здоровьесберегающие технологии план-конспект занятия (старшая группа)


Использование здоровьесберегающих технологий в процессе НОД

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе НОД

Актуальность

« Люди должны осознать, что здоровый образ жизни —

это личный успех каждого».

В.В.Путин

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребёнка.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочные знания, вера в свои силы…» -В. А. Сухомлинский.

В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой.

Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

Цель:

Создать условия для обеспечения и сохранения здоровья дошкольников, с целью повышения двигательной активности и умственной работоспособности детей на НОД.

Задачи

:

— Накапливать и обогащать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, посредством внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни

— Организовать конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

Условия, необходимые для обеспечения успешного проведения работы в инновационной деятельности:

• изучение научно-методической литературы;

• повышение профессионального мастерства по данной проблеме;

• создание необходимого здоровьесберегающего пространства;

• сотрудничество с медицинским персоналом для проведения мониторинговых исследований;

• создание атмосферы общности интересов ДОУ и семьи по внедрению элементов технологии В. Ф. Базарного

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.

По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушение осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70 % и 80%, соответственно.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Виды здоровьесберегающих технологий используемых в ДОУ

Медико-профелактические

( это технологии обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. )

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии

    в детском саду. (это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.)

  • Технологии обеспечения социально – психологического благополучия

    ребенка; (обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника)

  • Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов

    ; (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.)

  • Физкультурно – оздоровительные технологии

    ; (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:)

  • Валеологическое просвещение родителей;

    (папки – передвижки, стендовая информация, беседы, совместные мероприятия и пр)

  • Я решила углубленно изучить здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного, в связи с тем, что данная технология не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения. Она касается лишь физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и режимов обучения.
  • В режимных моментах используются традиционные методы и приёмы с применением здоровьесберегающей технологи профессора В. Ф. Базарного.
  • 1.2. Принципы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного
  • Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного:
  • Во-первых, занятия в группе проводятся в режиме смены динамических поз, где это возможно менять позу детей (сидя, стоя, лёжа и т. д.).
  • Во-вторых, в процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки» или офтальмотренажеры –плакаты. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
  • В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно, расположенный на одной из стен группы и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятия. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в детском саду, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.
  • В-четвёртых, важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого воспитатель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле воспитателя оказаться в любой точке группы и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
  • Важным условием в достижении цели является то, что все образовательные учреждения, работающие «по — Базарному», регулярно проводят экспресс-диагностику детей и информируют родителей о состоянии их здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера.

Изучив по здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного литературу и другие информационные ресурсы, я пришла к выводу, что данная технология может быть использована в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Тщательно изучив их из первоисточника, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесла коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья.

Опыт работы по внедрению элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в детском саду.

Мне очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающей технологии Базарного В. Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в дошкольном возрасте,т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

Я использую второй вариант, где дети как можно чаще меняют свою позу, избегают тем самым усталости и утомляемости. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, если дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

Мои дети стали артистичны, с хорошей дикцией, поставленной речью. У них нет проблем с осанкой, количество соматических заболеваний уменьшилось.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

— поддержание физической, психической активности умственной сферы;

— имеет высокие показатели физического развития здоровья;

— повышается иммунная система;

— улучшаются ростовые процессы;

— развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

— снижается степень низкой склоняемости головы.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

Хоровое пение.

Обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело. Пение является и мощным средством балансировки

нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей — необходимым условием физического и психического здоровья человека. Я использую этот приём в основном в утренние часы перед завтраком или вечерние перед ужином.

Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия.

Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения активности детей применяем вертикализацию поз.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используются сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств я использую зрительно-координаторные тренажи,с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

Для снятия зрительной утомляемости в непосредственной образовательной деятельности возможно использовать тренажеры, разработанные В. Ф. Базарновым:

1. Плакат-схема зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке”.

2. Тренаж со зрительными метками. В различных участках группы фиксируются привлекающие внимание яркие объекты — зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки.

3. Использование в работе метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.

4. Большого эффекта можно достичь при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом дается задание – внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти отличия.

Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе. Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех.

Существует широчайший спектр методов и приемов, используемых для оценки здоровьесберегающего образовательного процесса. В этой связи мною использовались наиболее простые, доступные и дешевые методические приемы, которые могут быть реализованы в каждом образовательном учреждении силами сотрудников этого учреждения.

Применяемая технология здоровьесбережения имеет положительное влияние на здоровье детей дошкольного возраста. Улучшается и общий психологический климат: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на занятиях каждый ребёнок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.

Необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образование в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. На данном этапе останавливаться по данной теме, я не стану, а буду продолжать накапливать свой опыт и делиться им со своими коллегами, родителями и, конечно, с маленькими воспитанниками.

