ПРОЕКТ « ПО СОЗДАНИЮ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ПРЕДМЕТНО–РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ».


ПРОЕКТ « ПО СОЗДАНИЮ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ПРЕДМЕТНО–РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49»

ПРОЕКТ

« ПО СОЗДАНИЮ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ПРЕДМЕТНО–РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ».

Разработала:

Дружинина Елена Александровна

Г.Березники,2017г.

1

.Актуальность проекта: Проблема РППС группы в полном объёме не отвечает требованиям ФГОС ДУ, не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы. Создать предметно–развивающую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей , развитию их индивидуальности с различными сферами культуры. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке». Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель (модули). Заинтересовать родителей в организации предметно-развивающей среды . Тип проекта: Вариативный, практико–ориентированный
2
.I этап – Этапы работы по созданию РППС 2.1.На первом этапе мы изучили нормативные документы: Закон об образовании ФГОС 1.В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации». 17 октября 2013года №1155.Об утверждении федерального государственного образования стандарта дошкольного образования. Программа Васильевой . 3.закона «Об образовании» СанПиНа, программы, которая реализуется в дошкольном отделении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе. Таким образом, при создании РППС ДУ необходимо произвести изменения в соответствии с ФГОС по требованию трансформируемости . 2.2 Вторым этапом работы стал мониторинг ППРС на соответствие требованию трансформируемости . Были разработаны карты самооценки с конкретными индикаторами ,характеризующими качество РППС. По результатам самооценки РППС сделали следущие выводы: — недостаточно доступна для изменений самими детьми, — отмечается недостаток центров с учетом гендерных особенностей детей и условия для постоянных изменений в среде. — недостаточность современного оборудования , игрушек, инвентаря для развития детей дошкольного возраста. Таким образом, был выявлен ряд проблем : — недостаточно современного интерактивного оборудования -не всегда возможно преобразование пространства в зависимости от образовательной среды. Исходя из проведенного анализа предметно-развивающей среды ДОУ и для решения выявленных проблем нами был разработан проект «Модель современной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС», определены цели, задачи, содержание деятельности и мероприятия в рамках реализации проекта, распределены обязанности участников образовательного процесса. Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с требованиями транформируемости .
Задачи проекта :
1. Изучение проблем и постановка цели проекта. 1. Модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства. 2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности. 3. Подготовка материалов по теме проекта: создание материальной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, список литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями . 4. Изучение санитарно-технических норм и требований. 5. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты. 7. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию предметно–развивающей среды в ДОУ». Участники: педагоги, родители, воспитанники подготовительная группа. Масштаб: краткосрочный (на 3месяца).
План реализации проекта:

«Трансформируемость пространства в детском саду»

Трансформируемость пространства в детском саду

Трансформируемость пространства —

возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

При организации непосредственно-образовательной деятельности нужно использовать мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми.

Принцип трансформируемости среды в группах реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы.

Принцип трансформируемости

1. Необходимо иметь легкие конструкции

, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

2. Высота мебели

в детском саду должна легко
меняться.
Необходимо уходить от:

  • Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;
  • фиксированного фронтального расположения столов и стульев;
  • стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Среда должна давать легкие передвижные, переносные конструкции , которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.

Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.

Ширма «Машина»может служить сюжетом для игр и позволяет ребенку ограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму.

Ширма для мальчиков «Кораблик» может иметь угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.

Ширма для девочек может

выполнена из легкой вуали, которая собрать так, чтобы напоминала форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни (сундук, шляпка, бусы, зонтик).

Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Изготовление игрового поля:

«Лесная поляна», оснащение набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

«Дорога» -способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.

Развивающая предметно-пространственная среда

Мы стремимся создать уникальную среду с уникальным инструментарием для интерактивного социального, интеллектуального, творческого, физического развития детей.

Образовательное пространство для развития детей в нашем детском саду организовано с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно — пространственной среде. Что это значит?

Насыщенность среды — разнообразие материалов, оборудования, инвентаря.

