Перечень танцевальных движений, используемых в работе с дошкольниками
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Белоярского района
«Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»
Методическое пособие
Перечень танцевальных движений, используемых в работе с дошкольниками
Составитель: педагог дополнительного
образования 1 квалификационной категории
г. Белоярский
2015 г.
Пояснительная записка
Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания у детей дошкольного возраста является хореография.
Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённому в завершённую композицию. Важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.
Данное пособие посвящено одной из составной части танца – лексике, то есть движениям.
Цель настоящего пособия – помочь музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам хореографических студий (кружков) в организации хореографической работы в детских образовательных учреждениях.
Пособие является методическим обеспечением программ по ритмике, хореографии, музыкальному воспитанию и содержит описание разнообразных танцевальных движений, основных позиций рук и ног, положений в парах. Педагогу предоставляется возможность выбора и варьирования движений по степени сложности с учетом возрастных особенностей, способностей восприятия и подготовленности детей.
Надеюсь, что материал методического пособия «Перечень танцевальных движений, используемых в работе с дошкольниками» поможет педагогам ДОУ сделать свою работу более грамотной, интересной и занимательной.
Исходные позиции ног
Основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Для детей старшего возраста носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии – 1-я позиция), для младшего возраста — под углом 450 («домиком»).
«Узкая дорожка» — пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп) в хореографии – 6-я позиция.
«Широкая дорожка» — ступни ног – на ширине плеч, параллельны.
Сесть на колени — низко опустившись, сесть на оба колена. Колени крепко прижаты к полу.
Находясь в любой их вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределить на обе стопы, опираясь на пальцы. Полной выворотности стопы в позициях от дошкольников требовать не надо. Достаточно, если носки ног будут развернуты под прямым углом.
Исходные позиции рук
Внизу — руки опущены вдоль тела.
Впереди — руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).
Вверху — руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная.
В стороны — плечи и руки составляют одну прямую линию.
Руки могут быть открытыми — ладони вверх («к солнышку»).
Руки могут быть закрытыми — ладони вниз (смотрят в пол).
«Поясок» — ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад.
«Кулачки на бочок» — пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь.
«Полочка» — руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).
«Матрешка» — руки (полочкой», указательный палец правой (левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).
«Юбочка» — большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.
«Фартучек» — щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх.
За спиной — руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.
Позиции рук в парах
•Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону):
«Стрелка» — руки соединены в позиции «Вперед» от величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая.
«Воротики» — руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.
«Плетень» — руки соединены крест-накрест.
«Бантик» — то же, но локти округлены и приподняты вперед — вверх, руки не напряжены.
«Саночки» — мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.
• Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны):
«Бараночка» — одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из перечисленных позиций.
«Вертушка» — одноименные руки соединены в позиции «Вверх».
Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции «Вертушка»,двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
«Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноименные руки в позиции «Вверх».
Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
«Двойной поясок» — если дети стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу.
•Дети стоят лицом друг к другу:
«Лодочка» — руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты на уровне груди.
«Воротики» (узкие) — руки соединены вверху, (широкие) – в стороны — вверх.
Движения рук
«Ветерок» — плавные перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
«Ленточки» — поочередные плавные движения правой и левой рук вверх-вниз перед собой.
«Крылья» — плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук «крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
«Поющие руки» — из положения «В стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно собирая перед собой упругий воздух. Так же пластично руки разводятся в стороны. Корпус помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и затем чуть прогибаясь назад.
«Моторчик» — руки согнуты в локтях перед грудью, ладони крутятся одна вокруг другой. Быстро или медленно.
Хлопки
«Ладушки» — хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.
«Блинчики» — на «раз» — удар правой ладонью по левой, на «два» — наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти.
Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
«Тарелочки» — младший возраст – «отряхни ладошки», старший возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх.
«Бубен» — левая ладонь опорная (как бы крышка бубна, пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку менять. Удар сильный.
«Колокола» — активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.
«Колокольчики» — мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону-вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
«Ловим комариков» — легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
Хлопки в парах:
«Стенка» — ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми.
«Большой бубен» — поочередно один из партнеров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой ударяет по ним своими ладонями.
«Крестики» — техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).
Виды шага
Спокойная ходьба (прогулка) — шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).
Шаг на всей ступне (топающий) — исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках» руки можно поставить кулачками на пояс.
Хороводный шаг — этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.
Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» — небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» — носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т. д.
Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) – ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз»- длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» — приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» — шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.
Шаг кадрили — на «раз» — шаг правой (левой) ногой, на «два» — легкий скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Неопорная нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно выполнять с легким полуприседанием на счет «два».
Высокий шаг — нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90гр. носок максимально оттянут вниз или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).
Шаг с притопом на месте — на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» — притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» — шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» — притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).
Переменный шаг — выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги.
Боковой приставной шаг — на «раз» — вправо (влево), на «два» — левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка)
Боковое припадание — на «раз» — боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» — носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»).
• Шаг на носках:
Пружинящий шаг — это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
Крадущийся шаг — это «пружинка»с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.).движение выполняется только в подготовительной группе.
