Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Теремок» (с элементами сюжетно-ролевой игры)


Игра «Теремок»

Предлагаем использовать игру «Теремок» для детей возраста 9-11 лет.

Цели. Игра «Теремок» направлена на прояснение и построение межличностных отношений между детьми. В ходе игры могут быть решены следующие задачи.

1. Диагностическая. Игра построена таким образом, что и взрослые, и сами ученики могут увидеть существующие между ними отношения.

2. Конструирующая. В игровой ситуации участники могут смоделировать тот тип отношений, который в наибольшей степени отвечает их актуальному запросу.

3. Рефлексивная. Участники игры имеют возможность осмыслить свои взаимоотношения, нормы и правила, выразить собственное отношение к сложившейся в классе ситуации.

4. Развивающая. В ходе игры происходит развитие коммуникативных, рефлексивных умений детей, их личностное развитие. Возникают и реальные возможности для формирования коллектива (если дети к этому готовы).

ХОД ИГРЫ

По своей сути «Теремок» – сложная психодраматическая игра, так как она предполагает свободное развитие сюжета в соответствии с игровыми поступками участников. В основе сюжета – хорошо знакомая вам русская народная сказка «Теремок». Игра может проходить в актовом или спортивном зале, а также в учебном кабинете при условии, что в нем можно произвести определенную перестановку. Нужно освободить значительное пространство в центре и у доски, стулья по числу участников расположить у стены полукругом (как в театре). Хорошо, если на полу можно расстелить ковер: многие этапы игры легче проводить, усаживая детей на пол.

Ведущий. Сейчас мы разыграем сказку «Теремок». Вы станете актерами постепенно. В определенный момент вы все окажетесь «на сцене». Пока же вы в «зрительном зале», ведите себя как воспитанные зрители: внимательно следите за действием, постарайтесь ничего не пропустить. Иначе, когда подойдет время входить в роль, вы можете оказаться не готовы!

Ведущий заранее распределяет детей по ролевым группам. Всего в спектакле может быть задействовано 4–5 ролевых групп: например мышки-норушки, зайчики, ежи, лисы и группа каких-нибудь экзотических животных – кенгуру, страусов и проч. Количество детей в группе зависит от того, сколько всего учеников в группе. Эта игра была создана для небольшой по численности группы. В начале игры дети ничего не знают о том, кто из них в какую группу входит. Ведущий начинает читать вводный текст сказки.

Ведущий. Стоял в лесу теремок. Никто в нем не жил. Однажды пробегали мимо теремка мышки-норушки. Они искали себе домик… и т.д. Ведущий объявляет, кто из детей играет роль мышек. Мышкам предлагается выйти на сцену (в центр комнаты) и представить себе, что они вошли в теремок. Ведущий. Вы можете сейчас обустроить этот дом так, как вам хочется. Самое главное: вы должны решить, по каким правилам будете все вместе жить в этом домике, и обозначить на плане места своих личных комнат в теремке.

Ведущий показывает детям нарисованный на доске большой квадрат. Внутри квадрата, в одном из углов, огорожено линией некоторое пространство. Больше там нет никаких линий и рисунков. Ведущий предлагает каждой мышке отметить на плане место своей комнаты (нарисовать кружок) и внутри него написать свое имя. Два условия: мышкам нужно согласовать друг с другом размер и расположение своих комнат, а также нельзя использовать огороженное пространство (это комната для гостей). После того как план комнат будет создан, мышкам выдается два листа бумаги. На одном написано: «У нас принято», на другом: «У нас нельзя». Детям предлагается на каждом листе написать по три пункта правил. Пока мышки работают, ведущий занимает зрителей. Это могут быть загадки, мини-соревнования. Можно перечислить тех детей, кто будет играть в спектакле группу ежей (или любых следующих персонажей сказки), и вместе со всеми обсудить образ жизни ежей. Тем временем мышки составляют правила и по просьбе ведущего озвучивают их для всех зрителей. Сказка продолжается. На сцену выходят следующие «бездомные зверьки», например ежи. Ведущий предлагает ежам попроситься жить в теремок. Хозяева, выслушав просьбу, должны решить, пускают ли они новых жильцов, и если да, то на каких условиях: в качестве равных хозяев или в качестве гостей. Если хозяева пускают ежей в дом в качестве хозяев, ежи рисуют свои комнатки на общем плане. Теперь они вправе распоряжаться домом наравне с мышками. Если же их пускают в качестве гостей, то у них нет никаких прав, они должны жить по правилам хозяев. Живут же в этом случае ежи все вместе в гостевой комнате. Если ежей в дом не пустили (а ведущий должен спокойно принимать любые варианты), они строят рядом небольшой шалаш. Небольшой, так как их мало и сил для постройки серьезного дома не хватит. Этот шалаш тоже изображается на доске в виде пустого квадрата. В нем выделяется комната для возможных гостей, и дети рисуют свои комнаты. Жители нового домика-шалаша тоже должны заполнить два листа с правилами. Если игра приняла такой оборот, ведущий выделяет время на работу с правилами. В это время жители теремка могут на листе бумаги рисовать свои комнатки («гости» все вместе рисуют одну комнату), а ведущий со зрителями обсуждает образ жизни тех персонажей, которые следующими включатся в игру. Важно не затягивать эту работу: как только правила написаны, игра продолжается. Появляются новые персонажи. Ведущий говорит, кто сейчас появится на сцене в составе третьей группы зверюшек. История повторяется. Кстати, если новые персонажи приходят в уже существующий шалаш, то он увеличивается в размерах, превращается в мини-теремок. По такому сценарию игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут ее участниками. К моменту, когда все зверушки поселились на сцене, игра может обрести разные очертания. Рассмотрим основные варианты.

Вариант I. Общий теремок, и все в нем хозяева

В этом случае детям предлагается вернуться к обсуждению правил, которые создали первые хозяева теремка. С тех пор в доме появилось много новых жильцов! Все вместе они должны создать новый свод законов, по которым будет идти жизнь в теремке. Если после создания новых правил дети не устали, можно предложить каждому нарисовать свою комнату на отдельном листе, а затем все комнаты укрепить на доске. Получается многоквартирный «теремок».

Вариант II. Общий теремок, но в нем есть и гости и хозяева

Прежде всего, ведущий уточняет у гостей, нравится ли им их положение, все ли устраивает. Если да, гостям предлагается еще немного посидеть в своей комнате, а хозяева тем временем составят общий свод правил жизни в теремке и затем ознакомят с ним гостей. На этом игра заканчивается. Опыт показывает, что гостям обычно не нравится их бесправное положение. Они претендуют на роль хозяев. Необходимо дать детям возможность обсудить ситуацию: в результате либо все становятся хозяевами теремка, либо часть гостей покидает теремок и строит собственный домик. Игра продолжается.

Вариант III. Несколько теремков

Каждый теремок создает свой свод правил и разбирается со своими гостями, если они у них есть. Затем теремки должны установить законы совместной жизни в лесу. Для этого они собираются все вместе и вырабатывают «правила леса». В некоторых случаях между группами детей могут возникнуть конфликты. Дети заявляют, что не хотят ни о чем договариваться и вообще «разъезжаются по разным лесам». Ведущий должен принять этот вариант, но быть настойчивым в своем требовании составить правила. Ведущий. Земля все равно одна, и она не очень большая. Вы должны договориться о том, как будете жить на общей земле. Случайные встречи ваших жителей возможны. Как они должны строиться? Вы можете оказаться на одной реке, ваши корабли могут встретиться в море. Как вы будете поступать в этих и подобных ситуациях? Принципиально важно, чтобы дети проговорили друг другу правила общежития.

Вариант IV. Теремки и отдельные жители

Не исключено, что внутри какой-то группы произойдет раскол: часть построит общий шалаш, а отдельные участники захотят жить самостоятельно. У них должна быть такая возможность. Для того чтобы поселиться в лесу самостоятельно, они должны написать свой свод правил и установить отношения с соседями. Игра заканчивается, когда каждый нашел место, которое ему по душе: в общем теремке, в гостевой комнате, в мини-теремке или в личной норе. Ведущий подводит итоги и обязательно подчеркивает положительную сторону финала игры: важно, чтобы каждый понял, как ему удобнее, понял, как хотят жить другие, и смог найти со всеми остальными взаимопонимание, установить правила общения. Длительного обсуждения игра не предполагает. Можно спросить у детей, похожа ли игра на их настоящую жизнь в группе, чем именно (если похожа) и чем отличается (если не похожа). Обязательно нужно узнать настроение каждого участника после окончания игры. Возможно, с кем-то стоит побеседовать после действия индивидуально или в маленькой группе. Опыт показывает, что игровое действие очень увлекает детей и они еще долго его обсуждают друг с другом и с педагогом / вожатым.

