Программа по окружающему миру «Зелёная тропинка» для занятий по подготовке к школе.
Цель:
развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
— формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
— уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
— обогащать активный и пассивный словарь;
Развивающие
— развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
— формировать навыки самоконтроля и самооценки;
— формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
— развивать творческие способности, воображение;
— формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
— способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
— способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
— формировать этические нормы и правильное поведение.
2) Нормативные документы на основании которых разработана программа:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа России»;
СанПиН 2.4.1.3049-13;
Методические рекомендации к проведению занятий по основным направлениям познавательной деятельности старших дошкольников.
Приказ ОУ № 246 от 01.10.2014г. «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»
3) Сведения о программе:
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе учебно-методического пособия А.А Плешаков «Зеленая тропинка» и предназначено для подготовки детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
4) Обоснование выбора программы
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников. Отличительная особенность данной программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
5) Информация о внесенных изменениях
Изменения в примерную программу не внесены.
6) Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
Программа составлена из расчёта 1часа учебной нагрузки в неделю (1 раз в неделю по 1 часу), в течение всего учебного года с 1 октября по 15 мая (30 часов).
В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого занятия и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.
7) Формы организации образовательного процесса
- групповые занятия с детьми;
- индивидуальные консультации;
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-праздник;
- занятие-спектакль;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование.
- работа в паре
Задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, дошкольники должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ребёнку высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся, обучая».
Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
9) Виды и формы контроля
При освоении курса предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются.
10) Планируемый уровень подготовки дошкольников на конец учебного года
К концу учебного года дошкольники научатся:
— элементарным правилам поведения в природе;
— основными особенностями сезонной жизни природы;
— о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных;
— правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными;
— о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;
— о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.
— растения и животных нашей местности.
— правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
—
разнообразие птиц, зверей.
— правила безопасности при встречах и общении с животными.
К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться:
— отличать и называть деревья и кустарники;
— называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы;
— соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций;
— в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим;
— проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;
— быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;
— видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;
— оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я».
— применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач; — проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; — проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
11)Информация об учебнике
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013
Презентация для детей 6–7 лет «Солнечная система»
Елена Бабина
Презентация для детей 6–7 лет «Солнечная система»
Актуальность
Дошкольный возраст — это период активного вхождения в период познания окружающего мира. Наблюдение за небесными светилами было всегда интересно людям во все времена. Детей тоже привлекает эта таинственная даль. Дети проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, любят наблюдать, экспериментировать.
Чтобы сохранить и развить у детей любознательность, и обогатить их опыт взаимодействия с окружающим миром я спланировала совместную деятельность с предметами и явлениями космоса.
Цели:
Расширять и формировать у детей дошкольного возраста представлений о Солнечной системе и её планетах.
Задачи:
— Сформировать у детей представление о Солнечной системе и планетах;
-Помочь усвоить последовательность расположения планет по мере их удаления от солнца;
— Способствовать развитию познавательного интереса;
-Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, комета, метеорит)
.
Ожидаемые результаты работы над темой «Солнечная система»
— развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— привитие детям уважительного отношения к труду других людей;
— пополнен словарный запас;
Описание практической значимости
Данная презентация материал будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений в области познавательной направленности образования детей 6-7 лет.
Совместная деятельность педагога с детьми
Область Познание
Беседы с детьми:
«Солнце — источник жизни на Земле»
.Цель: уточнить знания
детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит;
Что такое космос».Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу;
«Голубая планета — Земля»
.Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса;
«Луна — спутник Земли»
.Цель: выяснить представления
детей о Луне, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере;
«Планеты солнечной системы»
Цель: расширять представления
детей о планетах солнечной системы;
«Первые покорители космоса»
Цель: рассказать детям о животных, которые летали в космос перед человеком;
«Кто такие космонавты?»
.Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; с первой женщиной космонавтом Терешковой В. В. рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
Работа над темой «Космос»
позволила сформировать и расширить представление
детей подготовительной группы о космосе, конкретизировать знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформировался интерес к неизвестным фактам из истории космоса, Дети научились анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
презентация «О луне»презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Слайд 1
ЛУ НА В сноске первого слайда – дополнительная информация о Луне Елена Ленной
Слайд 2
Луна это единственный спутник нашей планеты. Луна вращается вокруг Земли по своей собственной (эллипсовидной) орбите. Полный круг вокруг Земли Луна делает за 29,5 дней.
Слайд 3
А название «Луна» пришло к нам от древних римлян. Древние греки называли Луну Селеной.
Слайд 4
Диаметр Луны почти в 4 раза меньше диаметра Земли.
Слайд 5
Если смотреть на Луну с Земли, то она выглядит небольшим пятнистым шаром, но в телескоп, или даже в хороший бинокль, видно, что это не так – на Луне есть горы и много кратеров.
Слайд 6
Много лет назад ученый Галилео Галилей назвал их морями. Теперь мы уже знаем, что никаких морей на луне нет, но по традиции кратеры сохранили свои названия. У многих из них необычны для Земли – Море Изобилия, Море Холода, Море Дождей, Море Ясности, Море Паров. Кратеры поменьше носят имена знаменитых людей – Тихо Браге, Коперника, Птоломея, Юрия Гагарина. Углубления в поверхности Луны называются кратерами .
Слайд 7
А это Лунные горы. Их названия вполне земные – Кавказ, Алтай, Карпаты, Альпы, Апенины, Перинеи, Тенерифе. Высота гор может доходить до 8 км, но обычно она составляет 3-5 км.
Слайд 8
Посмотри, как, по предположению ученых много лет назад образовались лунные кратеры. В наши времена новые кратеры уже не образуются, потому что в космосе почти не осталось крупных метеоритов. 1 . Приближается метеорит. 2 . Он сталкивается с поверхностью и образует столп пыли. 3 . После того, как пыль осядет, становится видно, что на поверхности образовалась вмятина, а в ее центре — возвышенность. 4 . Поскольку в то время на Луне еще были вулканы, то потоки лавы во время извержений заполнили кратеры и они стали менее глубокими.
Слайд 9
Это небольшой осколок одного из метеоритов.
Слайд 10
Хотя Луна и вращается вокруг своей собственной оси, но делает это очень медленно — 27.3 суток. Почти за это же время она оборачивается вокруг Земли. И поскольку направления вращения совпадают, то получается так, что к Земле она всегда повернута только одной стороной. Это темная, никогда не видимая с Земли сторона Луны. Люди впервые увидели темную сторону Луны только в 1959 году, когда станция «Луна 3» сделала ее снимки.
Слайд 11
Иногда мы можем наблюдать явление, которое называется лунное затмение. Оно происходит тогда, когда Солнце, Земля и Луна оказываются на одной прямой и Земля закрывает Луну от Солнца своей тенью. Затмение может быть не только полным, но и частичным. В этом случае тень Земли попадает не всю Луну, а только на ее кусочек. Лунное затмение может продолжаться до 1 часа. Лунные затмения
Слайд 12
Фазы Луны Если ты будешь внимательно наблюдать за Луной в течении месяца, то заметишь, что Луна всегда видна по-разному – то тоненький серп, то круглый блин. Иногда ее «концы» направлены в одну сторону, а иногда в другую. Эти изменения называются фазами Луны .
Слайд 13
На этой фотографии очень хорошо видна Луна в новолуние.
Слайд 14
А тут — полнолуние
Слайд 15
Под корой находится мантия и малое ядро. Его радиус около 340 км, а масса примерно 2 % от массы всей Луны. Мантия Луны не расплавлена полностью, как мантия Земли. Поэтому на Луне нет вулканов. Так выглядит структура Земли. Желтое — это раплавленная магма внутри земного шара. Иногда она вырывается на поверхность. Люди называют это извержением вулкана. Толщина лунной коры около 60 км. Структура Луны Земля