Дидактические игры по физкультуре для дошкольников


Домино «Разные мячи»

Возраст- 5-7 лет. Цель Расширять знания о разновидностях мячей, многообразии игр с ним. Задачи — закрепление представления о видах мячей и использовании их в спортивных и подвижных играх; — обогащение словарного запаса по теме спорт, спортивный инвентарь; — улучшение моторики пальцев рук; — развитие концентрации внимания, способности логически мыслить; — обучение правильному взаимодействию со сверстниками.

Перед игрой с детьми дошкольного возраста проводится беседа о мячах, подвижных и спортивных играх, где используются мячи. В данной игре представлены мячи: футбольный, волейбольный, баскетбольный, теннисный, резиновый, надувной. Как играть Одновременно могут играть 2-4 участника. Каждому игроку сдается по семь карточек (доминошек), свободные карточки отправляются в резерв. Право первого хода определяется жребием (можно бросить игральный кубик). Далее ход переходит по часовой стрелке и уже следующий игрок должен положить карточку в соответствии с изображением мячей (по принципу классического домино). Если у игрока нет карточки для хода, то он берет по одной карточке из резерва до тех пор, пока не выпадет подходящая для хода или свободные карточки не закончатся. Если в резерве карточки закончились, то игрок, которому нечем ходить, пропускает ход. Игра заканчивается, когда один из игроков выложит все свои карточки.


Здесь можно скачать дидактическую игру Разные мячи для цветной печати в формате ПДФ

Дидактическая игра с прищепками

«Зимние и летние виды спорта»

Возраст 5-7 лет Цель Знакомить детей дошкольного возраста с понятием зимние и летние виды спорта Задачи — учить различать и называть зимние и летние виды спорта; — развивать мелкую моторику рук; — развивать мышление, воображение, речь.

Вырезать и заламинировать большой круг. Вырезать отдельные карточки и приклеить их к деревянным бельевым прищепкам.

Перед игрой с детьми проводится беседа о том, что бывают зимние и летние виды спорта, с использованием загадок поговорить о представленных в игре видах спорта ! в файле есть загадки для беседы Как играть Ребенку предлагается круг с секторами обозначенными снежинками и солнышками. К сектору со снежинкой ребенок должен прикрепить прищепку с изображением зимнего вида спорта, к сектору с солнышком- летнего.

Если сделать несколько комплектов кругов и карточек дети могут соревноваться. Также игру можно использовать на физкультурных развлечениях и праздниках. Игра может пополняться другими карточками, соответствующими целям игры. Выглядит так


Здесь можно скачать дидактическую игру Зимние и летние виды спорта для цветной печати в формате ПДФ

Дидактическая игра

«Спортивный инвентарь»

Возраст 6-7 лет В комплект входит 8 карточек с изображением спортивного инвентаря — 48 картинок. Для карточки надо распечатать дважды, второй экземпляр разрезать на отдельные картинки. Также в комплект входит 7 карточек с кратким описанием спортивного инвентаря.

Цель Знакомить детей с разнообразием спортивного инвентаря и его назначением. Задачи — Расширять знания о спортивном инвентаре, о его предназначении, о видах спорта, где используется спортивный инвентарь. — Развивать долгосрочную зрительную память, внимание. — Воспитывать интерес к физкультуре и спорту. Перед игрой Рассмотреть с детьми все карточки с изображением спортивного инвентаря. Провести беседу, как называется спортивный инвентарь и для чего используется. Вариантов игры несколько: 1 вариант Индивидуальная игра (с воспитателем) Ребенок выбирает картинку и накладывает ее игровое поле с такими же картинками. После того, как ребенок нашёл картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь. 2 вариант Коллективная игра с использованием игрового поля и разрезных карточек Одновременно играют 2-8 человек+ ведущий. Ведущий раздает большие карточки игрокам. Разрезные карточки остаются у ведущего. Ведущий достает по одной карточке и показывает игрокам, карточка достается тому игроку, у которого она имеется на игровом поле, и если игрок правильно назвал инвентарь. Выигрывает тот, кто первый заполнит свое игровые карты карточками и правильно назвал спортивный инвентарь, где его используют. 3 вариант Коллективная игра с использованием только разрезных карточек. Одновременно играют от 2 до 8 детей. Все карточки перемешиваются и выкладываются колодой, рубашкой вверх. Игроки по очереди открывают карточки по часовой стрелке в порядке очереди. Игрок, открывший карточку должен назвать спортивный инвентарь, если инвентарь назван правильно, игрок забирает карточку себе. Если инвентарь не угадан, карточку кладут рядом с колодой рубашкой вниз, ход переходит следующему игроку. Разыграв первую колоду, игроки разыгрывают вторую. Побеждает тот, у кого в конце игры больше карточек. Усложнение- карточку можно забрать, если игрок расскажет, где применяется инвентарь. Выглядит так:


Здесь можно скачать дидактическую игру Спортивный инвентарь для цветной печати в формате ПДФ
Дидактическая игра по физкультуре для дошкольников парные карточки

Картотека «Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников» средняя группа

средняя группа

Выполнила воспитатель:

Каратаева О.Н.

«Спортмеморина»

Цели и задачи: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память. Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта. Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

Игра «Найди свой домик».

Цель: закрепление знаний о видах построений (круг, шеренга, в пары, полукруг), совершенствование умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Правила игры: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.

Пособия: плоскостные фигуры по одной на 5—6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоска-дорожка (эти фигуры можно изготовить из клеенки).

Методические указания: три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу, в круг, в полукруг.

При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает та подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.

Игра «Два бассейна».

Цель: упражнение в ориентировке в пространстве.

Правила игры: входить в бассейн можно только по билетам и по сигналу «Плавать», не наталкиваясь друг на друга.

