Классный час в 4 классе на тему: Хлеб — всей жизни голова
Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб — всей жизни голова».
Описание работы: Данный конспект предназначен для проведения классного часа в начальной школе. Ведётся подготовительная работа:ребята разучивают стихи, рисуют рисунки. В гости можно пригласить обучающихся 4-х классов. Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб — всей жизни голова».
Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, которые принимают участие в его создании. Задачи: -познакомить с профессиями, которые необходимы для выращивания и создания хлеба; -показать на примере фотографий блокадного Ленинграда, какова цена хлеба была в годы Великой Отечественной войны; -воспитывать бережное отношение к хлебу. Оборудование: — выставка рисунков учащихся -песня «Хлеб – всему голова» -Бетховен «Лунная соната» -презентация -мультимедийный проектор Ход занятия Учитель: Сегодня у нас праздник, посвящен хлебу. Хлеб считался и считается самым ценным богатством на земле. Люди летают в космос, бороздят просторы морей, рек, океанов, строят дома, учат детей, а хлеб остается хлебом. Слайд
Слава миру на Земле! Слава! Слава! Слава хлебу на столе! Слава! Слава! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Слава! Слава!
Учитель: В настоящее время не только дети, но и мы, взрослые, настолько привыкли к тому, что на столе и в магазинах много хлеба, булочек разного А умеем ли мы бережно к нему относиться? Сегодня мы поговорим о хлебе и бережном отношении к нему. Ученик: Вот он – хлебушко душистый. Вот он – теплый, золотистый В каждый дом, на каждый стол – Он пожаловал – пришел. В нем – здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле! Слава тем, кто хлеб растил Не жалел трудов и сил! Слайд
Учитель: Хлеб – всей жизни голова! Хлебом – солью встречают гостей на русской земле испокон веков; хлебом – солью встречают родители молодоженов. Ученик: Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как небо, на всех. За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех! Слайд
Учитель: Хлеб, который похож на тот, что мы едим появился 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. На Руси хлеб называли в старину жито, от слова жить, хлеб-кормилец.
Слайд
Учитель: Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь одну булку нужно примерно 10.000 зёрен. Чтобы на наших столах появился хлеб трудятся люди 120 профессий. Ученики: Не боюсь я в стихах повториться, Хлеб не знает предела похвал, Если рожь на Руси колосится, Значит, кто-то всерьёз недоспал. Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе – Люди долго и упорно Потрудились на земле! Слайд
Учитель: Вы, ребята, живете в городе. Вы не видели, как рано уходят на работу люди, которые живут в деревнях, как поздно возвращаются с поля усталые, все в пыли, в грязных рубах, пропитанных потом. Труд хлебороба тяжек, но это одна из важных профессий в мире, потому что эти люди выращивают хлеб. Долгий путь проделывает хлебушек, чтобы попасть к нам на стол. Надо сначала обработать землю, посеять зерно, ухаживать за посевами. Ученики: Перед этой пашнею шапку скинь, сынок. Видишь, пробивается хлебный стебелек? Сколько в это зернышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер да вода… Ветерок спросил, пролетая: – Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: – Золотые руки растят. Учитель: День и ночь, в жару и в дождь идет битва за урожай. Эта битва бескровна, но пропитана соленым потом хлеборобов. Для них хлеб – не только конечный продукт, но и личная гордость, радость и боль. Ученики: Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека. Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб». Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны, Мы говорим: «Хлеб». Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб». Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб». В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем! Утрами хлебный запах льётся. Бегут буханки по лоткам. Я знаю, как тот хлеб даётся Рабочим праведным рукам. Его формуют на рассвете, Чтоб он в духу румяно креп. Нет хлеба лёгкого на свете, Во все века Был трудным хлеб. Он труден летом и зимою, То сев, то жатва, то помол. Тот хлеб особою ценою Ложится пахарю на стол. Ему, как прежде, Так и ныне, Всегда была цена одна. Она не та, что в магазине, А та, что во поле, цена. Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки. Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Кто из вас назовет их? Ученики называют пословицы и объясняют их смысл Слайд
1. Хлеб — всей жизни голова 2. Плох обед, коли хлеба нет. 3. Хлеб в закромах — счастье в домах. 4. Не красна изба углами, красна пирогами. 5. Сердить, бранись, за хлебом — солью сходись. 6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах 7. Без хлеба куска везде тоска. 8. Пот на спине – хлеб на столе. 9. Доплясались, что без хлеба остались. 10. Рано вставать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.