Трансформируемость среды — возможность ее изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей и их возможностей. Трансформировать пространство в группах можно, используя мягкие модули, скакалки, веревки, которые могут быть разделителями пространства.

Полифункциональность среды — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы), а также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (природные материалы, предметы-заместители). В группах имеются полифункциональные предметы: жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор, кольца могут заменить руль какого-либо транспортного средства , баночки с йогуртом – микрофон, или гантели, коробочки из-под сока – в шоколадки, печенье, мягкие модули могут стать барабанами, строительным материалом, средствами для плавания.

В каждой группе есть коробка с волшебными предметами, «чудо-коробка» — способствует развитию у детей творческих способностей.

В уголке природы имеется природный материал, который дети могут использовать как дополнительный материал при лепке и как любой предмет-заместитель.

Вариативность среды — наличие различных пространств, которым присуща периодическая сменяемость игрового материала, присутствие разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детей.

Безопасность среды — группах ежедневно по утверждённому графику функционируют бактерицидные лампы. Вся мебель изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки в исправном состоянии.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР с различным инвентарем есть в каждой группе. Обеспечивает удовлетворение потребности ребенка в движении и способствует приобщению его к здоровому образу жизни. Центр оснащен дидактическими играми, рисунками, альбомами о спорте, оснащен яркими разноцветными мячами разного размера, массажными мячами, гантелями, обручами, скакалками. Для каждого возрастного периода составлены картотека подвижных игр и комплекс утренней гимнастики.

Атрибуты и материалы для подвижных игр, для двигательной деятельности детей имеются также и на прогулочных участках каждой группы, а также — на спортивной площадке.

ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ наполнен детским книгами, материалами для творческой деятельности и включает уголки театрализованной деятельности и изо-деятельности, музыкальный уголок, уголок книги.

В уголке книги дети с интересом их рассматривают, вспоминают уже знакомые сказки, вместе с воспитателем узнают новые и даже придумывают свои литературные произведения. Книги расположены в доступном месте, поэтому дети могут быть самостоятельными в выборе книг.

Уголок театрализованной деятельности позволяет детям обыгрывать любимые сказки, способствует выявлению и развитию творческих способностей ребенка. Здесь размещены игрушки и разные виды театров: «би-ба-бо», плоскостной настольный театр, пальчиковый театр, тантамареска — все для показа представлений. Дети под руководством педагогов знакомятся с особенностями театральной куклы, осваивают навык работы с ней. В шкафчиках висят разнообразные костюмы, на полочках шапочки, маски и другие театральные атрибуты. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Уголок изобразительной деятельности способствует творческому самовыражению, развитию мелкой моторики, формированию эстетического вкуса, приобретению навыков рисования, лепки у детей. Для этих целей в уголке размещены разнообразные материалы для изобразительного творчества: трафареты, краски, цветные карандаши, восковые мелки, книжки-раскраски, белая и цветная бумага, пластилин, картон, ножницы. Уголок располагается в хорошо освещенных местах в в каждой группе.

В музыкальном уголке дети с удовольствием играют на металлофоне, барабане, стучат в бубен, крутят шарманку. Здесь собрана подборка дисков и кассет с аудиозаписями детских песен и мелодий, которые дети любят слушать и подпевать. В музыкальном уголке имеются картотеки различных потешек, пальчиковых игр, картинки с изображением различных музыкальных инструментов, портреты композиторов.

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ включает уголки природы и экспериментирования, уголки сенсорного развития и конструирования, речевой уголок. В старшей и подготовительной группах — уголки «Моя страна — моя Россия».

В уголке природы и экспериментирования дети знакомятся с комнатными растениями и учатся элементарным способам ухода за ними. Здесь же находятся макеты, дающие первоначальные представления о частях суток, днях недели, календарь погоды, помогающий детям в освоении явлений неживой природы, природный материал для развития детского творчества, а также некоторый материал для проведения экспериментально-исследовательской деятельности (песок, глина, бросовый материал, емкости для воды). Дети могут проводить эксперименты с безопасными материалами, используя имеющиеся в уголке картотеку и схемы экспериментов.