Пособия: на полу групповой комнаты из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два «бассейна» — узкий и широкий с входами с одной стороны.

Методические указания: рядом с бассейном — касса. Дети по очереди «покупают» билеты. Одни — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя дети заходят в «бассейн» согласно форме билета (с узким билетом — в узкий бассейн). Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу воспитателя выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

«Спортивный инвентарь»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику. Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен. Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

«Две половинки»

Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре. Правила: 1 вариант. Ребенок складывает две половинки, чтобы получилась картинка. 2 вариант. Ребенок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. 3 вариант. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. Если это движение, то ребенок должен его показать. Если это инвентарь, то ребенок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.

«Хорошо и плохо»

Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память. Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

«Отдыхай активно» (кубики)

Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику. Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку. Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке. Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

«Спортивное домино»

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление. Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

Игра «Кто больше знает движений?»

Цель: закрепить название видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.

Правила игры: точно называть и правильно показывать движения; нельзя повторять движения, названные другими играющими.

Пособия: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастические скамейки, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).

Методические указания: дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды смешивает карточки, второй (из другой команды) — вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.

Примечание: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры в командах подсчитывается количество тех и других фишек, их общее количество. По результатам определяется команда-победитель.

Игра «Передай мяч»

Цель: развивать умение применять известные движения в конкретной обстановке.

Правила игры: одним и тем же движением дважды пользоваться нельзя. Начинать передачу мяча только по сигналу. Движения выполнять правильно, предварительно назвав.

Пособия: мяч (любого размера) на каждую играющую пару.

Методические указания: в игре принимают участие две команды (по 3—5 человек), которые выстраиваются друг против друга на расстоянии 2—2,5 м. Мячи находятся в руках детей одной из команд. По сигналу дети передают мяч партнеру из другой команды, стоящему напротив, любым движением (бросить мяч, ударить о пол, подбежать и отдать, прокатить и т. д.). Разные способы бросания — от груди, снизу, из-за головы и т. д. — следует считать разными движениями. Команда, повторившая уже использованное движение, получает штрафное очко. Побеждает команда, имеющая меньшее количество штрафных очков.

Игра «Состязание»

Цель: развивать умение трансформировать знакомые движения в нужном направлении для решения поставленной задачи.

Правила игры: выполнять как можно больше разных движений, четко называя порядковый номер каждого нового движения. Когда все движения будут выполнены, громко назвать общее количество выполненных движений (например: «Пять!», «Семь!»). Если движение выполняется второй раз, то выполняющий прекращает действие, называет количество выполненных движений и уступает место другому игроку.

Пособия: деревянный чурбачок диаметром и высотой 15—20 см, дуга, стул, гимнастические скамейки.

Методические указания: в одной игре рекомендуется использовать не более 3—4 предметов, если играющих двое-трое, и 1—2 — если в игре участвуют более трех детей. Играющие по своему усмотрению могут менять расположение предметов на плоскости (вертикально, горизонтально и т. д.). «Раз, два, начинается игра!» — эти слова, произнесенные хором, являются сигналом к началу игры. Один из играющих начинает выполнять движение на любом из пособий, размещенных на площадке, предварительно назвав его порядковый номер, например: «Первое — спрыгивание», — и уступает место другому игроку, который выполняет другое движение на том же пособии. Если никто из играющих уже не может выполнить нового движения на данном пособии, то каждый из детей называет общее количество выполненных движений. Игра продолжается с использованием другого пособия. Общий итог подводится по количеству выполненных движений на всех пособиях.

Игра «Туристы»

Цель: развивать умение адекватно использовать движения для достижения поставленной цели.

Правила игры: каждый «турист» или группа проходит маршрут по-своему, т.е. с помощью движений, не использованных другими играющими. Действовать в игре согласованно, помогать тем, кто затрудняется в выполнении движений.

Пособия: любое стационарное физкультурное оборудование, к которому дополнительно можно приставить гимнастические лестницы, доски, кубы и т.д.; веревка длиной 3—4 м (на 3—4 детей) с петлями для надевания на плечо (расстояние между ними 1 м). Для каждой подгруппы можно использовать специальные нагрудные знаки.

Методические указания: выбирается место для игры и устанавливается физкультурное оборудование для поточного прохождения маршрута. Дети делятся на две группы, каждая из которых «разрабатывает» свой маршрут, т. е. решает, с помощью какого движения будет преодолевать установленные препятствия. Затем методом жеребьевки или считалки определяется порядок следования маршрутных групп. За прохождением маршрута ведется наблюдение, т.к. необходимо изменить намеченное движение, если оно уже использовано. Побеждает команда, которая действовала наиболее согласованно. В качестве судьи выступает воспитатель или кто-либо из детей. В игре используются различные виды и способы движений. Например, по скамейке можно идти на носках, обычным шагом, проползти на четвереньках, на животе; перешагивать или перепрыгивать кубы; гимнастическую лестницу перелезть через верх, в середине между рейками, сбоку.

Вариант игры: каждая из подгрупп для себя разрабатывает маршрут, который начинается одновременно. Побеждает команда, первая закончившая прохождение маршрута.

Игра «Узнай движение»

Цель: учить узнавать движения по словесному описанию.

Правила игры: точно называть вид и способ движения.

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. «Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала», — говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения, например: встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носках и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы — прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

Игра «Узнай движение по следу»

Цель: закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.

Правила игры: точно выполнять движение, чтобы остался четкий след. Правильно называть выполненное движение.

Методические указания: игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца — с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей — ходьбы в присяде, волка — бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрываются. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого они закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает) движением животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, отгадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение, водящий меняется. Если не отгадывают — водит еще раз. Игру можно разнообразить, развивая сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет «лесной зверь», и что это за зверь.

