей животных
;
— развивать внимание
, мышление и воображение, речевую активность;
— воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
— активизировать словарь детей, уточнять названия животных
. Где они живут.
— закреплять умение употреблять в речи
имена существительные, обозначающие
животных
.
— развивать внимание
, память, умение отчетливо произносить слова, предложения.
Образовательные:
— закрепление знаний о домашних и диких животных
.
— формирование у детей представления о многообразии животного мира
.
— развивать
творческие способности.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к домашним
,
диким животным
.
Интеграция: Познание, коммуникация, социализация.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с животными
, иллюстраций (
дикие животные в лесу
,
домашние животные в деревне
,
животные с детёнышами
, собака в конуре, белка в дупле, медведь в берлоге и т. д., чтение рассказов (Б. Жидков
«Вечер»
,
«Храбрый утёнок»
,
«Беспризорная кошка»
, В. Бианки
«Мышонок Пик»
, сказок (русских народных
«Волк и семеро козлят»
,
«Гуси- лебеди»
,
«Журавль и цапля»
,
«Лиса и заяц»
и т. д.,
«Три поросёнка»
С. В. Михалкова,
«Гадкий утёнок»
Г. Х. Андерсена, загадывание загадок Не зверь, не птица, а всех боится, наловит мух- и в воду плюх.
(лягушка)
и т. д., рассматривание фигурок
животных
.
Дидактические игры: «Дикие и домашние животные»
.
«Четвёртый лишний»
.
Хороводные игры: «У медведя во бору»
.
«Мы по лесу идём»
.
Материал:
Интерактивная доска, картинки диких и домашних животных
.
Содержание организованной образовательной деятельности детей
1. Организационный момент
Воспитатель: — ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости
, давайте с ними поздороваемся.
Звучит музыка (голосаживотных)
.
— дети, чьи это голоса? (лошади, коровы, кошки, слона)
.
— как можно назвать их одним словом? (животные)
— каких мы знаем животных
?
(дикие и домашние)
Сегодня мы с вами вспомним домашних
,
диких животных и их детёнышей
, где они живут.
— Скажите, в чем отличие домашних животных от диких
?
(Место проживания, добывание пищи)
.
(Ответы детей)
.
Воспитатель — Дети сегодня я приглашаю Вас в удивительный мир животных
. Вы готовы отправиться в путешествие. Ну, тогда начнем!