Анализ видов праздников и развлечений в детском саду
Ольга Жукова
Анализ видов праздников и развлечений в детском саду
В жизни людей происходит чередование будней и праздников, которые во многом противопоставляются друг другу.
Для детей праздник имеет особое значение. К. Д. Ушинский отмечает, что праздник для ребенка – это совсем не то, что для взрослого.
Праздники и развлечения являются частью культурно-досуговой деятельности ДОУ. Через управляемую культурно-досуговую деятельность детей возможно развить общую культуру ребенка, его творческую индивидуальность, сформировать основы его положительного отношения к окружающим, позитивную «Я-концепцию»
и т. д.
Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России, М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова определяют такие виды детских праздников,как:
1) народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, Красная горка, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины;
2) государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;
3) международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день;
4) православные – Рождество, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров;
5) бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу;
6) «фантазийные праздники»
–
Праздник мыльных пузырей, Праздник воздушных шаров, Бумажных корабликов и т. д. .
Н. А. Ветлугиной рекомендуется 1 мая, 8 марта, Новый год отмечать в форме праздничных утренников, а 23 февраля, День Победы – в форме тематических комплексных занятий.
Как замечает О. П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.
Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А. Н.Зимина видит в следующем:
— дать детям радость и побуждать их к активности;
— дать яркие художественные музыкальные впечатления;
— привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Организация детского праздника, как пишет Ю. И. Братчикова,включает в себя следующую предварительную работу:
1) тщательный отбор сценария и актеров;
2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;
3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;
4) проведение репетиций;
5) изготовление костюмов и декораций;
6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;
7) приготовление угощений.
Содержание детских праздниковвесьма разнообразно и представлено: танцами, пением, художественным словом, инсценировками стихов и сказок, постановками небольших пьес, шутками, репризами, сюрпризными моментами.
Оформление праздника включает декорации, костюмы и атрибуты для детей, музыку. Желательно, чтобы дети участвовали в подготовке оформления праздников
Каждый вид праздника имеет свои обычаи и традиции.
Так, праздничная программа праздниковна общественную тематику обычно состоит из трех частей:
1) первая часть, небольшая по времени (5 – 7 минут, включает торжественный вход нарядно одетых детей с флажками, цветами, ветками и т. д., перестроения, чтение стихотворений, исполнение 1 – 2 песен;
2) вторая часть – более продолжительная. Она состоит из кол-лективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных моментов. Дети исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях. Особое место здесь занимают знакомые детям народные песни, игры, хороводы, танцы.
Данная часть может проходить в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, или же часть репертуара может быть объединена одной темой. В эту часть включаются инсценировки, игры, сюрпризные моменты.
3) в заключительной части внимание детей вновь привлекается к основной идее праздника. Ведущий еще раз поздравляет всех присутствующих с праздником, ребята могут хором прочитать четверостишие, посвященное празднику. Уходят дети под бодрый марш.
Новогодний сценарий традиционно состоит из трех частей:
1) первая часть – дети осматривают красочно убранную елку, читают стихи, водят хороводы;
2) вторая часть – кульминационная. Здесь появляются Дед Мороз, Снегурочка, которые продолжают вести утренник, проводят аттракционы, игры, загадывают загадки и т. д. ;
3) третья часть – завершающая. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми. После одного – двух массовых танцев (хороводов)
вокруг елки дети расходятся по группам.
Праздники, посвященные прощанию с детским садом и проводам детей в школу, отличает теплая атмосфера дружеского внимания.
Дети подготовительной группы исполняют свои любимые песни, игры, танцы, смотрят выступления ребят других групп, принимают от них поздравления, цветы, сувениры. В песнях и стихах, заключающих утренник, дети благодарят воспитателей и работников детского сада, обещают хорошо учиться в школе.
Праздники, посвященные дню рождения детей, обычно проводятся как своеобразное семейное торжество.
Ребенку (группе детей)
посвящается небольшой концерт, вручаются подарки (самоделки, рисунки, изготовленные сверстниками. Дни рождения лучше проводить во второй половине дня и заканчивать чаепитием с пирогом и сладостями.
В последние годы традицией во многих ДОУ стало проведение совместных детско-родительских праздников.
Такой праздник, как отмечает Е. В. Огородова,может состоять из четырех частей:
1) первая часть – театрализованное представление, в котором свое мастерство могут показать дети, родители, воспитатели;
2) вторая часть – общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой праздника;
3) третья часть – игры и конкурсы для детей и взрослых. Игры могут быть подвижными и дидактического характера, с музыкальным, интеллектуальным, шуточным и другим содержанием;
4) четвертая часть – рефлексия (подведение итогов праздника)
.
В праздники, проводимые в начале учебного года, включается больше игр, зрелищ, так как дети еще не успели освоить более сложный репертуар.
Подчеркнем: каждый праздник (утренник, развлечение)
должны опираться на продуманный сценарий и быть тщательно подготовлены. Сценарий отражает основную идею
праздника, не дает ходу праздника «рассыпаться»
.
Сценарий должен соответствовать возрастным возможностям детей. Необходимо учитывать музыкальные и иные творческие навыки детей на конкретный период.
При работе над сценарием, как указывает М. В. Пархоменко,необходимо учитывать принципы: доступности, содержательности, занимательности, развлекательного характера, познавательности, насыщенности движением, динамичности, «сюрпризности»
.