Боковой шаг («крестик») – на «раз» — шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» — перед ней накрест ставится левая (правая) нога.
Шаг окрестный вперед-назад («косичка») — хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 450 вправо или влево а накрест перед правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.
Семенящий шаг («плавающий») — плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.
Прыжки
• На одной ноге:
«Точка» — исходное положение ног – основная стойка, руки в любой позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять.
«Часики» — техника та же, только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси. Опорная нога равномерно (как стрелка часов) поворачивается по окружности. На 8 прыжков ребенок должен сделать полный оборот – 360гр.
На «раз, два» — левым плечом вперед,
На «три, четыре» — спиной,
На «пять, шесть» — правым плечом,
На «семь, восемь» — лицом.
«Лесенка» — техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжков (ступенек лесенки).
«Заборчик» — боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.
«Солнышко» — техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).
• На двух ногах:
«Подскок» — поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.
Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).
«Прыжки с отбрасыванием ног назад» — на «раз» — прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на
весу или ставиться сзади на носок. На «два» — смена опорной ноги.
«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) — то правая, то левая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.
«Качалочка» — исходное положение – ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.
«Ножницы» — на «раз» — толчок, разведение ног в стороны и приземление в позицию «Широкая дорожка». На «два» — толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).
«Крестик» — на «раз» — толчок и скрещивание ног в «точке» (правая нога впереди), на «два» — то же самое, только впереди левая нога.
«Метелочка» — то же, что и «качалочка», только со сменой ног.
«Боковой галоп» — то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.
«Галоп вперед» — техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» — толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» — повторение.
«Веревочка» — на «раз» — прыжок — «точка» на левой (правой) ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» — все повторяется справой (левой) ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с продвижением вперед.
Движения
Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.
«Качель маленькая» — дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.
«Качель большая» — то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.
«Пружинка» — стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая.
«Притоп» — стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой ногой.
«Три притопа» — (исходное положение – «Узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ри — техника та же, только на «раз, и» — притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» — левой (правой) ногой.
«Приседание» — техника та же, только на «раз» — приседание, на «два» — возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе.
При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепка.
«Полуприседание» — выполняется в сочетании с «точкой» — каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.
«Полуприседание с поворотом корпуса» — сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90гр. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.
«Ковырялочка»:
1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.
2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.
«Распашонка» — на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» — выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.
«Самоварчик» — на «раз» — полуприседание и хлопок-«ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» — выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 900.
«Елочка» — исходное положение: ноги – «узкая дорожка», руки – «полочка», «поясок» и др. На «раз» — повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45гр. на «два» — то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.
«Большая гармошка» — ноги вместе. На «раз» — разведение носков в стороны, на «два» — разведение пяток, на «три» — снова разведение носков и на «четыре – разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.
«Топотушки» — исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе. Часто поочередно топать ногами на месте.
«Рычажок» — ноги на «узкой дорожке». На «раз» — правая рука сгибается в локте и рукой достает вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» — в исходное положение. Все на «пружинке».
«Поворот вокруг себя» (кружение) — стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.
«Расческа» — дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.
«Играть платочком» — держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно, то один, то другой уголок платочка.
Список литературы
* «Музыка в детском саду». Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва, 1989г.
* «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург 2000г.
* «Топ-топ каблучок» И. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева пособие для муз. руководителей Санкт-Петербург 2000г.
* «Танцевальная ритмика для детей» Санкт-Петербург 2004-2008г.
* Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей «Музыкальный руководитель» 2004-2012гг.
Получить текст
Правильно ставим цели
Нужно заранее определиться, для чего именно вы отправляете ребенка на танцы. С одной стороны, можно ограничиться общим физическим и эстетическим развитием, а с другой — нацелиться на серьезные достижения в виде побед на городских, региональных и даже международных конкурсах. Детское увлечение танцами вполне может перерасти в полноценную профессиональную карьеру, главное не отбить у ребенка желание заниматься любимым делом. В этом плане важно выбрать грамотного тренера, от него зависит не только качество обучения, но и правильная мотивация. Хороший преподаватель точно знает не только как добиться от учеников лучших результатов, но и как заинтересовать. Кроме того, он уже после пробного занятия сможет сделать выводы о потенциале ребенка в выбранном танцевальном направлении.
Ждем результата
Не стоит слушать преподавателей, которые за несколько занятий обещают сделать из ребенка едва ли не звезду. Даже самый мощный творческий потенциал ограничен физиологией, поэтому прогресс будет постепенным. В результате регулярных тренировок в танцевальной секции ребенок научится владеть своим телом, разовьет мышечный корсет, станет устойчивым к физическим нагрузкам. Кроме того, в танце дети научатся выплескивать энергию и эмоции, реализовывать себя.
Среди прочих важных навыков, которые формируются постепенно — настойчивость и целеустремленность. Практически все дети проходят через этап адаптации, когда исчезает новизна ощущений и пропадает интерес к занятиям. Важно преодолеть эту ступень, поскольку ребенок должен понимать, что результата в любом деле можно достичь только упорным трудом.