Как подготовить занятие по лепке на тему «Петушок с семьёй» в подготовительной группе


Приёмы лепки для композиции «Петушок с семьёй»

Согласно ФГОС, тематика уроков лепки повторяется ежегодно, но отличается уровнем сложности приёмов для изготовления поделки. Дети 6–7 лет:

Какие виды лепки подходят для темы «Петушок с семьёй»

Для воплощения темы используется сюжетная лепка. Однако и другие виды также подключаются в работу.

Сюжетная лепка

Объединение птичек, вылепленных в предметной технике, в общую мизансцену позволяет разрабатывать целые сюжеты, где фигурки представлены не только в статике, но и в динамике, то есть с расправленными для полёта крыльями, с наклонённой головой, вытянутой шеей и пр.

Для сюжетов дети лепят фигурки с поворотом головы, разным положением крыльев

Предметная лепка

Дети передают образ петуха, курочки и цыплят максимально точно, ориентируясь на картинку или на собственные представления о птице. Затем отдельные фигурки соединяются в общую композицию. В этом виде лепки дети активно подключают использование стеки, палочек для придания фактурности крыльям, то есть делают образ реалистичным.

Предметная лепка предполагает создание отдельных фигурок, которые затем объединяются в общую композицию, то есть сюжет

К теме «Петушок с семьёй» декоративная лепка, то есть создание и декор поделок по мотивам народных ремёсел, подключается в том случае, если фигурка «главы куриного семейства» стилизуется под филимоновского или дымковского петушка.

Декоративная лепка в подготовительной группе подразумевает роспись глиняных основ, то есть очень трудоёмкий процесс, поэтому такой вид лепки обычно обыгрывается на кружковых занятиях

Пластилинография

Элементы рисунка пластилином на тему «Петушок и его семья» используются, как правило, для оформления подложки под мизансцену, которая готовится заранее, к примеру, во время самостоятельной деятельности ребят накануне занятия. Или представляют собой отдельный вид изобразительного творчества — пластилинографию.

В композициях для лепки пластилинография используется для оформления основы

Техники лепки

Тема «Петушок и его семья» реализуется пятью техниками лепки.

Скульптурная (пластичная)

Фигурка создаётся из одного куска пластилина при помощи вытягивания, заглаживания или прищипывания элементов. Дети 6–7 лет отрабатывают точность манипуляций с пластилином, стараясь делать детали максимально натуралистичными: заострённый клюв, тонкий хохолок, вытянутая шея, плавно переходящая в туловище, когти на лапах и пр.

Скульптурная лепка в подготовительной группе усложняется активным использованием стеки для придания фактурности образу

Конструктивная лепка

Эта техника заключается в объединении готовых деталей в единую композицию. Так, для создания курицы дети отдельно формируют туловище овальной формы, голову круглой, делают вытянутый шар, переходящий в конус — для клюва, «колбаски» лап, «блинчики» вытянутой формы для крыльев, и закруглённую форму для хвоста.

Особый акцент делается на точность выполнения сглаживания, примазывания элементов.

В конструктивной лепке сначала готовятся все детали, а потом из них собирается цельная фигурка

Комбинированная техника

Совмещение скульптурной и конструктивной лепки называется комбинированной техникой. К примеру, скульптурным способом из одного кусочка пластилина овальной формы делается туловище и из него вытягивается шея с головой. А крылья, лапки, хвост, гребешок и борода прилепливаются из отдельно вылепленных элементов, сделанных в конструктивной технике.

В комбинированной технике дети обычно делают скульптурными туловище и голову

Модульная техника

Лепка основывается на сочетаниях модулейотдельно вылепленных фигурок, представляющих собой 2–3 самостоятельных сюжета, которые дополняются деталями и объединяются в единую композицию. Например, петушок, курочка, цыплёнок в рамках поделок на тему «Домашние птицы» дополняются травой, домиком, соответствующим описанием и получается поделка «Петушок с семьёй».

В данной композиции модулями являются петушки, которые были объединены в один сюжет: птицы клюют зерно

Лепка по форме

В лепку фигурок птиц подключается бросовый материал, например, футляры от игрушек в «Киндер-сюрпризе», которые замазываются пластилином, дополняются отдельно вылепленными крыльями, хвостом и клювом. В такой технике получаются забавные жёлтые цыплята.

