Сидим дома с пользой. «Расскажите детям о космосе и космонавтах»


Рассказы о космосе для малышей Планеты и звёзды

Наша Земля — это огром­ный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кро­ме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды — огромные светящиеся огненные шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Сравните вместе с детьми свет фо­нарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освеще­нии луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вече­ром. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

Сказки «Путешествие в космос»

Класс: д/с

«КОСМОПОТ»

Котёнок сидел на дереве и смотрел на небо. Была ясная погода и котенок увидел много светящихся точек. Оказывается, это звёзды и планеты. Они кажутся маленькими, потому, что находятся далеко от земли. На самом деле звёзды и планеты огромные, намного больше нашего котёнка.

«ПОЛЕТ ТИМОШКИ В КОСМОС»

Однажды полетел щенок Тимошка в космос. Попал на планету Сатурн. Там встретил инопланетян и подружился с ними. Инопланетяне угостили Тимошку чем-то вкусненьким, такое Тимошка никогда еще не ел. Тимошка пригласил их к себе на землю. С тех пор Тимошка сидит на улице и ждет гостей.

«МЕЧТЫ О КОСМОСЕ»

Жил – был человек, который мечтал побывать в космосе. Однажды он построил ракету и полетел в космос. Сначала он побывал на Марсе, а потом и на других планетах. Когда добрался до луны, то остался жить там. На земле его больше никто не видел.

«ЛУННЫЙ ЁЖИК»

В одном королевстве злой волшебник наколдовал так, что от луны откололся кусочек и упал на землю. Это был лунный Ёжик. Он очень испугался и плакал. Так же в этом королевстве жил добрый звездочет и был у него юный друг Гриша. Однажды Звездочет увидел в свой телескоп, что у луны не хватает кусочка.Он с Гришей нашел лунного ёжика, развеял злые чары и вернул Ёжика домой на Луну

«ЛУНА И СОЛНЦЕ»

В далёком космосе жили Луна и Солнце. В один день Солнышко проснулось, сошло на землю и стало светло. Луне тоже захотелось на землю, но она могла выходить только ночью. Однажды Луна нашла волшебную звезду и загадала желание – стать Солнышком. Звезда исполнила её желание. Так Луна превратилась в Солнце на один день. Когда желание закончилось всё вернулось на место и Луна опять стала выходить по ночам. После этого Луна и Солнце стали появляться каждый день в своё время.

«ЗВЁЗДНОЕ НЕБО»

Жили были заяц, ёжик и белка. Захотели они как-то увидеть звёзды поближе. А как это сделать? Надо лететь в космос. Стали думать, как туда попасть. Тут заяц вспомнил про бабу Ягу, как она на ступе летает. Пошли друзья к избушке на курьих ножках и спрашивают Ягу: «Может ли ступа до космоса долететь?». Баба Яга отвечает: «А то! Я уже летала и не раз, могу и вас домчать с ветерком». Собрались звери, набрали еды, погрузились к Яге в ступу и помчались. Да так и понравилось в космическом пространстве, что Баба Яга не раз еще гоняла свой космический челнок по просторам вселенной. А у зайца, ёжика и белки появилось ещё больше друзей, желающих отправиться в космос.

«МАРСИАНКА ЯТАК»

Жила-была девочка Надя. Однажды она решила отправиться в космическое путешествие чтобы посмотреть планеты. Надя смастерила ракету и отправилась в космос. Долетев до планеты Марс, она увидела много вулканов и кратеров, а среди них необычную девочку. Её звали Ятак. Они играли в прятки, Надя не заметила, как наступила ночь, пора возвращаться домой. Девочки обменялись телефонами и летали друг к другу в гости.

«КАНИКУЛЫ»

Моё путешествие началось на каникулах. Это была 5-я неделя моих летних каникул. Я с родителями собиралась на Юпитер. Это 5-я и самая большая планета нашей солнечной системы. Мы уже побывали на Меркурий, Венере и Земле, а теперь собираемся отправиться с Марса на Юпитер. Впереди ещё половина каникул и такие интересные планеты как Сатурн, Уран, Нептун. К 1 сентября, когда начнётся школа, у меня будет много впечатлений, восторга и познания о нашей солнечной системе.

Автор: Александра Я.

«КТО УКРАЛ ЛУНУ»

Часть 1

Однажды девочка увидела нечто особенное. Она увидела, что украли луну. Вдруг появилась Фея и сказала, что Луну украл злобный маг. Фея спросила девочку: «Хочешь полететь со мной в то место где была луна». Девочка с радостью согласилась. И они полетели высоко-высоко к облакам искать луну.

Часть 2

Прилетели они к месту назначения. Девочка сказала: «Ах как тут чудесно, я хотела бы здесь остаться». Фея ответила: «Здесь невозможно жить, так как мало кислорода и нет мамы». Как же без мамы, без мамы я никуда – сказала девочка. Тут появился злой волшебник. Девочка с Феей бросились его догонять. Догнав волшебника, они попросили вернуть луну. Волшебнику не куда было бежать он решил вернуть луну на свое место. Волшебник попросил прощения за свое плохое поведение. Фея вернула девочку домой. После этих приключений девочка вернулась в свою уютною кроватку и сладко спала до самого утра.

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ МЫШОНКА ТУК-ТУК»

Небо над космодромом было ясным. В иллюминатор готовой к старту ракеты, мышонок Тук-Тук отчетливо видел луну. 3…2…1… ракету затрясло. Тук-Тук бросил последний взгляд на землю. Он хотел улететь к сырной голове. Взлет прошел хорошо, мышонок взял прямой курс на Луну. В полете он размышлял, что будет делать с огромным куском сыра. Чем ближе капсула приближалась к луне, тем больше становилась сырная голова. Кусочек все меньше становился похож на сыр. Мышонок задумался, а сыр ли это? Облетев вокруг он понял, что ни одного кусочка не смог откусить. Потому что луна, это не сыр. Тогда Тук – тук сменил курс обратно на землю. Вернувшись на землю, он рассказал всем своим друзьям-мышатам, как хотел съесть сыр.

«СЫН КОРОЛЯ МАКАРИЙ»

Жил был на планете Меркурий сын короля и звали его Макарий. Он был маленький, шустрый и добрый мальчик. Была у него шапка невидимка. Макарий очень любил её одевать так как становился невидимым. Можно было делать много хороших и добрых дел. Вскоре о нём узнала вся Солнечная система!

Источник

Астрономы

Как заманчиво Стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать черные дыры. И трактат сочинить непременно- «Изучите глубины Вселенной!»

Т. Собакин

Астрономы-это ученые, которые наблюдают и изучают звезды.

В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо-хрустальный колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для украшения.

Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца.

Другой ученый, Ньютон, понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают; они взаимно притягиваются друг к другу и не позволяют друг другу отдаляться от себя или приближаться к себе. Поэтому они все летят вокруг Солнца каждая по своему пути.

Так постепенно ученые открывали тайны космоса.

Древние астрономы изучали звезды без специальных приборов, наблюдая небо с Земли. В средние века ученые изобрели подзорную трубу и телескоп, чтобы рассматривать далекие светила. Сейчас в космосе летают искусственный спутники и космические станции, которые исследуют планеты и звезды.

У Вселенной еще много загадок, и астрономам хватит работы надолго.

Сказка Полет петушка в космос

Автор сказки Сыроватина Ольга Николаевна. Дата публикации 07.04.2020

Встретились как-то на дорожке Гусь, Петух и Собака. Гусь сразу решил показать им, что он не простого рода, шею вытянул и громко зашипел на них.

— Ты чего это так путников встречаешь? — спросили его Собака и Петух.

— Это потому, что я внучек бабушки Гусыни, которая в поисках теплых стран облетела вокруг всей Земли, гордо, — сказал Гусь.

— Тогда я вас должен был бы просто искусать, так как моя прабабка в космос летала, — сказала Собака.

— Это в какой такой космос? — спросил Петух.

— Он находится вон там, выше облаков, откуда нам светит солнышко, луна и звёзды, — сказала Собака.

— Ведь у собак же нет крыльев. Как же она туда попала? — спросил Гусь.

— Мою прабабушку звали Белкой, — сказала Собака.

— Вот она со своей подругой Стрелкой — долго готовилась к этому полету в космос. Они тренировались, привыкали к высоте и невесомости — рассказывала мне об этом моя мама, а ей её бабушка.

— Так, что и я из знаменитого рода, — сказала Собака. А вот Петух стоял грустным, голову повесил, гребень свой набекрень опустил.

— А мне похвастать нечем!

— Но, ничего, — встрепенулся Петух, крыльями захлопал и Ку-ка-ре-ку! — что есть мочи закричал.

— Тогда я сам полечу в этот самый космос, чтобы прославиться, и прославить свой род, — сказал Петух.

— Как же ты полетишь? Ведь у тебя нет ракеты! — сказала Собака.

— Зато у меня есть волшебное перо, — ответил Петух.

— И оно исполняет все желания, — он выдернул из своего хвоста неприметное серое перышко.

— Раз, два, три, — сказал Петушок.

— Хочу, чтобы здесь, на этой поляне появилась ракета! И только он это произнес, как тут же появилась серебристая, а от лучиков солнышка вся блестящая ракета.

— Как же ты полетишь? Ведь для этого долго тренируются, это же все не просто, нужно готовиться к полету в космос, — сказала Собака.

— Зачем все эти тренировки, когда у тебя есть волшебное перо, — ответил Петух. Он тут же сел в ракету. Заработали двигатели, и она рванула в небеса. Ракета улетела, а Собака и Гусь остались на поляне ожидать его возвращения. И как оказалось, ждать пришлось совсем недолго!

Вот и возвратился наш герой — Петух. Он не вышел, а просто выпал из ракеты. Собака и Гусь бросились ему на помощь, а Петух еле-еле поднял свою голову и зашептал:

— Не нужен мне больше ваш космос! Не нужна мне ваша слава! Остался я едва в живых, сначала меня вдавило в кресло, на котором я сидел. Затем свернуло меня в клубок, а потом растянуло, словно пружину. Глянул я в окошко, а там сплошная чернота, и ничего не видать! Пришлось прервать полет и вернуться на Землю, пока я еще жив! Плохая это была затея, — сказал Петух.

— Вот, видишь! Твое тщеславие, чуть тебя не сгубило, Петушок! — сказал Гусь.

— Не в свои сани — не садись! — сказала Собака.

Источник

Животные-космонавты

На площадке во дворе Вместе с малышами Бегал ма-а-а-Ленький щенок С длинными ушами. Веселил щенок ребят, Сколько было смеха! А потом узнали мы: Он в Москву уехал!

Было так, друзья мои: Теплой ночью в мае На Луну смотрел щенок, Беспокойно лая. Шел ученый человек: -Песик, что с тобою? Ты желаешь поиграть С Луною золотою? В ракете хочешь полететь? -А вы меня возьмете? -Ты капитаном можешь стать У нас на звездолете!

Назвали Марсиком щенка. Он тренируется, растет, Вот-вот отправиться в полет.

Марсик нарядный в костюме зеленом. Отнес его лично в кабину ученый: Он будет в ракете у нас командиром, Быстрее несите сюда пассажиров! Свинка морская, заяц и еж. (Зверушек таких На Луне не найдешь!) Рабочие с крысами Клетку несут! Готово! И грохот потряс тишину, И чудо-ракета летит на Луну!

С. Баранов

Ученые хотели знать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных

Первыми «космонавтами»- разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтоб величиной она была не больше кошки, чтобы весила 4-6 килограммов, чтоб ей было не больше 2-3 лет, и чтобы у нее была светлая шерстка-ее лучше видно в кинокамеру.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнеженны и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка.

Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете.

Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на землю

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Профессия космонавт

Ты мечтаешь стать космонавтом? Если «да», то этот рассказ для тебя!
Слово «космонавт» происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». То есть получается космонавт плавает в комосе, совершая полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов. Для того чтобы стать космонавтом надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто во время полета возникают неожиданные ситуации. Космонавтом номер один был Юрий Гагарин.

Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку. В подмосковном Звездном городкенаходится Центр подготовки космонавтов. При хорошем состоянии здоровья и успеваемости можно подать заявление в отряд космонавтов, даже будучи студентом. Но стоит знать, что к проверке допускают людей с высшим образованием, физиков, биологов или военных. Артистов и бухгалтеров в космос не берут, так как на станции нужно проводить научные эксперименты и опыты.

Космонавт должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль и проводить ремонтные работы на орбитальной космической станции. Шанс стать космонавтом есть у людей от 27 до 30 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. Нужно иметь отличное здоровье: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек. И обязательно, свободно владеть английским языком, так как именно на нём общаются на Международной Космической станции.

На первом этапе по анкетам отбирают около 350 человек. Для них устраиваются зачеты по физике, математике и русскому языку. Затем претенденты проходят строгую медкомиссию, после которой остается примерно 50 человек. Самая последняя проверка проходит уже в самом центре подготовки космонавтов, здесь смотрят выдержит ли человек непростые испытнания. Например, будущего космонавта запирают на 5 дней в закрытым пространстве, где он ни с кем не может общаться и где царит полная тишина и смотрят как он себя ведёт. В итоге остается 8 самых стойких счастливчиков, которые зачисляются в отряд космонавтов на предполётную подготовку. Но и тут не все так просто. Они готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся ). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Сейчас существуют три основные специальности космонавтов

Космонавт-испытатель. Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков..

Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и после- полетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы.

— Космонавт-исследователь..Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций.

Источник

Космонавты

Мне сказал конструктор главный: -Будет взлет не очень плавный… Будет сердце, может быть, Часто в пятки уходить…

-Задеру повыше пятки- Вот и будет все в порядке! И тогда за весь полет Сердце в пятки не уйдет…

А. Шлыгин

Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт-это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах-в России и в Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки, из Японии, из Китая и из многих других стран.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на космических научных станциях.

Космическая станция «Мир» построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов.

За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.

В космосе побывало уже более трехсот человек. Многие космонавты летали в космос по нескольку раз.

Космонавты-мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях-в невесомости, в безмолвном и опасном месте.

РОДНОЙ ГОРОД
В лесном краю текла в безлюдных болотистых берегах река Гжать. Речные русла в старину были главными до­рогами, по которым передвигались люди. Парусники и челны па веслах, груженные зерном и пенькой, мехами и медом, умело переходили из одного протока в другой, покидая лесную глухомань, пока не выбирались на про­стор великих рек Волги или Днепра.

Гжатская пристань с годами разрасталась, обстраива­лась, получила титул города со своим гербом. Нынче ста­родавний Гжатск носит имя Гагарина в честь первого космонавта Земли, который здесь родился.

Города, как и люди, меняют свое обличье. На наших глазах тихий городок из деревянного, одноэтажного, с пустырями и огородами, становится нарядным и совре­менным.

Всем дорог этот скромный уголок русской земли, где на тихой воде обмелевшей Гжати покачиваются кувшин­ки, а в вечернем воздухе носятся стрижи. Кажется, стри­жи и в самом деле стригут небо крыльями, как ножница­ми. Ждешь, что вот-вот посыплются голубые и розовые лоскутья закатного неба на новые высокие дома, на мо­лодые сады, на просторную площадь с монументом пер­вооткрывателя космоса.

Таков Гжатск — живой памятник Юрию Гагарину!

ПЕРВАЯ ВЕСНА

Юрий родился в Гжатске, но семья его была не город­ская, а деревенская. Такая же, как тысячи других в России.

Отец, Алексей Иванович, приехал за женой и ново­рожденным сыном на колхозной лошади, запряженной в сани. Выехали рано утром. Вот мелькнул последний дом на окраине Гжатска, последний городской палисадник. Вокруг лежала тихая снежная равнина.

Еще реяли в воздухе снежинки, но река невидимо, сантиметр за сантиметром, уже подмывала прибрежный крупитчатый снег. По наезженной колее сани свернули в деревню Клушино.

Весна — особое время в короткой жизни Гагарина. 9 марта 1934 года он родился, а двадцати семи лет от роду 12 апреля 1961 года стал первым человеком, кото­рый поднялся в космос.

РОД ГАГАРИНЫХ

Дед Иван Гагара, прозванный так для краткости (ма­ленький Юра уже не застал его в живых), был в Клушине человеком пришлым. Странствующий плотник, он перебрался в смоленские края с берегов Волги. В Клушине у него родились шестеро сыновей. Младший из них, Алексей, стал впоследствии отцом Первого космонавта.

Крестьянский род матери, Анны Тимофеевны Матвее­вой, был коренной гжатский. Дед Тимофей еще подрост­ком уехал на заработки в Петербург, тогдашнюю столицу России. Он стал рабочим-металлистом на Путиловском заводе. Семья Матвеевых вернулась на родину, в Гжатск, только перед самой Октябрьской революцией. Кроме Анны, которую в семье звали Нюрой, были еще дочери — стар­шая Мария и младшая Ольга и двое сыновей.

СЕСТРА ЗОЯ

Вернувшись с новорожденным Юрием в Клушино, Анна Тимофеевна развернула сына, положила в скрипучую люльку, которую за несколько дней перед этим принесли с чердака, и подозвала дочку.

— Нравится тебе новый братик? Семилетняя Зоя серьезно посмотрела на малыша.

— Очень нравится. У него пальчики, как горошинки. Ма-а-лень-кие…

Первая ночь под родительским кровом в жарко натоп­ленной избе прошла для Юры под пенье сверчка.

Едва сквозь льдистое окошко пробился розовыми змей­ками утренний свет, Зоя проворно вскочила с постели и, с трудом дотянувшись до люльки, отвела у братика со лба темную прядочку волос…

Гусиный гогот, мычание голодной коровы, запальчи­вый петушиный крик — вся разноголосая деревенская музыка уже врывалась с подворья в избу. Начинался но­вый день, и матери пора было приниматься за привыч­ную работу.

Сначала Юру нянчила бабка. Но когда она чуть не упустила с колен трехмесячного младенца, Зоя решитель­но сказала:

— Я сама буду смотреть за Юрушкой. Баба Таня ста­ренькая, она его разобьет.

Любимая сестра Юрия Гагарина заслужила его при­знательность: он вырос на ее руках. Так же, как и самый младший в семье, — Бориска.

У Гагариных было четверо детей: Валентин, Зоя, Юрий и Борис.

ДЕРЕВЕНСКОЕ ЛЕТО

Изба Гагариных стояла предпоследней на окраине села, неподалеку от ветряной мельницы. Край здесь равнин­ный. Как яблочко по тарелочке, катится взгляд по лугам и полям, задерживаясь лишь на стогах ржаной соломы да на ракитовых кустах.

Рощи, холмы, длинная проселочная дорога — это и есть та земля, на которой когда-то строились крепости, гремели сражения. Недаром земляные насыпи именуются до сих пор «жилищами богатырей русских». И все-таки из всех следов истории на клушинской земле самым значительным останется, наверное, след мальчугана, который учился здесь ходить. Ведь ему суждено было первому увидеть нашу Зем­лю не плоской, а голубым шаром! Но до этого пока далеко.

Душою гагаринской семьи была мать. Это она принес­ла с собой в дом терпение и трудолюбие — то, чем впо­следствии отличались все ее дети.

Когда матери не бывало дома, отец один управлялся с детьми и хозяйством. Сам месил и пек хлебы. Руки у него были плотницкие, привычные к топору, а не к до­машней мелкой работе, вот он и выстругал себе особую лопаточку, которой вымешивал тесто. Любой труд ему был не в тягость.

Едва дети начинали лепетать, передвигаться по избе, держась ручонками за деревянный диванчик, со стара­тельностью выструганный и сколоченный Алексеем Ива­новичем, отец разговаривал с ними, чему-нибудь учил. Вечерами старшие — Валентин и Зоя — просили расска­зать сказку, и отец расцвечивал собственной фантазией незамысловатую историю про медведя — липовую ногу…

Под гагаринской крышей царили лад и покой. Юра засыпал счастливым.

ЗИМНИЕ РАДОСТИ

В три года Юра чисто выговаривал все буквы, даже трудную для малышей букву «р». Не картавил, не шепе­лявил. Да и с виду стал запоминать буквы очень рано, так что к пяти годам уже разбирал их хорошо.

Матери нравилось, что он бойко заучивает стихи и не стесняется декламировать их перед чужими.

— Ах, миленький, — приговаривала она, — да какой же ты умный, какой молодец. И рубашечка у тебя голу­бая, и пуговки беленькие… Папа купил на праздник? Добрый у нас папа, хороший…

В этой голубой рубашечке Юра впервые пошел вместе со старшими на школьный утренник. Задолго до рассвета, ког­да заспанное декабрьское утро еще не успело разлепить рес­ницы и сморгнуть с них пушистый иней, он уже соскочил с печи, разбудил Валентина и Зою: «Как бы не опоздать!»

Новогодняя елка была для него новостью. В подши­тых валеночках он взобрался на стул и прочел стихи. Ему дружно хлопали.

Зимы в Клушине длились долго, сутками мели мете­ли. Дом скрипел. Казалось, еще немного — и чердак бу­дет смыт снежной струей. Береза за окном звенела на ветру ледяными серьгами.

— Ну и занесло! — говорила мать, стряхивая и обме­тая веником валенки. — Еле колодец нашла.

Но едва вьюга унималась и пухлые сугробы вновь бле­стели на солнце, как Юра вставал на самодельные лыжи и устремлялся в ближайший лес. Как там было тихо! А вот, вильнув огненно-рыжим хвостом, тропку перебе­жала лиса. То-то радости!

Самой любимой забавой было прыгать на лыжах с края обледенелого оврага, как с маленького трамплина. Юра Гагарин на короткий миг отрывался от земли и словно повисал в воздухе… Это было счастьем!

ВСТРЕЧА С ЛЕТЧИКАМИ

Кончалось жаркое лето 1941 года.

Рябины стояли красные, как кровь. Кровь уже лилась неподалеку: фашистские войска перешли нашу границу, и по смоленской дороге катилась волна беженцев. Иног­да, по нескольку семей сразу, они ночевали у Гагариных.

Юра был еще мал. Слово «война», которое всполоши­ло взрослых, казалось ему непонятным. Его заботы вер­телись вокруг школы. Он часто доставал и рассматривал припасенные тетрадь в косую линеечку и чернильницу-невыливайку, с которыми собирался идти в первый класс.

Но старшим не до учения. По ночам Клушино просы­палось от гула моторов и далеких всполохов: немецкие бомбардировщики летели на Москву.

Однажды днем, прямо над крышами Клушина, про­шли два советских самолета. Один из них был подбит. Летчик едва успел посадить машину на болотистый луг, как она разломилась надвое.

Мальчишки в считанные минуты оказались на лугу. Они жадно вдыхали незнакомый запах бензина, присталь­но следили за каждым движением летчика. Прихрамы­вая, летчик обошел обломки самолета. Нет, ничего ис­править уже невозможно!

Вдруг небо наполнилось гулом: второй самолет возвра­щался на выручку товарищу. Летчик радостно сорвал с головы шлем и замахал им.

Мальчишки слышали, как летчики говорили между собой, что фашистам дорого обошелся этот исковеркан­ный самолет! Оба были деловиты и собранны. Юрий ощу­тил в них особую сноровку. Они не были похожи ни на кого из тех, кого он видел до сих пор.

Клушинские ребята принесли пустые ведра и помога­ли перелить бензин из подбитой машины. Летчики бла­гополучно поднялись в воздух. Тень их самолета провор­но побежала по лугу.

Юра долго стоял, задрав голову. Ах, если бы взлететь вместе с ними! Подняться высоко-высоко…

ВОЕННЫЕ ГОДЫ

Фашисты ворвались в Клушино ранним утром на трес­кучих мотоциклах.

Крайнюю гагаринскую избу гитлеровцы заняли сразу. Хо­зяева очутились под холодным дождем, который сеял и сеял с какой-то безнадежной унылостью. Ночевали на огороде. Подстелили солому, детей укутали дерюжными мешками.

— Землянку придется рыть, — простуженно кашляя, сказал отец. — Иначе пропадем: зима близко.

Землянка стала приютом надолго.

Учительница Ксения Герасимовна пыталась продол­жать занятия. Юра Гагарин вместе с другими ребятами подбирал в пустых блиндажах немецкие бумажные меш­ки. Их резали на части, складывали стопой и сшивали в тетради. Ребята хотели учиться наперекор войне.

Две зимы «под немцем» тяжело легли на семью Гагари­ных. Отец и мать переносили несчастье стойко: они не угод­ничали перед врагом, не подлаживались к нему. Детей по-прежнему учили отличать зло от добра и следовать только добру! Добром в годы войны было одно: верность Родине.

НАШИ ПРИШЛИ

Клушино было долго прифронтовой полосой. Последние дни сражение шло всего в восьми километрах. День и ночь грохотала близкая канонада, небо стало красным от пожаров.

В 1943 году 9 марта, как раз в тот день, когда Юре Гагарину исполнилось девять лет, советские войска осво­бодили деревню Клушино.

Фашисты уходили накануне, морозной ночью. В свете луны отец Юрия примечал, как минеры в белых маски­ровочных халатах шмыгают между сугробами, ставят мины. Снежная дорога становилась смертельно опасной для наступающей Советской армии.

Алексей Иванович до рассвета вышел навстречу на­шим разведчикам и показал, где дорога заминирована.

Еще дымились горящие избы, а уже стар и млад кину­лись навстречу своим. По глубокому мартовскому снегу наши бойцы вкатили в Клушино на санях. Следом шли танки. Среди мальчишек, полубосых, в обтрепанной одеж­де, был и Юра Гагарин. Он с восторгом бегал вокруг тан­ков. А женщины плакали и обнимали солдат…

Гагарины перебрались обратно в избу. Она была пус­та. Надо было начинать жить сызнова.

Учительница Ксения Герасимовна собрала четыре клас­са в двух тесных комнатках.

После уроков дети помогали матерям. Юра пас телят.

Лошадей в деревне почти не осталось: женщины тащи­ли плуги на себе, учили ходить в упряжке тощих коров.

Малолетки собирали ранний щавель, обсасывали ко­решки. И повсюду натыкались на смертоносные следы войны: в перелесках, на вязких лугах обнаруживали ре­бята снаряды и патроны.

Анна Тимофеевна жила в постоянном беспокойстве за своих младшеньких. И действительно: стукнули позеленев­ший патрон камнем, и он пыхнул в Юру и Бориску. Пере­пуганные, прибежали домой и молчком забрались на печь. Юра мужественно терпел боль, Бориска тихонько хныкал.

Мать поднялась на приступку, заглянула, напрягая зре­ние, в темноту лежанки и отпрянула в ужасе. Оба ее сына от пороха стали черными. Она испугалась: целы ли гла­за? Не изуродовали ли они себя на всю жизнь? Но поро­ховая копоть отмылась. Лица долго еще саднило от мел­ких царапин.

Скоро семья Гагариных перебралась в город.

ДЕРЕВЯННЫЙ САМОЛЕТИК

На улице Гжатска мать Гагарина столкнулась с учитель­ницей: они были из одной деревни, знали друг друга давно.

— Ты ли это, Нюра?

— Я, Елена Федоровна. Хочу привести к тебе двух своих младших. Прими их в школу, да держи построже, чтобы не забаловались.

— Приводи, — приветливо сказала учительница. Так начались Юрины школьные годы.

Как-то Елена Федоровна зашла к Гагариным во двор. Дом их еще не был достроен. Отец стучал топором на стропилах. Юра тоже что-то мастерил.

— Что ты делаешь? — спросила учительница.

— Это будет самолет, — оживленно отозвался Юра. — Большой и быстрый. Я его завтра в школу принесу.

С этим игрушечным самолетиком потом произошла вот какая история.

Во время перемены самоделка выпала из окна на тре­тьем этаже и угодила в голову отцу одного из учеников. Он как раз проходил по школьному двору.

Елена Федоровна поднялась в класс. Она уже догада­лась, чей это самолетик, но начала издалека.

— Ушибли человека, — сказала строго. — Могли его серьезно поранить. Зачем такое озорство? Самолеты надо не из окон бросать, а испытывать в поле, на ровном мес­те. Просто ума не приложу, кто это сделал?

Все смотрели прямо на нее. Лишь одна пара глаз упор­но глядела в сторону. Наконец Юра собрался с духом.

— Это мой самолет, — прошептал он. — Простите. После уроков он спросил учительницу:

— Вы мне его отдадите? Елена Федоровна сказала:

— Знаешь, Юра, пусть лучше останется у нас в учи­тельской. Хорошая модель, ее надо беречь.

Юра вздохнул. Ему было жаль своего самолетика! Он ведь еще не мог знать тогда, сколько самолетов будет в его жизни.

РАЗЛУКА С ДОМОМ

Гагарины жили в разоренном Гжатске скудно. Отец часто прихварывал и не мог работать. Подсобного хозяй­ства, которое выручало в деревне, здесь не было. Отец видел выход только один: поскорее дать в руки подраста­ющему Юрию какую-нибудь профессию, ремесло.

На последние деньги Юре купили пиджачок. Мать, ро­няя слезы, отгладила рубашку. С утренним поездом сын уезжал в Москву. Поступать в ремесленное училище.

Начиналась совсем другая жизнь. Юрия зачислили в группу литейщиков. Ремесленники день сидели за партой, а день работали на заводе. Юрий в письмах домой ни на что не жаловался. Анна Тимофеевна не очень ему вери­ла, но радовалась, что сын растет не размазней, что ха­рактер у него выносливый, гагаринский.

Ремесленник еще не рабочий, но уже не школяр. В ран­нем сумраке зимних дней на рабочем комбинезоне Юрия весело вспыхивал отблеск оранжевого пламени литейной печи…

Через некоторое время Анна Тимофеевна приехала про­ведать сына. В училище похвалили способности и приле­жание Юры.

— Вот окончит в вечерней школе седьмой класс, и мы его направим учиться дальше, в техникум. Ведь он один из наших лучших учеников!

Окончив училище, Юрий уехал в Саратов.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

Саратов стоит на берегу Волги. Вместе с товарищами Юрий часто переплывал реку на лодке. Навстречу лодке шла тугая волна.

Именно в Саратове Гагарин сделал первый шаг в сто­рону космоса: его зачислили курсантом в аэроклуб.

Он продолжал учиться в техникуме.

Учился хорошо — потому что он все делал хорошо, но выбрал уже другой путь.

После напряженного дня учебы, прикорнув лишь ча­сика на два, он с полуночи караулил на пустой улице автобус, чтобы вовремя попасть на учебный аэродром. Полеты начинались на рассвете.

Впервые оторвавшись от земли, Гагарин ощутил вос­торг. О, эти первые сотни метров полета, почти такие же удивительные, как впоследствии его рывок в космос!

Все окупилось с лихвой: долгие зимние вечера в аэроклу­бе, когда он твердил про себя правила вождения самолета, чертил схему крыла, назубок выучивал строение мотора.

Десятки раз переживал он в мечтах миг взлета: ручку потянуть на себя, и нос самолета приподнимается, отры­ваясь от взлетной полосы…

С земли внимательно следил инструктор. Еще одним летчиком стало больше!

К СОЛНЦУ

Людей всегда манило неизвестное.

Первобытные охотники отважно углублялись в дрему­чие леса, где на каждом шагу могла ждать гибель от ди­ких зверей.

К неведомым материкам на утлых плотах, связанных из тростника, пускались через бурный океан первые мореходы.

В Древней Греции сложили легенду об отважном юно­ше Икаре, который на самодельных искусственных кры­льях поднялся в небо, чтобы узнать: далеко ли до Солн­ца? Тепло солнечных лучей растопило воск, которым были склеены его крылья, и он погиб.

Но не погибла мечта о том, чтобы подняться к Солнцу.

В 1957 году 4 октября космическая ракета, преодолев земное притяжение, вывела на орбиту первый искусствен­ный спутник Земли. Коллектив советских ученых и ин­женеров во главе с главным конструктором ракет и кос­мических аппаратов Сергеем Павловичем Королевым от­правит потом в полет и другие искусственные спутники, и пилотируемые корабли, и межпланетные автоматические станции. Но это будет потом. А пока — впервые в мире поднялся над Землей ее искусственный спутник. Освое­ние людьми космического пространства началось…

С тех пор мечты Юрия приняли совсем иное направле­ние. Русский Икар был готов к подвигу.

В ОТРЯДЕ КОСМОНАВТОВ

Гагарин был уже военным летчиком, лейтенантом, и два года прослужил на Севере, за полярным кругом, ког­да его в числе других летчиков отобрали для особой рабо­ты. Какой именно — не говорили.

С некоторой печалью покидал он удивительный край, где полгода стоит ночь. Вокруг темно, будто смотришь в закопченное стекло. Только снег вспыхивает в свете про­жекторов. Зато летом по горизонту бродит незакатное солнце, и тундра цветет…

К главному событию своей жизни человек иногда под­ходит столь неприметно, что никто из окружающих — а часто и он сам — не догадывается об этом.

В Москве Гагарина поместили сперва в военный гос­питаль. Началась долгая и дотошная проверка здоровья.

Двоюродные сестры Надя и Лида, навещая его, рас­спрашивали: «Зачем все это?»

Юрий уклончиво отвечал, что их готовят к испыта­нию новой техники.

Лида, большая насмешница, сказала:

— Собачки в космос уже слетали. Теперь, может быть, тебя запустят?

Предположение было столь невероятным, что сестры дружно расхохотались.

Между тем Юрий благополучно прошел всех врачей, и для него начались новые испытания. Он кружился на осо­бом кресле, голый по пояс, опутанный проводами с рези­новыми присосками — так проверялось чувство равнове­сия. Затем Гагарина поместили в барокамеру — тесную кабину, похожую на лифт с круглым окошечком из тол­стого стекла, в которое то и дело заглядывает лицо врача. Воздух в кабине разреженный, как на самой высокой гор­ной вершине, куда альпинисты карабкаются в кислород­ных масках. В барокамере маски не полагалось. Дышать становится все труднее, уши закладывает… Можно, ко­нечно, нажать на красную кнопку — испытание прекра­тится. Но тогда надо проститься и с мечтой о космосе!

Отбор был строгим: кандидаты в космонавты «отпада­ли» один за другим. Гагарин держался стойко. Его кру­тили на центрифуге, трясли на вибростенде. Из сорока­градусного мороза бросали в шестидесяти градусную жару. Проверяли выдержку и хладнокровие в долгом одиноче­стве сурдокамеры. Словом, испытывали умение работать в любых условиях.

Наконец он был зачислен в отряд космонавтов.

Молоденькие лейтенанты в кожаных тужурках вышли из самолета на свежем травянистом поле близ Саратова. Знакомые для Гагарина места!

Началась парашютная практика.

Высота всегда волнует. Будущие космонавты, хотя и были летчиками, тоже испытывали «предстартовую ли­хорадку». Зато едва парашют раскрывался и начинал плавно качаться над землей, настроение у всех резко менялось. Парашютисты весело окликали друг друга в воздухе, даже заводили песни.

Но до старта на космодроме было все-таки еще не близ­ко, хотя главный конструктор Королев уже показывал им готовую ракету.

Посреди ангара на гигантских подпорках — стапелях — она выглядела устрашающе громадной. На космодроме ее заправят топливом, и ракета устремится в космическое пространство — теперь уже с человеком на борту!

КТО ПОЛЕТИТ ПЕРВЫМ?

В маленьком отряде космонавтов все проходили оди­наковую подготовку. Кто полетит первым, было еще неизвестно, но в глубине души каждый надеялся, что имен­но он.

Однажды Королев сказал:

— Я думаю, что лететь первому будет страшно. У нас нет полной уверенности, что все пройдет благополучно. Дело это добровольное, еще не поздно отказаться.

Космонавты переглянулись и подтвердили, что готовы лететь.

— Ну, — сказал Королев с облегчением, — тогда с завтрашнего дня будете проходить дополнительные ме­дицинские обследования.

И действительно, какое-то время они безропотно гло­тали таблетки, подставляли руку под шприц, вдыхали и выдыхали по команде — в общем, вели себя терпеливо и послушно.

В один из таких дней, ничем решительно не отличав­шийся от прежних, их снова позвали к Королеву.

Космонавты встали в ряд. Главный конструктор был озабочен.

— Как вы себя чувствуете? — спросил он у первого. — Готовы к полету?

Тот ответил:

— Самочувствие отличное. Лететь готов.

По лицу Королева скользнуло легкое облачко. Брови чуть сдвинулись.

— Вы уверены, что вполне здоровы? — отрывисто спро­сил он у второго.

— Так точно. Чувствую себя хорошо. Готов выполнить любое задание.

Ответ еще более не понравился Королеву. Космонавты были в полном недоумении. Чем он недоволен?

Когда очередь дошла до Гагарина, главный конструк­тор уже не скрывал усмешки.

— У вас, разумеется, тоже все в полном порядке? — спросил он. — И вы тоже готовы лететь?

Гагарин замешкался. В нем происходила короткая внутренняя борьба. Он смотрел прямо в глаза Королеву.