Конспект НОД по здоровьесбережению

Воспитатель незаметно включает магнитофон, раздается сообщение:

Внимание! Внимание! Говорит лесное радио. Слушайте последние новости. Доктор Айболит сегодня утром улетел в Африку навестить больных зверюшек. А зайчонок Ушастик съел сосульку и у него заболело горло и поднялась температура. Требуется срочная помощь! Требуется срочная помощь! (сигнал сирены)

Воспитатель останавливает запись.

Ребята, вы слышали? Наш знакомый зайчонок заболел. Что же нам делать? Как ему помочь?

Какие вы молодцы! Мы непременно поможем Ушастику. У меня есть много полезных вещей в сундучке, давайте выберем все, что нужно для лечения зайки.

Воспитатель открывает сундучок и раскладывает предметы на столике: игрушка градусник, конфета, шарф, игрушка машинка, лимон, жвачка, чеснок, яблоко, баночка с витаминами.

Пожалуйста, скажите почему, вы, выбрали тот или иной предмет?

При выборе детьми предметов воспитатель направляет и старается не мешать. Особое внимание воспитатель обращает на фрукты.

Дети, я не доктор, но могу сказать, что все предметы из моего сундучка, выбранные вами – действительно помогут Ушастику!

Кто знает, почему я прошу взять овощи и фрукты для Ушастика?

Совершенно верно – они очень вкусные, полезные и красивые! Вы выбрали для Ушастика баночку с витаминами, но знаете ли вы, что фрукты и овощи тоже содержат в себе ВИТАМИНЫ?

Ребята, на самом деле все фрукты и овощи содержат в себе витамины, очень полезные для организма человека вещества. Именно их запас позволяет людям преодолеть многие болезни, а еще — просто не болеть!

Воспитатель приносит тарелку с фруктами на «шпажках» (зубочистках).

А теперь давайте попробуем фрукты, в которых так много витаминов на вкус, но есть одно условие: вы закрываете глаза, я протягиваю вам фрукт, а вы, не открывая глаз, должны назвать этот фрукт.

Отлично! Теперь мы знаем, что фрукты содержат в себе витамины. Но есть еще один большой секрет, но онем вы узнаете позже. А теперь к Ушастику!

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

(Дети сидят на корточках. Кисти рук прижаты к голове, «зайка шевелит ушками»)

И помчался, скок-скок-скок,

Белый маленький зверек.

(Легкий бег, «лапки» сложены перед грудью)

Вот запрыгал он проворно

По тропинкам по зеленым.

(Легкие прыжки с продвижением вперед и поворотами вокруг себя)

Ветер у березок кружит,

Шевелит зайчишке уши.

(Выполнять маховые движения руками перед собой, постепенно поднимая руки вверх)

Ветер-ветер, поиграй-ка,

(Хлопки в ладоши)

Не догнать лихого зайку!

(Бег)

Воспитатель приводит детей к кроватке зайчика Ушастика.

Вот мы и у больного, здравствуй Ушастик!

Наш зайка не может говорить, у него болит горлышко, но мы ему поможем!

Чем померить температуру?

Какие таблеточки ему дадим?

А что мы с вами взяли с собой? (воспитатель показывает баночку с витаминами).

Конечно, ребятки, ой только пока мы шли, все витамины просыпались по дороге! Но мы же с вами волшебники, давайте сами наполним баночку витаминами! У вас есть краски у меня баночка (воспитатель предлагает мольберт с нарисованной баночкой

). Пусть каждый из вас пальчиком нарисует витаминку того цвета, которую он пробовал сам. Помните, какие фрукты вы угадывали? А их цвет? Нарисуйте несколько витаминок в баночке для Ушастика.

Воспитатель подносит «новую» баночку витаминов Ушастику

.

Угощайся и поправляйся!

Ой (громко вскрикивает воспитатель, когда пытается положить Ушастика в кровать). Посмотрите ребята, кто это спрятался под одеялом у нашего зайки? (указывает на маленький воздушный шарик).

Нет, ребята, это самый страшный носитель болезни – микроб! Наверное Ушастик скушал очень грязную сосульку и микроб из грязи проник к нему в горлышко. На самом деле микроб очень малюсенький, и мы не можем его увидеть, но это – король микробов. Он решил напасть на нас на всех со своей армией!

Зайчик Ушастик чихает и микробов (шариков) становится намного больше.

Воспитатель дает Ушастику носовой платок и просит зайчишку закрывать рот, чтобы микробы не появлялись так быстро.

Дети, у нас с собой есть удивительный овощ – чеснок, он поможет победить не одну армию микробов! Только нужна ваша помощь! Пока звучит музыка вы должны всех микробов до единого собрать в нашу большую корзину!

Молодцы! А теперь смотрите, что происходит с микробами, которые заставляют нас болеть, если кушать такой полезный овощ, как чеснок!

Воспитатель водит над корзиной большой головкой чеснока, в середину которой воткнута зубочистка, и произносит волшебные слова:

«Крибле, крабле, бум!» и лопает шарики незаметно для детей.

Ура, Ушастик, микробов больше нет. Но помни, что нужно делать, чтобы не болеть. Не помнишь? А ребята тебе подскажут!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]