Цыплята по форме знакомы детям со средней группы, в подготовительной поделку усложняют использованием дополнительных материалов — готовыми глазками, которые нужно аккуратно и симметрично наклеить

Создание основы

В роли подложки под композицию «Петушок с семьёй» выступает тонкий картон. Если предполагается, что на основе будут располагаться не только птицы, но и другие элементы: забор, лужайка с травой, колодец и пр., то подложку нужно сделать заблаговременно. Обычно на эту работу выделяется время самостоятельной деятельности ребят после дневного сна. Дошколята замазывают подложку пластилином, лепят детали антуража — заборчик, домик и т. д. – и выбирают им подходящее место на основе.

Ежик

Небольшой лесной зверек с колючками очутится прямо на вашем столе. Смастерить милого грызуна сможет даже маленький ребенок. Лепка из пластилина для детей – невероятно увлекательная забава.

Как изготовить:

  1. Подготовьте необходимые для работы материалы. Из основы коричневого цвета слепите небольшой шарик.

  2. Теперь потребуется немного вытянуть полученную заготовку, шарик должен превратиться в фигурку каплеобразной формы.

  3. Далее лепим из пластилина с детьми носик, глазки для ежика. Прикрепите все к туловищу.

  4. На поверхности вылепленной фигурки потребуется разместить семечки заостренной частью кверху. Крепите «иголки» таким же образом, как показано на фото.
  5. Когда пустые места на туловище лесного зверька заполнены семечками, разместите фигурку из пластилина на картоне. Все готово!

Материалы для лепки

Ведущим материалом для создания поделки «Петушка с семьёй» является пластилин, также могут использоваться глина и солёное тесто. При этом лепка может дополняться деталями оригами. Например, петушок и курочка делаются пластилиновыми, а цыплята складываются из бумаги жёлтого цвета. Ещё один вариант оформления поделки — дополнение природными материалами. Так, перья на хвосте можно сделать из натуральных птичьих.

Натуральные перья для украшения хвоста можно предварительно покрасить красками

Инструменты для лепки

Организуя рабочее пространство для лепки, нужно обеспечить наличие:

  • каркасов — палочек разной длины/толщины (или зубочисток) для крепежей деталей или несущих конструкций;
  • стеки (заострённых и закруглённых);
  • специальной доски или ковриков для работы.

Особенности лепки в подготовительной группе

Виды лепки:

  • предметная — обобщённое изображение характерных черт отдельных объектов (утка, сова, ворона и т. д.);
  • сюжетная — композиция из нескольких предметов и объектов, художественное воплощение эпизодов сказок, литературных произведений (К. Ушинский «Петушок с семьёй») или сцен из окружающей жизни («Петушок с курочкой», «Курочка с цыплятами»), практикуется только в старшей и подготовительной группах;
  • декоративная — пластическое воплощение образа петушка и курочки в стиле традиционной техники народного декоративного искусства по самостоятельно подготовленному ребёнком эскизу с использованием яркой, сочной росписи (геометрические или растительные узоры), например Филимоновская игрушка, или дополнительных материалов (бисера, пёрышек, пуговичек, ракушек, семечек) как оригинального украшения изделия.

Примеры сюжетных композиций по теме «Петушок с семьёй»


«Петушок с семьёй на прогулке»


«Петушок и курочка» лепка в традиции Филимоновской игрушки


«Филимоновское семейство»


«Курочка в уютном гнёздышке»


«Пасхальная курочка» из солёного теста


«Озорные петушки»

Большое внимание уделяется коллективной лепке, благодаря которой дети развивают навыки согласованности действий, работы в команде, совершенствуют психоэмоциональные качества солидарности, проявляют чувства товарищества и ответственности. При исполнении коллективной композиции воспитатель распределяет детей на подгруппы по четыре-пять человек и даёт им разные задания, например, одна группа лепит петушков, другая — курочек, третья — цыплят, четвёртая — придумывает и делает декорации.

