Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект валеологического занятия в старшей группе «Береги свое здоровье!» «Береги свое здоровье!»
Конспект валеологического занятия в старшей группе Подготовила инструктор по физической культуре «МДОУ Детский сад с.Сторожевка Татищевского района Саратовской области»
ЯКУБОВИЧ АЛЛА ГЕННАДЬЕВНА Цель: формировать у детей сознательную установку на…
Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Дорожка здоровья» Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Дорожка здоровья»
Программное содержание: -учить детей заботиться о своем
здоровье. -совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены. -объяснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и…
Конспект открытого занятия по валеологии для старшей группы “Путешествие в Страну Здоровья”
Воспитатель: А кто же эти страшные существа вокруг тела человека? Воспитатель: Опасны микробы для человека? Воспитатель: Действительно, микроб ужасно вредное животное: Коварное и, главное, щекотное. Такое вот животное в живот залезет — И спокойно там живет. Залезет, негодяй, и где захочет Гуляет по больному и щекочет Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание, и пот. Нужно непременно спасти этого мальчика. Ребята, чего боятся микробы? Воспитатель: А как же микробы попадают в наш организм? Воспитатель: Правильно вы ответили. Если не мыть руки перед едой или грязными руками отправлять невымытую пищу в рот, то вместе с грязью в организм человека могут проникнуть микробы. А еще мы можем вдыхать зараженный микробами воздух, но на пути микробов есть препятствие – это наш нос. Нос человека так устроен, что воздух, проходя через него, согревается и очищается. Поэтому правильнее всего дышать через нос. А ещё, чтобы наш нос укрепился, мы должны делать специальную зарядку. Давайте сделаем такую зарядку. — погладить нос от кончика к переносице, сделать вдох, на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами; — сделать 8 -10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем; — сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа; — во время выдоха широко раскрыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка, беззвучно при этом произнести а-а-а
Ну, теперь понятно вам, Зачем носик малышам! Очень нужен всякий нос Раз уж он к лицу прирос. Жарким летом на лужочке Носик нюхает цветочки На полянке – земляничку В грядке – спелую клубничку В огороде чует нос Где чеснок и лук подрос. Воспитатель: А теперь следующая загадка от Витаминки: Она загадала нам звуки, которые мы должны отгадать. (Включаются различные звуки)
Воспитатель: Молодцы, все звуки отгадали, а при помощи чего мы слышим и различаем звуки? Воспитатель: Свои ушки тоже нужно беречь и ухаживать за ними. Что может навредить нашим ушам? Воспитатель: А теперь давайте поиграем с ушками, чтобы они тоже были сильными. (массаж биологически активных точек) Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок Ушки ты свои найди И скорее покажи. Вот так хлопаем ушами, Сейчас все потянем вниз Ушко, ты не отвались. А потом, а потом Покрутили козелком Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно. Вот и кончилась игра Наступила тишина.
Воспитатель: скажите, а для чего нам глаза?
Нужно ли ухаживать за глазами?
К кому мы ходим проверять зрение?
Зарядка для глаз.
Работа с картинками.(обозначить стрелкой, что видит глаз, что чувствует нос, что слышит ухо). Воспитатель: смотрите, опять какие–то рисунки – загадки приготовила нам Витаминка. Что же они могут обозначать?
Презентация ЗОЖ
Воспитатель: опять все отгадали: Чтобы сильным, ловким быть Нужно с солнышком дружить. Утром раньше всех вставать И зарядку выполнять Всем известно, всем понятно Что здоровым быть приятно Солнце, воздух, спорт, вода – Наши лучшие друзья.
Воспитатель: А теперь еще одна загадка Витаминки. Как вы думаете, что это? (на мольберт выставляется модель больного зуба) Воспитатель: Да, это испорченный больной зуб, в котором тоже живут микробы. А почему зуб испортился? Воспитатель: Давайте проверим, знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны для зубов?
Воспитатель: А знаете ли вы, как правильно чистить зубы? Сколько раз в день?
Показ картинок здоровых и больных зубов.
