Консультация для педагогов «Организация утреннего приема детей в ДОУ»
Ольга Новосадова
Консультация для педагогов «Организация утреннего приема детей в ДОУ»
Начало нового дня для каждого человека — как ребенка, так и взрослого, оказывает огромное значение. В отношении дошкольников,переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов утра добавляется ещё один этап — поход в детский сад, где ребенка встречает воспитатель и сверстники.
Утренний прием в дошкольном образовательном учреждении—это процесс передачи ребенка воспитателю или заменяющему его человеку лично, это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом,а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма мы, воспитатели, должны уделять особое внимание.
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в развитии ребенка, режиме дня и для эмоционального самочувствия ребенка. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.
Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему и как вечером проводили домой. Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, младшего воспитателя (няни)
передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас. Приходите завтра». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детсаду. Предполагается, что 80 % положительного восприятия ребенка зависит от настроения окружающих и самого ребенка, а 20 % от методик.
С чего же необходимо начинать утренний прием?
1. Прием детей начинается с 8 часов. Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель должен прийти в детский сад заблаговременно, подготовить весь материал – игры, картины и т. д.
2. Принимать детей можно как в помещении, так и на воздухе. В хорошую погоду прием детей в любое время года лучше проводить на свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения. Например, если воспитатель начинает работу с новой группой детей и еще не совсем хорошо знает их. Или принимает группу малышей, которые в первое время с трудом расстаются с близкими, в таких случаях целесообразнее организовать прием их в помещении, где легче отвлечь детское внимание.
3. Ежедневный утренний прием детей надо начинать с того, что воспитатель при встрече обязательно должен улыбнуться, поприветствовать ребенка и родителей.
4. Затем идет профилактический осмотр своих воспитанников. Хорошо зная индивидуальные особенности детей своей группы, можно уже по внешнему виду определить, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, с воспитателем, много двигаются.
5. Беседа с родителями о том, как спал ребёнок, с каким настроением проснулся, поможет воспитателю подобрать ключик к ребенку. Бывает и так, что в детский сад пришли уже с капризами, то выясняем причину плохого настроения. Если возникает подозрение, что ребёнок не здоров, в таком случае обязательно измеряется температура при родителях. Если заболевание выявилось после ухода родителей, то мы изолируем его от других детей, укладываем в постель, сообщаем о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника.
Во время беседы с родителями и ребенком, можно сразу увидеть, по сезону ли одеты дети и при необходимости дать короткие советы родителям по воспитанию ребенка или предложения по одежде ребенка.
6. Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют.
— Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу.
— Воспитатель поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия.
— Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении.
7. В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. В младшем возрасте детей воспитатель привлекает к расстановке игрушек, предлагает им переодеть куклу и т. д. Малыши выполняют трудовые поручения под его наблюдением и с его помощью. Таким образом, вовлекая детей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть постоянно занятым.
Конечно, первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку. Можно предложить детям зайти в группу необычно «полететь как листочек к другим детям-листочкам»
или
«покружиться как снежинка»
под музыку. Это игровое перевоплощение придаст положительные эмоции и детям и воспитателям.
Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Для установления эмоционального контакта больше значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей. Организация среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо соответствующим образом организовать обстановку, подбирать пособия (музыка, спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения)
.
Особое значение предлагаем уделить такому приему утренней встречи как сюрпризы – игрушки, воздушные шарики, самоделки, куклы из группы. Они необычные, яркие, музыкальные, механические и т. д, сюрпризы, которые уже ждут ребенка, словно пришли поддержать малыша в первый его день в саду, после выхода из-за болезни, долгого отсутствия или в день рождения. В ясельной группе, куда приходят совершенно маленькие детки, педагогу надо стараться лаской, добротой, любовью, теплом приласкать, успокоить, отвлечь. В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, он находится в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка, побуждает детей к действиям, создавая радостное настроение.
Но нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. Воспитателю следует поговорить с такими родителями, убедить их в том, что все это отрицательно действует на малыша, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться.
