Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Сентябрь Занятие №1 : «Наши помощники» Опыт: «Слушай во все уши» Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. Литература: Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68. Опыт: «Как мы чувствуем запахи?» Цель: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. Материал: Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). Литература: Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.
Занятие№2: «Знакомство со свойствами воздуха» Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. Литература: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94. Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159. Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление. Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43
Занятие №3: «Может ли растение дышать?» Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания? Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28 Занятие №4: «Почему листья осенью опадают?» Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений. Материал: Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья. Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки? Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34
ОКТЯБРЬ
Занятие№1: «Вода в природе и в быту». Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло. Опыт: «Вода – помощница» Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42.
Занятие №2 «Вода – источник жизни» Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Материал: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой. Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.43, Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.
Занятие №3: «Вода – растворитель»
Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. Материал: Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло. Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.46, Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42. Занятие №4: «Путешествие капельки» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека. Материал: эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус. Опыт: «Откуда берется вода?» Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73
Ноябрь
Занятие № 1 «Магнит – фокусник» Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. Материал: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.48-49., Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» №21 стр. 91 (Испытание магнита)
Занятие №2 «Сила тяготения» Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Материал: глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи. Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51 Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.47
Занятие №3 « Хитрости инерции»
Цель: познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Материал: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо. Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55.
Занятие №4 «Что мы знаем о времени» Цель: Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время». Материал: глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»(Тугушева, стр.80). Литература: электронная презентация «Детям о времени».
Декабрь
Занятие№1: «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Материал: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23
Занятие №2: «Живые камни» Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. Литература: Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10. Опыт: «Что есть в почве?» Дыбина О.В. Неизведанное рядом с.38
Занятие№ 3: «Как появляются горы?» «Извержение вулкана». Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. Материал: иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка. Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91
Занятие №4 «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»
Цель: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. Материал: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов. Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85;
Январь Занятие №1 «Если зимушка пришла, много снега принесла» Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. Материал: емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка. Опыты: «Какие свойства», «Твердые — жидкие» Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.
Занятие№2 «Огонь–друг или враг» Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. Материал: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка. Опыты: 1. Как первобытные люди добывали огонь? 2. Человек подчинил себе огонь. 3. Чем тушить огонь? Свеча в баке. Литература: Конспекты занятий в подг.группе (папка). Электронная презентация. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.
Занятие №3 «Кто как видит » Цель: Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни. Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных. Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза. 2. Как видят заяц и птица. 3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие? 4. Как видит крот? Литература: А.И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169.
Февраль
Занятие №1 : «Как увидеть и услышать электричество» Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Материал: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 — 100. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 28, стр.106.
Занятие №2: «Почему горит фонарик?»
Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Материал: картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка. Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110
Занятие№3 : «Электроприборы»
Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. Материал: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.
Занятие № 4: «Радуга в небе» Цель: Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание. Материал: стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.
Март
Занятие №1: «Первоцветы. Как растут растения?» Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам» Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Материал: стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев. Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.86. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34.
Занятие №2: Где растения любят жить? Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. Материал: горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа. Опыт: «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?» Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.87. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38.
Занятие №3: «О чем поют весной птицы?» Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл.презентация. Опыт: «Как устроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода» Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40
Занятие №4: «Кто как гнездо вьет?» Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц. Материал: плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки. Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп. Опыт: «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба» Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40
Апрель Занятие№1: «Солнце, Земля и другие планеты» Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. Литература: Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.
Занятие№2: «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Опыт: «Темный космос», «На орбите» Материал: фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка. Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56
Занятие №3 : «Рукотворный мир»
Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла. Материал: предметы из различных материалов, эл.презентация. Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей». Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – с. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59.
Май
Тема: «Свет и цвет» Занятие: «Откуда радуга берется?». Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. Материал: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.150. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование .–М., 2005 г., с.63. Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри». Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 31,стр.115. Опыт: «Волшебный круг». Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. Материал: Цветовой волчок или юла. Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.151. Беседа: «Свет вокруг нас». Цель: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей. Материал: Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. Литература: Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.
Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду
Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.
Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.
Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил
Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:
- Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
- Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
- Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
- Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
- Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
- Фартуки, защитные очки, шапочки.
- Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.
Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты
Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.
