Стили педагогического общения воспитателей ДОУпрезентация на тему


В формировании личности ребенка огромное значение имеет общение. Именно через него малыш познает мир. В общении участвует все окружение ребенка. Это не только семья и близкие люди, но и воспитатели детского сада. Они также принимают активное участие в формировании и развитии характера и личности ребенка, влияют на его самосознание, манеру поведения, знания и умения. Именно поэтому большую важность имеет педагогическое общение воспитателя, его стиль и качества, умение педагога «достучаться» до ребенка, понять и принять его внутренний мир.

Эффективность педагогического общения во многом зависит от того, насколько хорошо воспитатель может учитывать возрастные и индивидуальные, специфические особенности детей. Ведь общаться одинаково с трехлетним и шестилетним ребенком не получится. Для самого маленького важно подобрать тон и принципы обращения, которые будут ему близки и понятны, но без лишнего «сюсюкания». Впадать в крайности здесь недопустимо, потому что даже при максимальной близости с воспитанниками воспитатель все равно должен оставаться на определенном расстоянии от детей, не становясь временной заменой матери. Однако для малышей важно подобрать такие методы и стили общения, чтобы максимально расположить к себе ребенка и в то же время стать для него авторитетом, образцом взрослого человека.

В отношении детей старшего дошкольного возраста такой стиль общения уже не подходит, и воспитателю приходится перестраивать его, исходя из возрастных особенностей воспитанников. При этом в общении с детьми по-прежнему важное место занимает особая теплота и доброта, без которых невозможно воспитание и обучение детей.

В определении педагогического общения существует множество разных формулировок и толкований, но все они сводятся к общим понятиям, дающим представление об описываемом явлении.

Прямое и косвенное воздействие

В работе с детьми используются следующие виды педагогического воздействия:

  • Прямое педагогическое воздействие, обращенное непосредственно на воспитанников, касающееся их поведения и взаимоотношений в группе. В него входят следующие методы влияния: указания, объяснения, поощрения, наказания и так далее.
  • Косвенное педагогическое воздействие, осуществляемое через третьих лиц. При нем воспитатель напрямую не выдает указаний, но создает определенные условия, способствующие выбору детьми желаемой для них формы деятельности.

Для работы с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, наиболее эффективным является косвенное педагогическое воздействие, так как прямое воздействие зачастую просто не воспринимается адекватно в силу возраста воспитанников. В то же время общение при помощи игры, чтения сказок и художественной литературы, образы искусства намного быстрее и эффективнее достигает своей цели.

На развитие воспитанников огромное влияние имеют особенности педагогического общения воспитателя. Если ему удастся создать необходимую атмосферу, завоевать любовь и доверие воспитанников, обучение и воспитание будет проходить значительно эффективнее, мягче и деликатней, чем при использовании авторитарных, подавляющих характер и личность ребенка методов.

Столь же большое значение имеет и культура педагогического общения воспитателя. Если воспитатель может справиться с детьми исключительно при помощи авторитарных методов воздействия, включая крик и наказания, ему крайне необходимо задуматься о причинах происходящего и оценить собственные способности и возможности как педагога. Возможно, выбранные им методы воздействия – это путь наименьшего сопротивления или просто самый простой способ общения, подавляющий личности детей, а не воспитывающий их. Пересмотрев свои действия, такой воспитатель сможет найти новые, более рациональные и современные психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Особенности и основные проблемы профессионального общения

Общение — одна из распространенных категорий, описанных в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен коммуникации с разных позиций, значения, вкладываемые в понятие «коммуникация», могут быть различными.

Даже в современной психологии существуют различные взгляды на природу процесса общения. Ряд ученых/психологов (К. Осгурд и другие) рассматривают общение как межиндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). В принципе, под коммуникацией здесь понимается процесс передачи и получения информации.

Согласно другому подходу (М. Аргайл, Т. Шибутани и др.), коммуникация сводится к пониманию, обмену информацией и взаимодействию, т.е. интеракции. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что к понятию «коммуникация» не полностью подходят только категории «общение» и «взаимодействие».

