«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни ДОУ».


«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни ДОУ».


МАСТЕР-КЛАСС

«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТРИЗ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»

Цель:

повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в области применения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе детского сада в ходе активного педагогического общения.

Задачи мастер-класса:

· расширить знания педагогов МДОУ о многообразии игровых приемов ТРИЗ — технологии и практическом применении их в повседневной жизни детского сада;

· побудить к использованию игр ТРИЗ — технологии в совместной деятельности с детьми.

· Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование методов, приёмов ТРИЗ- технологии в своей педагогической деятельности.

Материал и оборудование:

мультимедийная установка, компьютер, презентация, маршрутные листы реализации технологических карт, технологические карты, модели мышления, наглядный материал к играм, игровое пособие «Карусель признаков».

Ход мероприятия:

1.Актуальность.

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к созидательной жизни в завтрашнем дне. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.

Традиционно в педагогике на первый план выносится вопрос: ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование зачастую опирается на передачу устаревших знаний. Да и как успеть за наукой, если технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения

Очевидно, что под содержанием образования сегодня следует рассматривать в первую очередь овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формирование у них навыков исследовательской деятельности, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.

Соответственно встает вопрос, каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемое сегодня ТРИЗ – педагогикой.

ТРИЗ – педагогика определена как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

В основе ТРИЗ- педагогики лежат:

1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ);

2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления – ОТСМ);

3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности – ТРТЛ).

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРИЗ – РТВ подходы для реализации любой образовательной программы.

2.Описание работы по внедрения ТРИЗ — технологии в воспитательно-образовательный процесс второй младшей группы.

Работу по внедрению технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс своей 2 младшей группы я начала с изучения теоретической, методической литературы, пособий, просмотра видео-семинаров ведущих специалистов.

На данный момент существует 3 Основных Российских ТРИЗ-школы.

«Классическая» ТРИЗ-педагогика (Ленинградская школа ТРИЗ)

Основные представители:А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман

Особенности:

программы «классической» школы наиболее близки к «взрослой» ТРИЗ. Дети постепенно знакомятся с понятиями: приемы фантазирования, функция, система, системный оператор, идеальный конечный результат, конфликтующая пара, ресурсы, физическое и техническое противоречие, закономерности развития технических систем и пр. Ребята учатся решать задачи по алгоритму на примере социальных и бытовых ситуаций.

ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)

Основные представители:
Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович, И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук и др.
Особенности:

ОТСМ является более обширным направлением, поскольку рассматривает инструменты для решения проблем не только в технических системах, но и в социальных, организационных и других. Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира. У ОТСМ-ТРИЗ множество методических площадок на базе детских садов и школ, в своих программах они учитывают требования ФГОС, проводят очные и заочные конкурсы исследовательских проектов, организуют выездные конференции.

«Популярная» ТРИЗ-педагогика (Московская школа ТРИЗ)

Основные представители:
А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев и др.
Особенности:

«Популярная» ТРИЗ ориентирована как на педагогов, так и на родителей, предоставляя обзорные знания о воспитании и развитии креативности. Доступно объясняет и популяризирует необходимость развития творческого мышления и воображения. Основные понятия-фишки — это открытые задачи (есть материалы по сказкам и различным школьным предметам) и креатив-бои (командные соревнования по решению таких задач).

Анализ литературы, сравнение возможностей использования методов ТРИЗ в разных возрастных группах ДОУ, ранжирование методов ТРИЗ в соответствии с этапами введения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс привело меня
к методическому комплексу «Я познаю мир» созданному на основе ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
сертифицированным специалистом Международной ассоциации ТРИЗ, научным руководителем общественной организации «Волга – ТРИЗ», кандидатом педагогических наук
Сидорчук Татьяной Александровной
Методический комплекс «Я познаю мир» разработан как решение проблемы планирования работы с технологиями ОТСМ — ТРИЗ – РТВ в дошкольных учреждениях и направлен на формирование у дошкольников интеллектуально — творческой и познавательной деятельности.

Основное педагогическое средство

реализации МК: моделирование мыслительных действий. Для ребенка — это схемы шагов алгоритма, который позволяет решить какую-либо задачу познавательного плана.

