Статья «Новые подходы к взаимодействию с семьёй воспитанников ДОУ в рамках ФГОС»


Статья «Новые подходы к взаимодействию с семьёй воспитанников ДОУ в рамках ФГОС»

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе — это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Форма сотрудничества ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Если ребёнок будет расти в атмосфере любви и нежности, хотя временами вы будете прояв- лять разумную твердость, он сохранит своё дружелюбное отношение к людям потому, что оно заложено в его натуре.

Беджамин Спок

В этом эпиграфе выдающегося американского психолога, врача, педагога выражена вся сущность взаимодействия воспитателя и родителей в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования, которые помогут ему успешно пройти курс обучения в школе. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Вряд ли возможно гармоничное развитие ребёнка без активного участия его родителей. И, главной особенностью семейного воспитания, признаётся особый эмоциональны климат, благодаря которому, у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Практикой доказано, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет взаимодействие семьи и детского сада. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и воспитатели ожидают друг от друга. Я считаю, что основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с СЕМЬЁЙ – является установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателем, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детскородительских взаимоотношений.

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Многие родители сегодня, увы, склонны перекладывать воспитание своих детей на детский сад, школу, государство, нанося тем самым непоправимый ущерб, как ребёнку, так и себе, да и обществу. Воспитывать полноценную личность не возможно без добрых семейных традиций, семейного тепла и уюта, защищенности. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков

нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

За 10 лет педагогической деятельности, я убедилась, что организация целостного педагогического процесса, охватывающего воспитательным влиянием всю жизнь ребёнка в целом, всю систему его отношений с окружающей его действительностью возможна только во взаимодействии с родителями, которые, как и воспитатель, должны учиться у детей, как их воспитывать.

Я считаю, что первая ступенька настоящего сотрудничества воспитателя с родителями в совместном поиске форм, методов, средств, создание нормального психологического климата в детском саду и дома, способствующего формированию и развитию личностных качеств воспитанника.

Что бы семья хотела и училась воспитывать, ведь пример родителей – это основа семейного воспитания. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь, поэтому, основной целью своей работы я взяла – вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

И поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

  1. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников и способствовать активной творческой деятельности.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей в создании благоприятных условий и эмоционального комфорта ребёнка в окружении сверстников в детском саду и всех членов семьи.
  3. Овладения родителями психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для создания благоприятного психологического климата в семье.

Изучив литературу по работе с родителями, передовые опыты работы других педагогов, разработала свои план по работе с родителями.

4. В план работы постаралась включить разнообразные формы работы с родителями. Для начала свою работу я разделила на 4 блока:

1. наглядно-информационный:

  • выпуск газет,
  • открытые занятия для родителей,
  • информационные стенды,
  • дни открытых дверей;
  • вернисаж,
  • библиотека

2. Информационно-аналитический:

  • анкетирование,
  • опрос,
  • «почтовый ящик»;

3. Познавательный:

  • педагогические гостиные,
  • родительские клубы,

4. Досуговый:

  • праздник,
  • участие родителей в конкурсах,
  • выставки.

Такая форма работы, как «почтовый ящик» позволяет родителям (застенчивым и нерешительным) делиться своими мыслями, идеями и предложениями с воспитателями и специалистами посредствам записи.

Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, или я передаю

специалистам письменно для индивидуальных встреч и консультаций.

Газета – еще одна форма работы с родителями.

Совместно с родителями в группе создана видео, фототека из жизни детей, ролики можно взять домой для просмотра.

Очень популярен в нашей группе «Вернисаж», стенд на котором размещаются: фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества.

В организации групповой библиотеки для родителей и детей активными участниками являются сами родители. Они создали своими руками игровые и демонстрационные пособия, помогли составить картотеки игр, опытов, экспериментов.

5. Одной из самых эффективных форм работы с семьей остается – родительские собрания, цель которых повышение педагогической культуры родителей, формирование родительского коллектива, педагогическое просвещение, и консультации, дискуссии, и семейные праздники.

Самая популярная и любимая, как для меня и детей, так и для родителей – досуг. Здесь наиболее полно раскрываются возможности взаимодействия для сотрудничества и проявления творчества семьи, детей и воспитателя. Опыт показал, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

Совместно с родителями и детьми мы оформляем фотовыставки, выставки

детских и родительских работ по сезонам, к праздникам и т. д.

Стало традицией группы проводить праздники и досуги, где непосредственными участниками являются родители. Особый праздник Новый год, – где главными сказочными героями являются родители. А после праздника обязательный ритуал – чаепития.

Семья и детский сад имеет свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируются воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Ссылки на источники

1. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 2011. № 9.

С. 23-31

2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй // дошкольное воспитание 2012. № 1. – С. 41-49.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2012. № 1. – С. 60-68.

4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2011. – С. 25-26.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013. – 78с. – (Образование в документах и комментариях).

6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. – М.: Сфера, 2014 – 112с.

7. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2011. №8. – С. 57-59.

Приложение: Празднование праздника «Масленица»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК Из опыта работы воспитателя Ревицкой Валентинны Максимовны

Следующая >

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь – от родителей.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Многие родители пытаются решить проблему собственной несостоятельности заменой процесса воспитания обучением в различных развивающих студиях и центрах.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Планирование работы с родителями, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

В нашем детском саду «Улыбка» ежегодно планируется много мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений. Формы взаимодействия коллектива с семьями воспитанников используем как традиционные, так и новые: беседы и консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные досуговые мероприятия, утренники и концерты, открытые занятия для родителей, мастер – классы, дискуссии. Родителям при этом открывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники ДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Родители воспитанников, включаясь в деятельность учреждения, как правило, выбирают мероприятия, в которых находят ответы на актуальные для себя вопросы.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Самыми популярными, посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность родителей со своими детьми.