В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром
Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников
Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками»: задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.
Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.
В. А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:
- Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
- Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
- Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
- Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).
В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом
Цели и задачи
В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.
Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.
Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:
- Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.
Как гласит китайская мудрость, «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму», — в памяти ярче откладываются информационные сведения, полученные в ходе личного опыта, ставшие понятными во время прямого наблюдения.
- Развитие наблюдательности — главной черты исследовательского типа мышления. Дети должны не просто фиксировать образ предмета. Важно научить их подмечать особенности объектов (внешнего вида или характера взаимодействия с другими предметами и явлениями), которые иногда проявляются в определённых условиях. Создание подобных условий с целью выявления свойств объекта или их изменений — это и есть опытная деятельность.
- Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе. Эта задача является общей для развития у ребёнка исследовательских качеств и для совершенствования речевых навыков. В средней группе проговаривание становится обязательным сопровождением всех этапов экспериментирования.
- Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе.
В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними
Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:
- Занятия познавательно-исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки). Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут.
- Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов.
- Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов.
Опыты с водой интересны для детей всех возрастов
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности
Вид деятельности | Примеры реализации на занятиях в средней группе |
Поисково-познавательная деятельность | Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы. |
Познавательно-практическая деятельность | Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке. |
В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности
Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности
Формирование исследовательских способностей осуществляется на занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью), как правило, по теме «Окружающий мир». Ребята расширяют знания о привычных предметах действительности, учатся выявлять их особенности методом экспериментирования. Элементы исследовательской деятельности могут быть использованы в структуре занятий из художественно-эстетической, речевой, физической областей. Ребята опытным путём (при помощи органов зрения и слуха, кинетическим способом) изучают особенности звучания голоса и музыкальных инструментов, качества спортивного инвентаря, — это свидетельство того, что объектом исследования может стать любой предмет или явление.
Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.
Например, в средней группе интегрированное занятие на тему «Овощи» являет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность.
Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие
Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников
Форма организации | Особенности организации | Примеры тем |
Занятие НОД, интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности | Проводятся в первой половине дня еженедельно, согласно образовательной программе ДОУ. |
|
Игра-эксперимент | Эксперименты в игровой форме проводятся во второй половине дня во время тематических досугов и в процессе реализации кружковой деятельности (мини-лабораториях, уголке юного исследователя). |
|
Наблюдение с опытной деятельностью на прогулке | Наблюдение является одним из структурных компонентов прогулки, который длится 7–15 минут. На территории детского сада дошкольники исследуют особенности природных явлений, некоторых веществ, представителей растительного и животного мира. На прогулке опытная деятельность осуществляется с природными материалами. |
|
Экскурсии | Экскурсии могут быть организованы на территории ДОУ (в пищевой блок, прачечную) и за пределами детского сада (в парк, библиотеку, ботанический сад, на производства). |
|
Исследовательский проект | Проект сочетает проведение различных по направленности (познавательной, творческой, развлекательной) мероприятий в рамках одной темы исследования. Долгосрочные исследовательские проекты рассчитаны на изучение какого-либо процесса (наблюдение за ростом цветка, за изменением растения или положения светил на небе в годичном цикле). Краткосрочные проекты чаще всего приурочивают к значимому событию (Праздник осени, День космонавтики, Неделя экологии). Со средними дошкольниками организуется проектная деятельность в коллективной форме. |
|
Фотогалерея: исследовательский проект «Чудесные свойства воды»
Опытная деятельность по изучению свойств воды знакомит ребят с её физическими особенностями
Пальчиковая гимнастика в воде понравится маленьким непоседам
В рамках проекта ребята играют в тематические подвижные игры «Капельки», «Море волнуется — раз!», «Ручеёк»
При изучении свойств мыльной воды можно провести соревнование на самый большой мыльный пузырь
Итогом реализации проекта может стать выставка рисунков по теме
На итоговом занятии по проекту ребята выполняют творческое задание
Фотогалерея: познавательно-исследовательский проект «Общественное насекомое»
На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв
Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада
В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал
В проект включена и творческая деятельность детей — работа с раскрасками
В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта
К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат
Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме