План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
- расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
- формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
- формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
- формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
- формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
- формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
- взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми навыками ЗОЖ;
- снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
- совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
- повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
- стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;
- пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
- Пополнение методической копилки.
- Презентация педагога по теме самообразования.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Подготовительный этап
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. | Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Сообщение для родителей на тему «Слагаемые здорового образа жизни» | Привлечь внимание родителей к теме самообразования |
Основной этап
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Развивающая среда |
Сентябрь | Занятие «Как устроено тело человека?» Цель: познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека (человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…) Беседа «Как растёт человек?» Д\И «Умею – не умею» | «Создание здоровье сберегающего пространства» — практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения. | Методические рекомендации «Организация закаливающих процедур в домашних условиях» Анкетирование «Культура здоровья в детском саду» | Создание с детьми алгори. «Правила в картинках – правильная осанка» Создать стенд из детских работ. |
Октябрь | Презентация «Кожа – помощница» Цель: сформировать представление детей о защитной функции кожи человека ; закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей. Чтение худ. литературы: Н. Кнушевицкая «Кожа»; Г.Юдин «Микробы» Беседа «Первая помощь при порезах, ушибах и царапинах» Цель: учить детей правильно реагировать на небольшие травмы и умению оказать первую помощь. | Методические рекомендации: «Игра – как средство здоровья сбережения ребёнка». | Консультации: «Здоровые дети – в здоровой семье» « ОРВИ и грипп» Выставка рисунков детей и родителей «Наша здоровая и спортивная семья». | Д\И «Лабиринты здоровья». Задачи закрепить знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картину целиком, мысленно строить маршрут «путешествия» . Материал: карточки с изображением лабиринтов. Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела , для которой он предназначен. Объяснить , как и для чего используется данный предмет. |
Ноябрь | Игра «Дышите – не дышите» Цель: дать знания о строении органов дыхания, о значении чистого воздуха для здоровья человека. Экспериментирование. Опыт «Много ли воздуха в лёгких?» Цель: показать необходимость упражнений, увеличивающих объём лёгких. Чтение х/л « «Как стать Неболейкой» Н.Семёнова | Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья» | Спортивный праздник « Папа, мама и я – спортивная семья» Привлечь родителей к делу воспитания здорового ребёнка , помочь улучшению микроклимата в семье. | Изготовление с детьми схем «Точечный массаж». |
Декабрь | Беседа «Микробы и вирусы» Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. С\Р игра «Больница (лаборатория) Цель: Познакомить детей с профессией – лаборант, закрепить знания о возбудителях болезней и способах борьбы с ними. Экспериментирование. Опыт «Можно ли снег есть снег и сосульки?» Цель: на опыте показать детям , что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы. | Практические рекомендации на тему: «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка» | Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка» Беседа «Выходные на свежем воздухе с ребёнком» | «Создание своей лаборатории в группе» — подбор игрового оборудования, изготовление совместного с детьми атрибутов к игре. |
Январь | Беседа «Что происходит, когда мы едим?» Цель: ознакомить детей с значением и работой пищеварительной системы организма. Чтение х/л Н.Кнушевицкая «Зубы», «Желудок»; Р.Корман и Л.Либерман «Эта вредная еда». Д\И «Полезная и вредная еда» | Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» | Консультации: «Вкусно и полезно ли?» «Если ваш ребёнок – аллергик» Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения» | Д\И «Вредно – полезно» Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание , логическое мышление , грамматически правильную речь. Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью фишки – картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации Описание: 1.Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющихся полезными. Вариант 2. Ребёнку предлагаются карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на их фишками – картинками, соответствующими условиям заданной ситуации. |
Февраль | Беседа «Режим дня» Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. С\Р игра » Детский сад » (режимные моменты) Цель: показать в игре , как соблюдается режим дня в д.саду, подчеркнуть его важность. Чтение х/л О.Иваненко «Спокойной ночи» Цель: уточнить значение сна для здоровья человека» | Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» | Консультации «Лечебная гимнастика» «Стоп – грипп» Организация фотовыставки «Движение – жизнь» Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье!» | Д\И «Что сначала – что потом (режим дня) Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснить свои действия. Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определённого периода суток. Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснив при этом свой выбор. |
Март | Беседа «Если хочешь быть – закаляйся!» Цель: Закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека. Чтение х/л С. Михалков «Мимоза» Цель: дать представление о закаливании, о профилактики простудных заболеваний. Д\И «Оденься правильно» Цель: Продолжить знакомство со свойствами одежды в разные сезоны. | Консультация «Слагаемые здорового образа жизни» | Консультации: «Влияние природных факторов на закаливание». Конкурс для родителей: «Проект по оборудованию участка для двигательной активности детей» | Лепка «Спортсмены» — учить изображать человеческую фигуру в движении, правильно соблюдая пропорции. |
Апрель | Беседа «Осанка – стройная спина» Цель: познакомить детей с правилами сохранения правильной осанки. | Консультация: «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека». | Консультации: «Культурно – гигиеническое воспитание в семье» «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей». | Создание фотоальбома семейных плакатов: «Моя семья и спорт» |
Май | Итоговое ООД «Поможем Буратино стать здоровым» Выставка детских рисунков «Как мы укрепляем здоровье!» Беседа «Правила поведения на воде» Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде. | Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ». | Консультации: «Здоровый образ жизни в семье» «Осторожно, клещи! Консультации: «Летний отдых». | Оснащение участка группы для развития двигательной активности детей в летний период. |
В течение года | Привлечение родителей воспитанников к изготовлению игр и материалов для обогащения центра здоровья своими руками. | |||
Май | День открытых дверей. Презентация Центра здоровья | |||
Презентация отчета работы по теме самообразования |
Литература:
1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;
2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;
4. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М. :Школьная Пресса, 2006г.;
5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;
6. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» — Москва, Гуманитарный издательский , 2004г.;
7. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;
8. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;
9. Ресурсы сети Интернет, точка доступа: www.refoteka.ru.