Педагог не должен выучивать с детьми схемы алгоритма. Необходимо создать педагогические условия, при которых происходит осознание дошкольниками

шагов алгоритма с их последующей схематизацией на глазах у детей. Данная схема, является сигнальным знаком, который позволяет ребенку применить известный алгоритм для организации собственной интеллектуально — творческой деятельности.

Методический комплекс включает в себя:

— технологические карты реализации методов ОТСМ — ТРИЗ – РТВ.

В общей сложности 67 технологических карт по шести направлениям:

— анализаторы (6 карт),

— признаки объектов (17 карт),

— вопросы (7 карт),

— причинно — следственная связь (1 карта),

— преобразователи (12 карт), модели мышления (24 карты);

-маршрутные листы реализации технологических карт в разных возрастных группах;

-контрольные листы для проведения мониторинга;

-универсальное наглядное пособие для детей «Я познаю мир» (шесть зон, объединенных в единую сюжетную линию).

Используя в своей работе методику
ОТСМ — ТРИЗ – РТВ я разработала:
· Планирование освоения детьми младшей группы технологии ТРИЗ с опорой на маршрутные листы для детей 2-3 лет и 3-4 лет, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга–ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т.А. Сидорчук, так как именно они содержат основные компетенции, которые необходимо развить у детей в ходе работы по данной технологии.

· Технологические карты ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека

· Технологические карты ознакомления с именами признаков.

· Технологические карты освоения детьми способов формулировки вопросов.

· Технологические карты освоение детьми способов преобразования признаков объектов. (Приемы типового фантазирования)

· Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей дошкольного возраста.

· Картотеку игр для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

· Составлен проект универсального пособия, который содержит схематические изображения 17 значений имен признаков, знаки вопросов, изображения «помощников умной головы», органов-анализаторов человека, фигурки «волшебников», преобразователей признаков объектов, пособие для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.

Работа по созданию методического кейса продолжается. Намечено изготовление игрового пособия «Познавайкин мир», кругов Луллия, обогащение «Волшебного сундучка» предметными картинками.

Практическую работу по технологическим картам провожу в виде игровых тренингов в форме экспериментальной, исследовательской деятельности, используя практические наблюдения, обследования объектов на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира с декабря.

Сидорчук Татьяна Александровна обращает внимание на роль анализаторов в освоении окружающего мира: «Человек познаёт мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы»». Поэтому, на первом этапе работы я начала знакомить детей с анализаторами
(тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный).
Параллельно с анализаторами в
регламентированной и совместной деятельности я знакомила детей с «Волшебными карточками» именами признаков, помогающими описывать объекты
(влажность, температура, размер, форма, запах, вкус, звук, цвет, место, направление, количество, действие, рельеф, материал, части, вес, время). Признак – это любая характеристика объекта, это та сторона, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит приметой, знаком объекта.

Ознакомление с признаками проходило в определённом порядке:

1 этап: В гости к детям приходит признак, и по просьбе педагога воспитанники начинают искать значения данного признака в ближайшем окружении;

2 этап: Уточняются представления детей о понятиях «имя признака, значение

имени признака»;

3 этап: Появление схематического изображения имени признака. Размещение

схемы имени признака в игровом пособии «Познавайкин мир»;

4 этап: Самостоятельное определение детьми значения имени признака в окружающем мире.

Например: «Волшебная карточка — цвет» — спрашивает у объекта, какого он цвета? «Карточка формы» — какой он формы? Все эти вопросы идут от самой карточки

Ознакомление с именами признаков осуществляю в ходе игровых тренингов.

Для проведения игровых тренингов необходимо подготовить карточки с изображением имён признаков.

Практическая часть

Игровой тренинг «Карусель признаков» с воспитателями.

Цель: закрепление имен признаков.

Ход: Пособие представляет собой круг из ткани или клеенки, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта.

Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги. (дети бегут по кругу, вокруг пособия.)

Воспитатель::1,2,3- замри.
(Дети останавливаются)
. Перед каждым ребенком находится карточка-значок
признака, при условии если знакомы с 17 признаками (выкладываются столько значков, сколько знают)
. По очереди дети называют значок
признака и характеризует по нему выбранный объект.Например: Воспитатель: Оля, Петя, Маша выходят. Оля выбери объект. (Оля Выбирает виноград и кладет его в центр.)
1,2,3- беги. 1,2,3-замри. (Оля говорит : у меня
признак температура. Какой виноград по признаку температура?- теплый. Петя говорит: у меня признак влажность Какой виноград по признаку влажность? — сухой снаружи,внутри сочный.Маша говорит: У меня признак количество. Сколько винограда?- кисть одна, а ягод много.)
Педагогической наукой определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование — уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).

Поэтому в игровой деятельности с детьми группы активно используются игры на формирование умения выявлять функции объекта, определять линии развития объекта, выявлять над-системные и под-системные связи, классифицировать объекты и сравнивать системы.

«Что Умеет Делать?» , » Чем Был — Чем Стал» , «Раньше-Позже», «Паровозик» ,»Где Живет?» ,
«Волшебный Светофор» , «Хорошо-Плохо» ,«Маша-Растеряша»,«Раз, Два, Три, Ко Мне Беги!», «На Что Похоже», «Теремок», «Все В Мире Перепуталось»
Организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя — четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии “Волшебной дорожки”. Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. С 3,5 лет полезно помещать «героя» на границу разных показателей (значений признака).

Пр.: попал зайчик на границу дорожек – стоит и на зелёной дорожке, и на красной. Какого цвета он стал?

Практическая часть. Игра «Теремок» с воспитателями.

Правила игры

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?».

Примечание:

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

Игра «Раз, два, три, ко мне беги!»с воспитателями.

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему.

Ход игры:

«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте. «Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!», «Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!»

3.Заключение.

В заключение, можно сказать, что, несмотря на трудности, работа с базовыми моделями дает положительные результаты при формировании познавательных способностей детей младшего возраста. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают способы познания значений признаков через анализаторы; обобщают значения имен признаков, присваивая им имя, группируют предметы по признакам, узнают по описанию. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей. Работу по системе ТРИЗ считаю важной, интересной и необходимой.

В ТРИЗ-педагогике создан достаточно обширный фонд тренингов, приёмов, методик, позволяющих развить у ребёнка способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, а в старшем возрасте целенаправленно преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера из разных областей знаний и деятельности людей.

Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми своих групп. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»

4.Рефлексия.

Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю оценить егопродуктивность. Перед вами «Волшебное дерево»

-Если вам понравилось, информация интересная, масса впечатлений и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко.

-Если чего- тот не хватило, было интересно, но обременительно, прикрепите цветок.

-Если вам было не интересно, безразлично, информация бесполезная, то прикрепите листок.

Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях,

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Картотека игр по технологии ТРИЗ первая младшая группа

Авторская разработка воспитатель: Ткаченко Е.А.

1. Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука»

(Мячики по рельефу)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «рельеф» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Рельеф.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке мячики.

Давайте, определим какой мячик по рельефу?

Д: (гладкий), (колючий).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик.

Спасибо ребята!

2. Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука»

(Платочек)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «влажность» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Влажность.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке платочки.

Давайте, определим какой платочек по влажности?

Д: (сухой), (мокрый, влажный).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек.

Спасибо ребята!

3. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Маша и её тарелочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки.

Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету?

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки.

Спасибо ребята!

4. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Цветочки и бабочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету.

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки.

Спасибо ребята!

5. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Как петушок себе цвет подбирал).

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт).

Д: Дети здороваются с ним, знакомятся.

В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний).

Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке».

Д: Дети называют цвета, живущие на этой дорожке.

В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет.

Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета.

Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей.

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки).

В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.

Следующая >

Авторская разработка картотеки игр по технологии Триз для первой младшей группы

1. Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука»

(Мячики по рельефу)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «рельеф» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Рельеф.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке мячики.

Давайте, определим какой мячик по рельефу?

Д: (гладкий), (колючий).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик.

Спасибо ребята!

2. Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука»

(Платочек)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «влажность» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Влажность.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке платочки.

Давайте, определим какой платочек по влажности?

Д: (сухой), (мокрый, влажный).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек.

Спасибо ребята!

3. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Маша и её тарелочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки.

Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету?

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки.

Спасибо ребята!

4. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Цветочки и бабочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету.

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки.

Спасибо ребята!

5. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Как петушок себе цвет подбирал)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт).

Д: Дети здороваются с ним, знакомятся.

В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний).

Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке». Д: Дети называют цвета, живущие на этой дорожке.

В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет.

Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета.

Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей.

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки).

В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.

LiveInternetLiveInternet

ТРИЗ https://forum.razumniki.ru/showthread.php?t=360 ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как «озарения» у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве — теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления. Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент — воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом — на формирование культуры мышления. Культура мышления — это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни. Биография Г.С.Альтшуллера: Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства — Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. «О психологии изобретательского творчества»//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры «Жизненная Стратегия Творческой Личности» (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация — рассказ «Зиночка» в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор «Регистра фантастических идей» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта 2. Игры на определение линии развития объекта 3. Игры на выявление над-системных связей. 4. Игры на определение под-системных связей объекта 5. Игры на объединение над- и под- системы объекта 6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта 7. Игры на сравнение систем 8. Игры на классификацию объекта 9. Универсальные системные игры. ——————————————————————————— ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогической наукой проанализирована сущность понятия «творческое мышление» (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.). Определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование — уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.). Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. В сборнике представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время. За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С. Альтшуллером (1947 г.). Системное мышление по отношению к объекту — это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции: выбрать объект и определить его функцию; определить линию развития как собственно объекта, так и его функции; выявить составляющие объекта; определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект; осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам. Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект — функция (ресурсы); объект — подсистема; объект — надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков. Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира. Положительные результаты дает работа по развитию высокого уровня воображения. Организовывать ее целесообразнее в процессе проведения каждой игры, но с условием деления картин мира на фантастические и реальные. Игры представлены как описание предполагаемых диалогов воспитателя (В) и детей (Д). 1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта 1.1. «Что умеет делать?» (игра для детей с 3-х лет) Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Примерный ход: В: Телевизор. Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку » Колобок». Как он может помочь Колобку? Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. Ознакомление с окружающим миром. В: Что может светофор? Д: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу. В: Что еще может светофор? Д: Перегореть, сломаться. В: Что тогда может случиться? Д: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария. В: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей). Базис личностной культуры. В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать? Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. В: Еще? Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека. Экология. В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться. В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. В: Что может дождь? Д: Растворить лед. В: Когда и почему? Д: Когда ярко светит солнце, тепло. В: Что еще может лед? Д: Лед может расколоться, треснуть. В: А какие полезные функции у льда? Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед. В: Что можно делать со льдом? Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки. В: Что может дождь? Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить. Музыкальное воспитание В: Что может песня? Д: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь. В: Что может звук? Д: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку. Изобразительная деятельность. В: Что может краска? Д: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть. В: Что может художник? Д: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши. В: Что может глина? Д: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь. Математика. В: Что может цифра «4»? Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой. В: Что может треугольник? Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы. В: Что может знак «+»? Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

История создания ТРИЗ.

История создания ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) непростая и местами очень грустная.

Ее основоположником является советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Будущий ученый родился в 1926 году в Баку и с детства отличался неуемным любопытством.

Еще в школе мальчик создал катер с химическим двигателем. Вместо привычного нам бензина или солярки катер мог работать на воде: в карбид заливали воду, начиналась химическая реакция, выделялся газ. Достаточно одной искры, газ воспламеняется и катер несется на реактивной тяге. Альтшуллер даже назначил испытания изобретения, но к счастью, человека, отважившигося на нем прокатится, почти сразу выкинуло за борт. Катер стремительно пересек пруд и взорвался на другом берегу. Юного изобретателя это не остановило. Следующим, уже удачным, изобретением стал аппарат для погружения под воду. За это школьник получил свое первое авторское свидетельство.

Потом была армия и способного юношу сразу отправили в патентный отдел. Там ему нужно было не только изобретать самому, но и научить этому других. Альтшуллер подошел к проблеме серьезно, и чтобы понять, как же происходит созидательный процесс, изучил историю всех доступных изобретений. Он провел анализ и нашел то самое, что отличает хорошее изобретение от плохого. Поняв принцип созидания Альтшуллер вместе с коллегой решает написать письмо Сталину — фатальная ошибка. Ученые писали письмо больше полугода, нет, они не осторожничали. Они написали подробный отчет о проблемах изобретательства в нашей стране и дали конкретные инструкции. За что получили не признание и награду, а 25 лет лагерей.

ТРИЗ — единственное, что спасло Генриха Альтшуллера от неминуемой смерти. Он успешно применял теорию на практике.

Главный принцип ТРИЗ можно сформулировать следующим образом: для решения проблемы правильно поставьте задачу и найдите противоречие, которое мешает ее устранить.

Пример: в лагере, где сидел Альтшуллер, за провинность заключенных наказывали изощренной пыткой — лишали сна. Ночью человека приводили в ярко-освещенную камеру, сажали на стул лицом к двери и следили за ним в смотровое окошко. Засыпать нельзя, только сидеть и смотреть на дверь. Генрих Саулович сформулировал задачу: надо незаметно заснуть. И главное противоречие — спят с закрытыми глазами, но закрывать их нельзя, иначе последует наказание. Решение — нужно сделать вид, что глаза открыты. Изобретатель нарисовал на двух маленьких листочках угольком глаза. И когда надзиратель отворачивался, он их клал на веки и дремал. Вы тоже сейчас вспомнили про Джека Воробья?

В 1954 году Альтшуллера реабилитировали, через 2 года он опубликовал в журнале статью об основах ТРИЗ. Однако и после этого научный мир не покорился изобретателю. На работу его брали неохотно, несмотря на то, что он выигрывал всевозможные конкурсы и предлагал уникальные идеи.

Тогда на свет появился писатель-фантаст Генрих Альтов. Но ТРИЗ не была позабыта, 10 лет Альтшуллер писал письма в Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей о необходимости внедрения его метода. И только в 1970 году настойчивому изобретателю решили дать шанс. Были открыты Лаборатории Изобретательства под руководством Альтшуллера. Так появилось движение поклонников ТРИЗ, которое в 90-е вырвалось за рамки постсоветского пространства и снискало признание у западного общества.

Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)

Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)

Цель:

формирование понятия значимости анализаторов.

Задачи:

  • сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира;
  • дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов).

Описание игры

Дети, посмотрите, кто у меня в конверте: гусеницы — помощницы. Что на них изображено (глаз, рука, нос, язык, уши). Возьмите по одной гусенице, расскажите, кому какая помощница — гусеница досталась. Дети выбирают гусеницу и отвечают

(у меня глаза, глаза смотрят, а умная голова видит и понимает признаки объекта;

руки трогают, а голова понимает признаки объектов;

уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков;

язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов;

нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов).

А сейчас возьмите для своих гусениц – помощниц знаки с именами признаков (температура, запах, вкус, цвет, звук) и объясните, почему выбран именно этот знак имени признака (я выбрал звук, потому что помощники – уши и т. д.)

Сейчас мы будем исследователями, а помощники будут помогать.

Заранее готовятся коробочки — сюрпризы для исследования объектов по всем пяти анализаторам. На крышке коробочки наклеены знаки с именами признаков.

В первую

помещены объекты с именем признака
«вкус
» – контейнеры с кусочками шоколада, моркови, апельсина, чеснока, лимона, салфетки и индивидуальные вилочки. Дети с закрытыми глазами кушают продукт, угадывают его и называют какой он по вкусу (шоколад по вкусу сладкий и т.д.)

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

Во вторую

— объекты с именем признака «
запах»
(непрозрачные баночки с отверстиями, чтобы можно было понюхать, что там находится (кофе, чеснок, апельсин, огурец, лук). Дети нюхают и отгадывают, что там находится.

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

В третью

— объекты с именем признака
«звук»
(погремушка — гремит, свисток – свистит, молоток – стучит, бумага – шуршит, колокольчик — звенит). Дети пробуют, какие звуки могут издавать объекты и называют.

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

В четвертую

— объекты с именем признака «
температура» и «цвет
» (баночки с разным цветом крышек; в баночки налита вода горячая, холодная, ледяная). Сначала исследуется имя признака «цвет». Дети называют цвет крышечек. Затем детям предлагается исследовать температуру баночек, и назвать какие же баночки по температуре (баночка с красной крышкой по температуре горячая). Так исследуется содержимое всех коробочек – сюрпризов.

В заключение игры детям предлагается набор карточек с объектами, из которых они собирают остальные части своих гусениц. Когда гусеницы собраны, дети объясняют свой выбор (у меня помощники – глаза, признак объекта – цвет, я выбрал радугу и краски и т.д.)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]