«На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику. Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

«Что к чему»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику. Правила: Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта , инвентарь и оборудование. Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд.

«Собери символ»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта; развивать мышление, внимание, память. Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

«Спортивная четверка»

Для игры используются карты с изображением вида спорта и его символа. Они делятся на группы по четыре карты, объединенные одним символом (стоящем в верхнем углу), но имеющие разные изображения этого вида спорта.

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей различать виды спорта (по сезонам, по инвентарю, по месту проведения); развивать память, мышление, логику. Правила: Играют 4 – 6 человек. Игрокам раздаются 4 карты. Задача каждого игрока собрать группу карт с одним видом спорта. Для этого игроки передают друг другу по часовой стрелке не нужную карту рубашкой вверх. Побеждает тот, кто быстрее соберет 4 карты с одним видом спорта.

«Я и моя тень»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать исходные положения; развивать внимание, память. Правила: Играю 2-6 человек. Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых изображены силуэты исходных положений и движений. Водящий достает из мешочка фишку с цветным изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берет фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.

«Поймай комара»

Описание: Воспитатель стоит в центре круга, который образовали дети, и в руках держит прутик со шнуром на конце. К шнуру привязан игрушечный комар. Воспитатель кружит комара над детскими головками, а те подпрыгивают на обеих ногах и пытаются его поймать. Кому удастся поймать комара, кричит «я поймал». Затем игра продолжается заново пока не пройдет 5 минут.

Рекомендации. Перед началом игры, желательно, чтобы дети потренировались в прыжках на двух ногах.

«Мыши в кладовой»

Описание: Дети – это «мышки». Воспитатель рассаживает детей на скамейке, которая стоит вдоль стенки помещения. Скамейка играет роль «норки». На противоположной стороне от детей протягивается веревка так, чтобы детки смогли под нее пролезть. Пространство за веревкой – это «кладовая» для мышек. Недалеко от мышек спит «кошка», т. е. воспитатель. Пока кошка спит, мышки выбегают из своих норок и бегут в кладовую. Там они изображают, как будто что-то грызут, к примеру, сухарик. Вдруг, кошка просыпается и начинает ловить мышек. Мышки же, испугавшись, разбегаются по своим норкам. Никого не поймав, кошка возвращается на место и опять засыпает. Мышки вновь бегут в «кладовку». В эту подвижную игру можно играть не более 5 раз!

«Кролики»

Описание: На одной стороне комнаты рисуются мелом кружки. Они будут «клетками для кроликов». Перед кружками ставятся стульчики с привязанными в вертикальном положении обручами. Вместо обручей можно просто протянуть веревку. У противоположной стены устанавливается стул – «дом для сторожа». На стул садиться воспитатель, играющий роль «сторожа». Промежуток между «клетками» и «домом сторожа» обозначается «лугом».

После всех приготовлений воспитатель делить детей на небольшие группы по 3-4 человека и рассаживает каждую группу-кроликов по своим «клеткам». По команде «кролики в клетке» дети садятся на корточки. Затем «сторож» выпускает «кроликов» из клетки (дети, пролезая через обруч, выходят из очерченного круга и начинают бегать и прыгать по комнате). Дается команда « кролики домой» и дети бегут назад к своим «клеткам», опять пролезая через обручи. Через некоторое время игра начинается заново.

«Принеси мяч»

Описание: Игроки садятся на стульчики, стоящие вдоль стены. Недалеко от них на расстоянии в 3-4 шага чертится мелом линия. За эту линию встают 5-6 детей и поворачиваются спиной к сидящим детям. Около стоящих детей встает воспитатель с ящиком небольших мячиков. Количество мячиков должно быть такое же, сколько стоят за линией детей. Воспитатель произносит «раз, два, три – беги!» и с этими словами выбрасывает из ящика все мячи. Дети, что стояли, бегут за мячами и пытаются их поймать, а поймав, приносят назад воспитателю и садятся на стульчики. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не принесут свои мячи. Затем группа меняется. Кто стоял садиться, а кто сидел – встает.

«Что спрятано?»

Описание: Дети садятся на стульчики или на пол. Воспитатель перед ними раскладывает несколько предметов и просит детей постараться их запомнить. После чего дети встают и отворачиваются лицом к стене. Пока никто не видит, воспитатель прячет какой-нибудь предмет и разрешает детям повернуться. Игроки должны вспомнить чего не хватает, но вслух о своей догадке не говорят. Воспитатель к каждому подходит и те уже на ушко рассказывают, что пропало. Когда большинство детей ответят правильно, воспитатель громко говорит о пропаже и игра продолжается заново. «Мы ребята смелые»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске. Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь. Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре. Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.

Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.

Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.

Мы ребята смелые, Ловкие, умелые. Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении) По мостам (по доске) Влезем на гору высоко (по наклонной доске) Видно нам с нее далёко. А потом найдем дорожку И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).

«Щенок»

Цель. Воспитывать желание оказывать помощь. Упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу. Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке. Формировать зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Оборудование: гимнастическая стенка, игрушка – собачка.

Описание. На забор залез щенок, А спуститься сам не смог. Высоты мы не боимся И помочь ему стремимся. Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким образом спасая его.

«Зайчата»

Цель. Воспитывать умение подчиняться правилам игры. Развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Развивать ритмичной, выразительной речи и координации движений. Развивать ориентировку в пространстве.

Описание. Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка, который будет выполнять роль Волка. Остальные дети – Зайчата. Дети идут к логову Волка, произнося: Мы. Зайчата смелые, Не боимся волка. Спит зубастый серый волк Под высокой елкой. ( волк просыпается и старается поймать зайчат) Мы, зайчата, не просты: Разбежались под кусты. (дети бегут за стулья)

«Ручеек»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями (высота – 50см.), не задевая предметы. Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Описание. Дети строятся в колонну и имитируют ручеек и произносят слова:

Ручеек течет, журча, Камни огибает Так водичка ключа В речку попадает.

