ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Шапирова Анна Валерьевна, Воспитатель МАДОУ 42 г.Великий Новгород, Новгородская область
Институт непрерывного педагогического образования, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
FEATURES OF THE QUEST GAME IN THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN, Shapirova A.V.
Institute of continuing pedagogical education of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Аннотация: В статье описана проблема выбора разнообразных методов, средств, форм при организации образовательного процесса. Цель: выявление возможностей квест-игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Результатом является раскрытие возможностей использования квест-игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра представлена как эффективное и актуальное средство экологического воспитания детей.
Ключевые слова: квест-игра, экологический квест, экологическое воспитание, старший дошкольный возраст.
Аnnotation: The article describes the problem of choosing a variety of methods, tools, and forms in the organization of the educational process. Purpose: to identify the possibilities of the quest game in the environmental education of older preschool children. The result is the disclosure of the possibilities of using the quest game in the environmental education of older preschool children. The quest game is presented as an effective and relevant tool for environmental education of children.
Keywords: quest-game, environmental quest, environmental education, senior preschool age.
Проблема экологического воспитания детей всегда была и остается актуальной на протяжении достаточно долгого времени. Во всём мире существует множество проблем с экологией, поэтому понимать важность происходящего, знать к чему могут привести последствия деятельности человека в природе без понимания экологических взаимосвязей в ней, важно с самого раннего детства. Когда мир на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего человечества, становится очевидным то, что экологическое воспитание и образование, являются одной из актуальнейших проблем современности.
Перед современными педагогами стоит задача выбора эффективных средств экологического воспитания детей. На наш взгляд таким средством является квест-игра, поскольку в естественной и увлекательной для ребенка форме позволяет формировать у него необходимые знания, умения, а также качества личности. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач [1].
В образовательном процессе квест – это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Это – своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать определенные задачи.
В рамках нашего исследования основным средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является квест-игра. Рассмотрим возможности квест-игры в решении задач экологического воспитания детей.
Квест-игра в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение. С помощью квест-игры дети получают знания о животных, о птицах и насекомых, знания о растительном мире, о неживой природе, о временах года. С помощью квест-игры дети показывают своё отношение к миру природы.
Основной целью экологического квеста является формирование умений решать определённые задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.
В процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами квест-игры, можно выделить следующие целевые ориентиры:
- Расширение экологического кругозора старших дошкольников;
- Воспитание бережного отношения к миру природы;
- Привлечение родителей к вопросам экологического воспитания старших дошкольников;
- Повышение педагогического мастерства воспитателей;
- Создание творческого поиска в подборе более эффективных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
С помощью квест-игры дети полностью погружаются в происходящее, получают положительные эмоции, включаются в решение поставленных задач. Такие игры не только позволяют каждому участнику проявить свои знания, но и способствуют развитию коммуникационных взаимодействий между детьми, их сплочению. В квестахприсутствует элемент соревновательности, когда дети поделены на команды или подгруппы, а также элемент неожиданности (неожиданная встреча героя) [2].
В процессе теоретического анализа нами выделены следующие виды экологических квестов:
- Исследовательские квесты. Детям нужно самим найти информацию. Например, детям на станции «правила» дети должны рассказать правила поведения в лесу.
- Соревновательные квесты. Участникам квеста нужно как можно быстрее выполнить задание и перейти к следующему. Например, на станции «Цветочная поляна» детям предлагается отгадать загадки на время. Для отгадывания загадок у них есть пять минут.
- Ребусы. Детям нужно разгадать загадку – подсказку для того, чтобы выполнить следующее задание.
Мы приводим пример квест-игры по экологии «Береги природу!» для детей старшего дошкольного возраста. Анализируя данный и другие проекты, мы приходим к выводу, что квест представляет собой игровую форму организации образовательной деятельности, что делает её увлекательной, повышает интерес детей, способствует формированию устойчивых навыков самостоятельного получения знаний.