Чтобы быстрее отвлечь ребенка, следует переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить настольные, дидактические игры.
Игры утром имеют большое значение для поддержания, а иногда и для создания у ребенка спокойного, но вместе с тем деятельного и радостного настроения. Из дидактических игрушек утром детям дают в свободное пользование уже знакомые им игрушки (подбирают, если возможно, не шумные)
: машины, повозки. Игры с ними побуждают малышей к энергичным действиям, вызывают удовлетворение.
Поэтому необходимо располагать игрушки так, чтобы они привлекали внимание детей, побудили к действиям с ними, обогащали еще небольшой имеющийся опыт действий с этими игрушками (куклы и автомобили, строительный материал, сенсорные игрушки и т. п.)
.Эти игрушки располагают в игровых уголках: кукол можно посадить в коляску, машину, на стульчик. Рядом можно разместить, кухонную посуду и посуду для десерта, плиту, предметы для стирки и глажки. Даже в начале года такие игрушки объединяют
детей, хотя и не требуют согласованности действий.
При этом, воспитатель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок нашел себе игру. Иногда утром, когда в группе мало детей, можно принести новую игрушку или игру, показать малышам, дать для игры. Позже ее лучше временно убрать. Учитывая то, что воспитатель утром в значительной степени занят приемом детей, убираются игрушки и пособия, которые требуют постоянного надзора со стороны взрослого (мозаика, разрезные картинки)
.
Хорошо организует малышей в утреннее время строительный материал, расположенный на нескольких столах. С этой целью воспитатель перед приходом детей может построить несложную постройку из строительного материала.Наталкивает малышей на определенную игру:
мостик, по которому можно провести матрешек;
ворота, через которые дети провозят свои машины;
заборчик, за которым находятся животные.
Можно отметить обнову малыша, похвалить рисунок, который принес ребенок. Что касается одежды ребенка, очень важно, во время приема детей обращать внимание на его внешний вид. Заметив неполадки, можно предложить ребенку привести себя в порядок, при необходимости помочь ему, таким образом, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.
Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его, найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а не торопить, не кричать. У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?»
Закончив прием детей, проводится утренняя гимнастика.
После утренней гимнастики как правило, проходит Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг)
— это режимный момент, являющийся формой
организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.
Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон»
всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Задачи :
— формирует первичные представления о правилах поведения в обществе;
— позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
-Утренний сбор способствует тому, что дети учатся играть не рядом, а вместе, терпимо относясь друг к другу.
— Создаёт условия для общения детей и взрослых: ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.). Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п.
Педагогические находки современных воспитателей порадуют детей, создадут благоприятную психологическую атмосферу в группе, а также создадут доверительные отношения между родителем и воспитателем.
Обработка помещений
Каждое утро начинается с усиленной уборки помещения дезинфицирующими средствами. Обработка проводится до прихода детей. А раз в неделю нужно делать генеральную уборку. В течение дня важно придерживаться следующих правил:
- проветривать комнаты сквозным воздухом каждые 2 часа. В это время там не должно быть детей;
- во время перемен проводить дезинфекцию поверхностей — игрушек, столов и другой мебели;
- использовать приборы для обеззараживания воздуха;
- работники кухни должны работать в перчатках и дезинфицировать посуду и столы после каждого использования.
Важно! Дезинфицирующие средства должны быть без содержания хлора. В садике нужно хранить пятидневный запас средств для обработки.
Социальная дистанция
Воспитателям нужно уменьшить количество детей в каждой группе. В результате получится больше групп, зато у каждого ребенка будет личное пространство от 1 кв. метра. Точное количество детей в группе зависит от размеров комнат.
По возможности нужно сохранять дистанцию среди детей и воспитателей в 1.5 метра. Часть занятий рекомендуют перенести на улицу, если позволяет погода. Особенно это актуально для спортивных упражнений, лепки и рисования.
Важно! Каждая группа должна заниматься в одном кабинете. Следует минимизировать перемещения по садику. Перед приходом новой группы в кабинет, делают поверхностную уборку.