Примеры коллективных работ


Примеры различных заданий по теме «Петушок с семьёй»


«Курочка вышла погулять»


«Филимоновские петушки»


«Семейство петушка»

Технические разновидности лепки:

  • Конструктивный — при таком способе образ создаётся путём комбинирования и соединения разных частей или деталей как элементов конструктора. Этот технический приём ребёнок осваивает уже в два-три года, придумывая модель и её составные части.
  • Скульптурный — лепка из цельного куска материала, ребёнок разминает и придаёт необходимую форму, вылепливая образ из бесформенного куска, используя целый арсенал вспомогательных мелких пальчиковых движений: вытягивает форму клювика или хвостика, сминает, формируя крылышки, скручивает, прищипывает, передавая фактуру поверхности, вдавливает и т. д.
  • Комбинированный — крупная форма вылепливается скульптурным способом, например, туловище, а части и детали (крылья, хвост, клювик, глазки) присоединяются отдельно методом налепа. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение именно этому варианту создания изделий.
  • Лепка, использующая готовую форму — тонкую лепёшку раскатанного материала оборачивают вокруг прочной формы (банка, бутылка), убирают лишнее, сглаживают швы. Каркасную форму при необходимости аккуратно вынимают. В данной тематике этот способ чаще всего используется для формирования туловища петушка или цыплят.
  • Модульная лепка — изделие создаётся путём конструирования из готовых одинаковых элементов (модулей), например, шариков, жгутиков, пластинок по принципу объёмной мозаики.

Оборудование и инструменты:

  • каркасы (палочки разной длины и толщины), которые используются как несущие стержни или крепежи деталей или частей фигуры;
  • стеки — заострённые, закруглённые, а также в виде лопаточки и петли палочки, использующиеся для снятия лишней глины, произведения надрезов для лап или крыльев и проработки с помощью прорисовки и штрихов деталей и фактуры (перья, глазки, клювик);
  • специальные доски, размер которых зависит от размера фигурки (для фигуры 15х20 см подойдёт доска 22х35 см) или поворотные станки.

Для лепки обычно используются специальные доски

Характерные особенности работ по лепке старших дошкольников:

  • Стремление более точно передать форму объекта, дополнить его второстепенными деталями (декоративные украшения, внешний интерьер или декорации для сюжетной композиции), изобразить его в движении.
  • Самостоятельный выбор эпизода, осуществление планирования работы.
  • Широкий диапазон технических приёмов и используемых материалов (глина, пластилин, тесто).
  • Работы детей старшего дошкольного возраста воплощают обобщённый образ, передающий яркие признаки предмета без глубокой конкретизации и проработки деталей.

Базовые навыки и знания, приобретённые детьми шести лет на предыдущих этапах и варианты их дальнейшего развития:

  • Умение отличать и лепить формы шара, цилиндра, конуса и диска.
  • В подготовительной группе детей обучают передавать соотношение величин (больше-меньше), проводить сравнение однородных предметов, составлять композиции («Озорные петушки», «Курица в уютном гнёздышке», «Цыплята на прогулке») из окрашенной глины или цветного пластилина и размещать их на подставке.
  • Использование освоенных в старшей группе ленточного способа прикрепления к основе лентообразной формы, приёмов вдавливания и оттягивания, прищипывания, изучение метода кругового налепа. Эти навыки мелкой ручной техники особенно востребованы в процессе лепки в декоративном стиле.
  • Лепка птиц, животных, игрушек в стиле народных промыслов, например, дымковской игрушки, из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей, в дальнейшем детям показывают варианты лепки отдельных частей фигуры птицы (голова и туловище из конуса или цилиндра, плоская лепка крыльев) и их соединения.

Дети с интересом не только лепят народную игрушку, но и украшают её оригинальным орнаментом

Варианты реализации темы в образовательном процессе

По календарно-тематическому плану образовательного направления «Художественно-эстетическое развитие», занятия лепкой предполагаются один раз в две неделе. Тема «Петушок с семьёй» обычно реализуется в рамках занятия лепкой по замыслу осенью или весной с опорой на личные впечатления от отдыха в деревне или изученного в младших группах одноимённого рассказа К. Ушинского.

При этом создание поделки может соотноситься с тематикой других учебно-воспитательных курсов. Например, знакомство с народными промыслами на занятиях по ознакомлению с окружающей средой реализуется в январе лепкой филимоновского петушка, а весной по этой же технологии дети могут лепить петушка с его семью в рамках выполнения поделки по замыслу.