«Пастух и кровы»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках. Развивать ориентировку в пространстве.

Описание. Воспитатель – Пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к Пастуху, который в это время произносит:

Милые коровушки, Белые головушки! Злой колдун здесь побывал И коров заколдовал. На зеленом на лугу Я буренкам помогу. Будут все коровы Веселы, здоровы. Дети изображают коров, мычат. Они приближаются к Пастуху. Он касается их рукой, расколдовывая, после чего дети пляшут.

«Меткие стрелки»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Оборудование: мячи по количеству детей.

Описание. Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит:

Крепки руки, меток глаз. Трудно армии без нас. В цель мячи кидаем – Точно попадаем.

«Собираем урожай»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Оборудование: корзинки, маленькие мячи двух цветов.

Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.

Соберут зайчата ловко С грядок сочную морковку И хрустящую капусту. В огороде будет пусто.

По очереди дети бросают мячи «овощи» в корзинку: левой рукой – «морковку», а правой – «капусту».

«Охотники и утки»

Цель. Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Описание. Игроки одной команды «охотники» становятся за линией круга _(вокруг озера), а игроки другой команды «утки», располагаются в круге (на озере). Охотники стреляют в «уток» (кидают маленькие мячики). Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая «утка» покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого команды меняются ролями.

«Лошадки»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать навыки бега в среднем темпе. Отрабатывать произношение звука – «ц» . Развивать ориентировку в пространстве.

Описание: Дети бегают по площадке, изображая лошадей.

Цок, цок, цок – Цокают копытца. Бегают лошадки, Им воды б напиться. Топ, топ, топ – Перешли они в галоп. К речке быстро прибежали, Весело заржали! Тпру!

«Салют»

Цель. Воспитывать самостоятельность. Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Оборудование: мячи по количеству детей.

Описание. Детям раздают мячи разных цветов. Воспитатель вместе с детьми произносит: Это не хлопушки: Выстрелили пушки. Люди пляшут и поют. В небе – праздничный салют!

«Крокодилы»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Развивать умение пролезать в обруч, лазать по наклонной лесенке, действовать в соответствии со словами текста.

Оборудование: веревка, обруч, лесенка.

Описание. Дети выполняют упражнения.

Жили в долине Нила Три больших крокодила. Звали их так: Мик, Мок, мак. Мик ползать любил, как любой крокодил

Любопытный Мок Пролезал куда мог

А ловкий Мак По горам бродил Такой смельчак Этот был крокодил.

«Птички и птенчики»

Описание: Перед самым началом игры воспитатель рисует на полу круги. Это будут «гнезда» для птенчиков. Одно «гнездо» для одной только группы. Дети делятся на 3-4 группы и расходятся по своим «гнездам». В каждой группе выбирается «птичка — мать». Воспитатель дает команду «полетели». «Птенчики» выходят из своих домиков и «летают» (машут руками, имитируя крылья, и ходят). «Птички – матери» тоже «вылетают» из своих гнезд, но держаться подальше от остальных детей. Они изображают поиск корма, т. е. червячков. Звучит сигнал «домой». Птички-матери возвращаются в гнезда и зовут своих птенцов. Те вновь усаживаются в «гнезда» и птичка-мать начинает кормить своих детей. Игра повторяется заново и так 3-4 раза.

«Что к чему»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику. Правила: Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта , инвентарь и оборудование. Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд.

«Собери символ»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта; развивать мышление, внимание, память. Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

Кириллова, Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет / Ю.А. Кириллова. — М.: СПб: Детство-пресс, 2008.

Список литературы:

1. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е.А. Бойко. — М.: Книга по Требованию, 2008. 2. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. — М.: Айрис-пресс, 2011.

3.Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет / Теория и практика физической культуры, 2013.

4. Клименко О. Игра как азбука общения. / Дошкольное воспитание, 2012.

5. Игра дошкольника/ Под. ред. Новоселовой С.Л.- М.: Просвещение, 2008.

«Зимние виды спорта»

Цель Формировать у детей интерес к спорту и физической культуре. Задачи — Закреплять знания о зимних видах спорта. — Развивать память, внимание.

Игра состоит из 12 пар карточек с изображением зимних видов спорта. Карточки раскладываются рядами 4х6 картинкой вниз. Возраст от 4 до 7 лет.

Количество игроков от 1 до 6. Как играть Игроки по очереди открывают по две карточки с зимними видами спорта, стараясь запомнить место карточки и изображенный вид спорта. Если игрок находит 2 одинаковые карточки, он забирает карточки себе. Игрок может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если игрок открывает карточки с разными изображениями, ход переходит к следующему игроку. Игра заканчивается, когда найдены все парные картинки. Выигрывает тот игрок, который к концу игры соберет большее количество парных карточек. Выглядит так:


Здесь можно скачать дидактическую игру парные карточки Зимние виды спорта для цветной печати в формате ПДФ
Дидактическая игра по физкультуре для дошкольников спортивное лото

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками

Использование дидактических игр о спорте

в работе с дошкольниками

Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станем.

Уже в младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается интерес к спорту. Занятия о физической культуре и спорте, представленные детям в доступной форме, позволяют значительно расширить кругозор ребенка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Вместе с тем происходит обогащение и активация словарного запаса и воспитание звуковой культуры речи. Что необходимо для подготовки ребенка к школе.

Источником знаний о спорте и физической культуре являются дидактические игры, которые по сравнению с другими видами игр имеют характерную особенность: способствуют формированию знаний, развитию познавательных способностей и самостоятельной личности.