Квест-игра подводит дошкольников к сознанию своего места и своей роли в окружающей среде, ставит ребенка в положение исследователя, открывателя существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию и решению экологических проблем родного края, развивает чувство прекрасного, прививает любовь и бережное отношение к природе.
Как правило, квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. За контрольное время участники должны выполнить задания, отражающие примеры решения эколого-биологических проблем. Для дошкольников нередко квест-игра состоит из разных видов деятельности и затрагивает формирование их компетенций в разных образовательных областях, помимо поставленных ряда экологического воспитания.
В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, что включенные в квест-игру занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Экологическая квест-играрасширяет представления детей о живой и неживой природе, о природных явлениях, множестве экологических связей, существующих в природе. [4]. Помимо формирования экологических представлений, квестпозволят решать, в том числе и задачи воспитания бережного отношения к объектам природы, учит видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Игровые приемы позволяют заинтересовать детей такой, может быть, не совсем «детской темой», трудной для понимания. Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки. Проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней [3].
Таким образом – квест-игра является новой интересной и познавательной формой экологического воспитания. С помощью квест-игры дети получают экологические знания, умения и навыки, а также учатся выстраивать партнёрские взаимоотношения, такое взаимодействие способствует сплочению между детьми.
Литература:
- Костюкова, С. П. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте / С. П. Костюкова, Н. М. Полякова.: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (240). — С. 355-358. — URL: https: //moluch. ru/archive/240/55469/ (дата обращения: 11. 11. 2020).
- Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра квест, как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками / Л.Ю. Лосева, И.В. Колесникова//Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста -2016. -№2. -С. 723.
- Международный образовательный портал: МААМ. ru // Экологическая квсет игра «Береги природу» в старшей группе. [Электронный ресурс]. – URL: https://www. maam. ru/detskijsad/yekologicheskaja-kvest-igra. html дата обращения (19. 11. 2020).
- Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007. — 320 с
Следующая > |
Экологический квест «Делаем вместе»
Экологический квест «Делаем вместе»
Предмет: биология
Класс:7
Методы:
рассказ, игра
Цель:
игровыми методами ознакомится с заповедными зонами России, Чувашии, Козловского района
Задачи:
- Познакомить с заповедными зонами России
- Познакомить с заповедниками Чувашии и ООПТ Козловского района
- Организовать квест по станциям, раскрывающий информацию об охраняемых живых организмах и правилах поведения на природе
Планируемые результаты:
предметные
- Знание заповедных зон России, Чувашии и Козловского района
- Воспроизведение названий животных, растений занесенных в Красную книгу Чувашии;
метапредметные:
- умение работать с дидактическим материалом, с учебником, с презентацией, с живым объектом;
- умение взаимодействовать с руководителем станции и сверстниками в учебно-игровой деятельности;
- умение соотносить информацию разных предметов (литература и биология, литература-экология);
личностные:
- развивать познавательный интерес к ООПТ.
Оборудование и материалы:
компьютер, мультимедиа проектор
,
музыкальные колонки
,
презентация в программе Power Point «Заповедные острова», «ООПТ Чувашии и Козловского района»; Крупно напечатанное слово «ЗАПОВЕДНИК»; квадрат с набором букв; таблица в 2х колонках, в первой даны названия сказочных героев — животные; тексты с описанием охраняемых животных и подсказки к ним; стих Ч. Дарвина; спил дерева, текст «Экологический светофор»
Основные понятия
: «ООПТ», заповедные острова, заповедник, заказник, Красная книга.
Образовательное пространство
: парты расставлены слитно по 2 штуки в 3 ряда, рассчитаны на 15 человек. Каждый ряд для 1 команды. Парты размещены напротив экрана, для удобства просматривания презентации. Все остальное пространство в классе используется для расстановки парт таким образом, чтобы команды могли спокойно перемещаться между ними. Каждая парта — это станция, где нужно пройти испытание. В качестве начальников станций приглашаются ученики старших классов, которые и проводят игру. У каждой станции прикреплен значок с названием станции. Ученики свободно ориентируются по этим табличкам.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Учащиеся старших классов рассказывают по презентации о Заповедных островах России и ООПТ Чувашии и Козловского района. В рассказе содержится практически вся биологическая информация, которая пригодится во время игры.