Тема «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста»
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» План работы самообразования на учебный год воспитателя средней группы «Васелек» Тема «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста» Кирилловой О. П.
2 Актуальность Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии». Здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Тема моего самообразования непосредственно связана с решением данной задачи — «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста». Цель: «Повысить профессиональный уровень знаний по вопросу современных здоровьесберегающих технологий применяемых в работе с детьми дошкольного возраста». Задачи: 1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения. 2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды игрового массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, подвижные игры и т. д.). 3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада технологий здоровьесбережения. 4. Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. 5. Повысить педагогические знания родителей в вопросах оздоровления детей; формирование ответственности за здоровье своих детей, мотивации на здоровый образ жизни. 2
3 Самореализация 1. Подбор литературы по теме — сентябрь-октябрь 2. Изучение литературы по данной теме. — сентябрь-май 3. Разработка перспективного плана работы с детьми в средней группе по здоровьесбережению — сентябрь 4. Разработка конспекта ООД по формированию основ ЗОЖ «Микробы».- октябрь, ООД по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины»- декабрь, ООД по формированию основ ЗОЖ «Моё тело»- февраль. 5. Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры», «Физкуль, «Пальчиковые игры». — сентябрь-май (ежедневно) 6. Оформление памяток, буклетов и консультаций для родителей по данной теме — сентябрь — май 7. Разработка спортивного развлечения: «В здоровом теле — здоровый дух»- май Ожидаемые результаты: — создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников в данную среду; — снижение показателя заболеваемости; — положительная динамика показателей физического развития детей. 3
4 Перспективный план Месяц Форма проведения Задачи Работа с родителями Сентябрь Октябрь Ноябрь Диагностика уровня физического развития детей. Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни. ООД по формированию основ ЗОЖ «Микробы». Просмотр видеофильма: «Микробы вокруг нас». «Самомассаж» Беседа с детьми «Что такое массаж», Просмотр презентации: «Волшебный массаж». «Дыхательная гимнастика». Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков. Дать детям элементарные представления о микробах и о способах защиты от них. Учить детей ответственно относиться к состоянию зубов; закреплять правила и навыки ухода за зубами. Познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами). Продолжать расширять знания о предметах личной гигиены. Воспитать у детей правильное отношение к Обучение детей приёмам самомассажа. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки. Воспитывать интерес к оздоровительному массажу. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Формирование дыхательного аппарата. Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Оформление папки передвижки: «Виды здоровьесберегающих технологий» «Как рассказать ребёнку о микробах?». Предложить родителям почитать дома с детьми О. Епифанова «Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами». «Самомассаж-еще один шаг к укреплению здоровья». 4
5 Декабрь Январь Февраль ООД по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины». Просмотр презентации: «Витаминки в корзинке». «Физкультминутки». Рассматривание картинок, фото, зимние виды спорта. Беседа с детьми «Виды спорта». Просмотр видеофильма «Зимние виды спорта». «Пальчиковые игры». Рассматривание картинок «Моё тело». ООД по формированию основ ЗОЖ «Моё тело». «Подвижные игры» Формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни. Познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека. Закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их Расширение представлений детей об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними видами спорта. Уточнить знания детей о зимних видах спорта. Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме. Способствовать развитию логического Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками о здоровье. Продолжать прививать культурно гигиенические навыки. Помочь детям запомнить правила ухода за своим телом. Учить применять полученные знания на практике. Развивать у детей наблюдательность, «Витаминки в корзинке». «Спорт это жизнь», «Как занять ребенка в выходные дни». Папка передвижка «Заботимся о здоровье ребенка» 5
6 Март Апрель Май Беседа с детьми «Я расту здоровым!», Презентация «Я расту здоровым!». «Гимнастика для глаз». Беседа с детьми «Для чего мы закаливаемся». Просмотр презентации «В здоровом теле, здоровый дух». Артикуляционная гимнастика. Совместный с родителями физкультурное развлечение «В здоровом теле- здоровый дух!» Расширение представлений о здоровье и важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье, воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Предупреждение утомления. Укрепление глазных мышц. Снятие напряжения. Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье. Закрепить представление о ценности здоровья: формировать желание вести здоровый образ жизни. Совершенствовать представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде. Упражнять Повысить интерес детей к занятиям физкультурой, воспитывать дружеские взаимоотношения, стремление к здоровому образу жизни, развивать ловкость, координацию движений. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми. Консультация для родителей «Позаботимся о зрении детей. Гимнастика для глаз» Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях». «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома это весело, полезно и интересно». Привлечь родителей к совместному различению с детьми. Список литературы: Арсеневская. О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание N1.-С Воротилкина И. М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. -М. : Энас, с. Горбатенко О. Ф., Т. А. Кадраильская, Г. П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год. Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год 6
7 Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. — Айрис-пресс, с. Николаева Е. И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. М. СПб: Детство-Пресс, Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ, Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. Ростов-на-Дону Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. «Таврида», Симферополь, 1999 Симкина, П. Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. М. : Амрита-Русь, 2006 Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист N4.-С