Воспитатель: А еще нельзя грызть твердые предметы и вовремя нужно посещать стоматолога. Тогда страшная зубная боль и вредные микробы никогда не смогут поселиться в ваших красивых здоровых зубах. Вот мы, кажется, и пришли. (Из-за ширмы появляется Витаминка) Витаминка: Здравствуйте, ребята, вы такие молодцы. Все мои загадки отгадали. Делайте как зайчики девочки и мальчики Утром встаньте у кроватки, быстро сделайте зарядку После тщательно умыться и за стол скорей садиться. А позавтракав, зайчата – эти дружные ребята Непременно чистят зубы щеткой с пастой 3 минуты, После в детский сад бегут, сахар сладкий не грызут. Зубы зайцы берегут. Яблоки и груши любят зайцы кушать И морковку вкусную и капустку хрусткую И, конечно, молоко, молоко коровье Ведь известно всем, что в нем сила и здоровье. После сада всей гурьбой возвращаются домой Дома ждет их ужин вкусный – щи со свежею капустой Зайцы быстро все съедят и умыться захотят, Рот водою сполоснут, с мамою гулять пойдут. Вы попробуйте, ребята, делать также как зайчата И зубная боль тогда вас покинет навсегда.
Воспитатель: Витаминка, наши дети тоже знают несколько советов, которые необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым.
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, учение, личная гигиена, ЗОЖ, ФГОС.
Для того чтобы понять нужно ли применять валеологию в дошкольном учреждении, необходимо разобраться, что такое «валеология» и откуда взялось это понятие?
Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет.
Слово «валеология» происходит от латинскоого слова: «valeo» — быть здоровым». Этот термин в научный оборот ввел российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор Брехман, Израиль Ицкович, он и стал создателем новой отрасли медицины — валеологии, а также Брехман изобретатель многих лекарственных препаратов.
Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ.
В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.
Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка.
«Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Э. Н. Вайнер» [4]
Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.
Вайнер Эдуард Наумович выделил основные задачи валеологии :
- Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни [1].
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.
Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [2].
Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Валеологическая культура дошкольника подразумевает:
– знание о своем здоровье;
– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;
– валеологическая компетентность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валнологии:
– Строение человека.
– Значение здоровой пищи.
– Как поддержать свое здоровье. [2]
Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.
Главными союзниками воспитателя в поддержании здоровья дошкольника, являются родители. Взаимодействие с родителями необходимо, так как они являются эталоном для ребенка. Воспитателю необходимо донести до них важность и необходимость участвовать в воспитании здоровья своих детей. Для этого необходимо проводить консультации на тему «здоровья»; мероприятия совместно с родителями «мама, папа, я — спортивная семья» и т. д.
Методы и приёмы на занятиях по валеологии:
Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).
Словесный метод — вдошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса.
– диалог
– беседа (рассуждения)
– объяснения
– чтение литературы
Наглядный метод — использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций.
– наблюдение
– показ (рассматривание картин, иллюстраций)
– демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)
Практический метод — Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.
– рисунки
– аппликации
– поделки
– опыты
Игровой метод — позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.
– дидактические
– подвижные
– театрализованные
Инновационный метод — позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику и т. д.
– Монтессори
– сказкотерапия
– пескотерапия
– ТРИЗ и т. д.
Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Литература:
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
- «Валеология: учебник для вузов», 2016 г. (цитата из библиотеки Google Книги).
Предварительный просмотр:
Разработала и провела Янпольская Л.В., старший воспиатель
Цель: 1. Дать детям понятие о сне. Показать значение сна в жизни человека;
Задачи: 1. Объяснить детям физиологию сна; 2. Ознакомить с основными гигиеническими правилами сна. 3. Развивать гигиенические навыки и умения детей. 4. Воспитывать в себе чувство ответственности, чтоб не нарушать режим дня. 5. Активизация словаря: Дремушка, прищепки, кувшин.
Предварительная работа: 1. Знакомство с постельными принадлежностями. 2. Посещение прачечной в детском саду. 3. Выставка детских рисунков «Волшебные сны». 4. Игры детей с куклами. 5. Подбор народных колыбельных песен: «Спят усталые игрушки» ( сл. З.Петровой, муз. А.Островского)
Оборудования: 1. Опорные схемы «Гигиена сна», 2. иллюстрированные картинки с туалетными принадлежностями, 3. детские кровати, 4. куклы, 5. пастельные принадлежности, 6. аудиокассеты, 7. художественные книжки.
Методические приёмы: 1. Сюрпризный момент; 2. Выставка гигиенических принадлежностей; 3. Стихи; ( С. Маршак «Вот тебе под спинку», «Колыбельная», В. Нестерёнок «Хитрая подушка», Ф. Пестряков «За окном шумят метели» 4. Проблемная ситуация «Гигиена сна» 5. Физминутка; 6. Игры; 7. Отгадывания загадок; 8. Итог.
