Воображение – это чрезвычайно важный психический процесс, однако именно его развитию при подготовке к школе обычно уделяется недостаточно внимания. Найти нестандартное решение задачи, составить рассказ, написать сочинение, сделать творческую работу или придумать интересный исследовательский проект – всё это невозможно без достаточно хорошего воображения. Развить воображение детей дошкольного возраста можно при помощи различных упражнений и игр, о которых и пойдет речь в этой статье.
Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста
У детей, как и у взрослых, специалисты выделяют следующие виды воображения:
- Воссоздающее. Этот тип воображения неразрывно связан с памятью и образным мышлением. С его помощью человек может представить то, что он услышал или о чем прочел в книге.
- Творческое воображение – это создание новых образов путем видоизменения уже знакомых (на основе приобретенного опыта).
- В результате неуправляемого воображения у человека возникают представления, не связанные с какой-либо логикой.
Человек с хорошо развитым воображением обладает незаурядным творческим мышлением, которое позволяет ему легче других справляться с различными задачами. Поэтому очень важно поощрять фантазии и оригинальные решения ребенка.
В дошкольном возрасте воображение развито сильнее всего, ведь малышам еще сложно действовать по заданным правилам. Воображение, как и другие психические процессы, активно развивается посредством игры. Играя, дети придумывают новые сюжеты, используют предметы заместители (то есть кусочек бумаги становится билетом в кино или пульт от телевизора – мобильным телефоном). Фантазия развивается активнее, если жизнь ребенка насыщена разнообразными событиями и яркими эмоциями, ведь новые идеи создаются на основе уже имеющегося опыта. Также важно отметить, что зачастую дети буквально живут в своем воображаемом мире и могут путать фантазии и реальность. Нужно чутко наблюдать за поведением малыша и своевременно знакомить с реальной картиной мира в тех случаях, когда это необходимо (например, что нельзя выбегать на дорогу или совать пальцы в розетку).
Виды воображения
Воображение является неотъемлемым элементом способности человека к абстрактному мышлению – оно помогает воссоздавать образы по отдельно существующим звеньям, планировать события, создавать цели и находить пути для их достижения. Однако не всегда этот процесс подчинен желанию человека или находится полностью под его контролем. Чаще человек имеет дело с так называемыми пассивными проявлениями фантазий, которым не суждено реализоваться в ближайшее время.
Это, например:
- мечты – относятся к осознанным мыслительным процессам, когда индивид наиболее ясно представляет себе желанные образы и события;
- грезы – могут создаваться осознанно или полуосознанно, и также представляют собой желанные моменты, которым никогда не суждено сбыться по ряду различных причин;
- галлюцинации – внеосознанное видение несуществующих визуальных картинок фантастического или адаптивного свойства, в реальности которых индивид не сомневается;
- сны – являются полностью неосознанным процессом, активирующимся в состоянии отдыха человека.
Активными видами воображения называют процессы подконтрольного вызывания нужных образов. Их тоже несколько:
- творческое (продуктивное) воображение – формирует образы или сценарии (алгоритмы) событий, позже воплощаемые в реальные объекты или свершения;
- воссоздающее – является своеобразным «архивом памяти», хранящим и мысленно восстанавливающим по желанию человека образы и факты, имевшие место в прошлом индивида.
Каждый психически здоровый человек обладает воображением, развитым в той или иной степени, но при желании способность оперировать абстрактно можно усилить, раскрыв в себе тем самым новые потенциалы и неизвестные ранее возможности.
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников
- «Что было бы, если…». Эта словесная игра отлично развивает воображение дошкольников. Спросите малыша, что было бы, если, например, машины бы летали или взрослые стали бы маленькими, а дети большими и так далее. Тематика может быть абсолютно любой, а сами вопросы смешными и нелепыми – это только еще больше замотивирует ребенка мыслить творчески.
- «Небылицы». Это упражнение похоже на предыдущую игру. Но вместо вопросов взрослый озвучивает начало истории, а ребенок должен продолжить ее так, чтобы получилось нечто небывалое. В качестве зрительной опоры в этой игру можно использовать различные сюжетные картинки, иллюстрации, вырезки из газет и журналов, а также рисунки самого ребенка. Придумывание небылиц – это чрезвычайно действенный способ развития творческого воображения.
- «Волшебная коробочка». Дети обожают игры с переодеванием. Сложите в коробку старые вещи, маски, шляпы и другие аксессуары. Из различных материалов вместе с малышом можно сшить настоящий маскарадный костюм. Ребенок будет счастлив разыграть дома костюмированный спектакль или устроить показ мод.
Участвуйте в играх ребенка и вместе с ним придумывайте новые сюжеты. Это не только будет способствовать развитию воображения малыша, но и укрепит ваши взаимоотношения.
- «На что похоже облако?». Во время прогулки вместе с малышом оглядитесь вокруг: присмотритесь к облакам, ветвям деревьев, теням, лужам под ногами. Придумайте, на что они похожи.
- «Для чего можно использовать эту вещь?». Предложите ребенку придумать как можно больше способов применения каких-нибудь простых предметов (например, карандаша, листа бумаги, камушек, носок и т.д.). В воображении ребенка обычный стаканчик может стать домом для жука, сигнальным огоньком полицейской машины или музыкальным инструментом.
- Сочинение сказок. Вместе с крохой сочините сказку на ту тему, которая близка ребенку. Присутствие в ней знакомых сюжетов и любимых героев малыша – важные факторы, необходимые для того, чтобы увлечь ребенка игрой.
- «Дорисуй фигуру». На листе бумаги изобразите несколько геометрических фигур и попросите кроху дорисовать к ним детали так, чтобы из каждой фигуры получился какой-либо предмет.
- Кляксография. Похожее упражнение можно выполнить и при помощи красок. Пусть ребенок поставит на листе цветную кляксу, а затем дорисует ее до чего-то содержательного.
- «Несуществующее животное». Это не просто игра, а проективный рисуночный тест, который в руках специалиста может многое рассказать о личности ребенка. В домашних условиях задание, которое лежит в основе данной методики, послужит прекрасным способом развития воображения детей дошкольного возраста. Попросите малыша придумать и нарисовать животное, которого не существует (ни в жизни, ни в сказках, ни в мультфильмах) и назвать его несуществующим именем. После того как рисунок будет готов, обсудите с ребенком его работу: выясните, какой характер у придуманного персонажа, что он любит делать, а что – нет, есть ли у него друзья или враги.
- Творческие виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Через творчество дети выражают свои фантазии, чувства, мысли и переживания. Но в данном случае речь идет именно о свободной творческой деятельности, когда малыш сам решает, что он хочет изобразить. Если говорить о раскрасках и изготовлении поделок по образцу, то эти занятия способствуют лишь развитию мелкой моторики и умения следовать инструкции, но не воображения.
- Конструирование. Каждый раз, когда малыш строит что-то новое, не используя образец или инструкцию, он проявляет воображение и учится мыслить творчески.
- Свободная сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность дошкольников, поэтому именно в ней наиболее активно и естественно развиваются все психические процессы. Играя со сверстниками, дети находятся в воображаемой ситуации со своими правилами и распределением ролей.
Упражнения для детей 6-7 лет
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте воплощение фантазий ребенка претерпевает трансформацию. Большая часть воображаемых сюжетов и образов, рождающихся в сознании маленького человека, уже не находит проявления в игровых ситуациях и творческом самовыражении, а проигрывается ребенком в уме. Именно на этом этапе важно помочь юному фантазеру не уйти с головой в мир вымышленных образов, а подчинить свое воображение реальным целям, научиться продуцировать идеи.
Упражнения для развития воображения у младших школьников могут быть следующими:
- «Практика Л. Н. Толстого». Ребенку показывают любой привычный ему предмет (тетрадь, лампу, стол) и просят его представить, как будто он пришел из далекой страны, где о назначении этого предмета никто ничего не знает. Какими доступными понятиями иностранец мог бы описать увиденную вещь и какое значение придал бы ей?
- «Ожившая картинка». Сначала родителю с ребенком следует представить, что они получили удивительную способность оживлять все, что нарисуют на бумаге. Начать можно с простых образов – солнышка, тучки, цветочка, а затем перейти к более сложным объектам – вымышленным персонажам, древним животным, строениям. Как поведут себя ожившие предметы, будут ли они нуждаться в адаптации, какие новые свойства у них проявятся?
- «Волшебный лес». Родительской рукой на большом листе бумаги рисуется 3-4 стоящих порознь дерева, а все свободное белое пространства заполняется хаотично разбросанными точками и штрихами. Дошкольнику дается задание дорисовать на бумаге лес, задействуя в рисунке все случайные элементы, а потом рассказать о его чудесах.
Часто в детских журналах или обучающих рабочих тетрадях можно найти игровые задания «Продолжи рисунок». Ребенку дается один несложный элемент в виде большой буквы или цифры (геометрической фигуры, ломаной линии), который предлагается развить до самостоятельного изображения. Это упражнение на развитие воображения у дошкольников учит мыслить логически и улучшает мелкую моторику пальцев.
Выводы
Современный мир требует от человека умения находить нестандартные решения задач. Уже в начальной школе ребенок сталкивается с заданиями, для успешного выполнения которых необходим креативный подход. Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития воображения. Для этого существует множество игр и упражнений, в которых малышам нужно самостоятельно придумать что-то новое и необычное. И не забывайте показывать ребенку пример, ведь дети копируют поведение взрослых: играйте и фантазируйте вместе с малышом.