Учитель: Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в хлебе много питательных веществ – это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. Ученики: Слыша добрые вести. Видя силу страны, Хлебу мы честь по чести Поклониться должны Жить можно без многих продуктов – Без хлеба вовек не прожить. Всему голова и основа, В нем труд хлеборобов, их пот, И хлебушком – ласковым словом – Зовет его часто народ. Какое без хлеба застолье? Еще с незапамятных дней Не зря на Руси хлебом-солью Встречают желанных гостей. Учитель: Всегда ли мы с вами бережно относимся к хлебу, послушайте стихотворение. Ученик: Минуту я запомнил ту Из детства озорного. Вдруг скучно сделалось во рту От хлеба ржаного. И бросил наземь я кусок От дедушки украдкой. И наступил я на кусок Босой чумазой пяткой И растоптал. И весь как был Зарылся носом в пыль я. А раньше дед меня не бил. И вообще не били. Учитель: Как вы думаете? За что дедушка ударил внука, хотя раньше никогда не бил? Ещё одно стихотворение расскажет Кристина. Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной. Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла. Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была. Учитель: А почему заплакала старушка? Это люди, которые испытали голод, прошли трудные военные годы. Для них в то тяжелое время кусочек хлеба был гранью между жизнью и смертью. Они знают цену хлеба не понаслышке, умеют ценить и беречь его. Ученик: Мальчишке было десять лет, Он шел по переулку И нес домой в плетенке хлеб, Жуя дорогой булку. В пути, груженную песком Он встретил пятитонку И недоеденным куском Швырнул он ей вдогонку… Но если б думал мальчик тот О зернышке, о чуде, И сколько мыслей и забот В него вложили люди, О том, что хлеб пришел не вдруг От копен желтокудрых, А через сотни сильных рук И механизмов мудрых… А вот сбирал бы паренек Колосья меж стогами, Так не лежал бы тот кусок, Растоптанный ногами… Учитель: Ребята, что вы можете сказать о поступке этого мальчика ?На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек .Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол¬ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в на¬шей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, Если буханка, батон зачерствели их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой лечи пекарь. Учитель: В этом году 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Слайд
Ученики: Был хлеб всегда в почете на Руси – Ее просторов главное богатство. Его ты хочешь цену знать? – Спроси, Тебе ответить могут ленинградцы. Они припомнят город без огней, Когда враги стояли на пороге, И долгих девятьсот блокадных дней… Снарядов свист… Воздушные тревоги… Мела метель колючая, мела… За нею голод шел в дома по следу… И не было ни хлеба, ни тепла – Была лишь вера твердая в победу! СлайдЗвуки бомбардировки.Учитель: Во время блокады Ленинграда пришлось снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители – 125 г. В этом хлебе было совсем немного муки, в него добавляли древесную целлюлозу, жмых, отруби, рисовую шелуху, обойную пыль. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее Дорогой жизни. Посмотрите, какой это кусочек хлеба, который в народе прозвали пайкой. Ученик: 125 блокадных грамм С огнём и кровью пополам. О, мы познали в декабре: Не зря “священным даром” назван Обычный хлеб, и тяжкий грех Хотя бы крошку бросить наземь. Слайд
Ученик: С мякиной, с трухой, со жмыхом Он все же казался желанней всего И матери тяжко и тайно вздыхали, Когда на частицы делили его. Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем Им были детства дни полны Особо помнил я, что счастью Был равен горький хлеб войны. Слайд
Учитель: Но даже такого хлеба его не хватало в страшную зиму 1942 года. По городу висели объявления. В них меняли все, что было ценного в доме, но только на одно — продукты. Люди стояли в длинных очередях за хлебом. Перед вами фотографии тех страшных лет. В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода и холода, падать на улицах, замерзать в постелях. Не хватало сил копать могилы, некому было делать гробы. Единственная мысль, которая волновала всех – где взять хлеба. Слайд
Инсценировка стихотворения. (Мать, одетая в старое пальто, подвязанная рваным платком, качает ребенка, нагнувшись к нему, поет колыбельную, уговаривает)Рассказчик : Война, и холод, и блокада… Какие страшные года! Детей голодных Ленинграда Я не забуду никогда. Сын: Дай, мама, хлеба хоть кусочек,- Чуть слышен детский голосок. Рассказчик: А мама шепчет: Мама: Спи, сыночек, Хлеб утром зайчик принесет. Сын: Дай, мамочка, ну хоть кусочек… Рассказчик : Промолвил и закрыл глаза. К себе прижала – спит сыночек. И по щеке сползла слеза Он не попросит больше хлеба… Оцепенела с горя мать. (Медленно подходит девочка в костюме ангела и закрывает «крылышками» мать с ребенком)
Спустился ангелочек с неба, Чтоб мать с дитем к себе забрать.