Лепка может быть закреплением тем по разным образовательным курсам

Конспект НОД по лепке в группе раннего возраста ко Дню Матери

Конспект НОД по лепке с детьми раннего возраста 2-3 лет.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми раннего возраста на тему: «Конфетка, подарок маме»Описание материала: предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке для детей первой младшей группы (2-3 года). Данный материал будет полезен воспитателям младших групп. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: «Слепить конфетку из пластилина» Задачи: Образовательные
: совершенствовать умение работать с пластилином, закреплять умение крутить колбаску из него, обучать скручивать из этой колбаски конфетку ( форма «улитки»)
Развивающие
: развивать у детей слуховое внимание, память, внимание, мышление.
Воспитательные
: воспитывать ласку, заботу, трепетные отношения друг к другу, воспитывать желание заботиться о маме, помогать ей.
Оборудование: кусочки пластилина, помещенные в отдельные тарелочки, дощечки для пластилина, ватные палочки ( предварительно убрав с них ватку» Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка», беседа на тему «Мамочка любимая моя»
Ход занятия:

Мама — это значит нежность, Это ласка, доброта, Мама — это безмятежность, Это радость, красота! Мама — это на ночь сказка, Это утренний рассвет, Мама — в трудный час подсказка, Это мудрость и совет! Мама — это зелень лета, Это снег, осенний лист, Мама — это лучик света, Мама — это значит ЖИЗНЬ! Ребята, хотите сделать маме подарок? А что любит ваша мама? Наверно что-нибудь вкусненькое? И сладенькое? Вот вы, любите конфетку на палочке? Я думаю ваша мама тоже очень любит такие конфеты, только вот все время вас ими угощает, а ей и не достается. Давайте в честь такого праздника, как Мамин день, приготовим для наших мамочек конфетки на палочке? Для этого, мы с вами возьмем пластилин и хорошенько его помнем в ладошках. Потом положим его на дощечку и начнем ладошками крутить колбаску( показывать все обговоренные действия). Потом колбаску покрутим между ладошками. В итоге мы с вами получили длинную колбаску из пластилина. Теперь мы один конец заворачиваем во внутрь, и продолжаем его крутить дальше, делая как-бы «улитку». Когда мы скрутили «Улитку», мы ее насаживаем на палочку. И Что ребята у меня получилось? Правильно, конфета на палочке. Сейчас ребята вы сами попробуете приготовить такие конфетки. Дети приступают к самостоятельной работе с пластилином. Техника скручивания может детям даваться нелегко, поэтому в случае если у ребенка не получается скрутить колбаску нужных размеров, воспитатель берет руки ребенка в свои и помогает ребенку. Посмотрите ребята, какие конфетки получились! Ваши мамы будут очень довольны!

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированное занятие с детьми первой группы раннего возраста Конспект НОД в 1 младшей группе по ознакомлению с окружающим миром. В гости к сказке Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми 2 ранней группы Конспект ООД в группе раннего возраста с презентацией

Похожие статьи:

Конспект занятия в 1 младшей группе детского сада. Знакомство с глиной

Конспект занятия в группе раннего возраста. Знакомство с солнцем

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни на тему: Осьминог

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни на тему: Часы

Формы организации и индивидуальный подход

Что касается формы организации работы, то тема «Петушок с семьёй» может реализовываться и индивидуальной, и коллективной поделкой. В первом случае дети заранее готовят подложку, а на уроке лепят птиц. Во втором случае педагог делит ребят на подгруппы по 4–5 человек и в зависимости от их владения навыками лепки, а также с учётом пожеланий ребят распределяет «фронт работ»: одна подгруппа занимается лепкой петухов, вторая — кур, третья лепит цыплят, а четвёртая занимается придумыванием оформления для подложки. При этом дети стараются делать птичек в разных позах.

Обычно в первой и четвёртой подгруппах оказываются ребята, проявляющие особый интерес к лепке. Им также можно дать задание подобрать дополнительный материал для украшения поделки или составить рассказ по мотивам композиции.

Коллективная лепка подразумевает распределение обязанностей и при подготовке подложки: рисунков, моделирования из природных материалов и пр

Одной из форм реализации индивидуального подхода является отработка приёмов лепки. Например, перекатывание карандаша между ладонями для отработки быстроты движений ладоней и пальцев при формировании пластилиновых деталей. А также хорошей тренировкой будет создание «жгутиков», «блинчиков» и пр. элементов, которые бы соответствовали образцам, сделанным педагогом.

Лепка может быть вариантом организации самостоятельной деятельности ребят, проявляющих интерес к этому виду изобразительной деятельности

Как мотивировать детей

Продуктивность работы дошкольников зависит от качества мотивации, которая реализуется целым рядом приёмов на вводном этапе занятия.

Таблица: мотивационные приёмы для занятий лепкой на тему «Петушок с семьёй» в подготовительной группе

Приём и особенности его использованияПример
Картинки, плакаты, позволяющие наиболее точно и пропорционально передавать формы частей тела птиц.
БеседаПедагог предлагает детям вспомнить, каких домашних птиц они видели в деревне, зоопарке, какие их повадки наблюдали, как курочка заботится о цыплятах, чему их учит и т. п.
Стихотворения, загадки, которые позволяют детям вспомнить основные особенности домашних птиц (внешние, образа жизни).
  • Петух-отец жене-наседке Сказал: «Должны учиться детки! Чтоб каждый мог, как я, уметь «Ку-ка-ре-ку!» красиво спеть И прокудахтать «Ко-ко-ко!» Чтоб слышно было далеко»;
  • Влез на крышу петушок, Прочитать решил стишок. Начинал, срывался, Очень волновался. Вспомнил лишь одну строку И пропел: «Кукареку!» (Г. Виеру);
  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Беленькие пёрышки, красный гребешок. Кто это на колышке? (Петух);
  • Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица).
Мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй» для придумывания сюжета композицииПоскольку рассказ Ушинского изучается во второй младшей группе, в подготовительной дети повторяют сюжет, придумывают ситуации, когда бы Петушок мог ещё помирить всех членов своей семьи. Например, когда все цыплята начали обижать одного, самого маленького.
Сюрпризные моменты для объединения ребят общим деломВ гости к ребятам приходит Петушок и рассказывает, как он пошёл гулять со своей семьёй на пруд, но так залюбовался своим отражением в воде, что отстал от курочки с цыплятами. И теперь просит детей помочь ему вернуться домой, вылепив композицию «Петушок с семьёй».
Игры
  • «Найди отличия» – дети сравнивают два изображения петуха и находят отличия;
  • «Определи, чья тень»;
  • «Найди на картинке яички» – на иллюстрации с петушком и его семьёй спрятаны яички, воспитатель в задании сообщает, сколько яичек нужно найти.

Для поиска отличий нужно подбирать яркие и запоминающиеся образы

Видео: мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй»

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Я и моя семья». Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье. Программное содержание. Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Развивать связанную речь детей. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Оборудование. Микрофон, семейные фотографии. Предварительная работа. Составление рассказов о себе и своей семье, рассматривание семейных альбомов, рисование портретов членов семьи, заучивание стихов о маме, бабушке. Содержание НОД – Ребята, давайте мы с вами представим, что всех нас пригласили на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А кем же буду я? А я буду телеведущей. Участники передачи приготовились? – Добрый день! Сегодня в нашей студии ребята из детского сада «Оленёнок» города Мичуринска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. В начале нашей передачи я предлагаю вам представиться и рассказать немного о себе. (Рассказы детей о себе). – Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье. Скажите, что такое семья? (Ответы детей). – А какие бывают семьи? (Ответы детей). Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и весёлые, трудолюбивые. – Расскажите, какая у вас семья, сколько человек, что вы любите делать вместе? (Ответы детей). – Ребята, а скажите, кто для вас самый родной человек на свете? (Ответы детей). – Правильно, никого роднее мамы в целом мире нет. Я предлагаю сказать вам красивые слова своей маме. (Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная). Ну а теперь, давайте расскажем о своей маме. Рассказы детей. Наташа приготовила стихотворение о маме. Давайте его послушаем. Стихотворение «Вот какая мама». Благина. – Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны. Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте поиграем с вами в игру «Детёныш и его мама». – Ребята, о ком из членов своей семьи вы могли бы ещё рассказать? (Дети рассказывают о своём папе). – Ребята, вы нам рассказали о своих мамах и папах. А кто ещё живёт с вами? (Ответы детей). – А кто нам хочет рассказать о своих бабушках и дедушках? – А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково». – Ребята, а семья это только мама, папа, бабушка и дедушка? (Ответы). Нет, конечно. Это только взрослые члены семьи. А ещё есть и маленькие члены семьи. А это кто такие? (Ответы детей). Кто мне расскажет о своём братике и сестричке? (Рассказы детей). – Время нашей передачи подошло к концу. Сегодня мы с вами поговорили о ваших замечательных семьях. Послушали ваши рассказы о ваших родных и близких людях. А сейчас я хочу вам напомнить пословицы: * При солнышке тепло, при матушке добро. * Материнская ласка конца не знает. * Птица рада весне, а младенец – матери. О ком эти пословицы? * Изба детьми весела. * Вся семья вместе, так и душа на месте. – А кто из вас знает пословицы о семье? (Дети называют несколько пословиц). * Итог занятия. * Дорисуй вагончики и в них впиши своих родных. Подпиши имена.
Следующая >

Составление конспекта занятия по лепке «Петушок с семьёй»

Занятие по лепке включает три этапа работы над темой:

  • вводный, мотивирующий детей на работу — до 5 минут;
  • основной, включающий определение схемы выполнения поделки, собственно лепку, физкультминутку и/или пальчиковую гимнастику — до 20 минут;
  • заключительный, то есть оценка деятельности ребят педагогом и рефлексия — до 5 минут.

Цель урока уточняется видом и техникой создания поделки, например, создание сюжетной композиции в конструктивной технике на основе содержания рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй».

Формулировка задач подразумевает приёмы, которые будут отрабатываться на уроке:

  • учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур;
  • добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей;
  • формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Таблица: Чуракова О.А. Конспект занятия по коллективной лепке «Петушок с семьёй» по рассказу К. Д. Ушинского в подготовительной группе

ЭтапСодержание
ВводныйВоспитатель: — Ребята, посмотрите на картинки. Кто же там изображён? Дети: — Курица, цыплята, петух Воспитатель: — Да, давайте вспомним, какой рассказ мы недавно прочитали, где присутствуют эти герои? Дети: — Петушок с семьёй Воспитатель: — Молодцы. Давайте подробнее вспомним, что произошло в этом рассказе, просмотрев мультфильм. (смотрят мультфильм, беседуют) Воспитатель: — Цыплята разбежались, а петух и курочка пошли их искать. Давайте, мы тоже вместе с петушком пойдём.
ОсновнойФизкуль. (В соответствии с текстом, дети делают шаги на месте, руки держать за спиной. Затем делают круговые движения руками, приседают, грозят пальчиком, делают наклоны вперёд).
Дети садятся на свои места Воспитатель: — Ребята, мы с вами уже распределились на группы, вспомним кто что будет лепить и приступим к лепке. Дети с воспитателем рассматривают образец, вылепленный педагогом. Воспитатель обращает внимание на цвет, форму: туловище — большой шарик, голова — маленький шарик, клюв (маленький, остренький).
Воспитатель: — Я беру маленький кусок пластилина и что делаю? Раскатываю шарик. Это будет головка цыплёнка. Затем беру большой кусок пластилина и тоже раскатываю шарик. Это будет туловище птицы. Теперь мы скрепляем два шарика, прижимая их друг к другу. А теперь мы делаем клюв, прищипываем двумя пальцами.
Пальчиковая гимнастика: Петушок наш вдруг проснулся, Прямо к солнцу повернулся. Кукарекнул раз, два, три! Ты сегодня не проспи.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь детям.
ЗаключительныйРазмещение готовых работ на подставке, рассматривание и оценка детских работ.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-lepka-petushok-s-semei-po-raskazu-k-d-ushinskogo-kolektivnaja-kompozicija.html

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции». Автор: воспитатель ДОУ Назарова Галина Александровна.

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
  3. Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
  4. Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
  5. Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
  6. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
  7. Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
  8. Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материалы и оборудование:

ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?

— В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

— О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).

— Что такое семья? (ответы детей).

— Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я — Галина Александровна).

— Посмотрите на эти картины внимательно.

— Что изображено на картинах? (семья)

— Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

— Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)

— Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)

Пословицы о семье.

Воспитатель:

— Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).

— А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».

Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

— Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

  1. Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
  2. Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:

— Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

— А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

— Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Показывает картинку с изображением младенца.

— А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.

— Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель:

Опуская предметы в воду приговаривали.

— Уголёк — Пусть всегда в доме будет тепло.

— Зерно — Будь всегда сыт.

— Монета — Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.

Показывает картинку с изображением праздника.

— Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).

— Праздников на Руси проводилось много.

— Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».

Игра «Петушиный бой»

Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.

Воспитатель:

— А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

Игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.

— Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

— Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.

— Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками — не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.

Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.

— У меня для вас очень интересное задание.

— На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.

Творческое задание

Придумывание детьми семейной традиции.

Продуктивная деятельность

— А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег — в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег — подкову).

— Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.

— Предлагаю украсить свои обереги — подковы на счастье в свой дом.

Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.

Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.

Подведение итогов

— Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

— О каких традициях мы напишем финским детям?

— Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.

— И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».

Автор: Назарова Галина Александровна — воспитатель первой квалификационной категории
0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]