Затем каждая команда получает маршрутный лист и выдвигается в путь. Маршрутный лист разрабатывается таким образом, чтобы команды не ждали своей очереди, а сразу могли приступить к выполнению задний на оправленной станции.
Станций всего 7. По окончании квеста ребята подсчитывают количество баллов и получают заветный приз.
Станции:
- «Заповедник» — составить как можно больше слов с буквами слова «заповедник»,
буквы не повторяются (существительные, имена, числительные, глаголы) в течение 2,5 минут.
- «Исчезающие и редкие»: команде предлагается квадрат с набором букв.
Ребята, зачеркивая все повторяющиеся буквы, из оставшихся собирают ответ на поставленный вопрос. (2, 5 мин)
Предлагается вопрос:
- Длина тела 80-90 и более см, размах крыльев около 2 м, вес 3-4 кг. Окраска темно-бурая с небольшими вариациями. Клюв чёрный, лапы жёлтые. Отмечен на пролете (беркут)
- «Где-то я вас видел»
Узнайте по имени литературных и сказочных животных, птиц, насекомых (1 очко). – если напишут название фильма – 1 очко (итого 2 ) — 5 мин
Вопросы
- Гена — «Крокодил Гена»
- Диего – тигр «Ледниковый период»
- Тартила – Черепаха (Водяной)
- Матроскин — Кот (простоквашино)
- Майя———пчела – Пчелка Майя
- Иа – осел приключения Виннипуха
- Балу———————медведь (Чип и Дейл спешат на помощь)
- Гайка——мышь (Чип и Дейл спешат на помощь)
- Сид – ленивец, ледниковый период
- Ниф-ниф наф наф, нуф-нуф –три поросенка
- Живут у нас
Участники получают текст, записывают на отдельных листочках ответы, потом им выдаются подсказки на вопросы, которые вызвали затруднения (ответ без подсказки 4 балла, с подсказкой – 2 балла) (5мин)
1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.
Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом — рыжий. На кончиках ушей — длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.
2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».
Подсказка.
Этого зверя называют санитаром леса.
3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное — зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко — так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка. Его считают большим трусишкой.
5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.
6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
Подсказка.
Его считают неуклюжим сладкоежкой.
Ответы
1. Белка. 2. Волк 3. Ёж. 4. Заяц 5. Лиса. 6. Медведь.
5) «Цепи питания». Прочитайте и напишите все возможные описанные в тексте цепи питания, соблюдая все правила ее написания. Учтите, что цепь, как правило, начинается с растений. (5 мин)
«Свирепый волк с кормящею волчат Волчицею – гроза невинных стад; Орёл, стремясь из-под небес стрелою, Грозит голубке смертью злою; Голубка ж, как овца, должна, Кормясь, губить ростки и семена. Охотнице-сове, средь ночи тёмной, Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька. Светляк же, ночи светоч оживлённый, Вползая вверх, цветок съедает сонный». Э. Дарвин
6. Лаборатория: Подсчитайте примерный возраст дерева по годичным кольцам древесины. (5 мин)
7. «Экологический светофор» (5 ми)
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
- Чёрный цвет
– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
- Красный цвет
– будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
- Синий цвет
– ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
- Ребята наблюдают за муравьями. (с)
- Дети оставили костёр в лесу. (ч)
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
- Ребята огородили муравейник. (с)
- Ученики очищают парк от мусора. (с)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Дети сильно шумят в лесу. (ч)
- Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
- Дети вешают кормушку. (с)
- Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
- Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
- Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
- Дети развешивают скворечники в парке. (с)
- Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
- Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
- Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
- Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
- Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
- Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
- Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
- Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
- Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
- Девочка полощет бельё в реке. (ч)
- В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)