ТЕРЕМОК как модель

Представленная ниже игра может быть отнесена к процедурам, применяемым в тренингах убеждающего воздействия. Она позволяет подростку самостоятельно поискать индивидуальные, наиболее подходящие именно ему способы и приемы убеждающего воздействия, учитывающие его уникальность. Вместе с тем цели игры могут быть более широкими. Так, игра помогает развить умение распознавать фальшь в поведении человека, тренирует способность находить нестандартные решения в сложных ситуациях, а также развивает навыки актерского мастерства. Игра основана на хорошо известном сказочном сюжете: она включает интригу и в силу непредсказуемости развития событий является эмоционально насыщенной и увлекательной. В игре могут принимать участие 8 человек. Если число участников больше, то часть членов группы окажется в роли заинтересованных наблюдателей и экспертов.

1 этап. Введение в игру

Ведущий. Все вы хорошо знаете с детства сказку «Теремок». Помните, как там разворачивались события? Сначала Комар (в некоторых вариантах — Мышка) находил в поле теремок и, выяснив, что в нем никто не живет, занимал свободную жилплощадь. Затем по очереди появлялись разные зверюшки, которые поселялись в теремке: Муха, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк… Однако конец благополучному и мирному сосуществованию жильцов теремка положил Медведь, который то ли в силу своей агрессивности, то ли просто по глупости, не соотнеся габариты своего тела с размерами теремка, разрушил хрупкое здание. Но причины такого поведения нас уже интересовать не будут. Важно, что жители теремка должны обезопасить себя от чреватого трагедией вторжения Медведя. Иными словами, лучше всего его вообще не пускать в теремок.

2 этап. Распределение ролей

Ведущий заранее готовит два комплекта по 8 карточек. На каждой карточке из первого комплекта написана сказочная роль и дана краткая инструкция (см. приложение). В инструкции описаны характерные особенности роли и общая стратегия поведения в теремке: кто является для каждого зверя предпочтительным соседом. Второй комплект — карточки с номерами, которые задают порядок заселения в теремок. В отличие от сюжета сказки, в котором этот порядок жестко задан, в игре очередность заселения является случайной. Ведущий раздает игрокам карточки из обоих комплектов «рубашкой» вверх. Переворачивать карточки можно только по команде ведущего. При этом другие игроки не должны знать, какая роль кому досталась. Участники после знакомства с содержанием карточек из первого комплекта прячут их в карманы. Ведущий. Каждая роль имеет свои особенности, задающие правила поведения. На карточках написано, кого вам нежелательно пускать в теремок, а кого — напротив — очень рекомендуется. При этом всем нужно позаботиться, чтобы в теремок не попал Медведь. Когда придет ваша очередь проситься в теремок, вы объявите, кем вы являетесь. Единственное исключение — игрок, которому досталась роль Медведя. Он ни в коем случае не должен раскрываться до конца игры. Зато он может выдать себя за любого другого зверя. И тут уж самим жителям теремка нужно будет догадаться, кто из двух одинаковых зверей является настоящим. Итак, у кого из вас оказалась цифра «один»? Вот у нас и первый житель теремка!