Учитель: Немало подвигов было совершено водителями машин, доставлявшими продукты в Ленинград по «Дороге жизни». Ученик: Казалось, что конец земли. Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли: Он жив еще, он рядом где-то. На Ленинград! На Ленинград! Там на два дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят. И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду, Ну так и есть, мотор заело. Ремонт на пять минут — пустяк, Поломка эта — не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь — опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб — две тонны? Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев. И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари. Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре — 125 блокадных грамм С огнем и кровью пополам, О, мы познали в декабре: Не зря «священным даром» назван Обычный хлеб, и тяжкий грех Хотя бы крошку бросить наземь. Учитель: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище — тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…» Я думаю, что вы прониклись уважением к хлебу и тем людям, которые его выращивают, пекут, и будете бережно относиться к нему и дома, и в столовой. Ученик: В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп, Шел народ в огни сражений За свободу и за хлеб. Значит правильны слова: Хлеб – всей жизни голова. Учитель: Прежде, чем выбросить кусочек хлеба, вспомните, что в наши дни на планете голодают 925 миллионов человек! Учитель: В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции — это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников. Слайд
Ученики: Прошу тебя! Не оброни, сынок, Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба! Мы собирали каждый колосок, Когда грозой войны гремело небо. Тот хлеб спасал Москву и Ленинград, Жизнь продлевала даже крошка хлеба. Но и сейчас оплачена стократ Трудом нелегким каждая лепешка. Не раз прощал тебе я озорство, Я знаю, детство без игры нелепо, Но не смогу простить лишь одного – Хоть крошки всуе брошенного хлеба. Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной, Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной. Не мечтаем мы о чуде, К нам полей живая речь: «Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь!» Учитель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. «Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина». Ученик: Пахнет хлеб и солнцем, и землей, И слезой, и ветром, и грозой. Сколько в нем заботы и труда, Сколько людям он несет добра! Учитель: Народная мудрость гласит: «Сколько ни думай, а лучше хлеба не придумаешь». И это действительно так. Любая еда, любая пища надоест от долгого, частого употребления, а хлеб никогда не приедается. Хлеб всегда добр, и очень важно быть добрым и внимательным к хлебу. Это нужно не столько хлебу, сколько нам, каждому из нас, потому что рядом с хлебом каждый человек становится лучше. «Никакая глыба золота не заменит крошку хлеба». Ученики: Тем, кто хлеб печет чуть свет, Шлет пшено на кашу, Тем, кто землю глубоко Острым плугом пашет, Мы спасибо говорим – Их за все благодарим. К хлебу все имеет отношенье – Русский хлеб причастен ко всему: К дружбе наций, к спутников движенью, К миру, правде, к счастью твоему. Не мечтаем мы о чуде, К нам полей живая речь: «Берегите хлеб вы, люди, Научитесь хлеб беречь!» «Хлеб – всему голова». Вечно живут слова. Вянет листва, трава. Хлеб – всему голова. В бурях эпох, имен Тихо живет, права Истина всех времен: Хлеб – всему голова. В дальнем краю село, В сердце страны – Москва. Всюду нам с ним светло: Хлеб – всему голова! СлайдЗвучит песня «Хлеб всему голова» Выходит ученица с караваем хлеба на белом рушнике.Ученица: По старой русской традиции отведайте, гости дорогие, хлеба нашего. Ученица угощает присутствующих хлебом – солью.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа на тему: Моя семья — моё богатство, 4 класс Беседа с учащими начальной школы на тему: Приметы Классный час 3 — 4 класс. Мой друг — книга Тематический классный час по экологии, 3-4 класс
Похожие статьи:
Классный час 4 класс. Россия – Родина моя
Классный час 4 класс. Культура общения
Классный час. Толерантность 4 класс
Классные часы в 4 классе
Классный час 4 класс. Научи себя учиться