Книги для развития воображения детей(для родителей)
Название книги | Автор книги |
Дошкольная психология. | Урунтаева Г.А. |
Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. | Субботина Л.Ю. |
Развитие творческого воображения у детей. | Соловей Л.Б. |
Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. | Синельников В. |
Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. | Сапогова Е.Е. |
Психология дошкольника. Хрестоматия. | Г.А. Урунтаева. |
Игровые площадки фантазии // Дошкольное воспитание. | Пройслер О. |
Фантазии и реальность. | Петровский А.В. и др. |
Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. | Палагина Н. |
Психология дошкольника. | Мухина В.С. |
Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. | Кудрявцев В., Синельников В. |
Развитие воображения // Дошкольное воспитание. | Кравцова Е. |
Воображение и его роль в познании. | Коршунова Л.С. |
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. | Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. |
Как развить воображение взрослому человеку
Окунаясь с головой в рутину повседневных забот, взрослый человек сознательно ограничивает свое видение мира до узких рамок необходимых ему событий и образов. Это не значит, что способность к воображению у него при этом теряется, однако реализовать ее с каждым годом ему все тяжелее.
Упражнения для развития воображения у взрослых создаются с учетом необходимости отказаться от багажа старых шаблонов, заставляющих мыслить стереотипами. Сознание взрослого человека устроено таким образом, что при попытках мыслить нестандартно в его голове включается целая цепочка защитных механизмов. По этой причине не нужно с первых дней стараться посвятить упражнениям на развитие воображения больше 10 минут подряд.
Начать желательно с простого наблюдения в условиях, близких к обыденным – например, по дороге с работы домой. Даже путь, пройденный многократно, может таить немало сюрпризов, которые и насмешат, и шокируют, если присмотреться к ним внимательнее. Забавно составленное объявление на стене, горящие окна высотного дома, образующие буквенные или цифирные знаки – стоит только открыть свое сознание для необычного, как воображение заработает с удвоенной силой.
Зачем нужно развивать фантазию?
Взрослые понимают, что нужно развивать воображение карапузов, но часто не знают, как это сделать. Детские психологи утверждают, что ребенок с развитой фантазией быстрее разбирается с новым материалом, лучше усваивает полученную информацию, развивает творческие способности. Такие дети, как правило, вырастают уравновешенными, спокойными. Они способны принять взвешенные решения и реализовать себя в выбранной сфере. Если с детства развивать фантазию у ребенка, с большей долей уверенности можно предположить, что он вырастет творческой личностью. Это не означает, что малыш в будущем станет музыкантом, художником или актером. Творческие способности помогают людям любых профессий: директорам, архитекторам, педагогам, и т.д.
Упражнения на развитие фантазии для взрослых
Хорошо развитое воображение характеризуется в первую очередь раскрепощенностью сознания, которую невозможно получить, если мыслить стандартными клише. Разве раковина рапана, привезенная из отпуска, годится только на то, чтобы стать пепельницей? Наполненная почвосмесью и закрепленная отверстием вверх ракушка легко превращается в мини-кашпо для карликового кактуса. Или, покрытая лаком, ложится в основу морской инсталляции. Сколько еще предметов в доме находятся «не на своем месте»?
Кроме этой простейшей тренировки на сообразительность, которую можно проводить где угодно, психологи предлагают применять и такие упражнения на развитие фантазии и воображения:
- «А что, если…». Что, если все охладительные системы в супермаркетах мира одновременно перестанут работать? Что, если воздух на планете превратится в веселящий газ? Задавая себе такие, казалось бы, нелепые вопросы и подробно их «раскручивая» до исчерпывающего ответа, человек учится видеть обычные вещи с неожиданного ракурса и находить логические решения в самых запутанных ситуациях.
- «Скрытый смысл». Это упражнение на развитие воображения от сценариста Жана Пере можно проигрывать в голове каждую свободную минуту, когда есть возможность полистать журнал или галерею картинок в Интернете. Нужно наугад раскрыть первую попавшуюся иллюстрацию и попробовать придумать к ней не менее 10 юмористических подписей, открывающих тайный смысл картинки.
Модное сейчас направление озвучивания иностранных фильмов «гоблинским» переводом – еще один отличный вариант «прокачать» свое представление о нормальности мира. При просмотре любой киноленты по телевизору нужно просто включить беззвучный режим видео и попробовать создать свою версию «озвучки» фильма. Пусть это выглядит глупо и даже бредово, но при регулярных тренировках это упражнение на развитие воображения способно трансформировать обычную серую личность в местную звезду юмора.