3 этап. Заселение теремка

Теремок можно соорудить из стульев. Можно также каким-либо символическим образом ограничить пространство (например, с помощью веревки). Первый житель теремка, заняв место в этом пространстве, объявляет о том, кто он такой. Возможна ситуация, когда первым номером окажется игрок, которому досталась роль Медведя. Тут уж ничего не поделаешь: игру нужно начинать заново и произвести пересдачу карточек. Во всех других случаях игра продолжается: второй номер подходит к теремку и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» Разворачивается диалог, в процессе которого гость называет себя. В зависимости от инструкции, игрок, уже находящийся в теремке, либо пускает гостя, либо нет. На его решение также влияет наличие или отсутствие подозрения, что новоприбывший является замаскированным Медведем. Если гостя не пускают в теремок, то он пока отходит в сторону, уступая место следующему игроку. У него (как и у других будущих «отвергнутых») есть шанс пробиться в теремок позже, когда в теремке появятся новые жильцы, часть из которых будет заинтересована — согласно инструкции — в его заселении. Гостям придется приложить немало усилий, для того чтобы попасть в теремок. Да и самим жильцам придется поспорить друг с другом: ведь у них разные интересы! Кто-то желает, например, чтобы мышка оказалась в теремке, а кто-то — категорически против этого. Да и какой выбор сделать, если, например, на место в теремке претендуют сразу две Лисы. Понятно, что одна из них на самом деле Медведь! Ведущий может драматизировать ситуацию (это рекомендуется делать не во всех случаях) и заявить, что у жителей теремка есть возможность «переиграть» свое решение и выселить того игрока, чье поведение натолкнуло их на подозрение в «медвежатости». Фактически в такой ситуации могут разыграться подлинно социодраматические коллизии.

4 этап. Завершение игры

Игра заканчивается, когда после споров и препирательств звери наконец определяют «главного подозреваемого» — Медведя и объявляют, что именно этого гостя они решили не пускать в теремок. Тогда ведущий может объявить о последнем этапе игры — раскрытии ролей. В этот момент и становится ясно, удалось ли участникам игры добиться главной цели — уберечь себя от вторжения Медведя. Необходимо обсудить следующие вопросы.

§ Для кого исполняемая роль оказалась трудной? Для кого легкой? § Было ли для участников естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли? § Совпадало ли описание роли с вашим обычным поведением в реальной жизни? § Какие способы убеждения своих партнеров вы использовали? § Почему вы сразу поверили одним из исполнителей и не поверили другим? § Что в поведении зверей вызывало доверие? § Какое поведение казалось вам подозрительным? § Какие способы убеждения являются, по вашему мнению, наиболее продуктивными? Почему? § Какие способы убеждения нельзя считать эффективными? Почему?

В процессе обсуждения полезно обратить внимание участников на то, какие позиции занимали гости, стремясь попасть в теремок, и как они действовали в случае отказа со стороны уже вселившихся жильцов. Некоторые, возможно, начинали заискивать, «прогибаться», умолять пустить их, «давя на жалость». Иными словами, становились в психологическую позицию «снизу». Другие, наоборот, начинали возмущаться, требовать, проявлять ярость, гнев или даже прямую агрессию: становились в позицию «сверху». Наиболее успешными, по-видимому, оказались те, кто, демонстрируя доброжелательность по отношению к другим, не пытался «давить» на партнеров. Важно, чтобы для всех участников игры стало очевидным преимущество во многих жизненных ситуациях психологической позиции «на равных».

ПРИЛОЖЕНИЕ: ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ

Комар — ведет себя упрямо и агрессивно, настаивает на своем, не слушая других. Категорически против заселения в теремок Лягушки (она может его съесть) и Медведя. Готов принять в теремке Мышку (ее легче всего покусать).

Муха — постоянно что-то говорит, надоедлива, но не настойчива в своих взглядах. Не заинтересована в заселении в теремок Волка (большой, может ее раздавить) и Медведя, симпатизирует Комару (благодаря К. Чуковскому).

Мышка — очень подвижна и пуглива, своего мнения почти не высказывает. Против заселения в теремок Лисы (та может ее съесть) и Медведя. Хотела, чтобы в теремке жила Лягушка.

Лягушка — нетороплива, взвешенно принимает решения и старается убедить в их правильности других. Против заселения в теремок Зайца (ревнует, что он дальше прыгает) и Медведя. Готова принять в теремке Муху (обед с доставкой на дом).

Заяц — робок, застенчив, готов согласиться с любым мнением. Против соседства с Комаром (нет-нет да укусит) и Медведем. Согласен с заселением в теремок волка (авось защитит, если что, от лисы).

Лиса — хитра, дипломатична, находчива, ведет себя гибко. Умеет добиваться своего. Против заселения в теремок Мухи (уж очень надоедлива) и Медведя. А вообще-то хотела бы жить в теремке единолично.