Дидактические игры о спорте позволят решить важные задачи сенсорного воспитания дошкольников: научат точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Яркость, красочность иллюстрированного материала, представленного в дидактических играх, дает возможность ребенку наглядно представить каждый вид спорта, его своеобразие и красоту, а также способствует обогащению эмоциональной сферы личности дошкольника.

Сформированная посредствам использования дидактических игр о спорте система знаний будет способствовать решению ряда задач:

Повышение мотивации к знаниям физическими упражнениями;

Повышение эффективности освоения двигательных действий;

Формированию основы для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

СПОРТИВНОЕ ДОМИНО

Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо «животного-спортсмена» точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же рисунком и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок добирает ее, пользуясь «базаром». Если «базар» пуст — пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

Игру проводит взрослый ведущий с одним ребенком или с небольшой группой детей — от двух до шести человек.

Большие карты с изображениями животных-спортсменов разрезаются на маленькие картинки и складываются в центр стола изображениями вниз.

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ

Разрежьте по линиям картинки, на которых изображены животные-спортсмены (белка-теннисистка, заяц-футболист, медвежонок-баскетболист, ежик-бадминтонист, лисенок-лыжник, волчонок-хоккеист, медвежонок-саночник, собака-пловец).

Предложите ребенку сложить из частей целую картинку. Покажите ребенку собранную картинку. Затем «сломайте кар­тинку» и попросите малыша снова собрать картинку: «Картинка сломалась! Почини ее скорее!»

В процессе игры обращайте внимание ребенка на цвета, которые он видит, на детали рисунков.

Разговаривая с ребенком в процессе игры, используйте слова:

левая, правая половинки, середина;

верх, низ картинки;

верхний правый угол, нижний левый и так далее. Постепенно перейдите к сборке головоломок-пазлов.

В процессе сборки картинок с ребенком спросите у него о том, кто изображен на картинке, каким видом спорта занимается спортсмен, что требуется ему для занятия этим видом спорта и т. п.

Пазлы — это картинки, представленные в особой технике соединения, разделенные на несколько частей и имеющие раз­личное содержание.

Разрежьте по линиям картинки с изображениями разных видов спорта.

Пазлы можно разбирать и собирать снова и снова, можно наклеивать их на большие листы картона, оформлять в рамку.

Научившись собирать крупные пазлы, ребенок легко сможет перейти к более сложным мозаикам.

Лото – это игра, в которой играющие закрывают маленькими предметеми картинки выкликаемые предметные картинки, изображенные в клеточках на отдельных больших картах. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет полностью один или несколько рядов предметных картинок на своей карте.

Лабиринт представляет собой переплетение 3-4 линий, которые постепенно усложняются за счет увеличения количества тупиков и разветвлений.

Описание, рассказ по картинке с показом действий и движений – в таких играх дети изображают двигательные действия, нарисованные на картинке, другие отгадывают.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игры-предположения Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Дидактические игры о спорте должны находится в физкультурных уголках групповых комнат детского сада. Применение дидактических игр о спорте совместной деятельности взрослых и детей позволяет сделать содержательнее не только процесс обучения, но досуг.

Дидактическая игра «Отгадай вид спорта»

Материалом для игры служат комплекты карточек, каждый представлен набором из трех картинок, на которых изображен спортсмен, спортивные атрибуты и инвентарь, относящиеся к определенному виду спорта. В игре могут участвовать 1-4 человека. У каждого из детей от 1 до 5 комплекта карточек. По сигналу ведущего игроки начинают поиск трех карточек, относящихся к одному виду спорта. Когда игрок собрал первую цепочку, он приступает ко второй и т.д. Побеждает тот, кто больше всех соберет цепочек.

При организации и проведении физкультурного досуга в группах детей старшего дошкольного возраста руководитель физ.воспитания может включить содержание дидактических игр о спорте в игры-эстафеты.

«Поможем Незнайке»

Возраст 5-7 лет Материал- 5 карточек с игровым полем и 25 разрезных карточек с изображением спортивного инвентаря. Цель Развивать внимание, умение узнавать и называть спортивный инвентарь и виды спорта Количество игроков от 1 до 5. Мотивация — помочь Незнайке найти спортивный инвентарь. Ход игры Все игроки получают условное количество карточек (выбирают сами из общей стопки). Определяется ведущий, который берет разрезные карточки из непрозрачного мешочка и озвучивает что указано на картинке. Игрок, у которого сходятся картинки забирает ее себе и кладет на карточку. Выигрывает тот у кого полностью закроются карточки. Выглядит так:


Здесь можно скачать дидактическую игру спортивное лото Поможем Незнайке для цветной печати в формате ПДФ
Дидактическая игра по физкультуре для дошкольников

«Пятый лишний»

Возраст 5-7 лет Цель знать и называть спортивный инвентарь, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. Дидактический материал: набор из 10 карточек, на каждой карточке 3 полосы с изображением 5 предметов, 4 предмета- спортивный инвентарь, а 5- лишний. Каждый лишний предмет в полосе относится к определенной категории (игрушки, фрукты, овощи, еда, бытовая техника, мебель, кухонная утварь, предметы интерьера,головные уборы) Ход игры: Дети называют спортивный инвентарь, определяют лишнюю картинку, объясняя свой выбор, называют обобщающее понятие «лишних» изображений. Например: 1 карточка: — баскетбольный мяч, волейбольный мяч, футбольный мяч, резиновый мяч- спортивный инвентарь, пирамидка- игрушка, значит она лишняя; — шайба, бейсбольный мяч, воланчик, теннисный мяч- спортивный инвентарь, барабан- игрушка, значит он лишний; — бейсбольная бита, хоккейная клюшка, теннисная ракетка, гимнастическая палка-спортивный инвентарь, грузовик — игрушка, значит он лишний; Лишние картинки — игрушки ( обобщающее понятие) Выглядит так:


Скачать дидактическую игру Пятый лишний для цветной печати в формате ПДФ
Дидактическая игра разрезные картинки

«Сложи картинку»

Возраст: 5 – 7 лет. Картинки с изображением видов спорта разрезаны на различные геометрические фигуры. Цель формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику. Как играть: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке. Выглядит так:


Игру Сложи картинку можно приобрести в формате ПДФ для цветной печати
Дидактическая игра

Дидактические игры — спорт и здоровье.

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша)

.

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

«Кому что нужно?» 6 — 7лет

Цель:

формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортсменов и спортивные сооружения, развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Материал:

карточки с изображением спортивных сооружений (11 шт.): хоккейная площадка; теннисный корт; футбольное поле; баскетбольная площадка; каток; сектор для прыжков; волейбольная площадка; гимнастический помост; беговая дорожка; плавательный бассейн; велотрек. Карточки с изображением спортсменов (11 шт.)

Правила:
1 вариант:
один игрок самостоятельно раскладывает спортсменов к соответствующим спортивным сооружениям и правильно их называют.
Усложнение:
можно делать это на время.

2 вариант:

играют 2 или несколько игроков. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны разложить спортсменов к соответствующим спортивным сооружениям, выигрывает тот, кто сделал быстрее и правильно назвал.

«Спортивная меморина»5-7 лет

Цель:

продолжать знакомить детей с различными видами спорта. Закреплять знания: зимние, летние виды спорта. Активизировать речь, внимание, память, быстроту реакции, логику.

Материал:

парные карточки с изображением видов спорта.

Правила:

играют 2-5 человек. На столе разложены карточки (рубашкой вверх), на которых изображены виды спорта. Дети по очереди переворачивают по 2 карточки, называют, какой вид спорта изображен. Если изображения карточек совпадает, то ребенок забирает их себе и делает еще один ход. Если карточки не совпали, то карточки переворачиваются рубашками вверх и ход переходит следующему игроку. Побеждает тот, у кого оказалось больше пар карточек. Усложнение: увеличить количество карточек, сказать, как называется спортсмен, который занимается тем или иным видом спорта, назвать необходимый инвентарь.

Можно сделать по разным темам: виды спорта, инвентарь, спортивные сооружения, физические упражнения, здоровый образ жизни и так далее

Полезные и вредные продукты

Цель:

систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал:

картинкис изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры:

для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

.

Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»

Перед началом использования данный лист с картинками разрезать на карточки. Вариант игры: Ребенку предлагается составить пары картинок, найти для каждого предмета спортивного инвентаря подходящего спортсмена и назвать спортивный инвентарь и спортсмена или вид спорта.

Дидактическая игра «Назови зимний вид спорта»

Методика работы с ресурсом:

Вариант I: Ребёнок берет карточку с текстом, читает название вида спорта и подбирает соответствующую картинку-пиктограмму, если ребенок не умеет читать, то название вида спорта читает взрослый, а ребенок ищет картинку. Вариант II: Детям раздаются карточки с пиктограммами, ведущий (взрослый или ребенок) читает название вида спорта, а дети ищут соответствующую пиктограмму среди своих карточек.

Дидактическая игра «Парочки»

Вариант I: Перед ребенком выкладываются карточки рубашками вверх. Каждая карточка имеет пару. Ребенок переворачивает любые две карточки. Если изображения на открывшихся карточках идентичны, то карточки остаются открытыми, если нет, то они снова переворачиваются изображением вниз и ребенок открывает следующую пару карточек. Игра идет до тех пор, пока все карточки не будут открыты. Играть можно поочередно. Количество выкладываемых карточек регулируется взрослым в зависимости от уровня развития детей.

«Пиктограммы»

Возраст 5-7 лет Комплект из 9 цветных карточек с изображением различных видов спорта и 9 карточек- пиктограмм представленных видов спорта. Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с различными видами спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта по пиктограмме; развивать мышление, внимание, память, логику. Как играть. Перед игрой с детьми проводится беседа о видах спорта, дети отгадывают загадки (загадки прилагаются) , определяют характерные особенности видов спорта. Рассмотреть цветную картинку, подобрать к ней пиктограмму. Выглядит так:


Игру Пиктограммы можно приобрести в формате ПДФ для цветной печати

Дидактическое пособие «Виды спорта»

Задачи:

  1. Закрепить знания о видах спорта;
  2. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи, между видом спорта и его атрибутами, временем года;
  3. Формировать умение правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова на тему «Спортивные игры»;
  4. Совершенствовать коммуникативные способности.
  5. Воспитывать усидчивость, терпение, старание.

Описание пособия: Многофункциональность дидактического пособия «Виды спорта», с набором картинок по лексическим темам: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Спортивный инвентарь для спортсмена», «Символы спортивных игр» предполагает возможность его использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При создании пособия исходила из того, что оно должно быть ярким, привлекательным для детей, обучающим, развивающим, удобным, таким, чтобы одновременно могли играть несколько детей. Варьируя, игровыми полями с заданиями и способами их выполнения можно поддерживать у дошкольников интерес в течение длительного времени. Пособие позволяет закреплять материал от простого к более сложному.

Пособие изготовлено из пластинок обклеенных цветной бумагой. Кармашки сделаны из прозрачной пленки. Карточки с видами спорта, атрибутами для спортивных игр, символами спортивных игр распечатаны на принтере. Три пластинки, соединенные между собой (по типу кругов Луллия). На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки. Круги свободно двигаются. Круги съемные можно составлять с другими иллюстрациями в зависимости от цели. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре.

Методика работы: Для начала игры установить пособие на столе. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками. Раскручивать за края пластинок. Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала. Круги расчерчены на сектора и в каждом приклеена картинка либо дети сами вставляют в кармашки. Дети, вращая пластинки, должны совместить картинки, объединенные общей темой игры. Данное пособие можно использовать для составления рассказов – описание вида спорта (лыжные гонки, гимнастика, баскетбол, волейбол) по опорным картинкам – схемам (рассказ по цепочке, рассказ двумя (тремя) детьми, одним ребёнком). На закрепление материала можно провести дидактическую игру «Найди ошибку», в которой педагог заранее меняет картинки местами, а дети находят картинку несоответствующую признакам данного времени года. Использовать пособие можно в следующих дидактических играх:

Игра «Подбери картинку»

Цель: Закрепить знания детей о разных видах спорта; учить детей определять признаки спортивных игр; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение; формировать у детей интерес к физкультуре и спорту.

Описание игры: На нижнее кольцо прикрепляются картинки зимних и летних видов спорта (хоккей, санный спорт, прыжки с трамплина, гимнастика, плавание, теннис, лёгкая атлетика, лыжные гонки). Дети подбирают картинки и ставят их в кармашки. Зимние виды спорта ставят на синие сектора, а летние виды спорта на жёлтые. На верхнее кольцо подбирают соответствующий для него признак (командный, одиночный вид спорта и т.д.)

Например: на нижнее кольцо – прикрепляется изображение хоккеиста, на верхнее кольцо – командный вид спорта

Усложнение: Виды спорта подбираются после отгадывания загадки.

На закрепление материала можно провести дидактическую игру «Найди ошибку», в которой педагог меняет картинки местами, а дети находят картинку несоответствующую спортивной игре.

Загадки

По корту мяч ракетками гоняют, То отбивают, То догнать не успевают. (Теннис)

Спортсмен стрелой по склону мчится. Фонтаном снег от лыж струится, Ворота ловко объезжает, Большую скорость развивает. (Горнолыжник)

На стадионе бег, ходьба, Прыжки, метанье, Как правильно назвать соревнованья? (Легкая атлетика)

По водным дорожкам Плывут наши ассы, То баттерфляем, То кролем, то брассом. (Плавание)

На трамплин поднялся, Высоты не боялся. Лыжи надел, С трамплина слетел, На землю приземлился, Не упал, не разбился. Кто же это? (Прыгун на лыжах с трамплина)

Спортсмен на них сидя разгоняется, И лёжа на спине спускаются. (Санный спорт)

На катке игра идет, Раскалён коньками лёд. Две команды выступают, Шайбу клюшками гоняют. Эй, ребята, веселей. А игра эта… (Хоккей).

Эти хрупкие стрекозы Со скакалкой – виртуозы, Управляют обручами, Булавами и мячами, Могут лентой рисовать, Кто они хочу я знать? (Гимнастки)

«Найди пару»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать символы спортивных игр.

Описание игры: Дети должны соотнести карточки с видами спорта и их символами.

На закрепление материала можно провести дидактическую игру «Найди ошибку», в которой педагог заранее меняет картинки местами, а дети находят картинку не соответствие.

«Догадайся, чьи мячи?»

Цель. Закрепить знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь; развивать зрительное внимание, логическое мышление; расширение словаря детей прилагательными; формировать интерес и любовь к спорту.

Описание игры: Дети называют любой вид спорта на нижнем кольце, затем двигая среднее и верхнее кольцо подбирают к виду спорта, соответствующее определение и мяч принадлежащий этой игре.

Например: На нижнем кольце называют вид спорта – баскетбол, , спортсмен – баскетболист, на среднем кольце называют баскетбольное кольцо и соотносят верхнее кольцо с символом этой игры.

Детям в конце можно задать вопросы для закрепления:

– Покажите, кто из спортсменов играет в футбол, теннис, баскетбол, регби, волейбол.

– Спортом занимаются мужчины и женщины. Мужчина, играющий в футбол – футболист, а женщина? (спросить про теннис, баскетбол, регби, волейбол)

«Каждому игроку своё поле»

Цель. Закрепить знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных площадках; развивать зрительное внимание, логическое мышление; формировать интерес и любовь к спорту.

Описание игры: Дети отгадывают загадки (вид спорта) вставляют в кармашки нижнего кольца, затем в кармашки верхнего кольца подбирают спортивную площадку, соответствующую этой спортивной игре

Загадки

Удачный пас – в ворота гол! Как называется игра? (Футбол)

В трусах и тёплых варежках Дерутся два товарища (Бокс)

Защита не дремлет, в атаку идём, К щиту приближаясь, Мяч в корзину кладем. (Баскетбол)

Шайбу клюшкой метко бей, Коль играешь ты в … (Хоккей)

«Кому, что принадлежит?»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей давать определения спортивным играм и соотносить игры их с символами; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Описание игры: Дети отгадывают загадки (вид спорта) на нижнем кольце, затем двигая среднее и верхнее кольцо подбирают к виду спорта, соответствующее определение и символ спортивной игры.