Процесс общения сопровождает всю нашу жизнь, в повседневных ситуациях человек активно вступает в общение по тому или иному поводу. Однако ситуации общения можно условно разделить на информационные и целенаправленные. В первом, в соответствии с названием, основным мотивом общения является обмен информацией. К этому типу взаимодействия относятся, например, такие ситуации, как разговоры в гостях, среди друзей или родственников, то есть такие случаи, когда человек может получать удовольствие от общения.

В отличие от первого варианта, целенаправленное общение обычно направлено на достижение результата, решение проблемы. Чаще всего целенаправленное общение связано с выполнением профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное общение всегда ориентировано на достижение цели. Цели, в свою очередь, определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Именно достижение или недостижение целей оценивает степень профессионализма работника, его эффективность, качество выполнения служебных обязанностей.

Исходя из этого, профессиональное общение понимается как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию, между работником и лицом, вовлеченным в его профессиональные интересы.

В свою очередь, прямой контакт подразумевает непосредственное общение между его участниками (обычно вербальное общение).

А опосредованное взаимодействие называется косвенным контактом (это общение посредством письменной речи, использования средств коммуникации и т.д.).

В профессиональной коммуникации мы также можем различать межличностные и массовые контакты. Межличностное общение является более распространенным, так как предполагает прямой контакт между двумя или более людьми. Массовая коммуникация — это серия прямых контактов между неизвестными и неизвестными представителями определенной сферы профессиональной деятельности.

Профессиональное общение многофункционально по своему содержанию и назначению. В психологическом плане выделяют следующие характеристики профессионального общения:

коммуникативный: целью является обмен информацией между его носителями;

интерактивный: цель — взаимодействие участников профессионального контакта;

перцептивный: речь идет о восприятии профессиональной информации.

Профессиональное общение возможно между людьми, обладающими общим уровнем знаний. В процессе профессионального общения специалист приобретает узкоспециализированные знания, усваивает нормы и ценности, сложившиеся в профессии, перенимает опыт других.

Стили педагогического общения воспитателя с детьми

Все имеющиеся стили общения можно разделить на следующие типы:

  • Индифферентный. При таком типе общения воспитатель не настроен на общение с детьми, плохо достигает взаимопонимания с ними, равнодушен к ним, оценивает их действия и достижения исключительно с точки зрения практичности и рациональности, по внешним признакам, в основном по качеству исполнения детьми режимных моментов. Для него идеальными являются спокойные, послушные, быстро подчиняющиеся приказам дети без собственного мнения и инициативы. Воспитатель с таким стилем общения менее всего подходит для такого типа деятельности.
  • Игровой. Представители этого типа общения много внимания уделяют игровой деятельности детей, предпочитают вести процесс обучения в игровом стиле, а также оценивают достижения воспитанников, исходя из того, как они проявляют себя в игровом общении, не упуская, однако, и достижений в других сферах деятельности.
  • Формально-прагматический. Представители этой группы много внимания уделяют формальной стороне воспитательного и обучающего процесса. Для них большую важность имеет точное исполнение предписаний, часто без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Такое же отношение они проявляют и к родителям воспитанников. Из-за жесткого, бескомпромиссного поведения такие воспитатели редко завоевывают любовь своих воспитанников.
  • Дидактический. Основное направление деятельности таких воспитателей – это обучение. Ему они уделяют больше всего внимания, мало времени и сил тратя на эмоциональное и художественное, личностное развитие ребенка. В обучении часто достигают значительных успехов.
  • Художественный. В своей работе такие воспитатели особое внимание уделяют косвенным методам педагогического общения и концентрируются на художественном воспитании и образовании детей. В результате воспитанники имеют возможность проявить художественные таланты своей личности. Они раскрываются в изобразительном искусстве, танце, пении, декламации, изготовлении поделок и так далее.