Волк — спокоен, сдержан, мнение веско и убедительно. Против соседства с Мышкой (шуршит постоянно) и Медведя. Согласен с заселением в теремок Зайца (но зря тот надеется на защиту от Лисы — Волк просто сам любит рагу).

Медведь — вынужден скрывать, кто он на самом деле. Может выдать себя за любого из зверей: Комара, Муху, Мышку, Лягушку, Зайца, Лису или Волка и др. Ёжик — ведет себя дружелюбно, общителен и отзывчив. Категорически против заселения в теремок Медведя. Никого не боится и хочет дружить со всеми (ведь он так хорошо защищён). Лось — необщителен, упрям, тяжёл на подъём. Не заинтересована в заселении в теремок Горностая (слишком наглый) и Медведя, жил бы весь год один в лесу, но иногда хочется посидеть в безопасности в своём доме.

Бобёр — весёлый, оптимистичный, любит шумные праздники. Против заселения в теремок Рыси (та может повредит его драгоценный мех) и Медведя. Активно поддерживает Ёжика, потому что он со всеми дружит.

Горностай — высокомерный, общается только с теми, кого считает равным себе по статусу (лиса, рысь, удав). Не хочет, чтобы теремок заселился Бобёр (от него много шума) и Медведя. Готова принять в теремок Зайца (его можно хотя бы съесть).

Курочка — суетлива, гостеприимна, любит заботиться обо всех. Пуглива, поэтому боится заселять в теремок кого угодно (переживает, что дом может не выдержать всех). Согласна с заселением в теремок зайца (он белый и пушистый).

Рысь — грациозна, уверенна в себе, точно знает, чего ей надо. Несмотря на мощные лапы и острые зубы, дружит со всеми, кроме Медведя. Недолюбливает Волка (он часто уводит её добычу).

Удав — мудр, говорит мало, но всегда по делу. Прислушивается к мнению Лисы (хитра, но знает как добиться цели). Против заселения в теремок Курочки и Бобра (только и знают, что веселятся) и Медведя. Согласен с заселением Лягушки (хоть и маленькая, но говорит только по делу).

Дидактическое пособие «Теремок» для развития речи дошкольников

Дидактическое пособие для детского сада «Теремок»

Описание. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок». Пособие предназначено для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений. Способ изготовления пособия. При помощи компьютерной графики рисуем теремок. Распечатываем на принтере.


Готовое изображение ламинируем прозрачной самоклейкой. Вырезаем кармашки из прозрачной плёнки и прикрепляем их на место окон с помощью двустороннего скотча. Подбираем необходимые картинки и ламинируем скотчем.

Дидактическая игра «Теремок»
Цель: развивать речевую активность детей. Варианты заданий.
1 задание «Вспомни сказку»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных. Педагог показывает предметные картинки героев сказки. — Угадай из какой сказки пришли герои? — Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку). — Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
2 задание «Угадай, чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи. Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
3 задание «Кто, где живёт?»
Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между. Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?


— Этот зверь живёт над волком. Это… — Этот зверь живёт над лисой. Это … — Этот зверь живёт под мышкой. Это … — Этот зверь живёт под лягушкой. Это … — Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это… — Этот — между мышкой и медведем. Это … Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между
5 задание «Посели жильцов»
Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу. Педагог предлагает заселить зверей по квартирам. Мышка будет жить на третьем этаже слева. Лиса – на втором этаже справа. Медведь – на первом этаже слева. Заяц на третьем этаже справа. Лягушка – на втором этаже слева. Волк – на первом этаже справа.
6 задание «Подбери картинки с заданным звуком»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук [ш] в словах.


Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук [ш] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.
7 задание «Раздели на слоги»

Цель: упражнять в делении слов на слоги. Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой. — Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.
8 задание «Слоговые песенки»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах. Вечером все жильцы в «Теремке» устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!

Рекомендуем посмотреть:

Игры с прищепками. Дидактическое пособие «Кто что ест» Развивающие игрушки своими руками «Шарики – смешарики» Настольные логопедические игры для детского сада своими руками Развитие словаря у дошкольников в играх

Похожие статьи:

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для старших дошкольников

Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]