— К сожалению, — с усилием сказал он, — у меня сейчас очень болит голова. Но я готов выполнить любое задание, — поспешно добавил он.

Королев с облегчением рассмеялся.

— У вас у всех болят головы! — воскликнул он. — Просто раскалываются на части! Вам дали такие порош­ки. Я знаю, что вы все герои, но мне нужно сейчас не ваше геройство. Я хочу знать, от кого могу получить са­мые точные сведения.

О том, что Гагарин полетит первым, узнали гораздо позже. На космодроме Байконур об этом объявил гене­рал Каманин.

«В конце дня я решил не томить космонавтов и объя­вить им решение комиссии, — записал Каманин в своем дневнике 9 апреля 1961 года. — Я пригласил к себе Юрия Гагарина и Германа Титова и сказал как можно более ровным голосом: «Комиссия решила: летит Гагарин. За­пасным готовить Титова». Не скрою, Гагарин сразу рас­цвел своей улыбкой. По лицу Титова пробежала тень до­сады, но это только на какое-то короткое мгновение. Гер­ман крепко пожал руку Юрию, а тот не преминул подбодрить товарища: «Скоро, Герман, и твой старт!»»

ПУСК

Космодром Байконур расположен в голой безлюдной степи. Но сам он кипит жизнью.

Задолго до того как сюда прилетели первые космонав­ты, рабочие и инженеры уже возвели стартовую площад­ку, собрали и подготовили к полету ракету-носитель, по­строили командный пункт, откуда руководители полета будут следить по приборам за каждой секундой полета — от момента пуска до посадки — космического корабля.

Накануне полета Гагарин неожиданно сказал Каманину:

— Знаете, Николай Петрович, я, наверно, несерьез­ный человек.

— Почему? — удивился Каманин.

Все эти дни он внимательно наблюдал за Юрием. «Спо­койствие, уверенность и знания», — вот что он записал о Гагарине в своем дневнике.

— Почему же несерьезный? — спросил он теперь.

Гагарин улыбнулся. У него было такое милое, лукавое выражение лица, сразу располагавшее к нему людей.

— Завтра полет. Такой полет! А я совсем не волнуюсь. Ну просто ни капельки. Разве так можно?

Перед стартом Юрий Гагарин и его дублер Герман Ти­тов крепко спали. А главный конструктор провел бессон­ную ночь и утром выглядел измученным, бледным.

— Сергей Павлович, — тихо сказал ему Гагарин, об­лаченный в громоздкий костюм космонавта — Вы не бес­покойтесь, все будет хорошо…

Уже стоя у подножия ракеты, Гагарин поднял обе руки: До скорой встречи!

Началась подготовка к старту, и голос Гагарина слы­шали уже только по радио.

А когда раздалась последняя команда «Пуск!» и раке­та пошла вверх, Гагарин лихо сказал свое знаменитое «Поехали!», подбадривая не столько себя, сколько тех, кто остается на Земле. «Ведь им будет труднее», — ду­мал Юрий.

Ракета приподнялась на огненном «хвосте» — это мгно­вение показалось всем томительно долгим! — а затем плавно пошла вверх. Потом она стала похожа на черно-пламенный круг, который таял на глазах…

ВИЖУ ЗЕМЛЮ!

Гагарин всем телом ощущал содрогание корпуса ко­рабля, слышал нарастающий гул и свист. Потом его при­давило огромной тяжестью. Показалось, что это продол­жается очень долго, но голос Королева с Земли объявил, что прошло немногим больше одной минуты.

Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело, они сделали свое дело: вынесли ко­рабль на орбиту.

Но вот тяжесть схлынула. В ту же секунду Гагарина словно подняло с кресла: если бы не ремни, он взлетел бы. Так вот что это такое — невесомость.

Он смотрел в иллюминатор. Как все переменилось! Неба не стало. Кругом простиралась черная темнота космоса. Лишь выпуклый бок Земли был обведен тоненьким обод­ком атмосферы, темным металлом поблескивали океаны, хорошо различались земные материки. Такой Землю до Гагарина не видел еще никто.

— Красота-то какая! — воскликнул Юрий. Его услы­шали на космодроме. — Наблюдаю звезду в правый ил­люминатор. Ушла звездочка…

Мир необычайно расширился. Гагарин чувствовал себя его первооткрывателем. Его глазами смотрело на Вселен­ную все человечество.

Как хороша ты, звездная дорога!

Летит Гагарин. Он устал чуть-чуть.

И перед ним торжественно и строго

Блестит кремнистый лермонтовский путь.

Так напишет потом поэт Михаил Светлов.

…Ракета огибала бледно-синий шар Земли. Как ни трудно было оторвать взгляд от иллюминатора, Юрий открыл бортовой журнал и начал записи.

Он мчался со скоростью, близкой к двадцати восьми тысячам километров в час, в восемь раз быстрее, чем ле­тит пуля. Минуты утекали одна за другой. Полет при­ближался к концу. И тут Юрия покинули напряжение и деловитость. На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас — самым счастливым человеком на све­те! Он громко запел…

Корабль сошел с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упруго, как морские волны. Вокруг Гага­рина бушевала стена огня: горела обшивка, специальная тепловая защита корабля. Он невольно взглянул на тер­мометр: нет, в кабине по-прежнему двадцать градусов тепла. Все идет нормально.

Тело снова обретало тяжесть. «Интересно, — мимо­летно подумал Гагарин, — перегрузки будут больше, чем при взлете?»

Он уже видел перед собой синий разлив Волги, весен­ние холмы под Саратовом…

Обгоревший шар на парашюте опустился посреди вспаханного поля.

Юрий Гагарин был снова на Земле.

Прошло несколько месяцев после полета, все стра­ны мира ждали космонавта в гости, а Гагарин сидел в одном из классов Военно-воздушной инженерной ака­демии. Вся его послеполетная жизнь была связана с учебой.

И хотя он часто отрывался, иногда на целые месяцы, пока ездил по дальним и ближним странам, возвраща­ясь, спешил продолжить занятия. Гагарин без углублен­ной работы над чертежами, Гагарин, не склоненный над книгой, — просто не Гагарин!

…Шли годы. Колесо освоения космоса катилось даль­ше. Гагарин в этом не участвовал: он погиб молодым во время аварии самолета при тренировочном полете.