Для определения качества воспитателя используется презентация особенности педагогического общения воспитателя. Руководителями детского сада и страшим воспитателем в частности проводится диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ с детьми, помогающая выявить и исправить существующие ошибки и недочеты в работе.

Формы общения детей со взрослыми

Общение малыша со взрослым жизненно необходимо для его развития в любом возрасте. Наиболее важен этот процесс в раннем детстве, до школы, когда закладывается его личность, характер, психика. Такое общение может принимать различные формы в зависимости от возраста малыша. И педагогу необходимо соотнести возраст ребенка и характерную для него форму общения, чтобы этот процесс протекал эффективно.

Ситуативно-личностное общение

Общение это не заложенная в малыше потребность при рождении. В самом начале своей жизни он не воспринимает окружающих его взрослых. Но родители, со своей стороны, продолжают с ним говорить, стараются поймать его краткий взгляд, привлекать всячески особое внимание.

Тема недели «Книжкина неделя» в старшей и подготовительной группах

К сведению! Именно благодаря этим действиям родителей малыш к началу второго месяца жизни начинает осознавать присутствие взрослого, а после и реагировать на его действия.

С взрослого берется пример

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми

Сначала общение выражается в виде ответных действий младенца на родительское внимание (зарождается коммуникация): с ним разговаривают, улыбаются, смотрят на него, в ответ малыш также улыбается, двигает ручками, ножками.

Постепенно, заметив знакомого человека, ребёнок начинает активно двигаться, улыбаться, гулить, пытаясь привлечь к себе внимание. Если же его вниманием обделяют, то он начинает плакать, кричать. Раз возникшая потребность общаться остаётся с человеком до конца жизни.

Дополнительная информация! Часть родителей сухо, без излишних эмоций выполняют свои родительские обязанности, боясь избаловать своего ребёнка. Такое воспитание для младенца крайне вредно, так как доброжелательные, положительные контакты детей со взрослыми закладывают такие основы личности ребёнка, как любопытство к окружающему миру, его восприятие, уверенность в себе. Если же их лишить такого общения, то дети вырастут неактивными, зажатыми или жестокими, агрессивными. Не следует бояться избаловать малыша, в таком возрасте много внимания не бывает.

Внеситуативно-познавательная форма

По психологии данная форма общения у дошкольника проявляется в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте у детей появляется больше возможностей. Они начинают интересоваться не только самими вещами, а также могут представлять их свойства и функции, проводить определение характеристик. Речь у них уже достаточно развита, чтобы не только слушать разъяснения, но и самому активно участвовать в разговоре, спрашивать.

Важно! Со стороны взрослых в этот период важным становится их реакция на действия детей. Одобрение сподвигает ребёнка к дальнейшему познанию мира, критика же, наоборот, становится барьером в общении, заставляет малыша затаиться, отдалиться от взрослого.

Внеситуативно-личностная форма

Это заключительная стадия эволюции форм общения дошкольников со взрослыми. Основное отличие этой формы общения от предыдущей стадии это то, что она ставит целью социальный аспект отношений между людьми, а не материальную природу вещей. Эта функция называется общение в «чистом виде».

У детей старшего дошкольного возраста уже проявляются личностные мотивы, сподвигающие детей к общению. Они могут проявляться в процессе разнообразной деятельности: трудовой, игровой, обучающей, спорта. Но сейчас оно имеет самостоятельное значение.

Для дошкольников общение такого рода имеет важное значение, так как посредством его они познают суть социальной структуры общества людей, мотивы их поступков в отношении тех или иных обстоятельств. Взрослый человек служит источником информации о социальных явлениях в обществе.

К сведению! Ребёнок выбирает взрослого своим примером для подражания, ведь у него не было подобного опыта ранее — каждая ситуация для него новая, и необходим эталон, средство достижения цели, на которое он будет равняться, отталкиваться в дальнейшей жизни, когда взрослого рядом не будет. Поэтому для дальнейшего успешного развития малыша важно, с какими примерами поведения ему придётся столкнуться впервые.

Виды мышления у детей дошкольного возраста

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]