Уголок сенсорного развития организован в младшей и средней группах для детей 3-4 и 4-5 лет. В эти возрастные периоды у детей формируются представления о цвете, форме, величине предметов. Игровой материал, который находится в уголке, помогает расширить представления детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов, а также развивает мелкую моторику рук, память, внимание.

Уголок конструирования — это разнообразные виды конструкторов и кубиков. Материал хранится в специально отведенных местах и при желании используется детьми для создания и обыгрывания разнообразных построек. Рядом с конструктором расположены машинки, игрушки для обыгрывания детских построек. Конструкторможно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами, а это дает возможность комфортно чувствовать себя в пространстве группы.

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ дает детям возможность проявить себя в ведущем виде деятельности — игре. Сюжетно-ролевая игра — главный спутник детства. В процессе этой игры ребенок может проявить самостоятельность и активность, одновременно, взаимодействуя с другими детьми. В уголке сюжетно-ролевой игры имеются все необходимые предметы и атрибуты для таких игр, как: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Школа», «Морское путешествие».

Для организации трудовой деятельности детей в группах есть алгоритмы накрывания на стол, правильного мытья рук, алгоритм одевания.

Все игрушки и игровой материал, согласно принципу доступности, размещён на уровне глаз детей и вытянутой руки, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики, корзины, контейнеры. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Познакомиться с развивающей предметно-пространственной средой, созданной в каждой группе можно в разделе «Наши группы».

Территория детского сада — это разнообразные развивающие модули

Уникальные бизиборды размещены на территории детского сада. С помощью этих развивающих досок ребенок учится разнообразным мелким движениям — открывать, нажимать, крутить. Игры с бизибордами полифункциональны и позволяют решать одновременно несколько задач. В создании бизибородов (идеи, эскизы, изготовление) принимали участие сотрудники, дети, родители.

На территории детского сада размещается еще один игровой комплекс — музыкальный домик. Оборудование домика — это разнообразные музыкальные инструменты, об истории возникновения и особенностях звучания которых дети узнают на занятиях.

Сюжетные полянки

Для познавательного развития детей на территории детского сада созданы ландшафтные композиции: «Ферма», «Мельница», «Лес», «Сказка», Каждая композиция — это участок с малыми скульптурными формами. Дети знакомятся здесь с миром живой природы — дикими и домашними животными и птицами. Еще здесь можно увидеть героев знакомых сказок, вспомнить их сюжет.

Проект «ЭкоГрад»

Есть у нас и опытно-экспериментальная площадка «ЭкоГрад», которая включает теплицу, тропу здоровья, клумбы, посадки лекарственных растений и все зеленые насаждения на территории.

Музей колокольчиков

С апреля 2003 года в детском саду существует Музей колокольчиков. Коллекция колокольчиков постоянно пополняется новыми экспонатами, привезенными в качестве подарков детьми и родителями, а также нашими сотрудниками и гостями из разных городов и стран.

В настоящее время музей насчитывает более 150 колокольчиков!

Проект «Детский сад — НаукоГрад»

В детском саду дети осваивают азы робототехники и программирования с помощью программируемых роботов «Умная пчела» и «Робомышь» и робототехнического набора Matatalab. Проводят исследования с помощью совеременной детской цифровой лаборатории «Наураша». С помощью движущейся модели Solar System изучают строение солнечной системы. Проводят исследования с помощью цифрового микроскопа, наборов для научно-познавательных экспериментов. Изучают конструктивные технологии и 3Д-моделирование с помощью экологичного крафтового конструктора ЙОХОКУБ (подробнее).

Информационный центр

Перед центральным входом в наш детский сад расположен информационный стенд. Родители и все посетители,пришедшие в детский сад, всегда могут получить информацию о планируемых мероприятиях, ознакомиться с рекомендациями специалистов и увидеть кадры из жизни детей в детском саду.

В раздевальной комнате каждой группы также имеется стенд с информацией: паспорт группы, режим дня, расписания занятий, объявления, консультации на актуальные темы, советы и рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]