Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУметодическая разработка на тему
Активные формы и методы работы с педагогами в ДОУ
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательной деятельности играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности:
— Педагогические советы
— Семинары
— Методические объединения
Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности ДОУ – высший орган руководства всем образовательной деятельностью. Педсовет включает теоретический и аналитический материал, где педагогами и специалистами ДОУ представлены отчеты из опыта работы, итоги тематического и фронтального контроля, тренинги и анкеты для воспитателей.
Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие?
Педсовет – деловая игра чаще всего используется для подведения итогов работы коллектива, по какой либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
Педсовет – круглый стол. Для его подготовки руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Так же важно выбрать ведущего, ориентирующегося в проблеме и умеющего направлять разговор в нужное русло.
Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуации, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.
Педсовет – дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить тему «Как должно быть организовано взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка?»
Необходимо, чтобы все участники педсовета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов. Следует помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия
Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.
Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Приём «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Тренинг – одна из эффективных интерактивных форм работы с педагогами ДОУ при отработке профессиональных навыков и умений (быстрое реагирование, быстрое обучение).
Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.
Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
Педагогический ринг – ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.
Круглый стол – проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
«Аквариум» – форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Что даёт этот приём педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Инициатор: Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
Спорщик: Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”
Соглашатель: Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего
Оригинал: Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.
Организатор: Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы
Молчун: Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь
Деструктор: Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)
«Вечер вопросов и ответов» — за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.
Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.
Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности
Методика проведения дискуссии:
— ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей;
— вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом;
— организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы;
— заключение, подведение итогов обсуждения.
В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.
Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.
Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.
Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:
1 этап — Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;
2 этап — Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе Категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».
3 этап — На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации.
Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.
Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.
Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику образовательной деятельности или сотрудничества с родителями воспитанников.
Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала.
Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения и активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов.
Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Принцип социального партнерства как новая философия взаимодействия ДОО и семьи
Дошкольная организация как организационная система характеризуется открытостью и однородностью факторов ее внутренней среды, а также связью с внешней средой. Семья, наряду с государством, выступает в качестве субъекта социального порядка. Субъекты социального заказа выступают в качестве социальных партнеров центров ECE.
Термин «социальное партнерство» появился в России в связи с изменением форм собственности. Первоначальный смысл термина заключался в том, что представители работодателей и работников должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, находить компромиссы и достигать соглашения на взаимовыгодной основе.
Распространение экономических отношений во всех сферах государства расширило понятийный аппарат этого термина. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации социальное партнерство — это система отношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей при регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
По мнению экономиста Б. М. Генкина, «социальное партнерство — это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия». Таким образом, анализ определений показывает, что понятие «социальное партнерство» основано на конструктивном взаимодействии участников. Эта основа также отражена в определениях социального партнерства в образовании.
Правовой основой социального партнерства в сфере образования являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую основу организации социального партнерства составляют федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов. Образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС показывает важность социального партнерства, объясняя основные принципы помощи и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития ребенка и его взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; знакомя детей с социокультурными нормами и традициями семьи, общества и государства.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования решает задачи формирования общей культуры воспитанников, взаимодействия образовательных и общественных объединений, а также развития личностных ценностей и установок воспитанников и обучающихся.
В рамках модели дошкольного образования (ФГОС ДО), основанной на ФГОС ДО, партнерство означает, что отношения обеих сторон основаны на совместной ответственности за образование детей. Кроме того, концепция партнерства подразумевает, что семьи и центры ECE равны, имеют общие цели и работают вместе для их достижения