Другие отважные люди, представители разных стран и народов, обживают орбитальные станции, достигают Луны, лелеют мечты об освоении планет Солнечной системы.

Но Земля никогда не забудет Юрия Гагарина. Сколько бы новых подвигов ни совершалось, он навсегда останет­ся героем. Любимцем своего века. Первым космонавтом.

День и ночь.

Любознательный ребенок рано или поздно задастся во­просом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобятся глобус и какой-нибудь источник света, например свеча или настольная лампа. Расскажите малы­шу, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне зем­ного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае — к лампе), — день, на противоположной — ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому суще­ствуют полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он ни вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, за­темнен. Расскажите ему про особенности полярных дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

Беседа о космонавтах

Дина Кондратьева

Беседа о космонавтах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Павлодаровский детский сад»

Воспитатель: Кондратьева Д. П.

Беседа о Космонавтах

1. Уточнить и закрепить представления детей о космонавтах:

летают на космических кораблях, изучают космос, солнце,

Луну, и др. планеты; космонавт должен быть сильным,

закаленным, трудолюбивым, много знать.

3. Формировать понятие о том, что профессия космонавта важна.

4. Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов,

желание быть похожими на них.

5.Активизация словаря: космонавт, космодром, космический корабль, планета, звезды.

6. Учить детей полно, связно отвечать на вопросы, упражнять в использовании сложных предложений в речи.

Кто придумал лето?

Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет с осве­щением. Из-за того что солнышко по-разному освещает по­верхность Земли, происходит смена времен года. Если в Се­верном полушарии — лето, то в Южном, наоборот, — зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите ребенку то место на гло­бусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с ребенком определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внима­ние юного астронома, что через каждые полоборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Загадочная луна

Дети с восторгом рассматривают на небе Луну. Этот спутник Земли может стать интересным объектом изуче­ния. Ведь Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы. Чтобы объяснить ребенку причину этих перемен, опять обратимся к нашей модели с глобусом. Только теперь к ней добавится еще и маленький мячик-«Луна». Покажи­те юному астроному, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением. Объясните, что такое новолуние, полнолуние, растущая и убывающая Луна.

Чтобы лучше понять и запомнить фазы Луны, заведи­те с ребенком дневник наблюдений, где каждый день бу­дете зарисовывать Луну такой, какой она видна на небе.

Если в какие-то дни тучи помешают вашим наблюдени­ям, не беда. Всё равно такой дневник будет прекрасным наглядным пособием.

Конечно, ребенку будет интересно узнать, что находится на Луне. Расскажите ему, что поверхность Луны покрыта воронками-кратерами, возникшими от столкновения с асте­роидами. Если рассматривать Луну в бинокль, можно заме­тить неровности ее рельефа и даже кратеры. Проведите та­кой эксперимент. Насыпьте в чашку или тарелку горку муки. Теперь бросьте туда пластилиновый шарик. Осторожно вынь­те шарик и получите подобие кратера. На Луне нет атмос­феры, поэтому она не защищена от астероидов. А вот Земля защищена. Если каменный осколок попадает в ее атмосфе­ру, он тут же сгорает. Хотя иногда астероиды бывают на­столько крупными, что все-таки успевают долететь до по­верхности Земли. Такие астероиды называют метеоритами.

В гости к звёздам

Замечательно, если, отдыхая в деревне у бабушки и де­душки, вы с ребенком посвятите несколько вечеров наблю­дению за звездами. Не секрет, что именно в отдаленности от городского освещения небо предстает перед нами во всей красе, поражая несметным количеством звезд. Поиск на небе тех или иных созвездий — захватывающее и полезное занятие. И нет ничего страшного, если ваш ребенок вы­бьется из привычного режима и ляжет спать чуть позже. Зато он разовьет наблюдательность и память, абстрактное мышление и фантазию, узнает много нового и интересного. Если вы сами не очень хорошо ориентируетесь в созвезди­ях, не беда. Практически во всех детских книгах по астро­номии есть карта звездного неба. Внимательно рассмотрите с ребенком то или иное созвездие, а потом посоревнуйтесь, кто быстрее отыщет его на небе. Это задача не из легких.

Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. Древние люди вглядывались в ночное небо, мыс­ленно соединяли звезды линиями и представляли себе раз­личных животных, предметы, людей, мифологических героев. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подска­зывала людям их фантазия. Так всем известная Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Было бы здорово, если бы вы почитали заранее некоторые из них, а потом пересказали малышу, вместе с ним вглядываясь в светящиеся точки и пытаясь увидеть легендарных существ. У древних греков, например, суще­ствовала такая легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты. Афродита хотела помешать этому. И тогда Зевс превратил Калисто в Большую Медведицу, а ее любимую собаку — в Малую и взял их на небо.

Постарайтесь отыскать на небе Млечный Путь. Он хо­рошо виден невооруженным глазом. Расскажите малы­шу, что Млечный Путь (а именно так называется наша галактика) — это большое скопление звезд, которое вы­глядит на небе как светящаяся полоска из белых точек и напоминает путь из молока. Древние римляне приписы­вали происхождение Млечного Пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упало и, превратившись в звезды, обра­зовало на небе Млечный Путь…

О чем рассказал телескоп?

Начать знакомство с миром звезд и планет можно с посещения планетария. Представленная там картина звездного неба очень наглядна и поможет ребенку лучше понять то, о чем вы рассказываете. Обычно в планетари­ях предусмотрены программы, доступные для самых юных астрономов. Выберите темы, которые больше всего интересуют ре­бенка в данный момент. Может быть, это космические ко­рабли и исследование космоса? Или кто такие инопланетя­не и что можно увидеть в телескоп? А может, малыш любит сказочные истории и захочет узнать про страну Солнечных зайчиков или отправиться вместе с мамонтенком на поиски мамы? Для каждого юного астронома обязательно найдется что-нибудь интересное. И не забудьте обсудить с сыном или дочуркой увиденное, вместе найти ответы на возникшие во­просы и нарисовать то, что запомнилось больше всего…

Тема космоса содержит в себе массу идей для рисун­ков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Можно ри­совать фантастические инопланетные миры и космолеты, лепить космических пришельцев, моделировать из плас­тилина марсианскую или лунную поверхность, придумы­вать новые названия планетам и созвездиям, выдумывать собственные галактики. Тема эта безгранична и велико­лепна, потому что дает пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]