Загадки

Вращаются колеса, Поблескивают спицы, И гонщиков шоссейных Несется колесница. (Велоспорт)

На стадионе бег, ходьба, Прыжки, метанье, Как правильно назвать соревнованья? (Легкая атлетика)

По водным дорожкам Плывут наши ассы, То баттерфляем, То кролем, то брассом. (Плавание)

Упражнения на брусьях, Коне и бревне, Этим юным спортсменам По силам вполне. (Гимнасты)

Натянули тетиву, Стрелы выпустили… У-у-у Полетели, не упали, Прямо в яблочко попали. (Стрельба из лука)

Удачный пас – в ворота гол! Как называется игра? (Футбол)

В трусах и тёплых варежках Дерутся два товарища (Бокс)

Конь наш к финишу несётся Как же та игра зовётся (Конный спорт)

«Спортивный инвентарь»

Цель. Закрепить знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; Развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Описание игры: На нижнее кольцо прикрепляются картинки зимних и летних видов спорта (фигурное катание, велоспорт, конькобежный спорт, баскетбол, футбол, сноубординг, бокс, горнолыжный спорт). Дети подбирают картинки и ставят их в кармашки. На среднее кольцо тоже после отгадывания загадки подбирают соответствующее для него оборудование (боксёрские перчатки, сноуборд, коньки, футбольный мяч, лыжи, баскетбольное кольцо, велосипед), на верхнем кольце обозначены признаки спорта (летние или зимние виды спорта)

Например: на нижнее кольцо – прикрепляется изображение хоккеиста, на среднее кольцо – клюшка, на верхнем кольце – снежинка (зимний вид спорта)

После того как все круги будут собраны, дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.

Лыжи нужны… (лыжнику) . Коньки нужны (фигуристу, конькобежцу) . Мяч нужен (футболисту, баскетболисту) . Сноуборд нужен (сноубордисту),

Боксёрские перчатки нужны (боксёру)

Велосипед нужен (Велосипедисту)

Загадки

Загадки для нижнего кольца

Защита не дремлет, в атаку идём, К щиту приближаясь, Мяч в корзину кладем. (Баскетбол)

Вот сошлись они на ринге в схватке. На руках у каждого перчатки. Гонг веселый прозвучал, К началу боя дал сигнал. (Бокс)

Мчится герой по горе крутой, Не боится он мороза, Скорость как у паровоза. (Горнолыжник)

Вращаются колеса, Поблескивают спицы, И гонщиков шоссейных Несется колесница. (Велоспорт)

По ледяной дорожке Коньки стремительно скользят. Спортсмены друг друга Перегнать хотят. (Конькобежный спорт).

Под музыку на льду прыжки, Поддержки и вращенья. Полозья у коньков блестят, Костюмы – загляденье. (Фигурное катание)

Удачный пас – в ворота гол! Как называется игра? (Футбол)

По заснеженным горам, По трамплинам и холмам На снаряде «сноуборд» Бьют спортсмены свой рекорд. (Сноудординг)

Загадки для среднего кольца

От ударов я, взлетая, Вдаль лечу во весь опор. Я люблю влетать в ворота, Слышать радостное «Гол!» У меня одна забота, Чтобы красивым был футбол. Не люблю, когда руками Меня трогают порой. Укротить меня ногами можно Или головой. (Футбольный мяч)

Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки! И несут меня не кони, А блестящие …(Коньки)

Ранним утром вдоль дороги На траве блестит роса, По дороге едут ноги И бегут два колеса. У загадки есть ответ – Это мой … (Велосипед)

На снегу две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то … (Лыжи)

Он на вид – одна доска, Но зато названьем горд, Он зовется… (Сноуборд)

От удара мяч трещит Будет он в него забит (Баскетбольное кольцо)

Две подружки – кожаные подушки, На руки одеваются, на ринге сражаются. (Боксерские перчатки)

«Зимние и летние виды спорта»

Цель: Познакомить детей с зимними и летними видами спорта и закрепить уже имеющиеся представления о них. Учить отгадывать загадки, используя доказательную речь. Формировать интерес и любовь к спорту.

Описание игры: Игроки разбирают карточки с изображением атрибутов .Педагог читает загадку, игроки отгадывают и подбирают нужные картинки, ставя их в кармашки.

Загадки

По корту мяч ракетками гоняют, То отбивают, То догнать не успевают. (Теннис)

Спортсмен стрелой по склону мчится. Фонтаном снег от лыж струится, Ворота ловко объезжает, Большую скорость развивает. (Горнолыжник)

Игроки за мяч сражаются: Атакуют, защищаются, Бьют прицельно по воротам Слева, справа, с разворота. Гол забьют, кричат: «Ура!» Но проводится игра В бассейне, а не на поле. И называется (Водное поло)

По ледяной дорожке Коньки стремительно скользят. Спортсмены друг друга Перегнать хотят. (Конькобежный спорт).

На стадионе бег, ходьба, Прыжки, метанье, Как правильно назвать соревнованья? (Легкая атлетика)

Вот суденышки бегут, Вправо-влево, там и тут, Люди ими управляют, С ветром по волнам гуляют. (Парусный спорт)

На трамплин поднялся, Высоты не боялся. Лыжи надел, С трамплина слетел, На землю приземлился, Не упал, не разбился.Кто же это? (Прыгун на лыжах с трамплина)

Спортсмен подходит к штанге, За гриф ее берет. Качнет снаряд вперед – назад, И вот снаряд вверху – вес взят. (Тяжелая атлетика)

Под музыку на льду прыжки, Поддержки и вращенья. Полозья у коньков блестят, Костюмы – загляденье. (Фигурное катание)

Эти хрупкие стрекозы Со скакалкой – виртуозы, Управляют обручами, Булавами и мячами, Могут лентой рисовать, Кто они хочу я знать? (Гимнастки)

Два соперника в схватке сражаются: Нападают и отбивается. Крови нет от укола рапиры. Хоть с боями проходят турниры. (Фехтование)

В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать. Мячик звонко бьет об пол, Значит, это… (Баскетбол)

Я спешу на тренирвку, В кимано сражаюсь ловко. Чёрный пояс нужен мне, Ведь люблю я….. (Каратэ)

Кто по круче Чуть заметно К туче, к туче, Метр, за метром Поднимается с трудом – На спине несёт свой дом? Думай, думай, не ленись! Не улитка – … (Альпинист)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]