Рекомендуется придерживаться правил:
— интересный сюжет;
— игра как основа праздника, либо единая игровая тема праздника;
— чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;
— построение программы на музыкальном и речевом материале, ранее освоенном с детьми;
— включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;
— соответствующая возрасту продолжительность праздника (от 20 минут для детей раннего возраста до 45 минут для старших дошкольников).
Большое внимание должно быть уделено подбору музыкального материала праздников.
Педагог (музыкальный руководитель, воспитатель, методист)
продумывает тему, форму
праздника, подбирает музыкальный и литературный материал. Номера для детей следует подбирать по их силам и наклонностям, дети должны получать удовольствие от участия в празднике.
Ведущий праздника – артистичный, с хорошей культурой речи. Он должен обладать навыками свободного общения с детьми и взрослыми, поскольку именно он создает положительный и доброжелательный настрой утренника.
Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений и их по возможности художественное исполнение. Следует помнить, что многообразие ярких впечатлений может вызвать у детей заторможенность или, напротив, излишнюю подвижность. Во всех непредвиденных случаях ведущий должен проявлять выдержку и находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.
Хорошей традицией являются «проводы праздника»
. В музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок.
Развлечения – один из видов культурно-досуговой деятельности ДОУ.
Развлечения – красочные моменты, развивающие творческую активность, обогащающие детей впечатлениями. Кроме того, дети в развлечениях могут проявлять самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, личностные качества и т. д.
Развлечения классифицируют, в зависимости от активности детей, на три вида. Это развлечения,в которых дети:
1) только зрители и слушатели;
2) участвуют самостоятельно;
3) участвуют совместно со взрослыми.
При организации развлечений первого вида дети привлекаются к оформлению группы, зала, изготовлению пригласительных билетов, атрибутов. В развлечениях, где дети только зрители и слушатели, положительный эмоциональный настрой передается им в процессе восприятия.
Во втором виде развлечений дети сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, участвуют в различных играх. Этот вид развлечений помогает педагогу найти занятие для каждого ребенка.
Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
Третий – смешанный вид развлечений позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками. К этому виду развлечений привлекаются и родители.
По содержательной направленности различают развлечения:
1) театрализованные (кукольный, теневой, пальчиковый театр и др.)
;
2) познавательные (викторины, Клуб веселых и находчивых и т. п.)
;
3) спортивные (подвижные игры, эстафеты, аттракционы, соревнования)
;
4) музыкально-литературные концерты;
5) шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты.
Остановимся подробнее на последнем виде развлечений.
Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.
Фокусы, с которыми связано нечто загадочное, всегда вызывают у детей живой интерес.
Сюрпризы – неожиданные и веселые моменты, вызывающие у детей множество положительных эмоций.
После проведения праздников и развлечений чрезвычайно важно закрепить впечатления и знания, полученные детьми. Впечатления от праздника и развлечения могут быть запечатлены в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Таким образом, праздники и развлечения – интегрированные, эстетико-социальные явления, значимые мероприятия в жизни детского сада. Задача педагогов ДОУ – сделать детский праздник и развлечение незабываемым, оставить яркий след в душе воспитанников.
Чем полезны детские утренники в детском саду для детей?
Прежде всего, задача утренников, как и вообще любых праздников, внести разнообразие в привычный и монотонный уклад детей. Добавить в него положительных эмоций, красок и радости.
Если говорить о практической составляющей детских утренников, то можно выделить несколько основных педагогических функций, которые они выполняют.
Каких именно?
- мотивация к творческой деятельности. К выступлению на утреннике детей учат петь, танцевать, что-то рассказывать и так далее. Все это стимулирует в них творческое развитие.
- укрепляют отношения между родителями и детьми. Родители чаще всего тоже принимают активное участие в подготовке к утреннику, поэтому их отношения в этот период особенно активны. Они вместе учат стихи, подбирают наряд к выступлению и так далее.
- сплачивают детей. Помимо индивидуальных выступлений, на утренниках дети выступают совместно. Общий хор, репетиции сценок, совместные танцы, все это требует подготовки и слаженности действий. Для этого детям нужно учиться взаимодействовать друг с другом.
Детские утренники, это, как правило, длительная совместная работа детей, их родителей и воспитателей. За период подготовки и в процессе выступления, решается много важных задач.
Что такое детские утренники?
Детские утренники – это маленькие праздники, в которые вложено столько эмоций, детских переживаний, труда воспитателей и педагогов.
Такие праздники в детском саду проходили в первой половине дня, между завтраком и обедом. Поэтому они и получили такое название.
Задача утренников разнообразить жизнь детей, сделать ее более яркой и интересной. Утренники в первую очередь имеют обще эмоциональное значение, но также и выполняют целый ряд различных педагогических функций.
А какие функции?
Кто придумал детские утренники? ⠀
Итак, кто и зачем вообще придумал утренники?
Первоначально, конечно, идея задумывалась как праздник для ребят. Наступает какое-либо знаковое событие: Праздник Осени, Новый год, 8 марта. Все эти даты хороший повод устроить угощение, а также блеснуть талантами, кто на что способен.
Утренники стали проводить в детских садах СССР. Традиции проведения утренников уходят в советское время. Каждый утренник был настоящим костюмированным балом. Самыми яркими был новогодний, 23 февраля «день папы» и 8 марта «день мамы».⠀
Современные утренники ничем не уступают советским. Хотя все зависит от конкретного детского сада. Теперь на первый план вышла задача действительно показать способности малышей и чему они научились.
Родителям и педагогам важно видеть плоды своей работы. Отметить к чему каждый ребенок более склонен, какие навыки требуется развить. ⠀ В RigaKids внимательно присматриваются и прислушиваются к талантам воспитанников!