В сентябре и апреле в детском саду проходят недели открытых Дверей. В эти дни родители посещают групповые мероприятия, которые позволяют им четко знать и видеть, как живет и развивается их ребенок, какие новые условия создаются и насколько комфортны они для ребенка. Во время посещения открытых занятий родители могут наблюдать за ребенком в обычной для него обстановке, в контексте реальных его взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Родитель имеет возможность сравнивать своего ребенка со сверстниками и выявить что – то ранее незамеченное. Вовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Новизна данной формы работы заключается в создании мотивации для возникновения равных партнерских взаимоотношений между ребенком и родителем в процессе проведения совместных опытов, направленных на повышение познавательного интереса у детей. Наш опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «родитель — воспитатель» стали вечера – досуга с активным участием родителей. Так в ноябре проводим совместный с мамами праздник «Мама, любимая моя!», на котором царит теплая, душевная атмосфера. В январе «Я люблю тебя Россия!», феврале спортивные праздники «Веселые старты», «День защитника Отечества», «Масленица». В апреле – «Праздники правильной речи», в мае итогом работы с семьей в подготовительной группе является выпускной бал «До свидания, детский сад».

Важнейшим способом реализации сотрудничества с родителями является вовлечение их в мероприятие как активных участников. Родители проявляют смекалку, фантазию в различных конкурсах, выставках, фестивалях. Участвуют в проведении мероприятия как ведущие, играют на музыкальных инструментах, рассказывают интересные истории из своей жизни и многое – многое другое.

Подчас у родителей возникают проблемы, которые могут решиться с помощью специалистов. В этом случае на помощь им приходят педагоги – специалисты, психологи которые проводят диспуты, мозговые штормы. В процессе них, участники приходят к единому мнению. Хочется отметить, что иногда из темы дискуссии вытекает новая проблема и родители предлагают продолжить диспут в дальнейшем.

Консультации и беседы проводим ежедневно во время приема детей и ухода ребенка домой. На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики), его познавательных возможностей и пути их коррекции. Особое место уделяем организации развивающей среды дома: подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения посуды для принятия пищи и объектов познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учетом индивидуальных возможностей.

Помимо консультаций используем и другие формы работы: наглядно-тематические уголки для родителей, выставки, стенды, оформленные в ДОУ, заинтересовываем их современной тематической информацией по вопросам воспитания, здоровья, безопасности детей. В них входит: памятки; буклеты; газеты и журналы, освещающие жизнь детей в детском саду, транслирующие лучший опыт семейного воспитания, содержащие рубрики: «Это интересно», «Важно знать» и т.д.; образовательные маршруты выходного дня, проведения каникул, медиатека.

В силу того, что детский сад является комбинированного вида, основным направлением в работе — коррекция речи. Проблема формирования речи детей является актуальной в наше время. Многие из родителей не всегда знают, как можно помочь своему ребенку. Часто родители рассказывают: «Мы так много читали ребенку, рассказывали, учили стихи, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет: сам ребенок не может описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать, либо отвечает на вопросы односложно…» Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – а не ребенок!»

Мы искали разные формы работы с родителями по оказанию помощи специалистами в коррекции речи детей. Неоднократно обсуждали с родителями данную проблему, и пришли к выводу, что наиболее эффективными формами работы являются — семинары – практикумы, на которых педагоги специалисты знакомят родителей с дидактическим материалом, нетрадиционными игровыми методами работы с детьми по преодолению речевых проблем.

Очень содержательны встречи на темы: «Логопедические занятия дома», «Речь на кончиках пальцев», «Искусство быть родителем». Практические задания для взрослых позволяют обучить их элементарным приемам педагогического взаимодействия с ребенком, вовлечь родителей в воспитательно – образовательную деятельность, заинтересовать их.

Ежегодно проводились и проводятся с педагогами консультации. Темы самые разнообразные: «ДОУ и родители. Пути сотрудничества», «Анкетирование как метод изучения семьи дошкольника. «Наглядные формы работы с родителями», «Коммуникативные игры с детьми и родителями» «Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества ДОУ» и другие.

Подведение итогов реализации образовательных программ на групповых родительских собраниях ежегодно в конце учебного года мы выстраиваем в форме диалога: родители высказывают не только мнение об организации воспитательно – образовательного процесса в учреждении, но и свои запросы на организацию образовательных услуг, в том числе и дополнительных в новом учебном году.

В заключение хочется поделиться главным результатом и ценностью нашей работы: постоянный контакт педагогов детского сада с родителями воспитанников обеспечивает устойчивый интерес последних к изменениям, которые происходят в развитии их ребенка. А также, дети чувствуют себя в детском саду комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к детям. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого – педагогической культуры и, по- моему мнению, будет способствовать реализации требований ФГОС ДО.

Список литературы:

  1. Андреева H.A., Пономарева Л.И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. Курган, 2004. 64 с.
  2. Андреева H.A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Курган, 2000. С. 21-24.
  3. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) / Под ред. Т.А. Марковой.— М.: Педагогика, 1979. 192 с.
  4. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада (Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.) / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]