Программное содержание: 1. Дать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении; 2. Познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости. 3. Продолжить знакомить с кровеносной системой 4. Воспитывать морально-волевые качества личности, милосердие, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку. 5. Активизация словаря: Искусственное дыхание, вывих, белки и т. д.
Предварительная работа: 1. Пригласить в группу старшую медсестру и по беседовать о первой медицинской помощи, 2. Обыграть сюжетно – ролевую игру «Скорая помощь»
Оборудования: 1. телефон, 2. медицинская сумка, 3. таблица «Оказание первой медицинской помощи; при переломах и вывихах», 4. платок, 5. кукла, 6. карандаш.
Методические приёмы: 1.Сюрпризный момент «Скорая помощь». 2.Проблемная ситуация «Оказание первой медицинской помощи». 3. Рассказ воспитателя «Лечебные травы». 4. Практичный «Искусственное дыхание» 5.Наглядный «Показ аптечки» 6. Физминутка «Буратино». 7. Игры. 8. Итог.
Источник
Конспект ООД по развитию речи и валеологии в старшей группе «Наши органы чувств»
Тяжёлых – три штучки. (глаза вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (широко открыть глаза)
— Ребята, давайте поиграем. Я принесла баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался»
в каждом из них.
Дидактическая игра «Отгадай по запаху»
Дети определяют продукт (чеснок, лук, духи, апельсин)
и называют его.
— С помощью чего вы угадали, что находится в баночках? (С помощью носа)
.
Картинка Нос
А для чего человеку нужен нос? (чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.)
— А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите «ни-на»
. Что получилось? Нос ответственный за обоняние. Это главный орган, который помогает нам определять запах. Бабушка печет пирожки – вкусно пахнет? А теперь возьмите и посмотрите на себя в зеркало. Видите, у вас есть в носу маленькие волосики? Их называют реснички. Они задерживают грязь, пыль, вирусы и другие частицы, которые мы вдыхаем через нос вместе с воздухом, тем самым препятствуя их проникновению в дыхательные пути. А еще реснички работают над тем, чтоб вы чувствовали запах. О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу, (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо, (голова прямо-вдох, голова направо, губы трубочкой-выдох)
Могу и вверх, (голова прямо-вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот
)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками)
.
— Еще один орган чувств – орган слуха. Какие части тела к нему относятся? (Уши)
.
Картинка Ухо
Что делают наши уши? Давайте проверим, какой у вас слух.
Игра «Угадай на слух»
(Дети слушают разные звуки и называют, кому они принадлежат)
.
— Молодцы, все отгадали. Уши – тоже важный орган чувств. Благодаря ушам мы с вами слышим, как поют птицы, шумит море, стучит дождь. А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т. д.)
— А еще, для того, чтобы наши ушки были здоровы, делают массаж ушей. Давайте все вместе сделаем.
Самомассаж ушной раковины
(выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Планирование НОД по валеологии
Занятия по освоению теории здоровья в старшей группе проводятся один раз в неделю, а цель определяется на целый месяц. При этом обычно проводятся интегрированные (!) уроки, то есть те, на которых раскрытие темы происходит в процессе вовлечения малышей в разные виды деятельности. Этот принцип построения уроков отражается в перспективном плане, который составляется педагогом на учебный год.
Таблица: перспективный план по валеологии в старшей группе (фрагмент)
Месяц | Цели | Виды деятельности с целями |
Сентябрь |
| Дидактическая игра: «Умею — не умею» по типу «Съедобное — несъедобное». Цель: поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями. Рисование на тему: «Из чего сделан Я?». Цель: выяснить, как дети представляют себе своё Я, свой организм, свои органы. Чтение художественной литературы о чистоте: К.Чуковский «Мойдодыр», Агния и Павел Барто «Девочка Чумазая». Цель: закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки. |
Октябрь |
| Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики. Цель: подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Изодеятельность на тему прочитанных произведений. Выставка рисунков. Цель: выразить своё отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно. Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе. Цель: воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении. Досуг на тему: «Кожа — помощница». Цель: закрепить, углубить полученные знания, развивать логическое мышление. |
Ноябрь |
| Занятие «Скелет и мышцы». Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию — скелет нашего тела. Дидактическая игра: «Опасно — неопасно». Цель: развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков. Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», С.Маршака «Великан». Цель: воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость. Конструирование и лепка из книги Г.Юдина «Главное чудо света». Цели:
|
В перспективном плане оговариваются разные виды работы над конкретными темами по валеологии